Во-первых,
мы сталкиваемся с вопросом божественности. Мы лицом к лицу с огромной,
безграничной Вселенной. Человеческому разуму не удается распознать ее начало и
вообразить ее конец. Она движется по назначенному ей курсу с незапамятных
времен и продолжает свой путь в необозримое будущее. Бесчисленные существа
рождались и рождаются каждый день. Разум просто не в силах постигнуть это.
Человек не может поверить, что Вселенная возникла совершенно случайно.
Вселенная - не беспорядочная масса нескоординированных предметов. Это не
конгломерат хаотичных и не имеющих отношения друг к другу вещей. Все это не
может существовать без Создателя и Правителя.
Но кто смог сотворить эту бесконечную Вселенную? Только Тот, кто является
Хозяином всего, кто бесконечен и вечен, кто всесилен, мудр, всемогущ и
вездесущ, кто всезнающ и всевидящ. Он должен обладать высшей властью над всем
окружающим миром. У Него должны быть безграничные возможности. Этот Господин
Вселенной не может иметь ни одного изъяна, никто не имеет права вмешиваться в
Его дела. Только такое существо может быть Творцом и Правителем Вселенной.
Во-вторых,
важно, чтобы все перечисленные совершенства были сосредоточены в одном
божестве: невозможно сосуществование двух или более личностей, обладающих
одинаковыми способностями и свойствами. Они были бы обречены на столкновение.
Поэтому должно быть одно и только одно Высшее существо, осуществляющее контроль
над остальным миром. Ведь не может быть даже двух главнокомандующих в армии!
Немыслимо и распределение способностей между божествами, чтобы, например, один
отвечал за знания, другой - за природные явления, третий - за человека и т.д.
Вселенная неделимое целое, и каждый из этих божеств зависел бы от других в
выполнении своей задачи. И если бы нарушилась координация действий, то миру
суждено было бы разрушиться. Божественные качества и не передаются. Невозможно,
чтобы определенное свойство присутствовало сначала в одном божестве, а потом -
в другом. Божественное существо, которое не способно оставаться живым, не может
дать жизнь другим. Тот, кто не может защитить свою божественную силу,
естественно, не подходит для управления бесконечной Вселенной. Чем больше
размышляешь над этой проблемой, тем больше приходишь к твердому убеждению, что
все божественные силы и свойства должны быть сосредоточены в одном и том же
существе. Итак, политеизм - это форма невежества, не выдерживающая никакой
критики. Этот вывод автоматически подводит человека к реальности, т.е. к
Тавхиду - единобожию.
А
теперь посмотрим на огромную Вселенную. Напрягите ум и скажите, можете ли вы
найти среди предметов, которые вы видите вокруг, среди всего того, что вы чувствуете,
о чем думаете или представляете, что-нибудь, обладающее этими свойствами?
Солнце, луна, звезды, животные, вещи, деньги, человек или группа людей -
что-нибудь или кто-нибудь из них обладает этими качествами? Конечно нет! Ибо во
Вселенной все создано, управляется и зависит от других, все смертно и
преходяще, не самоуправляемо, не само регулируемо - малейшие движения
контролируются безжалостным законом, от которого никуда не уйти. Беспомощность
всего окружающего доказывает, что божественными силами оно не обладает.
Присваивать статус божества любому из известных нам предметов, явлений, людей
или животных - значит, уходить от реальности, быть безумным. Вот значение
"Ла илаха" (нет Бога): ни человек, ни какой-либо предмет не обладают
божественной силой и властью, заслуживающей поклонения и повиновения.
Это
приводит нас к выводу, что есть Высшее Существо, властвующее надо всем, что и
не видит наш глаз во Вселенной. Тот, кто обладает Божественными качествами, он
и есть Аллах, Создатель огромной Вселенной и ее законов, Правитель всего мира,
который ни с кем не делит свою власть и не нуждается в сотоварищах. Вот что
означает "иллаллах" означает ("кроме Аллаха").
Это
знание важнее любого другого, и чем больше вы будете размышлять, тем глубже
будет становиться ваше убеждение, что это исходная точка всех знаний. В каждой
области знаний: физике, химии, астрономии, геологии, биологии, зоологии,
экономике, политике, социологии, в гуманитарных науках - вы найдете проявление
этой главной истины - "ла илаха иллаллах". И если отрицать эту истину
или не считаться с ней, то на каждом шагу можно столкнуться с разочарованием,
ибо весь окружающий мир предстанет в искаженном свете, все потеряет реальный
смысл и значение. Вселенная станет бессмысленной, перспективы прогресса неясными
и расплывчатыми.
Влияние тавхида на
жизнь человека
Теперь
давайте рассмотрим влияние тавхида на жизнь человека. Почему верующему всегда
сопутствует успех, кафира преследует неудача и на этом и на том свете?
