23) Римский-Корсаков Н.А. Музыкальные статьи и заметки. - СПб., 1911.
24) Рубинштейн С.Л. Основы психологии. - М., 1935.
25) Савшинский С.И. Пианист и его работа. Советский композитор. - Л.,
1961.
26) Савшинский С.И. Работа
пианиста над музыкальным произведением. – М.: Музыка, 1964.
27) Савшинский С.И. Режим и гигиена работы пианиста. – Л.:
Советский композитор, 1963.
28) Соколова М.Г. Вопросы
фортепианного исполнительства. Очерки, статьи. Выпуск третий. – М.: Музыка,
1973.
29) Станиславский К.С. Работа актёра над собой. - М., 1938.
30) Степанов Н.И. Учить - быстро! Играть – выразительно! // Народник.
– 1999. - № 2. – с.21 – 25.
31) Столяренко
Л.Д. Основы психологии. – Ростов на Дону: Феникс, 1999.
32) Стоянов А. Искусство пианиста. – М.: МУЗГИЗ, 1958.
33) Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1985.
34) Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., 1947.
35) Успенский П. В поисках чудесного. – М.: Фаир-Пресс, 2000.
36) Федоров Е.Е. статья,
Сборник «Вопросы музыкознания». – Новосибирск: Новосиб. государ. консерватория
им. М. И. Глинки, 1999.
37) Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ, - М., 1913.
38) Цыпин Г.М. Психология
музыкальной деятельности: Проблемы, суждения, мнения. - М.: Интерпракс, 1994.
39) Чайковский П.И., С.И. Танеев. Письма. - М., 1951.
40) Шуман Р. Избранные статьи о музыке. - М., 1956.
41) Щапов А.П. Фортепианная педагогика. – М.: Советская Россия, 1960.
[1] Эппиграф к книге Савшинского С.И. Работа пианиста над музыкальным
произведением. – М.: Музыка, 1964, с. 3.
[2] Мещеряков Б. Зинченко В. Большой психологический словарь. - М.:
Олма-пресс, 2004, с. 117.
[3] Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., 1947, с.95.
[4] Блонский Павел Петрович — философ, педагог и психолог. Круг
исследуемых им проблем был чрезвычайно широк. В частности, разрабатывал
проблемы, смежные для психологии и педагогики. Сформулировал генетическую
(стадиальную) теорию памяти, согласно которой различные виды памяти —
моторная, аффективная, образная и вербальная — описываются как этапы
развития человека, его речи и мышления, изменения им окружающей
действительности.(Блонский П.П. Память и мышление. - М.: Просвещение, 1935, с.
3.).
[5] Закон Рибо — закономерность, сформулированная
в конце XIX в. Т. Рибо, согласно которой разрушения памяти при
прогрессирующей амнезии, например в случаях заболеваний или в пожилом
возрасте, имеют определенную последовательность. Сначала становятся
недоступными воспоминания о недавних событиях, затем начинает нарушаться
умственная деятельность личности. Происходит утрата чувствований и
привычек. Наконец, распадается инстинктивная память. В случаях восстановления
памяти прохождение этих же этапов происходит в обратном порядке.(Мещеряков Б. Зинченко
В. Большой психологический словарь. - М.: Олма-пресс, 2004, с. 57).
[6] Теплов
Б.М. Психология музыкальных способностей. - М., 1947, с. 244.
[7]
Психоанализ (нем. Psychoanalyse) — семейство психологических теорий и методов,
направленных на систематизированное объяснение бессознательных связей через
ассоциативный процесс. Один из методов психотерапии, созданный Зигмундом
Фрейдом, получивший широкое распространение в Европе (начало ХХ века) и США
(середина-конец ХХ века).( Ребер А. Большой толковый психологический словарь.—
М.: Вече, АСТ, 2000, с. 97).
[8] Зи́гмунд Фрейд (нем.
Sigmund Freud, полное имя: Сигизмунд Шломо Фрейд; 6 мая 1856, Фрайберг (ныне Пришбор),
Чехия — 23 сентября
1939, Лондон)
— австрийский
психиатр
и основатель психоаналитической
школы в психологии,
направления, распространявшего теорию, согласно которой значительная часть
поведения человека управляется бессознательными
мотивами, имеющими скрытый сексуальный подтекст.
