Сын
мой! наставления моего не забывай, И заповеди мои да хранит сердце твое.
Надейся
на Господа всем сердцем твоим И не полагайся на разум твой.
Существуют
и более сложные формы такого параллелизма, например Псалом 29:9-11 (схема АБ
БА)11
К
Тебе, Господи, взывал я И Господа умолял:
«Что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу?
Будет ли прах славить Тебя? Будет ли возвещать истину?
Услышь,
Господи, и помилуй меня Господи! Будь мне помощником».
Чаще
всего мы встречаемся с параллелизмом между двумя стихами - дистих, но
также существуют и тристих (Псалом 7:6; Притчи 1:22), тетрастих
(Псалом 5:10; Еккл. 12:3), пентастих (Песн. 3:10).
б) Изобразительные средства.
В
библейской поэзии можно выделить два типа изобразительных средства -
риторические (хиазм, параномасия, аллитерация, акростих, ассонанс) и
лексические (сравнение, метафора, синекдоха, гипербола). Рассмотрим для примера
упомянутые изобразительные средства.
Риторические средства - средства формы
поэтического отрывка.
-
хиазм - ступенчатое расположение слов, фраз,
предложений;
-
параномасия - игра слов;
-
аллитерация - каждая строка начинается с одной и
той же буквы;
-
акростих[85]
- каждая линия (каждая строфа) последовательно начинается с букв алфавита;
-
ассонанс - употребление одинаково звучащих слов.
Лексические средства - средства содержания,
слов поэтического отрывка.
-
сравнение - уподобление предмета, факта, события,
характеристик и т.д. чему-либо - «сильный как бык», «упрямый как осел»,
«высокий как дерево» и тому подобное, При сравнении имеется сравнительная
частица «как» («подобно»);
- метафора[86]
- когда слово используется не в прямом, а в переносном значении, мы говорим о
метафоре, прямое значение слова не имеет ничего общего с переносным значением,
лишь косвенное сходство.[87]
Метафорическими могут и прилагательные («золотой луч», «сердитая гроза»,
«веселая волна»), и глаголы («земля кричит», «вкушать сон»). Метафоры постоянно
появляются и умирают, они должны быть привлекающими внимание и сообщающими
что-то новое о предмете.
- Гипербола - преувеличение, предназначенное для
выражение отношения к чему-то.
- Синекдоха - называя часть имеют в виду целое («сто
голов скота»), или называя целое имеют в виду часть («начальство» вместо
«начальник», «насекомое» вместо «таракан»)
Несомненно,
существует масса других изобразительных средств, но их рассмотрение займет
много времени - в рамках данного курса важно понять сам факт их действия в
поэзии для выражения смысла.
2. Принципы толкования поэзии.
Основные
характеристики поэтического жанра, рассмотренные выше, помогают нам
сформулировать некоторые принципы толкования библейской поэзии.
1.
Поэзия выражает определенное содержание при
помощи строго определенных форм, поэтому перед толкованием необходимо тщательно
их исследовать. Как было сказано, поэтические тексты
гораздо сильнее зависят от той формы в которую они облечены, поэтому для их
понимания и толкования необходимо иметь ясное представление о структуре текста
- наличие параллелизмов, их тип, общее построение текста, наличие риторических
приемов, повторений и т.д. Нарушение данного принципа часто ведет к ошибкам
типа: «Раз это повторяется два раза, значит Бог хотел сказать, что это имеет
двойную силу (особое значение, относится к двум областям жизни и так далее в
зависимости от силы воображения истолкователя)».
2.
В поэзии используется много
изобразительных средств - для верного понимания текста необходимо тщательно
изучить эти средства. Именно невнимание к этому
важному принципу приводит к буквальному пониманию того, что говорится в
переносном смысле. Библейская поэзия использует массу различных изобразительных
средств, поэтому правильное понимание поэтических текстов напрямую зависит от
знания и понимания языковых средств, предназначенных для украшения текста. Если
при толковании повествований незнание языка оригинала, то есть использование
хорошего перевода, не мешает верному пониманию значения текста, то тщательное
глубокое изучение поэзии без знания еврейского практически невозможно.[88]
3.
Поэтические тексты были написаны в определенной
исторической ситуации, необходимо принимать ее во внимание при толковании
текста. Изучение «места в жизни» (Sitz im
Leben) поэзии помогает нам понять, что именно значила поэзия в
жизни тех людей, которые ее писали. Плач приобретает совершенно иное значение,
если мы знаем о тех условиях, в которых он был написан, песнь прославления,
упоминающая конкретные дела, также помогает нам самостоятельно оценить события,
за которые псалмопевец славит Бога.
4.
Поэзия сориентирована на сопереживание, поэтому
при толковании необходимо принимать это факт во внимание. Псалмы как поэтические тексты чаще всего читаются и истолковываются
так, что становятся источником учений, выводов, принципов, хотя главным в
поэзии является сопереживание, соучастие - именно поэтому они использовались в
богослужений, в совместном поклонении.
