Местные налоги и сборы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
темы. Одним из важнейших инструментов осуществления
экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги.
Особенно наглядно это проявлялось в период перехода от
командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в
условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на
экономические процессы, налоги становятся реальным рычагом государственного
регулирования экономики. В связи с отменой большинства местных налогов, актуальным
становится вопрос о дополнительном финансировании местных бюджетов, по причине
того, что доля местных налогов и сборов слишком мала, для самостоятельного
функционирования регионов на эти средства.
Российская
налоговая система включает в себя достаточно большое число налогов и различных
других платежей на различных уровнях: федеральном, региональном и местном.
Государство
может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными
денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении
функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и
существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.
Налоги
возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и
появлением государства, которому требовались средства на содержание армии,
судов, чиновников и другие нужды.
Изъятие
государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в
виде обязательного взноса и есть сущность налога.
Развитие
экономики напрямую зависит от качества ее налоговой системы, от ее возможности
обеспечить экономический рост и финансовую стабильность.
Объектом
исследования – местные налоги и сборы на примере МНС по г.
Шадринску.
Предмет
исследования – процесс местных налогов и сборов.
Цель дипломного
проекта состоит
в том, чтобы, опираясь на теоретико-методологическую основу выявить особенности
системы местных налогов и сборов.
Поставленная цель
обуславливает решение следующих задач:
-
Определить
сущность, функции, виды налогов и сборов;
-
Выявить
особенности системы местных налогов и сборов;
-
Выбрать
методику эффективности местных налогов и сборов;
- Расчет и анализ показателей
налоговых поступлений в местный бюджет;
-
Показать
прогнозную и концептуальную модель местных налогов и сборов;
-
Основные
направления совершенствования местного налогообложения.
Предметом защиты является теоретические и
методологические аспекты налогообложения
В дипломном проекте использована теория и методология,
изложенная в справочной и учебной литературе российских и зарубежных авторов, в
публикациях периодической печати, а также нормативных актах, анализ показателей
налоговых поступлений в местный бюджет за три периода, ресурсы Интернета.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ
1.1.
Сущность, принципы, функции, налогов и сборов
Государство,
выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и
осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную,
экологическую, демографическую и другие. За счет налоговых взносов
формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и
внебюджетных фондах.
Налоги – обязательные сборы и платежи, взимаемые государством с
физических и юридических лиц в бюджеты соответствующего уровня или во
внебюджетные фонды по ставке, устанавливаемой в законодательном порядке.
Выплаты принудительны и безвозмездны.
Налоги – гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении
экономику: они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности,
направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на
экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный
спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.
Налоги
- один из древнейших финансовых институтов. Они возникли вместе с товарным
производством, разделением общества на классы и появлением государства,
которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и других
нужд. "В налогах воплощено экономически выраженное существование
государства", - подчеркивал К. Маркс.
Экономическая
сущность налогов была впервые исследована в работах английского
экономиста Д. Риккардо:
"Налоги
составляют ту долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение
правительства, они всегда уплачиваются, в конечном счете, из капитала или из
дохода страны".
Определенный
вклад в теорию налогов внесли ученые - экономисты России А. Тривус, Н.
Тургенев, А. Соколов.
Так,
по мнению Н. Тургенева, "налоги суть средства к достижению цели общества
или государства, то есть той цели, которую люди себе предполагают при
соединении своем в общество, или при составлении государств".
А.
Тривус считал, что "налог представляет собой принудительное изъятие от
плательщика некоторого количества материальных благ без соответствующего
эквивалента. Конечно, в некотором отношении эквивалентом являются те услуги,
которые оказывает плательщику государственная власть.
А.
Соколов утверждал, что "под налогом нужно разуметь принудительный сбор,
взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств,
для покрытия его расходов или для достижения каких-либо задач экономической
политики, без предоставления плательщикам его специального эквивалента.
