ГЛАВА 4. ПРОГРАММА
ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
Принцип
расщепления налоговых поступлений обеспечивает выравнивание вертикальных
дисбалансов и позволяет сократить дотационность нижестоящих бюджетов. Однако он
имеет ряд существенных недостатков: отсутствие на региональном и местном уровне
взаимосвязи между объемом предоставляемых бюджетных услуг и уровнем
налогообложения, заинтересованности органов власти субъектов и местного
самоуправления в развитии налоговой базы и формировании благоприятного
инвестиционного и предпринимательского климата, ограничение возможностей для
проведения долгосрочной экономической и бюджетной политики, размывание
ответственности за состояние бюджетной сферы. В наибольшей степени эти недостатки
проявляются в отношении регулирующих доходных источников (налогов) с ежегодно
устанавливаемыми нормативами отчислений в бюджеты разных уровней.
Исходя из этого,
целью данного направления реализации Программы является существенное повышение
роли собственных доходов региональных и местных бюджетов, в том числе -
региональных и местных налогов, имея в виду создание предпосылок для перехода в
долгосрочной перспективе к формированию доходов бюджетов каждого уровня в
основном за счет собственных налогов.
Для достижения
этой цели необходимо:
1) расширить
налоговые полномочия органов власти субъектов и местного самоуправления при
одновременном предотвращении недобросовестной налоговой конкуренции и
обеспечении единого налогового пространства;
2) законодательно
закрепить основные доходные источники (собственные налоги, отчисления от
налоговых поступлений) за региональными и местными бюджетами на постоянной
(долгосрочной) основе в соответствии с установленным разграничением расходных
полномочий и обязательств;
3) сократить
масштабы расщепления налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы,
предусматривая при прочих равных условиях зачисление 100 процентов поступлений
по определенным видам налогов и сборов за бюджетом одного уровня;
4) отказаться от
практики централизации поступлений по региональным и местным налогам в
вышестоящие бюджеты;
5) обеспечить
уплату налогов, поступающих в региональные и местные бюджеты, по месту
фактической деятельности предприятий, ликвидировать внутренние «оффшорные»
зоны, ввести правовые и финансовые механизмы по противодействию
недобросовестной налоговой конкуренции.
Разграничение
налогов (налоговых полномочий) и доходных источников между органами власти
разных уровней должно базироваться на следующих принципах:
а) стабильность
разделения доходов между уровнями бюджетной системы на основе единых принципов
и подходов, обеспечивающего заинтересованность органов власти субъектов и
местного самоуправления в формировании благоприятных условий для экономического
развития и наращивания налогового потенциала соответствующих территорий;
б) собственные
доходы бюджетов каждого уровня должны стать основным ресурсом для эффективной
реализации закрепленных за ними расходных полномочий, включая выравнивание
бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований;
в) налоговые
полномочия органов власти субъектов и местного самоуправления не должны
ограничивать перемещение капиталов, рабочей силы, товаров и услуг, а также
позволять экспортировать налоговое бремя в другие регионы и муниципальные
образования;
г) разграничение
налоговых полномочий и доходных источников должно в основном ориентироваться на
вертикальное (между уровнями бюджетной системы), а не горизонтальное (между
регионами и муниципальными образованиями) бюджетное выравнивание;
д) каждому
муниципальному образованию должен быть гарантирован минимальный норматив (в
зависимости от типа или уровня муниципального образования) отчислений от
налогов, поступления от которых подлежат в соответствии с федеральным
законодательством разделению между региональными и местными бюджетами
соответствующего уровня (при одновременном упорядочивании бюджетного устройства
субъектов Российской Федерации и механизмов выравнивания бюджетной
обеспеченности муниципальных образований);
е) часть доходов
от регулирующих налогов может (в установленных федеральным законодательством
случаях - должна) распределяться между местными бюджетами на основе
формализованных методик (по численности населения, бюджетной обеспеченности и
т.д.), учитывающих региональные и местные особенности.
При разделении
конкретных видов налогов и доходных источников между бюджетами разных уровней
должны учитываться следующие критерии:
1) стабильность:
чем в большей степени налоговые поступления зависят от экономической
конъюнктуры, тем выше должен быть уровень бюджетной системы, за которым
закрепляется этот налоговый источник и полномочия по его регулированию;
2) экономическая
эффективность: за каждым уровнем бюджетной системы должны закрепляться налоги и
доходные источники, объект (база) которых в наибольшей степени зависит от
экономической политики данного уровня власти;
3)
территориальная мобильность налоговой базы: чем выше возможности для
перемещения налоговой базы между регионами, тем на более высоком уровне
бюджетной системы должен вводиться соответствующий налог и тем выше предпосылки
для централизации данных налоговых поступлений (доходов);
4) равномерность
размещения налоговой базы: чем выше неравномерность (дисперсность) размещения
налоговой базы, тем на более высоком уровне должен вводиться соответствующий
налог и тем выше предпосылки для централизации данных налоговых поступлений
(доходов);
5) социальная справедливость:
налоги, носящие перераспределительный характер, должны быть в основном
закреплены за федеральным уровнем власти;
6) бюджетная
ответственность: сборы, представляющие собой платежи за бюджетные услуги,
должны поступать в бюджет, финансирующий соответствующие услуги.