3. Пример
жанрового анализа поэтического текста.
Рассмотрим в
качестве примера Псалом 36.
1.
Анализ поэтических форм.
Для
анализа форм рассмотрим часть псалма 1-14 (см. схему). В этой части псалма
можно встретить те два типа параллелизмов, который были рассмотрены выше.
Синтетический
параллелизм - «не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие»
Антитетический параллелизм - «делающие зло истребятся, уповающие же на Господа
наследуют землю»
Какого
типа этот псалом? Скорее всего это назидательный псалом, то есть псалом
предназначенный для поучения. Ничем особенным с точки зрения наличия форм не
отличается - нет сложных параллелизмов, хотя каждая строфа начинается с
соответствующих букв алфавита (акростих).
2.
Анализ изобразительных средств.
Сравнения - «беззаконники как трава, как
зеленеющий злак»; «выведет правду как свет, справедливость как полдень»;
«исчезнут как тук агнцев»; «расширявшегося подобно дереву»;
Метафоры - «предай (отдай) Господу путь
свой»; «Господь посмеивается)); «приходит день»;
Гипербола - «еще немного, и не станет
нечестивого; просмотришь на него и нет его»; «праведники будут жить на земле
вовек»;
Синекдоха
- «мышцы сокрушатся»; «просящими хлеба»; «уста изрекают премудрость»; «язык
произносит правду»; «закон в сердце»; «стопы не поколеблются»; «просить хлеба»;
3.
Анализ содержания.
В
псалме фигурируют две группы людей - грешники и праведники.
-
грешники - КТО -
злодеи, делающие беззаконие, лукавствующий, делающий зло, нечестивый,
проклятые;
-
грешники - ЧТО ДЕЛАЮТ -
злоумышляют против праведника, скрежещет зубами, обнажают меч, натягивают лук,
берут взаймы и не отдают, подсматривает за праведником и ищет умертвить его;
-
грешники - ЧТО С НИМИ
БУДЕТ - будут подкошены и увянут, меч войдет в их сердце, луки их сокрушатся,
мышцы сокрушатся, погибнут, истребятся, потомство их истребится,
-
праведники - КТО -
благословенные, кроткие, святые, непорочные;
-
праведники - ЧТО ДЕЛАЮТ
- милует и дает взаймы, изрекает премудрость, говорит правду,
-
праведники - ЧТО ДОЛЖНЫ
ДЕЛАТЬ - не ревновать, не завидовать, уповать на Бога, делать добро, жить на
земле и хранить истину, утешаться Господом, предать Богу путь свой, покориться
Господу, надеяться на Бога,
-
праведники - ЧТО С НИМИ
БУДЕТ - наследуют землю, насладятся множеством мира, не будут постыжены,
достояние их пребудет вовек, Господь поддержит его, не будут оставлен, не будут
просить хлеба, будут жить вовек, им поможет Господь.
Псалом призывает не
завидовать грешникам, и называет для этого различные причины.
3. Пророческая и
апокалиптическая литература.
1. Обзор истории
пророческого движения.
а) Истоки
пророческого движения.
Трудно однозначно
сказать об истоках пророческого движения в Израиле, имеются попытки представить
его как движение противопоставляющее себя священству или как подражание
служению пророков у языческих народов. Не вдаваясь в подробности аргументации,
можно сказать, что пророческое движение в Израиле, несомненно, могло
заимствовать какие-то формы у окружающих народов и не являлось чем-то новым, но
все же имело собственное лицо и отличительные черты. Во Втор. 18:15-22 Моисей
говорит о пророке, который будет после него и будет КАК он, таким образом,
пророк в Израиле – не входящий в экстаз и говорящий о будущем человек, но,
прежде всего, праведный человек, которого Бог избрал для общения со Своим
народом. В указанном тексте мы читаем о цели пророков – Израиль не должен был
подражать окружающим его народам, пророк должен был помочь ему в этом.
Дальнейшее развитие
пророческого движения приводит к тому, что практически всегда в Израиле был
пророк или пророки, через которых Бог обращался к Своему народу, особенно во
времена отступления, они обличали народ и пытались вернуть его к исполнению
Закона. Период устного пророческого движения сменился периодом письменным, то есть
записью пророчеств и дел пророков.
б) Цели
пророческого движения.
Несмотря на
сложности в формулировке истоков пророческого движения в Израиле, на основании
книг пророков не вызывает особых трудностей формулировка целей пророческого
движения в целом и отдельного пророка в частности.
-
получение откровения от Бога и сообщение его
народу;
-
реформирование религиозной жизни общины;
-
сохранение и переосмысление традиции (завет с Богом
и Тора);
2. Основные
характеристики пророческой литературы как жанра.