Доктор
экономических наук Д. Черник определяет сущность налогов как "изъятие
государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта
в виде обязательного взноса.
Экономическое
содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и
граждан, с одной стороны, и государства, с другой, по поводу формирования
государственных финансов.
Совокупность
предусмотренных законодательством налогов и обязательных платежей, взимаемых в
государстве, а так же принципов, форм и методов их установления, изменения,
отмены, уплаты, взимания и контроля образует налоговую систему.
Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и
других платежей, взимаемых в установленном порядке на территории страны. При
формировании налоговой системы исходят из следующего ряда принципов:
1.Виды
налогов, порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность за уклонение от
налогов имеют силу закона.
2.Сочетание
стабильности и гибкости налоговой системы должны обеспечить соблюдение экономических
интересов участников общественного производства. Правила применения налогов
должны быть стабильны: ставки, виды, элементы налоговой системы должны
меняться при изменении экономических условий редко, т.к. это позволяет
планировать деятельность.
3.Обязателен
механизм защиты от двойного налогообложения.
4.
Налоги должны быть разделены по уровням изъятия.
5.Ставки
налогообложения должны быть едиными для всех предприятий. Равные доходы при
равных условиях их получения должны облагаться одинаковыми по величине
налогами. С равных доходов при разных условиях их получения должны взиматься
разные налоги .
6.Единая
налоговая ставка должна дополняться системой налоговых льгот, носящей
целевой и адресный характер, связанный с социальной сферой, стимулированием
НТП, защитой окружающей среды. Как правило, обязательна активная поддержка
предпринимательства.
7.Система
налогообложения должна быть комплексной при умелом сочетании разных способов
налогообложения. Объекты налогообложения разнообразны: психологически легче
платить много маленьких налогов, чем один большой.
8.Обязательны
простота, равномерность, точность, удобство по форме, экономность сбора,
избежание чрезмерной тяжести. Налоги по способу взимания бывают прямыми и
косвенными. Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов
и имущества налогоплательщиков. Объектом налога выступает доход (зарплата,
прибыль, процент и т.п.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земля,
основные средства и т.п.)
Косвенные
налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги
(акцизы, НДС, таможенные пошлины, налог с продаж). Эти налоги начисляются
предприятию для того, чтобы оно удерживало их с других налогоплательщиков и
сдавало финансовому ведомству.
В
зависимости от характера ставок различают регрессивные, пропорциональные и
прогрессивные налоги. Прогрессивный налог – это налог, который
возрастает быстрее, чем прирастает доход. Для разных по величине доходов
устанавливается несколько шкал налоговых ставок.
Регрессивный
налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и
меньшего процента с высоких доходов. Это такой налог, который возрастает
медленнее, чем доход. Косвенные налоги чаще всего регрессивные.
Пропорциональный
налог – это, когда применяется единая ставка для доходов любой величины.
Пропорциональный налог может оказаться регрессивным: если из реально
получаемых доходов вычесть обязательные затраты, останется дискреционный доход,
который может вырасти или уменьшиться после введения новых налогов.
В
зависимости от органа власти, в распоряжение которого поступают те или иные налоги,
различают государственные и местные. К государственным налогам относятся
подоходный, на прибыль, таможенные пошлины. Основным видом местного налога
является имущественный налог.
Налоги по их использованию делятся на общие и специальные. Общие налоги
предназначены для финансирования текущих и капитальных расходов государственных
и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов.
Специальные налоги имеют целевое назначение.
Законодательством
установлено, что объектами налогообложения являются: прибыль, доход, стоимость
определенных товаров, добавленная стоимость продукции, имущество юридических и
физических лиц, передача имущества, отдельные операции, отдельные виды
деятельности, минимальная месячная оплата труда и др.
