При расчете единого налога на вмененный
доход учитывается такие составляющие как базовая доходность (условная
доходность на единицу физического показателя) того вида деятельности, который
осуществляет налогоплательщик, физические показатели (единица площади,
численность работающих и другие) и повышающие (понижающие) коэффициенты.
Данные коэффициенты, устанавливаются в
зависимости от: ассортимента реализуемой продукции; качества предоставляемых
услуг; сезонности; суточности работы; качества занимаемого помещения; производительности
используемого оборудования; возможности использования дополнительной
инфраструктуры; инфляции; количества видов деятельности, осуществляемых
налогоплательщиками.
На эти коэффициенты базовая доходность корректируется
при расчете вмененного налога.
Для того чтобы рассчитать единый налог,
подлежащий уплате в бюджет, необходимо вмененный доход умножить на 0,2 (ставка
единого налога – 20 процентов).
Определенные коррективы вносятся в
порядок ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства в
сторону его упрощения.
В случае применения единого налога на
вмененный доход налогоплательщики будут согласно ст.4 обязаны вести учет своих
доходов и расходов, а также соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых
операций.
Следует также отметить, что при осуществлении
нескольких видов деятельности, подпадаемых под действие закона, учет доходов и
расходов ведется раздельно по каждому виду деятельности.[27]
Налогоплательщики также не освобождаются
от обязанности предоставлять в налоговые и иные государственные органы
бухгалтерскую, налоговую и статистическую отчетности. Формы отчетности по
единому налогу устанавливаются нормативными (правовыми) актами органов
государственной власти субъектов Российской Федерации.
В целом же надо сказать, что система
бухгалтерского учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства
значительно упрощается с введением единого налога на вмененный доход, что в
целом, безусловно, является положительным моментом для налогоплательщиков, так
как позволит упростить процедуру расчета и сбора налогов, избежать ошибок при
налогообложении. Однако с другой стороны, следует отметить, что упрощенная
система учета предполагает отказ от метода двойной записи, что может привести к
тому, что через время в случае, если малое предприятие разовьется, перестанет
быть малым, будет невозможно восстановить учет, будет остаток по бухгалтерским
счетам. [34, с. 410]
В целях унификации налоговой отчетности
налогоплательщиков единого налога на вмененный доход Минэкономики Российской
Федерации совместно с Минфином Российской Федерации, Госналогслужбой Российской
Федерации и ГКРП Российской Федерации с учетом предложений субъектов Российской
Федерации разработаны рекомендуемые формулы расчета сумм единого налога, а
также перечень рекомендуемых их составляющих, для применения ее органами
законодательной власти субъектов Российской Федерации (Письмо Правительства
Российской Федерации от 12.11.02 г. №БГ-3-22/648, с изменениями от 17.04 03
года). [33, с. 408]
Следует заметить, что хотя Правительство
Российской Федерации разработало и довело до сведения субъектов Российской
Федерации формулы (порядок) расчета суммы единого налога, данные формулы
(порядок) носят рекомендательный характер, поэтому субъекты Российской
Федерации при расчете могут их использовать, а могут вводить в эти формулы свои
дополнительные показатели, позволяющие наиболее точно оценить доходность
различных видов бизнеса. [33, с. 408]
Расчет суммы единого налога на вмененный
доход основывается на определении значения базовой доходности определенного вида
деятельности, физических показателей и повышающих (понижающих) коэффициентов, отражающих
степень влияния различных факторов на результат предпринимательской
деятельности.
При выборе физических показателей,
характеризующих определенные виды деятельности, следует исходить из того, что
валовой доход организации (предпринимателя) и прогнозируемый на его основе
вмененный доход должен зависеть от выбранного физического показателя и от количества
его единиц. Выбор этих физических показателей может быть осуществлен либо исходя
из экспертной оценки результатов предпринимательской деятельности, либо на основании
анализа статистических данных. При этом на протяжении всего налогового периода должен
быть обеспечен эффективный контроль со стороны государственных органов за
количеством единиц выбранного физического показателя.[33, с.414]
При необходимости и в зависимости от имеющейся
информации может применяться сочетание указанных методов.
Порядок уплаты налога также
устанавливается органами власти субъектов Российской Федерации. Принятый
соответствующими органами законодательный акт должен быть опубликован не
позднее, чем за месяц до наступления очередного налогового периода (квартала).
Организации и предприниматели,
переводимые на уплату единого налога, в месячный срок со дня опубликования
законодательного акта обязаны представить в налоговый орган по месту налогового
учета расчет суммы единого налога, подлежащей уплате в налоговом периоде. В том
случае если у предпринимателя или организации несколько торговых точек или иных
мест осуществления деятельности, расчет суммы налога представляется по каждому
такому месту. Примерная форма Расчета единого налога с вмененного дохода утверждена
Приказом Госналогслужбы Российской Федерации от 24.07.2002г., налогслужбы
Российской Федерации от 24.07.02 г. № 104 - ФЗ с изменениями от 17.04.03 года.