Вышеуказанная
информация играет важную роль для понимания пророческой литературы как жанра,
хотя именно этот аспект вопроса рассматривается нами более подробно, так как мы
имеем дело с жанровым анализом.
Историческая
обусловленность. Пророчество[89] обусловлено исторической
ситуацией в том, смысле, что оно прежде всего может быть понято в том
историческом контексте, в котором было написано.
Несистематичность
изложения материала. Пророчества не излагаются в
хронологическом порядке, или в порядке исполнения, также не всегда группируются
по каким-либо признакам – почему? этот вопрос затрагивает проблему пророческих
книг вообще, т.е. их содержания, нас же более интересует форма.
Символизм,
образность, поэтичность. Основная трудность при
истолковании пророческих книг заключается в использовании символов, образом,
метафор, значение которых нам или неизвестно, или не ясно до конца. Наличие своего
рода «шифра» в пророческих книгах дает массу вариантов для прочтения того или
иного предсказания, чем часто пользуются в проповеди.
Акцентирование
внимания на настоящем через указание на будущее.
Данная характеристика жанра указывает на цель рассуждений о будущем, целью этой
является не детальное описание будущей истории, но обличение или ободрение (в
зависимости от аудитории) людей в настоящем.
Условность в
предсказании будущего. Некоторые предсказания даны с
условиями, то есть какие-то определенные действия слушателей могут повлиять на
будущее, на исполнение предсказания.
При чтении книг
пророков видно, что этот большой жанр помимо перечисленных характеристик не
исключает использование других жанровых форм – поэзии, притч, загадок,
повествований и др. Поэтому необходимо принимать во внимание подобную
неоднородность пророческого жанра.
3. Принципы
толкования пророческой литературы.
На основе
характеристик, указанных выше сформулирует основные принципы толкования
пророческой литературы:
1.
Пророческая весть всегда обусловлена историей,
поэтому для верного понимания текста необходимо тщательно исследовать
историческую ситуацию.
2.
Символизм, образность, поэтичность пророческого
жанра подразумевают тщательное исследование символов, образов, поэтических форм
при толковании текста. Данное исследование заключается
в том, чтобы искать возможности «перевести» символ, образ на язык современного
читателя.
3.
При толковании предсказательных частей
пророческих книг, необходимо, прежде всего, рассматривать ожидаемое пророком
действие данного предсказания на слушателей[90]. Пророческие
книги состоят не только из предсказаний будущего, как сказано выше,
предсказания являются не целью, а средством у пророков, поэтому при толковании
необходимо видеть разницу между предсказательными и назидательными частями
(например, Зах. 1:1-6 - назидательная часть, Зах. 1:7-21 – предсказательная).
Затем, задавая вопрос о месте предсказания в намерении пророка, мы пытаемся
определить, какова цель предсказания? Каким образом должны отреагировать
слушатели на данную весть пророка?
4.
Пророчество можно считать понятым тогда, когда
можно более или менее определенно сказать, что именно Бог хотел сказать Своему
народу через пророка.
4. История
появления и развития апокалиптической литературы.
А) История
появление апокалиптической литературы.
Б) Причины
появления апокалиптической литературы.
Джорж Ладд
указывает на три важных аспекта в анализе причин появления жанра
апокалиптической литературы: (1) появление «праведного остатка», (2) проблема
зла в жизни праведников – почему страдают те, что исполняет Закон? (3)
отсутствие пророка, в то время когда он так необходим[91].
5. Основные
характеристики апокалиптической литературы как жанра.
Эсхатологичность. Апокалиптика говорит о конце истории, конце мира, то есть о последних
событиях, поэтому как жанр она глубоко эсхатологична, то есть сориентирована на
последние события в истории мира, рассматривает все с точки зрения конца,
завершения истории.
Символизм. Апокалиптическая литература в связи с условиями появления как жанра
глубоко символична – и по причине своего «родства» с пророческим жанром, и по
причине необходимости «зашифровать» свое послание при помощи намеков, образом,
ссылок на общепринятые символы. Апокалиптический жанр также как и пророческий
использует поэтические приемы, так как речь идет о глобальном и часто
невыразимом при помощи обыденной речи.
Потусторонность. Используя символы, образы, апокалиптическая литература приоткрывает
завесу неизвестности и указывает на события, которые невидимы простому
человеку, события «по то сторону» истории, мира, существующего порядка, то, что
происходит «там» справедливо, праведно, то есть противоположно существующему
порядку «здесь».
Дуализм. Условия появления апокалиптической литературы повлияли и на
мировоззрение жанра, которое по сути дуалистично – существует «век сей»,
который полон зла и греха, но грядет «век будущий», век Божиего правления, то
есть век награды для праведников и наказания для грешников. Такая
двойственность, конечно, давала надежду на справедливость и награду в будущем и
помогала пережить настоящее.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|