Налоги в зависимости от источников их покрытия группируются следующим
образом: 1) налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции
(работ, услуг) - земельный налог, страховые взносы; 2) налоги, расходы по
которым относятся на выручку от реализации продукции (работ, услуг) - НДС,
акцизы, экспортные тарифы; 3) налоги, расходы по которым относятся на
финансовый результат – налог на прибыль, на имущество предприятия, на
рекламу, некоторые целевые сборы; 4) налоги, расходы по которым покрываются
из прибыли, оставшейся в распоряжении предприятий - лицензионный сбор за право
торговли, сбор со сделок, совершаемых на биржах. Способ реализации
общественного назначения налогов как инструмента стоимостного распределения
и перераспределения доходов выражается функциями налогов.
Немецкий
экономист А. Вагнер (конец 19 в.) считал, что "налогообложение в
обществе базируется на следующих принципах: финансово-технических, включающих
принципы достаточности и подвижности, народнохозяйственных,
представляющих собой надлежащего источника и выбор отдельных налогов с принятием
во внимание влияние обложения отдельных видов его на плательщиков,
справедливости, в которую входят всеобщность и равно напряженность, податного
правления, предусматривающего определенность, удобство и дешевизну взимания.
[10]
Профессор
М. Такер выделяет следующие современные принципы налогообложения:
1.
уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей
налогоплательщика, то есть уровня доходов;
2.
необходимо прилагать все усилия, чтобы
налогообложение
доходов носило однократный характер;
3.
обязательность уплаты налогов;
4.
система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными
для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги;
5.
налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся
общественно-политическими потребностям;
6.налоговая
система должна обеспечивать перераспределение создаваемого валового внутреннего
продукта.
И,
наконец, опыт, полученный на протяжении всей истории существования налогов,
подсказал и главный принцип налогообложения: "нельзя резать курицу,
несущую золотые яйца", то есть, как бы ни были велики потребности в
финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не
должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной
деятельности.
Часть
первая Налогового Кодекса РФ определила основные начала законодательства о
налогах и сборах в Российской Федерации:
•
каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;
•
налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно
применяться, исходя из политических, идеологических, этнических,
конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками. Не допускается
устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов в зависимости от формы
собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок
ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в
соответствии с Кодексом и таможенным законодательством;
•
Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть
произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами
их конституционных прав;
•
Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое
пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное
перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или денежных
средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия законной
деятельности налогоплательщика;
•
Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а
также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками
налогов и сборов, не предусмотренные Кодексом, либо установленные в ином порядке,
чем это предусмотрено Кодексом;
•
Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким
образом, чтобы каждый гражданин (организация) точно знал, какие налоги,
когда и какой суммой он должен платить;
•
Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о
налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. На основе принципов
построения налоговой системы к настоящему времени сложились основные
концепции налогообложения.
Первая
- физические и юридические лица должны уплачивать налоги пропорционально тем
выгодам, которые они получили от государства. Например, те, кто пользуются
хорошими дорогами, должны оплачивать затраты на поддержание и ремонт этих
дорог.
Вторая
- концепция предполагает зависимость налога от размера полученного дохода, то
есть физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают
большие налоги и наоборот.
Современные
налоговые системы используют оба подхода в зависимости от
социально-экономической базы государства, потребности правительства в доходах,
взглядов политических правящих партий.
В
ст. 3 Налогового Кодекса РФ закреплены важнейшие положения, определяющие
основные принципы налогового законодательства России. Они являются ориентиром в
первую очередь для государства и законодателя, которые формируют национальный
режим налогообложения и налоговую политику.
Необходимо
отметить, что принципы налогообложения нашли свое конституционное закрепление в
конституциях многих стран мира, однако в Конституции РФ налоговые принципы
четкого отражения не нашли. С принятием первой части Налогового Кодекса в
российском налоговом законодательстве принципы налогообложения получили
полноценное закрепление.
При
подготовке и принятии Федеральных законов и иных нормативных актов о налогах и
сборах учет данных принципов обязателен. Нормативные акты любого уровня, в том
числе и местные законы, принятые в противоречии с принципами, изложенными в ст.
3 НК, являются изначально незаконными.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|