Малые предприятия активно
диверсифицируют хозяйственную деятельность и усиливают свою инвестиционную
политику. Можно наблюдать сдвиги и в общей культуре ведения бизнеса. Происходит
активизация деятельности мелких предприятий в регионах, где явно созрели
условия для эффективного использования потенциала малого предпринимательства в
интересах экономического роста, и восстановление хозяйственной, деловой
активности населения во всей стране.[17, с.446]
О вкладе малых предприятий в экономический
потенциал страны в предкризисный 1998 год говорят следующие показатели. Они в
1996 году произвели продукции и услуг более чем на 300 триллионов рублей (7
процентов от всего объема, а с учетом предоставляемых услуг и выполняемых работ
предпринимателями без образования юридического лица – почти 10 процентов). В
1996 г. бюджеты всех уровней получили от малых предприятий 36,8 трлн.руб., в
том числе федеральный бюджет – 15,4 трлн.руб. Высок процент (86 процентов)
собираемости налогов у малых предприятий. Доля малых предприятий в ВВП
составляет около 12 процентов.[17, с.441]
Однако говорить о подлинном развитии
предпринимательства в России было еще преждевременно. Государство все еще
находится на уровне констатации факта о необходимости поддержки и конструировании
программ поддержки малого предпринимательства.
На третьем этапе, который длился с 1999
по 2001 год, становится характерным обеспечение благоприятных условий для
развития малого предпринимательства на основе повышения качества и
эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне. Именно это
провозглашает своей целью Федеральная программа государственной поддержки
малого предпринимательства на 2000-2001 гг. События августа 1998 года стали
этапной вехой для развития отечественного малого бизнеса. Малые и средние
предприятия, которые потеряли около 12 млрд.долл., можно считать главными
пострадавшими от августовского кризиса. По официальным данным, после августа
1998 года от 25 до 35 процентов малых предприятий фактически прекратили свою
деятельность, а это значит, что из 877 тыс. предприятий (количество которых для
нашей страны для создания нормальной конкурентной среды должно достигать 3-5
млн.) только 600 тыс. сохранили свой бизнес. Но и эти предприятия сократили
численность персонала, снизили оплату его труда.[17, с.453]
На новом этапе функционирования малого
предпринимательства будет продолжена работа по обеспечению защиты интересов
работников. В сфере трудовых отношений на малых предприятиях накопилось немало
проблем. Дополнения в трудовом законодательстве призваны строить трудовые
отношения на цивилизованном основании, что в свою очередь позволит снять
определенное негативное отношение к этому сектору экономики.
Целый пакет поправок касается упрощения
системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого
предпринимательства, а также совершенствования порядка выделения финансовых
средств на реализацию
Федеральной программы государственной
поддержки малого предпринимательства.[11, с.32]. Стержневой задачей среди
прочих можно считать отработку внедрение прогрессивных финансовых технологий
поддержки малых предприятий, которые обеспечат интеграцию финансовых механизмов
малого предпринимательства в кредитно-финансовую систему страны. Этот
принципиальный подход к развитию малого предпринимательства на ближайшее
будущее предполагает следующие приоритеты:[11, с.34]
Во-первых, планируется реструктуризация
банковской системы с целью создания специализированных кредитных организаций
для работы с субъектами малого бизнеса.
Во-вторых, необходимо создание
гарантийных механизмов кредитно-инвестиционной поддержки малых предприятий.
Требует усиления деятельность федеральных и региональных фондов поддержки
малого предпринимательства на налогово-гарантийном обеспечении перспективных
предприятий. Вообще целесообразно переходить от прямого кредитования малого
предпринимательства к гарантии.
В-третьих, перспективно и современно
широкое использование различных форм финансирования лизинга и схем проведение
лизинговых операций. Главное и основное преимущество лизинга в том, что,
начиная свое дело, предприниматель может располагать лишь частью необходимых
финансовых средств для приобретения основных фондов. Предприятию в этом случае
предоставляется необходимое оборудование. Это – особо актуально, так как многие
малые предприятия все еще остаются предприятиями с примитивными средствами
производства. Способствовать оснащению малых предприятий современным
оборудованием и технологиями легче надежнее всего с помощью лизинга.
В-четвертых, снять многие проблемы кредитование
малого бизнеса могло бы создание системы специальных банков – местных,
муниципальных, при деятельном участии государства. Не открыты у нас в стране
широкие возможности и для кооперативных банков и обществ взаимного
кредитования. Государству необходимо создать условия для самоорганизации
кредитных ассоциаций малых предприятий и других форм накопления и целевого
использования временно свободных средств малых предприятий.
В-пятых, в сфере торговли и услуг
значительное распространение получила система договорных отношений –
франчайзинг – форма хозяйственной интеграции малого и крупного бизнеса, которая
весьма эффективно используется в рыночной экономике всех развитых стран.
