3.
При истолковании повествования необходимо
принимать во внимание перспективу автора (политическую, богословскую,
социальную и др.), так как ключ к пониманию истории лежит в намерении автора. Мы уже сказали о том, что библейское повествование не является
объективным и детальным описание фактов, но написано с определенной точки зрения.
Именно эта перспектива и определяет намерение автора, а толкование
повествования должно основываться на первоначальном значении текста.
4.
Повествование предназначены для чтения и
обдумывания, назидания и поучения, поэтому их толкование должно принимать во
внимание эти особенности жанра. Жанр повествования
бросает нам вызов своей особенностью выражать мысль не при помощи абстрактно
сформулированных идей, а при помощи жизненных историй. Поэтому для того, чтобы
понять историю, необходимо принимать во внимание то, как повествование
воспринималось первоначально.
3. Пример толкования повествований.
В качестве примера жанрового анализа
повествовательного отрывка рассмотрим историю о грехе Давида (2 Царств 11:1
- 12:23). История эта интересна тем, что она отличается от простых описаний
исторических событий, отличается от хроники, но является примером библейского
повествования. Читая эту историю, мы находим в ней все признаки жанра – (1) она
основана на реальных событиях из жизни Давида, (2) автор данной истории не
просто сухо излагает факты, но творчески формирует из них повествование, (3)
читая эту историю, не сложно увидеть какого мнения был автор, он явно
отрицательно относиться к поступку Давида, и обращает особое внимание на
обличение Давида и его покаяние, (4) естественно, что автор описывает только те
события, которые считает относящимися к его повествованию, то есть излагает
факты избирательно, и, наконец, (5) история от начала до конца ориентирована на
читателю, так как ее цель заключается не просто в изложении фактов, но в
научении читателя правильному поведению, принципам верной жизни на примере
Давида, также данная история служит и общей цели книги, описывая и такие
стороны жизни Давида.
Итак, рассмотрим
данную историю с точки зрения основных элементов:
Сюжет данной истории таков – царь Давид приметил красивую женщину и
воспользовался своим положением царя для исполнения своих желаний, когда
впоследствии обнаружилось, что в результате его поступка женщина забеременела,
он пытается скрыть свое участие тем, что вызывает мужа и разрешает ему провести
некоторое время с женой, муж оказывается человеком принципиальным и
отказывается пользоваться всеми благами мирной жизни, ситуация становится более
сложной и Давид решает избавиться от мужа, он посылает его на верную смерть и
таким образом после его кончины он берет «вдову» себе в жены и она рожает ему
сына. Далее приходит Нафан и рассказывает Давиду историю, призывая его оценить
действия главных героев, после того, как Давид совершенно справедливо осуждает
одного из героев притчи, Нафан открывает ему смысл сказанного и оказывается,
что он только что осудил самого себя, Давид раскаивается в содеянном. Сын,
рожденный от этой связи, заболевает и впоследствии умирает, в наказание за грех
Давида. Интересно, что в повествование вплетается притча о богатом и бедном
человеке – это именно притча, а не аллегория, то есть это история, которая
демонстрирует некоторую истину, в данном случае, обличает Давида. Жанр притчи
будет подробно рассмотрен в другой лекции.
Если попытаться
выразить всю история вкратце, то получится примерно такая сюжетная линия:
Давид и грех с
Вирсавией – проблемы с Вирсавией и Урией (две попытки «решить» проблему при
помощи Урии) – Давид решает избавиться и избавляется от Урии – Давид берет
Вирсавию в жены и она рожает ему ребенка – Нафан обличает Давида и Давид кается
в грехе – в наказание за грех Давида умирает его сын от Вирсавии.
Проанализируем
сюжет данного повествования по схеме «завязка – конфликт – развитие конфликта –
развязка».
-
Завязка – Давид
прогуливается и видит красивую женщину, он посылает слуг привести ее к себе,
после этого он спит с ней и отсылает домой. Казалось бы ничего необычного не
происходит, кроме нарушения заповеди о прелюбодеянии и вопроса, который
возникает у читателя – почему Давид идет на поводу у своих желаний? почему он
так легко нарушает заповедь Бога? неужели он думает, что избежит наказания, что
Бог ничего не видел, или он считает, что ему все позволено? Вирсавия
обнаруживает, что она беременна от Давида, а это означает, что прелюбодеяние
станет явным через некоторое время, так как ее муж на войне и все поймут, что
ребенок не его, все может плохо закончиться.
-
Конфликт - Вирсавия
обнаруживает, что она беременна от Давида, а это означает, что прелюбодеяние
станет явным через некоторое время, так как ее муж на войне и все поймут, что
ребенок не его, все может плохо закончиться. Конфликт, - с одной стороны
греховное поведение Давида, с другой стороны заповедь Бога о запрещении
прелюбодеяния. Можно предположить, что есть два способа удалить конфликт -
покаяться и исправить положение так, как это возможно, скрыть грех и удалить
все возможные варианты раскрытия беззакония.
