Таким образом, продолжают действовать
специальные налоговые режимы, установленные этими законами. В настоящее время
единый налог на вмененный доход введен в 87 субъектах Российской Федерации,
упрощенная система налогообложения применяется в добровольном порядке на всей
территории России индивидуальными предпринимателями и организациями,
являющимися малыми предприятиями. Однако не на всех налогоплательщиков,
применяющих сейчас упрощенную систему налогообложения или переведенных на
уплату единого налога на вмененный доход, может быть распространено действие
главы 26.2 или 26.3 Налоговый Кодекс Российской Федерации. Это связано с тем,
что не все налогоплательщики будут соответствовать новым критериям применения
этих специальных налоговых режимов. Порядок возврата таких налогоплательщиков
на общий режим налогообложения Законом № 104-ФЗ не установлен.[35, с.408]
Если субъект малого предпринимательства
полагает, что изменившееся налоговое законодательство создает менее
благоприятные условия для его деятельности, то он вправе защитить свои права в
арбитражном суде. При этом ухудшение условий для субъектов малого
предпринимательства может заключаться не только в возложении дополнительного
налогового бремени, но и в необходимости исполнять иные, ранее не
предусмотренные законодательством обязанности, за неисполнение которых
применяются меры налоговой ответственности.[35, с.408]
Упрощенная система налогообложения
предполагает добровольный переход организаций и индивидуальных предпринимателей
на уплату единого налога. При этом налогоплательщики получают преимущества в
виде возможности применять кассовый метод налогового учета доходов и расходов,
а также упрощенную форму бухгалтерского учета.[35, с.409]
Применение упрощенной системы,
предусмотренной главой 26.2, подразумевает замену одним единым налогом целого
ряда федеральных, региональных и местных налогов. Перечни этих платежей
отличаются у организаций и предпринимателей.
Для организаций уплата единого налога
заменяет уплату: налога на прибыль организаций; налога на добавленную
стоимость; налога с продаж; единого социального налога; налога на имущество
организаций.
Для индивидуальных предпринимателей
уплата единого налога заменяет уплату: налога на доходы физических лиц (в
отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской
деятельности); налога на добавленную стоимость; налога с продаж; налога на
имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для
предпринимательской деятельности); единого социального налога (по всем
основаниям, т. е. с доходов от предпринимательской деятельности и с выплат в
пользу физических лиц).
Иной принцип заложен в действующем ныне
Законе от 27 февраля 2003г. № 141-ЗО. По этому закону организации освобождаются
от всей совокупности налогов (без указания их точного перечня), за исключением
таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение
автотранспортных средств, лицензионных сборов, единого социального налога. При
этом Закон № 141-ЗО нарушает принцип всеобщности и равенства налогообложения.
Так, индивидуальные предприниматели в отличие от организаций при переходе на "упрощенку"
освобождаются лишь от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ), вместо
этого оплачивая патент. Но, поскольку ни о какой замене "совокупности
установленных налогов и сборов" для них в Законе № 141-ЗО речь не идет,
помимо стоимости патента предприниматели уплачивают и НДС, и налог с продаж, и
другие налоги.
В главе 26.2 такое противоречие
отсутствует изначально, и права организаций и индивидуальных предпринимателей
при применении упрощенной системы уравнены.[36]
За всеми налогоплательщиками в главе 26.2
сохранена обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование. В настоящее время уплата таких взносов регулируется.
В главе 26.2 законодатель отказался от
использования понятия "субъекты малого предпринимательства". Все условия
применения упрощенной системы сформулированы непосредственно в главе 26.2 (ст.
34612 Налоговый Кодекс Российской Федерации).
Для реализации перехода на упрощенную
систему налогообложения необходимо выполнить ряд условий.
Доход организации от реализации товаров
(работ, услуг) и имущественных прав за первые девять месяцев текущего года
(2002) не должен превышать 11 млн. руб. (без НДС и налога с продаж). Доход от
реализации определяется в соответствии со статьей 249 Налоговый Кодекс
Российской Федерации. Таким образом, внереализационные доходы не участвуют в
этом расчете. Условие о величине дохода для индивидуальных предпринимателей не
установлено.
Закон № 141-ЗО устанавливает несколько
другой критерий. Совокупный размер валовой выручки не должен превышать 100 000
МРОТ за год. Базовая сумма МРОТ равна 100 руб. Соответственно предельный размер
выручки для целей перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и
отчетности составляет 10 млн. руб.[35, с.410]
В сравнении с Законом № 141-ЗО
рассматриваемое условие принципиальных нововведений не содержит.
Структура организации: организация не
вправе применять упрощенную систему налогообложения, если она имеет филиалы и
(или) представительства. Это требование новое. Закон № 141-ЗО прямо указывал,
что его действие распространяется на организации со сложной структурой.[35,
с.409]
В то же время условие, установленное
главой 26.2, могут обойти организации, в состав которых входят обособленные
подразделения, не оформленные как филиал или представительство. Согласно статье
11 НК РФ, обособленное подразделение организации - это любое территориально-
обособленное от нее подразделение, по местонахождению которого оборудованы
стационарные рабочие места. Структура уставного капитала: это условие
распространяется также только на организации. Доля участия других юридических
лиц в уставном капитале организации, предполагающей переход на упрощенную
систему, не должна превышать 25 процентов. Льготы по соблюдению этого условия
имеют только общественные организации инвалидов.