(Ребер А. Большой толковый
психологический словарь.— М.: Вече, АСТ, 2000, с. 97).
[9] Ребер А. Большой толковый психологический словарь.— М.: Вече, АСТ,
2000, с. 111.
[10] Маккиннон Л. Игра наизусть. – Л.: изд. «Музыка», 1967, с.20.
[11] Чарльз Байдоуин – известный английский психолог.
[12] Вильям Джеймс - английский психолог .
[13] Товия Матей - английский пианист, фортепианный педагог, композитор.
[14] Маккиннон Л. Игра наизусть. – Л.: изд. «Музыка», 1967, с. 34.
[15] Падеревкий Игнаци – польский пианист и композитор, ученик Т.
Лешетинского.
[16] Статья «Работа пианиста» из книги Голубовской Н.И. « Диалоги.
Избранные статьи» СПб., 1994, с. 118
[17] Аккомодация (от лат. Accomodatio – приспособление) —
понятие, развитое в концепции интеллекта
Ж. Пиаже.
Обозначает приспособление схемы поведения к ситуации за счет активности, в
результате чего существующая схема изменяется. Аккомодация в развитии
интеллекта была описана по аналогии с биологической аккомодацией, целью которой
является процесс приспособления к разнообразным требованиям окружающего мира.
Аккомодация соотносима с ассимиляцией, в единстве с которой они описывают акт
приспособления, адаптации.(
Мещеряков Б. Зинченко В. Большой психологический словарь. - М.:
Олма-пресс, 2004, с. 233).
[18] Голубовская Н.И. Статья «Работа
пианиста» из книги «Диалоги. Избранные статьи». - СПб., 1994, с. 127.
[19] Там же, с. 128.
[20] К техническим
представлениям относятся: представление нужных клавиш и аппликатуры,
представления о расстояниях между клавишами;
Представления о соприкосновениях с
клавишами;
Представления о соприкосновениях
(состояниях) и движении пальцев, руки, корпуса (если количество этих
представлений чрезмерно, то они могут подавлять слуховые представления и
эмоциональный тонус; тогда игра становится ремесленной)
[21] Савшинский С.И. Пианист и его работа. Советский композитор. - Л.,
1961, с. 30.
[22] Гофман И. Фортепианная игра. Вопросы и ответы. – М.: Искусство, 1961,
с. 27.
[23] Шуман Р. Избранные статьи о музыке. - М., 1956, с. 254.
[24] Мартьянов П. Дела и люди века. Т. 3. - СПб., 1896, с. 217.
[25] Гофман И. Фортепианная игра. Вопросы и ответы. – М.: Искусство, 1961,
с. 113
[26] Савшинский С.И. Пианист и его работа. Советский композитор. - Л.,
1961, с. 30.
[27] Рахманинов С. В. Письма. - М., 1955, с. 434.
[28]
Савшинский С.И. Пианист и его работа. Советский композитор. - Л., 1961, с. 34.
[29] Кинесте́зия (греч.
κινέω, «двигать, прикасаться» + греч.
αίσθησις, «чувство, ощущение») - так
называемое «мышечное чувство», чувство положения и перемещения как отдельных членов
так и всего человеческого тела.
(Мещеряков Б. Зинченко В. Большой психологический словарь. - М.:
Олма-пресс, 2004, с. 25).
[30] Савшинский С.И. Пианист и его работа. Советский композитор. - Л.,
1961, с. 36.
[31] Савшинский С.И. Пианист и его работа. Советский композитор. - Л.,
1961, с. 36.
[32] Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., 1947, с. 13.
[33] Римский-Корсаков Н.А. Музыкальные статьи и заметки. - СПб., 1911, с.
53.
[34] Гофман И. Фортепианная игра. Вопросы и ответы. – М.: Искусство, 1961,
с. 114.
[35] Савшинский С.И. Пианист и его работа. Советский композитор. - Л.,
1961, с. 41-43.
[36] Вессель Е. Некоторые из приемов, указаний и замечаний А.Г.
Рубинштейна. - СПб., 1901, с. 10.
[37] Гофман И. Фортепианная игра. Вопросы и ответы. – М.: Искусство, 1961,
с. 38.
[38] Стоянов А. Искусство пианиста Гос. Муз. Изд. Москва 1958, с. 129.
