1. Взаимосвязь
понимания, истолкования и применения.
а) Понимание,
истолкование и практическое применение.
Говоря о связи
между пониманием и истолкованием, необходимо принимать во внимание
искусственность подобного деления процесса чтения Писания – при реальном чтении
текста все элементы о которых мы говорили функционируют как части единого
процесса. Понимание происходит тогда, когда мы можем истолковать значение
текста с точки зрения имеющейся информации, понимание воспринимает знаки,
слова, фразы, истолкование пытается их осмыслить. Но на этом не заканчивается
или, по крайней мере, не должно заканчиваться изучение текста. Практическое
применение не означает только определенное применение в области поведения
(этика), но и любое использование значения текста в проповеди, беседе,
книге, рассуждении и т.д.
В качестве примера
можно привести музыкальное произведение – необходимо иметь навык чтения нот, то
есть уметь определять, какие именно ноты изображены на нотном листе – какие
именно звуки обозначаются при помощи тех или иных знаков. Но простым
восприятием нотных знаков нельзя исполнить музыкальное произведение, их
сочетание требует соответствующего истолкования. Исполнение музыкального
произведения на инструменте будет в этой иллюстрации практическим применением,
но это исполнение будет зависеть от понимания нот и истолкования характера
произведения.
б) Практическое
применение и предпонимание, понимание и истолкование.
Применение значения
текста влияет прямым образом на наше восприятие и других текстов, и этого же
текста в другой раз, причем после многократного чтения, размышления,
применения, когда знакомство с текстом помогает размышлять о применении на
основе понимания и истолкования. Это
круг не должен смущать толкователя, поскольку эффект особого действия достигает
как раз за счет многократного прочтения в различных условиях и с разными
подходами.
Необходимо обратить
внимание и на тот факт, что фундаменталист читает Библию и видит в ней
подтверждение всем своим убеждением, либерал читает Писание как либерал и не
понимает как можно не видеть того, что видит он, атеист видит в Библии
сплетение ошибок и противоречий. Кто-то читает Писание на старославянском и
терпеть не может современных переводов, другой не понимает Писания на в
синодальном переводе и старается «осовременить» текст. Почему так происходит? В
чем дело? Кто-то воспринимает чтение Библии как постоянный пытливый поиск
«подсказок», кто-то читает ее как интересную поучительную книгу, кто-то
пытается понять общее настроение и прислушивается к основным темам, кто-то
углубляется в детали, не задумываясь о полной картине. Все это указывает на
огромную роль предпонимания, того как оно формируется при чтении, толковании и применении.
Практическое
применение истин Писания делает его значимым для христианства, современное
богословие постепенно «перерастает» стадию критического отношения к чтению
Библии, взывая к восприятию ее как некоего целого, как Слова Божия. Здесь
нельзя обойти учение о Писании, которое в краткой форме было изложено в самом
начале курса – что такое Священное Писание? Только ответив на этот вопрос,
можно говорить о важности применения.
Обратим внимание на
примеры неверного использования Писания:
- Поиск советов на каждый день – почему это
использование неверно? Потому что читатель ориентирован на поиск ответа на свой
вопрос, который в какой-то мере уже предопределяет ответ. Как вопрос может
влиять на ответ? Просто – вопрос «может ли человек потерять спасение?»
подразумевает только два возможных ответа – «да» или «нет». Поиск ответа часто
инициирует вырывание текста из контекста, манипулирование текстом, искажение
смысла.
- Цитатничество – формулирование богословских
позиций на основе Библии дело привычное, но вот только когда определенное
богословское мнение сначала формируется, а затем обосновывается при помощи
Писания, то тогда использование текстов становится цитатничеством.
- Использование Писания как магической книги –
как ни странно это звучит, но чаще чем мы думаем можно встретиться с массой
суеверий среди верующих, что дает многим психологам повод говорить о общей сути
и религии, и суеверия. В чем выражается суеверное отношение к Библии? В том,
что ее слова наделяются особым действием, которое никак не связано с
содержанием – цитирование текстов наизусть для борьбы с духами, многократное
повторение с целью самовнушения или подавления мыслей, механическое чтение
текстов для поддержки определенного настроения.
Каким
образом избежать подобных ошибок? – тщательно рассмотреть принципы применения
значения текстов.
2. Основные
герменевтические проблемы применения первоначального значения текста в
современной ситуации.
а) Культурная
обусловленность[100].
Культура времени
написания текста и культура современного читателя во многом отличаются, если
прибавить к этому тот факт, что иногда весьма сложно детально воссоздать
первоначальную культурную ситуацию, то легко понять, что культурная
обусловленность текста представляет проблему при толковании и применении. Когда
Павел говорит о «знаке для ангелов» (1 Кор. 11:10), то практически невозможно
понять, что именно он имеет в виду. Мнения исследователей разделяются на
предмет возможности или полной невозможности воссоздать культурную ситуацию. В
каком-то смысле мы имеем дело с мертвой культурой, с другой стороны, мы верим в
действие Святого Духа, который помогает понять некоторые аспекты, но не дает
возможности «реанимировать» ушедшую в небытие культуру.