Численность работающих: увеличен верхний
предел среднесписочной численности наемных работников в организациях и у
индивидуальных предпринимателей. Количество работающих не должно превышать 100
человек. Средняя численность работников за налоговый (отчетный) период
определяется в порядке, устанавливаемом Госкомитетом РФ по статистике.
Требование по численности является единым
вне зависимости от статуса экономического субъекта и видов его деятельности.
Для сравнения отметим, что Закон № 141-ЗО установил предельную численность
работающих до 15 человек.
Временное условие: если налогоплательщик
утратил право на применение упрощенной системы налогообложения, то повторный
переход на эту систему возможен только по прошествии двух лет. В действующем
законодательстве такое условие отсутствует. Поэтому предъявлять это условие к
организациям и предпринимателям налоговые инспекции смогут только по
результатам применения главы 26.2. То есть только в тех случаях, когда
налогоплательщик, перешедший на упрощенную систему по правилам главы 26.2,
впоследствии утратит право на применение этой системы.
Смена налогового режима: в главе 26.2
сохранен порядок добровольного (заявительного) перехода на упрощенную систему
налогообложения и возврата к общему режиму налогообложения (статья 34611
кодекса). Это, пожалуй, единственное сходство главы 26.2 с Законом № 141-ЗО, в
котором переходные положения не детализированы. В соответствии с Законом №
141-ЗО субъекты малого предпринимательства могут подать заявление о переходе на
упрощенную систему налогообложения в любое время года. Необходимо лишь
посчитать валовую выручку за год, предшествующий кварталу, в котором подается
заявление. При применении главы 26.2 такая проблема в принципе не возникает.
Налогоплательщику следует подавать заявление в строго определенный период - с 1
октября по 30 ноября включительно. Это позволит ему перейти на упрощенную
систему с 1 января следующего года. То есть налогоплательщик, желающий перейти
на упрощенную систему налогообложения с 2003 года, должен обратиться с заявлением
в налоговую инспекцию по своему местонахождению (месту жительства) с 1 октября
по 30 ноября 2002 года. Вновь созданные организации (вновь зарегистрированные
индивидуальные предприниматели), предполагающие использовать упрощенную систему
налогообложения, вправе подать заявление об этом одновременно с подачей
заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае для них не
требуется соблюдение условия о размере полученного дохода.
Налоговый Кодекс Российской Федерации не
обязывает разработать специальную форму заявления о переходе на упрощенную
систему налогообложения. Поэтому налогоплательщик вправе подать такое заявление
в произвольной форме и приложить к нему сведения, подтверждающие соответствие
организации (предпринимателя) требованиям, предъявляемым главой 26.2.
При этом организации сообщают в заявлении
величину доходов от реализации за девять месяцев текущего года.
Вместе с тем при выявлении факта
представления ложных сведений при подаче заявления налоговая инспекция может
отказать организации (предпринимателю) в применении упрощенной системы
налогообложения. В этом случае на организацию (предпринимателя) будет
распространен общий режим налогообложения.[30, с.409]
Однако в главе 26.2 отсутствует механизм
рассмотрения заявления налогоплательщика, а также порядок принятия решений
налоговой инспекцией по результатам рассмотрения этого заявления. Кроме того, в
главе 26.2 законодатель отказался и от применения патента - документа,
подтверждающего право применения упрощенной системы.
Срок применения упрощенной системы
налогообложения - с 1 января календарного года до того момента, когда
налогоплательщик либо утратит право на применение упрощенной системы, либо
откажется от нее. Соответственно предусмотрено два способа возврата на общий
режим налогообложения - принудительный и добровольный.
Принудительный возврат к общей системе
налогообложения происходит с начала квартала, в котором:
· доход налогоплательщика, в том числе индивидуального предпринимателя,
превысил 15 млн. руб.;
· стоимость амортизируемого имущества организации превысила 100 млн. руб.
Нарушение условий по численности
работающих, а также несоблюдение иных условий не приводят к обязательному
возврату налогоплательщика на общий режим налогообложения.
Следует отметить, что в соответствии с
Законом № 141-ЗО как раз несоблюдение численности было причиной перевода на
ранее принятую систему налогообложения.
Налогоплательщик вправе добровольно
перейти на общий режим налогообложения с начала нового календарного года. Для
этого он должен подать в налоговую инспекцию заявление. Сделать это необходимо
до 15 января года, с которого налогоплательщик отказывается от применения
упрощенной системы.
Особенности исчисления налоговой базы при
смене режимов налогообложения отражены в статье 34625 Hалоговый Кодекс
Российской Федерации.