-
Развитие конфликта -
Давид избирает второй путь и предпринимает 2 попытки «решить» проблему
-устроить так, чтобы Урия переночевал дома, тогда последующая беременность
объясниться, когда Урия отказывается ночевать дома из солидарности с другими
воинами, Давид пытается напоить Урию, но тот все равно не идет ночевать домой,
тогда Давид предпринимает последнюю попытку - он решает убить Урию, он пишет
письмо Иаиру, чтобы тот направил Урию в самое опасное место, план Давида
срабатывает и проблема «решена».
-
Развязка - конфликт не
разрешен, поэтому наступает развязка и Бог вмешивается и решает проблему, он
посылает пророка к Давиду и пророк обличает Давида в грехе, рассказывая ему
притчу, тем самым показывая Давиду его грех как бы со стороны. Давид понимает
суть своего греха и кается, Бог его прощает, но его сын умирает как следствие
его греха.
Действующие лица этой истории видны сразу, возникает только вопрос о том, кто из них
главные, а кто второстепенные. Главные герои - Давид, Бог, второстепенные
действующие лица - Вирсавия и Урия, Нафан, Иоав, слуги Давида, сын Давида.
Попытаемся охарактеризовать каждого героя: Давид, царь, о котором мы уже много
знаем, главный герой всей книги в целом, а не только данной истории, читая
данное повествование, мы видим, что несмотря на наличие разных действующих лиц,
все они второстепенны, так как основное внимание автор уделяет описанию того,
что делает Давид. Давид увидел женщину, Давид взял ее себе, Давид вызвал Урию с
«передовой», Давид посылает Урию на верную смерть, Давид берет Вирсавию в жены,
Давид беседует с Нафаном, Давид молится об исцелении сына, история
заканчивается словами Давида. Другим действующим лицом этого повествования
является Бог -почему? Потому что именно Он вмешивается в «благополучный» ход
истории и обличает Давида через Нафана. Второстепенные герои - Вирсавия и Урия,
несмотря на то, что повествование о них, они не главные в этой истории, автор
практически ничего не говорит ни о их характере, ни о их чувствах или мнениях.
Стиль данной истории таков, что именно Давид стоит в центре истории, все
остальные как бы вращаются вокруг него.
Обстановка, в которой происходят действия, -
это обстановка жизни Давида, политическая обстановка нам также известна - идет
война, с точки зрения социальной обстановки мы видим царя противостоящего
простому воину и его жене, то есть действие происходит на разных социальных
уровнях.
Итак,
подробно рассмотрев это повествование, попытаемся проанализировать его согласно
выделенным принципам.
-
согласно рассмотренным нами характеристикам данного
повествования, прежде всего нас должны интересовать не сухие исторические
факты, но их изложение в истории; каким образом данный принцип помогает нам в
жанровом анализе (заметим, что еще нет истолкования, только жанровый анализ,
направленный на выяснение значения текста)? - мы должны смотреть на эту историю
как на историю, а не как на сумму интересных идей или намеков на возможность
применения в современной ситуации. В данной истории нам важно воспринять
история как повествование, и не заострять внимание на деталях поведения тех или
иных персонажей.
-
после анализа деталей повествования нам легче
воспринимать его как целое, поэтому при истолковании необходимо принимать во
внимание всю историю, не разбивая ее на части. Истолкование какой-то части
рассматриваемой истории без учета контекста может привести к неверному пониманию
истории, то есть не к такому пониманию, которое пытался сформулировать автор,
рассказывая историю. История герменевтики учит нас тому, что именно видимая
простота повествовательного жанра толкала многих толкователей к поиску
«глубоких», «духовных» уровней текста, в результате чего повествования
переставали быть таковыми, и превращались в зашифрованное послание от Бога, и
целью истолкования становилась расшифровка этого послания.
-
история о грехе Давида написана с точки зрения
человека, который явно симпатизировал Давиду, но, несмотря на это, строго и
правдиво описал все события. Закончив описание деталей греховного поведения
Давида, автор пишет: «и было это дело, которое сделал Давид, ЗЛО в очах
Господа». Дальнейшее описание покаяния Давида и его отношение к наказанию
показывают Давида с наилучшей стороны, еще раз подтверждая мнение автора книги
о богоизбранности Давида.
-
история рассказана не просто для сообщения нам
фактов из жизни Давида, но она находится в контексте других историй и
предназначена для научения, назидания читателей. Поэтому пытаясь истолковать
повествование необходимо задаться вопросом о том, какое дидактическое действие
производила эта история на первых слушателей.
Основные выводы
(на основании жанрового анализа)[83]:
1) История о грехе Давида рассказана
таким образом, чтобы читатель увидел, что даже Давид совершал грехи и Бог к
грехам Давида относился также, как к грехам обычных людей. Давид в этой истории
предстает не праведником, но грешником - Урия оказывается более честным и
принципиальным, чем Давид, который должен был быть духовным лидером нации.
2) Автор истории анализирует незначительную с точки
зрения политики и нравов того времени историю, и приходит к выводу о том, что
несправедливость поступка Давида дает повод врагам народа хулить Бога - именно
в этом заключается вина Давида, который должен был быть гарантом справедливости
как помазанник Бога.