б)
Герменевтический круг.
Сформулировав
кратко данную проблему можно при помощи фразы – пока толкователь работает с
текстом, текст работает с ним. Хотя не все богословы признают проблему
предпосылок и предпонимания в истолковании и применении текста, все же
необходимо помнить о том, что невозможно полностью объективно подходить к
Писанию. Это не означает, что исследователь должен оставить все попытки изучать
культуру, язык, историю и др. для того, чтобы понять первоначальную ситуацию
написания текста.
в) Единство и
многообразие в Писании.
При изучении ВЗ или
НЗ возникает вопрос о том, можно ли сказать, что все авторы Библии имели
примерно одинаковое богословие или они отличались во мнениях по некоторым
вопросам? Противоречат ли авторы Библии друг другу или они выражают разные
мнения, описывающие проблему с разных сторон? Примером может служить изучение
синоптических Евангелий – например притча о талантах у Матфея (25:14-30) и у
Луки (19:11-27) изложены не просто по разному , но в разных контекстах и с
разных точек зрения – означает ли это, что евангелисты противоречат друг другу?
Факт наличия элементов единства и многообразия, несомненно, затрудняет процесс
истолкования и применения.
г)
Прогрессирующее откровение.
Еще одним важным
моментом в изучении Писания является понятие «прогрессирующего откровения» –
что это значит? Это значит, что Писание дает нам пример того, как Бог давал
откровение о Себе постепенно, то есть богословие авторов ВЗ отличается от
богословия авторов НЗ в сторону развития, откровения Бога о Себе. Понятие
«прогрессирующие откровение» было введено более консервативными богословами как
реакция на либеральное понятие «развивающееся богословие» авторов Библии.
3. Основные этапы применения.
Рассмотрим 4 этапа поиска верного
практического применения текста[101].
Этап 1.
Определите первоначальное применение значения текста.
На данном этапе
необходимо так же, как и при определении первоначального значения текста
(смысла), задать вопрос о том, каким было предполагаемое автором первоначальное
применение текста (значимость), то есть чего именно хотел автор добиться от
своих читателей при помощи своего текста? Содержит ли текст заповедь или
повеление, совет или пример для подражания, обетование или предупреждение,
учение или богословское понятие – именно это является целью на первом этапе.
Этап 2.
Определите степень культурной обусловленности первоначального применения.
На данном этапе
появляется большинство проблем, поскольку именно удаленность книг Библии по
времени, как было сказано, вызывает больше всего вопросов относительно
применения. Рассмотрим этот этап подробнее.
1.
Имеется ли в тексте прямое или косвенное
указание на важный богословский или этический принцип, содержащийся в Библии в
четко сформулированном виде?
2.
Каким образом литературный контекст
рассматриваемого отрывка ограничивает или расширяет область применения?
3.
Есть ли в тексте указания на то, что
подразумеваемое первоначальное применение обусловлено первоначальной культурной
ситуацией и не имеет прямого применения для современного читателя?
4.
Находилось ли первоначальное применение
текста в соответствии или в противоречии с общепринятыми нормами того времени?
Этап 3.
Определите вневременной принцип.
Несмотря на
кажущуюся простоту, определение принципа, на основании которого можно говорить
о применении в современной ситуации, дело весьма сложное. Само понятие
«вневременной принцип» должно быть тщательно рассмотрено. Оно не означает, что
существует определенное количество вневременных истин и они постоянны на
протяжении всех времен – абсолютизм сложно обосновать исходя из всей той
информации, которую мы имеем. Что же такое «вневременной принцип»? Это попытка
сформулировать определенный принцип, который смог бы быть основанным на
первоначальном применении значения текста, с другой стороны мог бы что-то
значить и для современного читателя.
Этап 4. Найдите
соответствующее принципу применение в современной ситуации.
X. Герменевтика
как основа богословия (вместо заключения).
1. Обзор курса с целью демонстрации
герменевтического метода.
2. Герменевтика и библейское богословие.
а) Определение
библейского богословия.
Библейское богословие – чтение отдельных книг Библии с целью (1)
организации текстов автора по темам, (2) поиска объединяющих разных авторов
тем.
История библейского богословия как отдельной науки начинается со
времени критического исследования Писания, хотя элементы, которые были
объединены впоследствии в эту науку, были известны в церковном исследовании
Писания задолго до Возрождения и Просвещения.
Библейское богословие и историческое богословие.
б) Метод библейского богословия.
Предписательный метод – изучение Писания руководствуется поиском
определенных тем в богословии авторов (акцент на единстве).