В течение месяца, после получения расчета
налоговый орган направляет плательщику Уведомление (на основании ст.10
Федерального закона №148-ФЗ Госналогслужбой Российской Федерации Приказом от
19.12.02 Г.№бг-3-09/722 утверждена форма Уведомления о переводе
налогоплательщика на уплату единого налога с вмененного дохода) о переводе его
на уплату единого налога. [35, с.410]
После получения Уведомления
налогоплательщик обязан уплатить суммы единого налога. Сроки уплаты единого
налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации,
но в любом случае уплата единого налога производится ежемесячно путем
осуществления авансового платежа в размере 100 процентов суммы единого налога
за календарный месяц.
Тот факт, что уплата единого налога
осуществляется путем внесения авансового платежа, поставит субъектов малого
предпринимательства в сложные условия. Дело в том, что экономический кризис в
стране больно ударил по малому предпринимательству. В результате недавнего
падения курса рубля, как в 1991-92 гг. резко сократился объем оборотных
средств. И если крупная фирма всегда имеет возможности для какого-то маневра,
то малому предприятию практически негде черпать финансовые ресурсы для
пополнения оборотных средств. При этом вмененный налог нужно платить фактически
за счет оборотных средств. [13, с. 51]
Таким образом, для того чтобы заплатить
авансовые платежи по единому налогу на вмененный доход, малые предприятия будут
вынуждены любым способом обеспечить достаточный уровень рентабельности, что,
скорее всего, выразится в повышение цен на товары (работы, услуги) производимые
ими.
Субъект малого предпринимательства может
воспользоваться правом, предоставленным ему Федеральным законом и произвести
авансовые перечисления суммы налога за 3, 6, 9 или 12 месяцев. В этом случае
сумма единого налога уменьшится соответственно на 2, 5, 8 и 11 процентов.
Авансовый характер платежей, а также льготы предусмотренные за уплату налога за
несколько месяцев вперед, свидетельствуют о заинтересованности государства в
наибольшем размере поступлений от введения данного налога в самое ближайшее
время. [13, с. 54]
В деятельности юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, переводимых на уплату единого налога, может возникнуть
определенная ситуация при которой размер реального дохода окажется ниже
вмененного дохода, с которого рассчитывалась суммы подлежащая уплате в бюджет.
К сожалению, Закон не предусматривает возможности возникновения подобной
ситуации, и поэтому у налогоплательщиков могут возникнуть вопросы, связанные с
данной проблемой. Указанная проблема должна найти отражение в нормативных актах
субъектов Российской Федерации, которыми будет устанавливаться и вводится в
действие единый налог.
После уплаты единого налога, в течение 3
дней, налогоплательщику выдается Свидетельство об уплате единого налога, форма
которого утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от
12.11.02 г. №БГ-3-22/648.
Данное Свидетельство выдается на каждый
вид деятельности, налогообложение которого производится по вмененному доходу и
является единственным документом, дающим право беспрепятственного осуществления
предпринимательской деятельности.
Если у налогоплательщика несколько мест
осуществления деятельности (несколько магазинов, палаток, кафе и т.п.), то
Свидетельство выдается на каждое место осуществления такой деятельности. [33,
с. 409]
При утрате Свидетельства оно
возобновлению не подлежит, а взамен его налогоплательщику выдается новое
Свидетельство с отметкой "взамен ранее утерянного", за которое
устанавливается плата в размере до 20 процентов от стоимости Свидетельства на
оставшееся время налогового периода. При повторной утрате Свидетельства оно
возобновляется с уплатой 100 процентов от стоимости Свидетельства на оставшееся
время налогового периода.
Особо следует обратить внимание
налогоплательщиков на то, что, если помимо видов деятельности, с доходов от
занятия которыми они уплачивают единый налог, они занимаются и другими видами
деятельности, то обязаны уплачивать налоги по этим видам деятельности в
общеустановленном порядке, обеспечив раздельное ведение бухгалтерского учета
результатов хозяйственной деятельности. [33, 410]
· Суммы единого налога, уплачиваемые организациями, зачисляются в
федеральный бюджет, государственные внебюджетные фонды, а также в бюджеты субъектов
Российской Федерации и местные бюджеты в следующих размерах:
· федеральный бюджет - 25 процентов общей суммы единого налога, из которых
4 процента направляется в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации;
· государственные внебюджетные фонды - 25 процентов общей суммы единого
налога, из них:
Пенсионный фонд Российской Федерации -
18,350 процента;
Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования - 0,125 процента;
Территориальные фонды обязательного медицинского
страхования - 2,150 процента;
Фонд социального страхования Российской
Федерации - 3,425 процента;
Государственный фонд занятости населения Российской
Федерации - 0,950 процента.
Организации представляют в Пенсионный фонд
Российской Федерации сведения в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного
страхования";
бюджеты субъектов Российской Федерации и
местные бюджеты – 50 процентов общей суммы единого налога, из которых до 15
процентов могут направляться в территориальные дорожные фонды.