Предполагается,
что в период реализации Программы наиболее существенными изменениями в
разграничении налоговых полномочий и доходных источников между уровнями
бюджетной системы должны стать:
а)
законодательное закрепление на долгосрочной основе 100 процентов поступлений по
налогу на доходы физических лиц за консолидированными бюджетами субъектов
Российской Федерации (с разделением между региональными и местными бюджетами, в
том числе - с выделением в составе налоговых поступлений в местные бюджеты
минимально гарантированной и выравнивающей частей);
б)
законодательное закрепление на долгосрочной основе не менее 70 процентов
поступлений федерального налога на прибыль за консолидированными бюджетами
субъектов Российской Федерации (с разделением между региональными и местными
бюджетами, в том числе с выделением в составе налоговых поступлений в местные
бюджеты минимально гарантированной и выравнивающей частей);
в) зачисление в
бюджеты субъектов Российской Федерации 100 процентов платежей за пользование
общераспространенными природными ресурсами с возможным последующим их
преобразованием в региональные налоги (с разделением поступлений между
региональными и местными бюджетами);
г) повышение
централизации платежей за пользование неравномерно размещенными природными
ресурсами (прежде всего, по углеводородному сырью);
д) корректировка
пропорций и механизма расщепления поступлений налога с продаж между
региональными и местными бюджетами (разделение поступлений в местные бюджеты на
минимально гарантированную и выравнивающую части);
е) отмена налога
на пользователей автодорог и введение регионального транспортного налога;
Данный пункт был
исполнен еще в 2002 году, когда был отменен дорожный налог и введен
транспортный.
ж) замена
регионального налога на имущество предприятий, местного налога на имущество
физических лиц и земельного налога местным налогом на недвижимость;
Этот принцип не
был выполнен. Изначально так и предполагалось сделать, но на данный момент
отменен налог на недвижимость, а действуют региональный налог на имущество
предприятий, местные - налог на имущество физических лиц и земельный налог.
з) закрепление 100 процентов
поступлений (за исключением платежей в государственные внебюджетные фонды) по
налогам на совокупный доход (единому налогу на вмененный доход, единому налогу,
взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единому
сельскохозяйственному налогу) за местными бюджетами с расширением полномочий
органов власти местного самоуправления по данным налоговым режимам. [24]
На
региональном и местном уровнях существует проблема недостаточности собственных
доходов.
В
современных условиях проведения административной реформы в стране проблема
недостаточности собственных доходов местных бюджетов может отрицательно
сказаться на всех направлениях проведения административной реформы.
В
Российской Федерации 89 регионов и большое количество муниципальных
образований. В соответствии с новой редакцией Федерального закона «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
предусматривается выделение таких муниципальных образований, как муниципальные
районы и поселения.
В
этой связи особую актуальность приобретает вопрос о формировании доходной базы
бюджетов новых муниципальных образований, в частности, поселений. Кроме того,
новая редакция закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации» построена на признании положения статьи 12 Конституции
РФ, а именно: органы местного самоуправления не входят в систему органов
государственной власти. Таким образом, со стороны государства исключается
контроль за целесообразностью принимаемых органами местного самоуправления
решений по вопросам местного значения, в том числе и по налогообложению. Статья
132 Конституции РФ определяет, что органы местного самоуправления
самостоятельно решают вопросы местного значения, в том числе устанавливают
местные налоги и сборы. При этом каких-либо ограничений приведенная
конституционная норма не содержит. Как показывает исторический опыт, право
обложения налогами и сборами в России принадлежало органам местного
самоуправления – общинам – изначально, и государственная власть постепенно все
больше вмешивалась в дела самоуправляющихся общин, ограничивая их фискальные
полномочия при помощи различных юридических механизмов.
Правительством
РФ в Государственную Думу РФ внесен законопроект о внесении изменений и
дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части реформирования
межбюджетных отношений и финансовых основ местного самоуправления.
Целью
данной реформы является создание и введение, начиная с 2006 года, новой системы
межбюджетных отношений на основе уточнения разграничения бюджетных и налоговых
полномочий между органами власти разного уровня, изменения бюджетного
устройства и общих принципов организации бюджетной системы РФ, разграничения
налоговых доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ.
Законопроект,
кроме федерального бюджета и бюджетов субъектов российской Федерации,
предусматривает разделение местных бюджетов на бюджеты двух уровней (типов) –
муниципальных районов и поселений. Одна из идей реформы местного самоуправления
заключается в том, как обеспечить в необходимом объеме финансирование
муниципалитетов и из каких источников.