3) Бог в этой истории защищает людей от
несправедливости, хотя и позволяет Давиду убить Урию, но за это умирает сын
Давида. Бог посылает Нафана обличить Давида не в безнравственности, но в
несправедливости и нарушении прав бедных, в злоупотреблении своим положением.
4) История показывает, что покаяние делает возможным
восстановление отношений с Богом, покаяние объединяет людей всех уровней - Бог
требует его даже от царя, согрешил - кайся и Бог простит и, возможно, избавить
от наказания - такова цель автор при изложении истории.
2. Поэзия.
1. Основные
характеристики жанра.
Рассматривая жанр
библейской поэзии, можем сказать, что в основном мы будем говорить об еврейской
поэзии. Для начала охарактеризуем поэтический жанр как таковой, затем коснемся
жанра еврейской поэзии. Если мы рассмотрим текст с точки зрения его формы и
содержания, то поэтический жанр отличается от других тем, что использует
определенную форму и как правило имеет определенное содержание (в смысле
предмета, основной темы текста). Говоря о поэзии и ее отличии от прозы,
необходимо обратить внимание на то, что в поэзии «ритм является определяющим
построение моментом, и в рамки ритма вдвигается смысл и выражение»[84]. Ритм является основным элементом
поэзии, хотя существуют различные теории относительно сути поэзии.
Говоря
о библейской поэзии, мы имеем в виду древнееврейскую поэзию, которая очень
отличается от современной поэзии. Все привычные для нас элементы - рифма, метр,
строфы - по большей мере отсутствуют в еврейской поэзии9. Что же
делает ее поэзией? Определенный ритм, хотя еврейская поэзия образуется не
столько за счет формы, сколько за счет содержания. Отличительной чертой
еврейского стихосложения является параллелизм, о котором мы подробно поговорим
далее, пока же рассмотрим основные характеристики поэтического жанра.
Субъективность. В сравнении с повествованием
поэзия еще более субъективна, так как отражает сугубо индивидуальное видение
мира, поэтический текст и не претендует на объективное изложение фактов,
наоборот, в Библии мы находим изложение одних и тех же событий и в прозе, и в
стихах.
Эмоциональность. Поэзия всегда была
эмоциональной, так как изначально использовалась для выражения чувств,
переживаний или положительных, или отрицательных. Библейская поэзия в основном
религиозна (за исключением некоторых текстов вроде Песни песней), поэтому и
выражает религиозные чувства - упование, надежду, любовь к Богу, отчаяние,
страдание, ропот и т.д. Для выражения всей совокупности переживаний человека
используются различные литературные приемы - метафоры, сравнения, преувеличения
и др., о которых мы скажем подробнее дальше.
Образность. Образность поэзии следует из ее предназначения - поэтические тексты
Писания выражают при помощи то, что - невозможно выразить прямо, без использования метафор и сравнений.
Образность, естественно, ведет к неточности с точки зрения объективности
изложения фактов, то есть поэзия выражает отношение человека к факту, а не
описывает факт и, если в истории это было бы неприемлемо, то поэтический жанр
подразумевает сугубо личностное видение мира, события, факта. Образность поэзии
противостоит буквальности и точности хроники.
Ориентированность на сопереживание. Если,
говоря о повествовании, мы обратили внимание на его ориентированность на
назидание, понимание, то библейская поэзия ориентирована на сопереживание
радости, горя, гнева, восхищения. Например, псалмы не только вызывают у нас
сопереживание автору, но и помогают нам выразить аналогичные чувства.
Типы
поэзии в Библии.
- военные песни, песни связанные с войной, с победой -
Исход 15:1-18, Судьи 5
- любовные песни, - Песни песней, Бытие 2:23
- плач - более 60 плачей-псалмов только в книге
Псалтирь, а также 2 Царств 1:17-27,3:33-34 гимны прославления
- гимны благодарения назидательные псалмы
Важно отметить тот
факт, что вышеназванные типы поэтических текстов обычно имеют определенную
структуру, с соответствии с которой создаются песни или гимны.
а) Параллелизм.
Исследование библейской поэзии показывает, что параллелизм является основой
поэтического жанра, но чем больше изучается не только древнееврейская, но и
другая семитская поэзия, тем больше мнений относительно классификации
параллелизмов по типам. Рассмотрим два вида -синонимический и антитетический
параллелизм.
Синонимический параллелизм. Данный параллелизм
построен так, что первая строка выражает определенную мысль, вторая строка
повторяет ее при помощи синонимов, то есть одна и та же мысль повторяется
дважды.
Пс. 2:2-3
Восстают
цари земли
И
князья совещаются вместе Против Господа
И
против помазанника Его:
«Расторгнем
узы их,
Свергнем с себя
оковы их».
Живущий
на небесах посмеется, Господь поругается им.
Тогда
скажет им во гневе Своем
И яростью Своею
приведет их в смятение.
Антитетический параллелизм. Данный параллелизм
построен так, что вторая часть стиха выражает ту же мысль, что и первая, но при
помощи антонимов, слов противоположных по значению или через отрицание
глаголов из первой
части.
Притчи 3:1, 5
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|