В стране должна
быть создана единая система местного налогообложения, построенная на общих принципах
и методологии взимания, поскольку местные налоги нельзя отрывать от всей
системы налогообложения. Местные органы самоуправления должны иметь право
вводить налоги, но в соответствии с широким перечнем, предусмотренным и
достаточно подробно разработанным высшими законодательными органами власти.
Бюджетной
политикой должны быть предусмотрены следующие направления в области местного
налогообложения: повышение роли имущественного и земельного обложения в
качестве доходного источника местных бюджетов, направление налогов на
недвижимость в полной сумме в местные бюджеты, уменьшение общего числа местных
налогов и сборов, введение ограничений на сумму местных налогов, уплачиваемых
из чистой прибыли.
Реформирование
системы местного налогообложения должно сопровождаться корректировкой местного
процесса. Формирование доходной части бюджета должно основываться на местных
налогах независимо от их удельного веса в структуре налоговых доходов. Местные
органы власти должны обосновывать нормативы отчислений от федеральных налогов
на основе прогнозов о поступлениях от местных налогов, а не наоборот, как это
происходит сейчас.
Имея стабильную
муниципальную налоговую систему, местные органы самоуправления смогли бы
уделять больше внимания источникам доходов своих бюджетов, в том числе
субсидиям, кредитам, муниципальным займам. Совершенствование меж бюджетных
отношений должно также включать следующие направления:
-
разработка
и использование в бюджетном процессе среднесрочной программы корректировки
разделения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы,
-
создание
механизма контроля за целевым использованием федеральной помощи,
-
укрепление
налоговой базы регионов при соответствии регионального и местного
налогообложения общим принципам налоговой системы, обеспечение финансовых
гарантий органам местного самоуправления по всей территории страны (в плоть до
их прямой финансовой поддержки из федерального бюджета с зачетом выделяемых
средств в лимит общих трансфертов региону).
Особое место в
налоговой программе, направленной на оптимизацию муниципального налогообложения
должно принадлежать ужесточению контроля за местными налогами их фискальной
эффективности, упрощению налогообложения для местных предприятий, налоговому
стимулированию местного производства конкурентоспособных товаров,
предоставляемых услуг.
Проведенное
исследование региональных и местных налогов и сборов путей совершенствования
налоговых отношений между тремя уровнями бюджетной системы позволило получить
следующие выводы теоретического и прикладного характера:
1.
Налог -
обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и
физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности,
хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях
финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных
образований.
2.
После
ряда изменений в НК РФ, к местным налогам следует относить – земельный налог,
налог на имущество физических лиц.
3.
На 2006
год состояние местных налогов и сборов в плачевном состоянии. Доля местных
налогов всего 1,2%, что связано с отменой многих налогов.
4.
Существую
меры и санкции за нарушение налогового законодательства: уклонение от уплаты
налогов, просрочка платежей. Также существуют отсрочки и рассрочки платежей,
невозможность наказания за одно и тоже нарушение.
5.
Для
решения данных проблем необходимо увеличить доходность местного
народнохозяйственного комплекса, укрепить развитие налогооблагаемой базы,
создание новой схемы районирования страны. Следует законодательно закрепить
следующие положения: основные правила разграничения конкурирующей компетенции
федерации и субъектов; принцип субсидиарности в межбюджетных взаимоотношениях;
основы бюджетного выравнивания: цели и задачи, направления, по которым
осуществляется федеральная помощь бюджетам иных уровней и условия ее
предоставления, формы финансового выравнивания, основы механизма согласования
интересов федерации и субъектов в процессе распределения финансовых средств;
механизм участия субъектов федерации в формировании государственной федеральной
региональной политики.
В рамках
осуществления в России налоговой реформы должны быть достигнуты следующие
цели:
ослабление
налогового бремени;
усиление
справедливости налоговой системы;
обеспечение
стабильности налоговой системы;
повышение уровня
собираемости налогов и сборов.
Законодательство
о местных финансах должно совершенствоваться на основе следующих принципов:
- четкого
разграничения расходов и доходов между уровнями бюджетной системы;
повышения
заинтересованности органов местного самоуправления в максимальной собираемости
налогов через механизм долгосрочного закрепления доходных источников;
повышения
заинтересованности муниципалитетов в оптимизации расходной части местных
бюджетов через укрепление их самостоятельности.
При этом в отношении
местных налогов и сборов предлагается следующее. На первом этапе реформы,
Федеральным законом «О введении в действие части второй Налогового кодекса
Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты
Российской Федерации о налогах» (принят вместе со второй частью Налогового
кодекса) отменен налог на содержание жилищного фонда и объектов
социально-культурной сферы. На втором этапе реформы предлагается отменить налог
с продаж. Отметим, что суммы поступлений от налога на содержание жилищного
фонда и объектов социально-культурной сферы занимают значительную долю в
доходах местных бюджетов.
Для сохранения
доходов местных бюджетов в составе местных налогов вместо налога на содержание
жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы вышеназванным федеральным
законом устанавливается, что в местные бюджеты зачисляется налог на прибыль
предприятий и организаций по ставкам, устанавливаемым представительными
органами местного самоуправления в размере не выше 5 процентов. Введение этого
налога полностью не компенсирует уменьшение налоговых поступлений в местные
бюджеты, в результате упразднения налоги на содержание жилого фонда и объектов
социально-культурной сферы - недостаток средств составит около 5 млрд. руб.,
или почти 0,4% от налоговых доходов консолидированного бюджета Российской
Федерации. Относительно налога с продаж, введенного в большинстве субъектов
Российской Федерации с целью получения дополнительных средств на решение
социальных вопросов, можно отметить его неэффективность и, следовательно,
возможность отмены.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Налоговый
Кодекс Российской Федерации. Ч.1, 2. М.:ИКФ Омега-Л, 2002.