Объектом
налогообложения и налоговой базой в упрощенной системе налогообложения
признается один из двух показателей:
· доходы;
· доходы, уменьшенные на величину расходов.
При этом право выбора объекта
налогообложения кодекс оставляет за налогоплательщиком. Однако с 1 января 2005
года в качестве объекта налогообложения будет применяться только показатель
дохода, уменьшенного на величину расходов (ст. 6 Закона № 104-ФЗ).
Однако и в главе 26.2 присутствуют
некоторые недочеты. Так, в составе расходов, признаваемых для целей
налогообложения, почему-то отсутствует стоимость покупных товаров. Это ставит в
явно невыгодное положение налогоплательщиков, работающих в сфере торговли.
Такие налогоплательщики (если, конечно, они не подпадают под уплату единого
налога на вмененный доход) не смогут выбирать между объектами налогообложения
при переходе на упрощенную систему. Они должны будут применять только один
показатель - доходы, да и то только до 2005 года.
Принципиально новым в главе 26.2 (в
сравнении с действующим порядком) является принятие в уменьшение налоговой
базы:
· расходов на приобретение основных средств и нематериальных активов;
· расходов на оплату труда;
· расходов на командировки в полном объеме (включая плату за оформление и
выдачу виз, паспортов, консульские сборы и т. д.);
· расходов на аудиторские услуги;
· компенсации за использование для служебных поездок личных легковых
автомобилей и мотоциклов (в пределах норм, установленных Правительством
Российской Федерации);
· расходов на публикацию бухгалтерской отчетности;
· расходов на рекламу;
· расходов на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов.
Все другие расходы в большей или меньшей
степени налоговые инспекции принимают и сейчас. Это материальные,
эксплуатационные расходы, расходы на ремонт и аренду, проценты за кредит,
обязательные платежи, предусмотренные законодательством. Но, как показала
практика, индивидуальным предпринимателям чрезвычайно трудно доказать
экономическую необходимость расходов на приобретение канцелярских товаров,
оплату услуг связи, использование программ для ЭВМ и баз данных. Все эти
расходы теперь включены в перечень, установленный статьей 34616.
В качестве метода признания доходов
(расходов) в главе 26.2 определен кассовый метод ("по оплате").
Рассмотрим условия, при соблюдении которых расходы принимаются в целях
налогообложения.
Основные
средства: расходы на покупку основных средств, которые приобретены в период
применения упрощенной системы, налогоплательщик вправе принять в момент ввода
этих объектов в эксплуатацию. Если основные средства были приобретены до
перехода на упрощенную систему, то их стоимость в период действия
"упрощенки" включается в расходы в зависимости от срока полезного
использования такого имущества.
Так, стоимость объектов со сроком
полезного использования до трех лет включительно налогоплательщик вправе
признать в качестве расхода в течение одного года применения упрощенной системы
налогообложения.
Стоимость Основных Средств со сроком
полезного использования от 3 до 15 лет включительно признается в расходах в
течение трех лет применения упрощенной системы. Причем в течение первого года в
расходы включается 50 процентов стоимости основных средств, в течение второго
года -30 процентов стоимости и в течение третьего года - 20 процентов стоимости
такого имущества. Если же срок полезного использования актива превышает 15 лет,
то признание его стоимости в расходах будет происходить равными долями в
течение 10 лет применения упрощенной системы налогообложения. Стоимость
имущества, приобретенного до даты перехода на "упрощенку",
принимается равной его остаточной стоимости на момент такого перехода. При этом
следует иметь в виду, что Закон .№ 141-ЗО подразделяет основные средства на
укрупненные группы, в которые входит несколько групп Основных Средств,
предусмотренных классификацией.
Материальные расходы: налогоплательщик
принимает для целей налогообложения в порядке, установленном статьей 254 НК РФ.
Несмотря на то, что плательщики единого налога освобождаются от уплаты налога
на прибыль, законодатель отсылает их к нормам главы 25 НК РФ. В этой статье
дается четкое понятие материальных расходов. Естественно, налогоплательщики
самостоятельно могут ее прочитать. Обратим внимание на некоторые ключевые
моменты:
· к материальным расходам относятся работы и услуги производственного
характера (например, транспортные услуги сторонних организаций);
· в стоимость товарно-материальных ценностей (ТМЦ) включаются
комиссионные вознаграждения, связанные с их приобретением, ввозные таможенные
пошлины и сборы;
· налогоплательщик может учесть в составе материальных расходов потери от
недостачи и (или) порчи ТМЦ при хранении или транспортировке.
Расходы на оплату труда:
налогоплательщикам следует руководствоваться положениями статьи 255 НК РФ.
Расходами на оплату труда признаются любые начисления работникам в денежной и
(или) натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные
начисления, премии и единовременные поощрительные начисления. При этом
компенсационными начислениями считаются надбавки за работу в ночное время, за
совмещение профессий, за работу в тяжелых и вредных условиях труда, за
сверхурочную работу и работу в выходные дни. В качестве расходов для целей
налогообложения признаются только те выплаты компенсационного характера,
которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|