Такое распределение единого налога на
вмененный доход между бюджетами, безусловно, будет выгодно регионам.
Что касается сумм единого налога на
вмененный доход, уплачиваемых предпринимателями, то они зачисляются в следующих
размерах:
·
бюджеты субъектов Российской Федерации и местные
бюджеты - 75 процентов общей суммы единого налога;
·
государственные внебюджетные фонды - 25 процентов
общей суммы единого налога.[33, с. 408]
В свою очередь, распределение сумм единого
налога на вмененный доход, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской
Федерации и местные бюджеты, устанавливается в соответствии с нормативными правовыми
актами законодательных (представительных) органов государственной власти
субъектов Российской Федерации.
В настоящее время существует ряд
предложений по совершенствованию закона о едином налоге на вмененный доход. Одно
из низ заключается в предоставлении льготы по налогу на вмененный доход, если
сумма подоходного налога с заработка сотрудников какого-либо малого предприятия
в два раза превысила ставку налога по вмененному доходу этого малого
предпринимательства.
В целом надо сказать, что введение
единого налога на вмененный доход предполагает реализацию государством
фискальных задач в условиях хронического недобора налогов Министерством налогов
и сборов. По мнению экспертов Министерства экономики РФ, это нововведение
позволит увеличить налоговые поступления в бюджеты разных уровней как минимум в
5 раз. Кроме того, появление этого налога позволит значительно сократить оборот
“теневого” капитала в сфере малого бизнеса, который, в основном, осуществляется
в таких отраслях, как торговля, общественное питание, строительство, ремонт,
транспортное обслуживание населения и другие виды платных услуг. [16,с.40]
Однако при рассмотрении единого налога на
вмененный доход нельзя ограничиться лишь фискальной стороной данного налога.
Разработчики Закона о едином налоге на вмененный доход добивались, чтобы
законопроект также обеспечил динамику роста налогооблагаемой базы. Увеличение
сбора налогов предполагается получить не за счет роста налогового бремени, а за
счет вывода из теневого сектора значительной части предприятий. Малое
предприятие теперь будет платить только один налог, ставка которого не превысит
20% вмененного дохода. Единый налог включает в себя и платежи во внебюджетные
фонды, которые будут осуществляться уже без участия предприятия на уровне
казначейства. Это позволит предельно упростить учет.
При этом следует отметить другое важное
обстоятельство: налог на вмененный доход будет регрессивным. Регрессивность его
заключается в том, что после уплаты налога, задним числом его ставка не может
быть скорректирована, даже если предприятие добьется значительного увеличения
реально полученного дохода по сравнению с вмененным доходом. Это поощряет
предпринимателей эффективнее использовать имеющиеся производственные площади,
совершенствовать коммерческую деятельность.
Кроме того, следует отметить, что закон
ориентирован на предприятия, которые работают только с конечным потребителем. В
то же время подавляющее большинство малых предприятий кроме того что
осуществляют розничную и оптовую продажу еще ведут и производство. Примером
тому служат мини-пекарни, каждая из которых производит продукцию и продает ее
через собственный ларек, а часть ее оптом реализует в другие магазины. При этом
вмененный же доход определяется только по розничной торговле.
Еще одним недостатком закона о едином
налоге на вмененный доход является то, что при его расчете используется
численность сотрудников предприятия, занизив которую можно без особого труда минимизировать
платеж, а за это, по существующим юридическим нормам, привлечь к ответственности
уже нельзя.[17, с. 43]
Таким образом, подводя итоги, надо
сказать, что Закон о едином налоге на вмененный доход содержит в себе еще много
недоработок и неточностей, что, безусловно, будет препятствовать применению его
на практике. Однако, учитывая сложности переходного периода можно допустить,
что такие формы налогообложения, если они применяются временно и технологичны в
уплате, стимулируют производство товаров и услуг, могут иметь право на
существование.
Федеральный закон от 27 февраля 2003 г. №
141-ЗО (с изменениями от17.04.03 года), который дополняет
раздел VIII.1 Налогового кодекса Российской Федерации (посвященный специальным
налоговым режимам) новыми главами. Речь идет о главе 26.2 "Упрощенная
система налогообложения" (далее - глава 26.2) и в главе 26.3 "Система
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов
деятельности" (далее - глава 26.3) Налоговый Кодекс Российской Федерации.
Закон от 27 февраля 2003 г. № 141-ЗО предусматривал введение в действие специальных налоговых режимов:
упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого
налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Несмотря на то, что
статьей 5 кодекса не определен порядок вступления в силу актов законодательства
о специальных налоговых режимах, права налогоплательщиков не будут нарушены.
Ведь с момента официальной публикации Закона от 27 февраля 2003 г. № 141-ЗО до начала нового календарного года пройдет около полугода. Этого
времени достаточно для подготовки к переходу на тот или иной специальный режим.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|