[39] Николаева А.А. Очерки по методике обучения игре на фортепиано. Выпуск
первый. – М.: Музгиз, 1950, по статье И. Рабиновича, «о работе с учеником над
муз. Произведением», с. 90.
[40] Стоянов А. Искусство пианиста. – М.: МУЗГИЗ, 1958, с. 132.
[41] Римский-Корсаков Н.А. Музыкальные статьи и заметки. - СПб., 1911, с.
61.
[42] Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 1997, с. 184.
[43] Савшинский С.И. Пианист и его работа. Советский композитор. - Л.,
1961, с. 33.
[44] Маккиннон Л. Игра наизусть. – Л.: Музыка, 1967, с. 19,21.
[45] Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., 1947, с. 261.
[46]Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
1997, с. 185.
[47]Там же.
[48]Маккиннон Л. Игра наизусть. – Л.: Музыка, 1967, с.43.
[49]Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника на основе
звукотворческой воли. – М.: Музыка, 1966, с. 201.
[50]Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
1997, с. 186.
[51]Муцмахер В.И. Совершенствование
музыкальной памяти в процессе обучения игре на фортепиано. - М., 1984, с.
32-33.
[52] Маккиннон Л. Игра наизусть. – Л.: Музыка, 1967, с. 54.
[53] Муцмахер В.И. Совершенствование музыкальной памяти в
процессе обучения игре на фортепиано. - М., 1984, с. 37.
[54] Савшинский С.И. Пианист и его работа. Советский композитор. - Л.,
1961, с. 38.
[55] Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. – М.:
Музыка, 1964, с. 165.
[56] Мнемо́ника (греч. τα
μνημονιχα — искусство запоминания)
(мнемоте́хника) — совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание
и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.(
Мещеряков Б. Зинченко В. Большой психологический словарь. - М.: Олма-пресс,
2004, 77).
[57] Цыпин
Г.М. Психология музыкальной деятельности: Проблемы, суждения, мнения. - М.:
Интерпракс, 1994, с. 106.
[58] Коган
Г.М. У врат мастерства: Психологические предпосылки успешности пианистической
работы. 3-е, доп. изд. – М.: Музыка, 1969. с. 123.
[59] Маккиннон Л. Игра наизусть. – Л.: Музыка, 1967, с. 29.
[60] Коган Г.М. У врат мастерства: Психологические предпосылки успешности
пианистической работы. 3-е, доп. изд. – М.: Музыка, 1969. с. 122.
[61] Там же, с. 123.
[62] Петрушин
В.И. Музыкальная психология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997, с. 193.
[63] Леонид
Владимирович Занков (1901 —1977) — психолог, специалист в области
дефектологии, памяти, запоминания, педагогической психологии. Ученик Л. С.
Выготского.
[64] Занков
Л.В. Память. - М.: Просвещение, 1949, с. 85.
[65]Гофман И.
Фортепианная игра. Вопросы и ответы. – М.: Искусство, 1961, с. 130-131.
[66]Муцмахер
В.И. Совершенствование музыкальной памяти в процессе обучения игре на
фортепиано. - М., 1984, с.43.
[67]Савшинский
С.И. Пианист и его работа. Советский композитор. - Л., 1961, с. 43.
[68] Муцмахер
В.И. Совершенствование музыкальной памяти в процессе обучения игре на
фортепиано. - М., 1984, с. 46.
[69] Стоянов
А. Искусство пианиста. – М.: МУЗГИЗ, 1958, с. 131.
[70] Там же,
с. 193.
[71]Теплов
Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., 1947, с.175.
[72]Первичными
образами памяти называются образы, непосредственно следующие за восприятием и,
следовательно, не являющиеся результатом воспроизведения в собственном смысле
слова. (Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М., 1947, с. 232.)
[73] Теплов
Б.М. Психология музыкальных способностей. - М., 1947, с. 243-247.
[74] Петрушин
В.И. Музыкальная психология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997, с. 196.
[75] Мартинсен
К. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли. – М.:
Музыка, 1966, с. 244.
[76] Щапов
А.П. Фортепианная педагогика. – М.: Советская Россия, 1960, с. 24-25.
[77] Петрушин
В.И. Музыкальная психология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997, с. 197.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|