В-шестых, современный этап развития
малого предпринимательства предполагает участие малых предприятий в поставке
продукции для государственных нужд. Приоритетным здесь может быть
стимулирование деятельности малых предприятий в сфере научных разработок, сфере
высоких технологий.
Постановление Правительства РФ «О
комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере
материального производства и содействию их инновационной деятельности»
выдвигает материальное производство как важнейшую сферу деятельности малых
предприятий. Инновационное предпринимательство – это именно то направление, с
помощью которого Россия сможет обеспечить конкурентоспособность отечественной
продукции и выход экономики из тяжелейшего кризиса.[20, с.51]
Следующим важнейшим направлением новой
Программы является внедрение в хозяйственную практику эффективных мероприятий
по научно-методическому и кадровому обеспечению, а также взаимодействие со
средствами массовой информации и пропаганды. Остается актуальным международное
сотрудничество в сфере малого предпринимательства. Спектр деятельности в этом
направлении очень богат. Прежде всего, предусматривается совершенствование
системы государственной поддержки малого бизнеса на основе изучения и
использования опыта зарубежных стран с развитой рыночной экономикой.
Представляет большой научный и практический интерес опыт государственной
поддержки малого предпринимательства в таких западно-европейских государствах,
как Великобритания, Испания, Италия, Германия, где использование финансовых
технологий всегда было важнейшей составляющей их успешного развития. [25,с.39]
Направления развития малого
предпринимательства определены, сформулированы приоритеты государственной
поддержки на ближайшее будущее. Программа предусматривает восстановление
утраченного в результате августовских событий 1998 г. потенциала отечественного
малого предпринимательства. Государственной поддержкой будет охвачено до 250
тыс. малых предприятий, число рабочих мест в этой сфере вновь будет доведено до
8,5 млн. человек, а доля малого предпринимательства в ВВП будет составлять 12
процентов.[29, с.37]
Итак, развитие предпринимательской
деятельности в России – сложный и противоречивый процесс, имеющий ряд
специфических особенностей. Пока он идет путем проб и ошибок. Иногда пытается
перенять зарубежный опыт. Такие попытки бывают успешными только в случае учета
специфики нашей страны. Самый эффективный способ решения любой проблемы – ее
четкое определение на основе системы ценностей и недвусмысленной концепции. Эта
задача теоретического исследования российской экономики.[20, с.31]
Глава II.
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО
БИЗНЕСА
Единый налог на вмененный доход, как и
любой другой налог, представляет собой определенную систему экономических
отношений, возникающих между государством и хозяйствующими
субъектами-налогоплательщиками по поводу изъятия части валового внутреннего
продукта в виде обязательных платежей в государственный бюджет и внебюджетные
фонды с целью выполнения государством возложенных на него обществом функций.
[17,с.42 ]
Следует отметить, что с экономической
точки зрения, ограничения по сферам деятельности является прямым нарушением
одного из фундаментальных принципов налогообложения – всеобщности, что в свою
очередь ставит в неравное положение всех хозяйствующих субъектов.
Сущность любого налога, также как и
единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности
определяется его функциями.[5, с. 52 ]
Основными каналами перераспределения в
данном случае являются оплата услуг населением занятым в материальном
производстве, оплата услуг предприятиями материального производства,
кредитно-финансовая система, система ценообразования, а также взносы в
общественные и благотворительные организации.[7,с. 68 ]
Таким образом, доходы, подпадающие под
налогообложение единым налогом на вмененный доход относятся, к группе
производных доходов. Однако при этом следует подчеркнуть, что определение
величины данных доходов производится на основе своеобразного согласования между
государственными органами и налогоплательщиками, т.е. достаточно субъективно.
Неразработанность системы оценки вмененного дохода может привести к
значительному росту злоупотреблений как со стороны государственных чиновников,
так и со стороны налогоплательщиков. У первых всегда будет соблазн неправомерно
применять какой-нибудь повышающий коэффициент при оценке ожидаемого дохода
предпринимателя, а у вторых - неверно указать, к примеру, расположение
торгового предприятия, что повлечет снижение причитающегося к уплате
налога.[17, с.42]
В настоящее время порядок применения
единого налога на вмененный доход определяется в Федеральном законе от 27
февраля 2003 г. N 141-ЗО «О едином налоге
на вмененный доход для определенных видов деятельности», носящем рамочный
характер, и некоторыми другими нормативными актами, среди которых необходимо
выделить:
· Приказ Госналогслужбы Российской Федерации от 27 февраля 2003 г. №
141-ЗО, в котором утверждена примерная форма расчета единого налога с
вмененного дохода.
· Приказ Госналогслужбы Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. №
БГ-3-22/707 (с изменениями от 3.04 .03 года), в котором отражена форма уведомления
о переводе налогоплательщика на уплату единого налога с вмененного дохода.