2.
Налоговый
Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от
02.11.2004, с изм. от 01.07.2005) // СЗ РФ от 03.08.1998, № 31, ст. 3824, СЗ РФ
от 04.07.2005, № 27, ст. 2717.
3.
Налоговый
Кодекс Российской Федерации. Ч.1., Ч.2 (в ред. от 06.02.2006)
4.
Налоговый
Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от
20.10.2005) // СЗ РФ от 07.08.2000, № 32, ст. 3340, Российская газета от
25.10.2005, № 239.
5.
Федеральный
закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от
25 сентября 1997 № 126-ФЗ (с изм. и доп. от 9 июля 1999г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001г.)
6.
Постановление
Правительства РФ от 15.08.2001 №584 «Программа развития бюджетного федерализма
в РФ на период до 2005 года»
7.
Постановление
Администрации г. Шадринска. от 30.11.2006
8.
Аналитическая справка о поступлении администрируемых
ФНС России доходов в январе-апреле 2005 года
9.
Гуев А.Н.
Постатейный комментарий к части первой налогового кодекса российской федерации.
– М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ, Издательский Дом ИНФРА-М, 2000.
10.
Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение. Ростов-на-Дону:
Феникс, 2000
11.
Ермишин
П.Г. Основы экономической теории (курс лекций). Хабаровск, 2003
12.
Колчин
С.П. Налогообложение. М., 2002
13.
Кравцова
Г.Ф., Цветков Н.И., Островская Т.И. Основы экономической теории
(макроэкономика). Учебное пособие. Хабаровск: Издательство Дальневосточного
государственного университета путей сообщения, 2001
14.
Кучеров
И. И. Налоговые преступления. М., 1999
15.
Лысов
Е.А. особенности местного налогообложения в России и пути его совершенствования
//Бухучет и налоги. 2004. № 8
16.
Новикова
А. И. Налоговая статистика и прогнозирование // Налоговый вестник – 2001г. -
№11 – с. 37-39
17.
Налоговые
доходы //www.fpcenter.ru
18.
Налоговые
правонарушения. Курс лекций. СПб. 2000
19.
Новикова
А.И. Налоговая статистика и прогнозирование // Налоговый вестник. 2001. № 11
20.
Об
изменениях законодательства за 2005 год //www.nalog.ru
21.
Пансков
В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 2002
22.
Пансков
В.Г. О некоторых проблемах налогового законодательства // налоговый вестник.
2002, № 12
23.
Пархачева
М.А., Шаронова Е.А. Транспортный налог. Особенности уплаты юридическими и
физическими лицами. СПб, 2003
24.
Перечень
законов Российской Федерации, принятых в 2005 году, по вопросам
законодательства о налогах и сборах и вступивших в силу с 1 января 2006 года
25.
Поступление
в бюджетную систему Российской Федерации администрируемых ФНС России доходов в
2003-2004 года по Курганской области
26.
Расчеты
ЦФП на основе данных Минфина РФ
27.
Региональные
и местные налоги и сборы. М., 2002
28.
Романовский
М.В. Бюджетная система РФ. М., 2000
29.
Романцов
А.А. Межбюджетные отношения и формирование доходов территориальных бюджетов //
Финансы. 2001.№9
30.
Соловьев
И.Н. Как избежать ошибок при налоговом планировании. Налоговые санкции. М.,2002
31.
Стрельникова
С. «Серые» схемы – есть, а наказания нет //Главбух. 2004. № 18
32.
Федеральная
служба государственной статистики. Налоговая статистика //www. gks.ru
33.
Формы
установленной отчетности для юридических лиц. Региональные налоги. Местные
налоги //www.nalog.ru
34.
Шаталов
С.Д. Развитие налоговой системы России: проблемы, пути решения и перспективы. –
М.: МЦФЭР, 2000
35.
Взыскание
налоговых санкций: коллизии порождают споры // Российская правовая газета
«Экономика и Жизнь-Юрист». 2006.№4
36.
Южакова
И. ВКДП намерен стать миллиардером // Донская правда. 18 сентября 2003 г. № 38/512
37.
Чвыков И.
Налог на имущество – по новым правилам // Экономика и жизнь.
Приложение
2
Структура задолженности по налоговым
платежам в бюджетную систему Российской Федерации на 1 января 2006 года
|
Задолженность
|
В том числе
|
Млрд. руб.
|
В % к итогу
|
Недоимка
|
Отсроченные (рассроченные) платежи
|
Реструктурированная задолженность
|
Приостановленные к взысканию
платежи
|
Млрд. руб.
|
В % к итогу
|
Млрд. руб.
|
В % к итогу
|
Млрд. руб.
|
В % к итогу
|
Млрд. руб.
|
В % к итогу
|
Всего
В том числе:
|
754,1
|
100
|
246,4
|
100
|
0,3
|
100
|
21,5
|
100
|
485,8
|
100
|
по федеральным
налогам и сборам
|
656,0
|
87,0
|
191,7
|
77,8
|
0,1
|
28,5
|
18,2
|
84,8
|
446,0
|
91,8
|
по региональным
налогам и сборам
|
54,4
|
7,2
|
30,1
|
12,2
|
0,2
|
69,5
|
1,6
|
7,3
|
22,5
|
4,6
|
по местным налогам
и сборам
|
35,1
|
4,7
|
17,5
|
7,1
|
0,0
|
1,8
|
1,6
|
7,6
|
16,0
|
3,3
|
по налогам со специальным
налоговым режимом
|
8,5
|
1,1
|
7,1
|
2,9
|
0,0
|
0,1
|
0,1
|
0,3
|
1,4
|
0,3
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|