Данный
законопроект устанавливает, что проценты распределения налоговых доходов
федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов будут
установлены в Бюджетном кодексе РФ. В настоящее время эти проценты могут
изменяться ежегодно в законе о федеральном бюджете на соответствующий год. По
федеральным и региональным налогам данные проценты применяются с 1 января 2005
года, по местным налогам только с 1 января 2006 года. До введения в действие
данных положений доходы от местных налогов и сборов зачисляются в местные
бюджеты по ставкам, установленным представительными органами муниципальных
образований. Доходы от региональных налогов и сборов могут зачисляться в
местные бюджеты по нормативам, утвержденным законом субъекта РФ о бюджете
субъекта РФ на 2005 год. Доходы от федеральных налогов и сборов зачисляются в
местные бюджеты по нормативам, утвержденным законом субъекта РФ о бюджете
субъекта РФ на 2005 год.
По
данным нормативам более 50 % поступлений от единого налога на вмененный доход и
упрощенной системы налогообложения будут поступать в местные бюджеты.
Принятие
законопроекта дает следующие преимущества:
- региональные
налоги полностью поступают в региональные бюджеты, а местные налоги – в местные
бюджеты. Таким образом, у всех уровней государственного и муниципального
управления появляется стимул развивать собственную налоговую базу. Кроме того,
обеспечивается стабильность поступлений налоговых доходов в соответствующие
бюджеты;
- органам
государственной власти субъектов РФ предоставили право полностью или частично
передавать свои налоговые доходы в соответствующие местные бюджеты;
поступления
от применения упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный
доход зачисляются исключительно в местный бюджет;
число
местных бюджетов возрастет с 11–12 тысяч до 28–30 тысяч.
Таким
образом, предварительные расчеты показывают, что финансирование расходных
обязательств органов местного самоуправления в новых условиях будет обеспечено
в том числе за счет налоговых доходов местных бюджетов в сумме 483,9 млрд. руб.
Кроме
того, законопроектом уточняется понятие «собственные доходы бюджетов» (под
которыми понимаются все виды доходов, за исключением субвенций на реализацию
«делегированных» полномочий) и «безвозмездные перечисления» (в частности, из
состава финансовой помощи бюджетам других уровней исключаются субвенции на
выполнение «делегированных» полномочий).
Одновременно
в БК РФ предполагается ввести нормы, регулирующие установление нормативов
отчислений в местные бюджеты органами государственной власти субъектов
Российской Федерации. Предлагается передать полномочия по установлению
нормативов отчислений от региональных налогов в местные бюджеты органам государственной
власти субъектов Российской Федерации, отказавшись от действующей практики
установления указанных нормативов федеральными законами. В случае передачи
налоговых доходов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской
Федерации, в местные бюджеты, соответствующие нормативы (сверх уровня,
установленного БК РФ), как правило, должны быть стабильными и едиными для всех
муниципальных образований соответствующего субъекта Российской Федерации.
При
этом органам государственной власти субъектов Российской Федерации вменяется
обязанность передать местным бюджетам по единым и (или) дополнительным
(дифференцированным) нормативам отчислений не менее 20 % налоговых доходов от
налога на доходы физических лиц, подлежащих зачислению в соответствии с БК РФ в
бюджеты субъектов Российской Федерации. Данный подход позволит органам
государственной власти субъектов Российской Федерации:
1.
Разделить налоговые доходы между бюджетами муниципальных районов и бюджетами
поселений с учетом объективных территориальных различий в соотношении расходных
обязательств местных бюджетов разных уровней (типов);
2.
Определить оптимальную для каждого региона степень выравнивания различий в
бюджетной обеспеченности муниципальных образований за счет сочетания единых и
дифференцированных (по формуле) нормативов отчислений от данного налога, в том
числе – перераспределить значительную часть поступлений по месту жительства
граждан.
Законопроектом
также предусматривается отказ от практики централизации местных (региональных)
налогов в бюджеты более высокого уровня. Вместе с отказом от расщепления
федеральными законами налоговых доходов от региональных (местных) налогов и
установления БК РФ нормативов по целому ряду налоговых доходов на уровне 100 %,
это означает существенный шаг к реализации принципа «один налог – один бюджет».
Два
налога являются обязательными для местных органов самоуправления: земельный
налог, налог на имущество физических лиц. В этой связи доля
собственных налоговых доходов местных бюджетов находилась и находится на катастрофически
низком уровне. В рамках межбюджетного регулирования в настоящее время к доходам
местных бюджетов можно отнести поступления от следующих федеральных и
региональных налогов: на первом месте – налог на доходы физических лиц. Это
один из главных источников доходов, поступающих в местные бюджеты. Его величины
в муниципалитетах страны находится в интервале 50–80 % от доходной части
местных бюджетов. На втором месте находятся имущественные налоги на физических
лиц, организации, земельный налог. Налог на прибыль в размере 2 % также
поступает в местные бюджеты. Следует назвать еще один налог специфического
свойства: на игорный бизнес – этот налог взимается в бюджеты города. Одной из
возможностей пополнить местные бюджеты – взимание налога на право розничной
торговли подакцизными товарами. Кроме того, можно передать право взимать акциз
по некоторым видам подакцизных товаров на местный уровень, например, по таким
подакцизным товарам, как пиво и ювелирные изделия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|