· Письмо Правительства Российской Федерации от 08.01.03 г. За №4097, в
котором приведены рекомендуемые формулы расчета суммы единого налога, а также
перечень рекомендуемых их составляющих
· Постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.02
г.№БГ-3-22/606(зарегистрирован в Минюсте РФ 28.11.02 г., за №3969 с изменениями
от 17.04 03 года), в котором утверждена форма свидетельства об уплате единого
налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. [33, с. 408]
Применение закона о едином налоге на
вмененный доход для определенных видов деятельности предполагает, включает в
себя определение следующих основных моментов:
· место налога в системе налогообложения субъектов малого
предпринимательства;
· круг плательщиков данного налога;
· объект обложения данным налогом;
· методика расчета налога
· порядок исчисления и сроки уплаты налога;
· совершенствование существующего порядка
Необходимо отметить, что переход на
уплату данного налога значительно сокращает перечень уплачиваемых налогов,
установленный ст. 19-21 Закона «Об основах налоговой системы Российской
Федерации». В то же время за налогоплательщиком сохраняется обязанность уплаты
ряда налогов, среди которых:
· государственная пошлина;
· таможенные пошлины и иные таможенные платежи;
· лицензионные и регистрационные сборы;
· налог на приобретение транспортных средств;
· налог на владельцев транспортных средств;
· земельный налог;
· налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов,
выраженных в иностранной валюте;
· подоходный налог, уплачиваемого физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица, с любых доходов, за исключением
доходов, получаемых при осуществлении предпринимательской деятельности в
сферах, указанных в статье 3 настоящего Федерального закона;
· удержанные суммы подоходного налога, а также налога на добавленную стоимость
и налога на доходы из источника в Российской Федерации в случаях, когда
законодательными актами Российской Федерации о налогах установлена обязанность по
удержанию налога у источника выплат.
Таким образом, видно, что введение
единого налога на вмененный доход не означает переход к уплате субъектами
малого предпринимательства какого-то одного налога, тем не менее, вышеуказанный
перечень налогов значительно меньше, чем для остальных юридических лиц.
Плательщиками единого налога являются
согласно ст. 3 Закона юридические лица и граждане, занимающиеся предпринимательством
без образования юридического лица (предприниматели) в определенных сферах
деятельности. При этом следует обратить внимание на то, что филиалы юридических
лиц не будут самостоятельными плательщиками единого налога.
Ст.346.26 Общей части Налогового кодекса
Российской Федерации, предусмотрено, что организации, в состав которых входят
филиалы и (или) представительства, расположенные на территории России, обязаны
встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе, как по своему
месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего филиала и (или)
представительства. [33, с. 410]
В связи с этим организации будут обязаны
уплачивать единый налог по месту нахождения своих филиалов и обособленных
подразделений. Соответственно в налоговые органы по месту нахождения филиалов и
представительств должны представляться расчеты по единому налогу, а налоговые
органы должны выдавать Свидетельства об уплате единого налога по каждому
филиалу (подразделению) (Письмо Госналогслужбы РФ от 10.12.02 г.№БГ-3-22/706 с
изменениями от 3.04.03 года).
Следует отметить, что с экономической
точки зрения выделения ограниченного перечня сфер хозяйственной деятельности,
на которые впоследствии будет распространяться единый налог на вмененный доход,
означает нарушении одного из принципов налогообложения – всеобщности.
Выборочное налогообложение по существу
означает нерыночный механизм регулирования предпринимательской деятельности,
поскольку оно ставит в неравные условия всех субъектов хозяйственной
деятельности, что может затруднить развитие конкуренции и препятствовать
свободному перемещению капиталов и трудовых ресурсов. Чрезмерная регламентация
государством различных видов деятельности может нанести серьезный ущерб
предпринимательству за счет "выравнивания" положения предприятий с
точки зрения прибыльности бизнеса.[33, с.408]
Кроме того, важно подчеркнуть то
обстоятельство, что согласно указанным видам деятельности налог на вмененный
доход распространяется только на те из них, которые ориентированы на конечного
потребителя и где расчеты производятся наличными деньгами.
Такой подход не устраивает те малые
предприятия, которые одновременно осуществляют и производство и реализацию.
Примером тому служат мини-пекарни, каждая из которых производит продукцию и
продает ее через собственный ларек, а часть ее оптом реализует в другие
магазины. При этом вмененный же доход определяется только по розничной
торговле.
Объектом обложения единым налогом с
вмененного дохода является вмененный доход на очередной календарный месяц.
Вмененный доход – это потенциально возможный валовой доход плательщика единого
налога за вычетом потенциально необходимых затрат. Вмененный доход рассчитывается
с учетом совокупности факторов, которые непосредственно влияют на получение
такого дохода.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|