Описательный метод – изучение Писания руководствуется темами
богословия авторов и пытается объединить их темы в богословские системы
авторов, отказываясь создавать единое библейское богословие (акцент на
многообразие).
Метод истории традиции – изучение Писания с точки зрения положения
авторов в истории традиции, помещение их взглядов на историческую прямую,
соотнесение различий с точки зрения развития традиции.
в) Роль герменевтики в библейском богословии.
2. Герменевтика и систематическое богословие.
а) Основные элементы богословской конструкции.
Священное Писание.
Традиция.
Община (церковь).
Опыт.
Философия.
б) Герменевтика и основные элементы богословия.
3. Герменевтика и гомилетика.
а) Значение текста.
-
Обратите внимание на
историко-культурную ситуацию.
-
Обратите внимание на
контекст.
-
Обратите внимание на
грамматическое значение текста.
-
Обратите внимание на
богословие текста.
-
Рассмотрите
толкование текста в истории богословия.
б) Истолкование/Применение.
-
Обратите внимание на
первоначальное значение текста.
-
Обратите внимание на
первоначальное применение текста.
-
Рассмотрите
возможность перенесения первоначального применения в современном контексте.
в) Подготовка проповеди.
-
Составьте план
проповеди.
-
Выделите основную
идею проповеди на основании изучения текста.
-
Продумайте
произнесение проповеди.
Приложение А:
Притчи:
·
C.H. Dodd, The parables of the Kingdom (1963)
·
W.O.E. Oesterley, The Gospel Parables in the Light of Their
Jewish Background (1936)
·
B.D.T. Smith, The Parables of the Synoptic Gospels (1937)
·
I.H.Marshall, Eschatology and the Parables (1963)
·
J.Jeremias, The parables of the Kingdom (1963)
·
G.E. Ladd, Jesus and the Kingdom (1964)
·
R.H.Stein, The Method and Message of Jesus’ Teaching, Westminster
Press (1978)
·
C.L. Blomberg, Interpreting the Parables, IVP (1990)
·
G.R. Beasley-Murray, Jesus and the Kingdom of God (1986)
·
K. Froer, Biblische Hermeneutik, Chr. Kaiser Verlag, Munchen
(1961)
·
Ernst Fuchs, Hermeneutik, R.Muellerschoen Verlag, Bad Cannstatt
(1963)
Послания:
·
Wiiliam G. Doty, Letter in Primitive Christianity, Fortress Press
(1973)
[1] «… говорят, что следует держаться только
Библии. С одной стороны, это совершенно правильный принцип. Есть очень
религиозные люди, которые читают только Библию и приводят из нее изречения, -
люди высокого благочестия и религиозности, но не являющиеся теологами; тут еще
нет научности, теологии… даже дьявол цитирует Библию, но это еще не делает его
теологом. Когда человек уже не только читает и повторяет изречения, когда
начинается так называемое объяснение, заключение, истолкование того, что должно
означать прочитанное, он переходит к рассуждению, рефлектированию, мышлению, и
тогда речь идет о том, правильно или неправильно его мышление, каким он выступает
в своем мышлении.» Гегель, Г.В.Ф. «Философия религии», М: Мысль, 1976, том II, стр.
226-227.
Позволим себе развить эту мысль и сказать, что даже
цитирование каких-либо изречений содержит в себе зачаток теологии, так как эти
изречения приводятся в определенный момент в отношении к определенному случаю,
то есть уже делается какое-то умозаключение об уместности этих цитат, потом
порядок этих изречений также основан на некоем намерении передать мысль.
[2] Ogden,
O.K. and I.A. Richards “The Meaning of Meaning: A Study of Influence of
Language on Thought and of the Science of Symbolism” (New York, 1989)
[3] Verstehen – понимать, понимание
как акт; Vestand
– рассудок.
[4] Кант: 1)
восприятие (sensatio), 2) рассудок (intellectus) – способность мыслить
категориями, 3) разум (ratio) – способность мыслить понятиями.
[5] Достаточно того, чтобы каждый из нас вспомнил
то время, когда он только пришел в церковь – лишь через некоторое время человек
начинает действительно понимать все, что происходит вокруг него, хотя многие
принимают Христа сразу, проходит какое-то время и они полностью «погружаются в
традицию» и познают ее суть. Вместе с внешними проявлениями традиции (как
молится в собрании, как вести себя во время проповеди, как петь, как одеваться
и т.д.), усваиваются и богословские идеи (понимание Бога, понимание места
человека в мире, умение слушать проповеди и читать Библию и т.д.), в том числе
и герменевтические принципы – как толковать Библию, как находить ей
практическое применение в жизни, как понимать сложные места. Таким образом,
кафедра является для каждого верующего баптистской традиции первой библейской
школой, в которой он получает все основные знания относительно своей веры.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|