1.
Верующий в калиму не может быть ограниченным или
недалеким. Он верит в Бога, который является Создателем Неба и Земли,
Хозяином Востока и Запада, Опорой Вселенной. Этот человек - не фанатик ни в мыслях,
ни в поведении. Его преданность и любовь к окружающим не ограничиваются
какой-либо отдельной группой людей. Его кругозор широк, его стремление к
знаниям безгранично, его взгляды прогрессивны. Может ли быть такая чистота
души и глубина ума у атеиста, многобожника или у язычника, который верит в
божество, обладающее ограниченными возможностями, подобное человеку?
2.
Вера в единого Бога порождает в человеке высшую степень самоуважения и
чувства собственного достоинства. Верующий знает, что один Аллах является
обладателем всей власти и никто, кроме Него, не может ни помочь, ни навредить
человеку, ни даровать ему жизнь, ни лишать ее... Это убеждение
делает его безразличным к земным силам. Он никогда
подобострастно не кланяется никому, не умоляет о помощи. Он не
боится даже царей. Это душевное качество может быть воспитано только
тавхидом. И, наоборот, те, кто придает Господу сотоварищей или кто отрицает
Бога, почитают другие существа, считая, что они способны делать добро или
наносить вред, боятся их и полагаются в своих надеждах только на них.
3.
Вместе с самоуважением эта вера порождает в человеке чувство скромности и
простоты. Верующий никогда не становится надменным и самонадеянным. В его сердце
нет места для неистовой гордости своей властью или богатством, потому что он
знает, что все, чем он владеет, дано ему Богом, и что Бог может забрать все так
же, как и дать. Неверующий же, достигнув каких-либо земных благ, начинает
думать, что он выше других, что только он достоин почестей. Гордость и
самонадеянность - обязательные спутники ширка (ширк - придание Богу кого-либо в
сотоварищи). Потому мушрик верит, что у него особое отношение с божествами,
которое не существует у других людей.
4.
Тавхид делает человека целомудреннее и честнее. Он убежден , что для него не
существует других средств для достижения успеха и спасения, кроме чистоты души
и праведности поведения. У него искренняя вера в Бога, который ни с кем не
связан, и абсолютно справедлив; никто не имеет давления на Него в проявлении
Его божественных способностей. Эта вера создает в человеке убеждение, что до
тех пор, пока он не начнет жить праведно и поступать справедливо, он не
достигнет успеха. Ничье влияние и заступничество не спасут его от гибели. А
кафиры и мушрики всегда живут ложными надеждами. Некоторые из них думают, что
Божий сын искупил их грехи; другие считают, что они Божьи любимцы и не понесут
наказания; третьи верят, что святые заступятся за них перед Богом; четвертые
делают своим богам подношения и полагают, что тем самым они получают разрешение
грешить. Такие ложные убеждения приводят к тому, что эти люди пренебрегают
очищением своих душ и избегают чистой праведной жизни. Что же касается
атеистов, то они не верят, что есть существо, обладающее властью над ними,
перед кем они должны отвечать за все свои дела; поэтому они считают себя
полностью независимыми в своих поступках. Их собственное воображение становится
их богом, и они живут, как рабы своих желаний и страстей.
5.
Верующий не унывает и не расстраивается ни при каких обстоятельствах. У него
твердая вера в Бога, который является Хозяином всех земных и небесных сокровищ,
чье великодушие и щедрость безграничны и чье могущество бесконечно. Эта вера
чрезвычайно утешает его сердце, наполняет его удовлетворением и надеждой. В
этом мире его могут отвергнуть, лишить имущества, близких, но вера в Бога и
преданность Ему никогда не покинут его. Верующий всегда полон надежды. У
мушриков, кафиров и атеистов - мелкие душонки, они верят только в людскую
помощь, поэтому в часы несчастий они скорее поддаются отчаянию и чаще всего
совершают самоубийства (18).
6.
Вера в Бога рождает в человеке мужество, терпеливость, упорство. Свою судьбу он
доверяет Богу. Посвящает все свои силы исполнению Божьих наказов, чтобы
добиться милости Аллаха, он уверен, что имеет поддержку и опору в лице Господа
Вселенной. Это чувство делает его твердым и сильным как скала, и никакие
трудности, препятствия и даже враждебность окружающих не смогут заставить его
отказаться от своей веры. У неверных же такой нравственной опоры нет.
7.
Есть две вещи, которые делают человека трусом: страх перед опасностью
смерти; и мысль, что есть еще кто-то, кроме Бога, кто может лишить жизни или,
наоборот, спасти от смерти. Единобожие очищает разум от обеих этих идей. В
первом случае он знает, что вся его жизнь принадлежит только Богу, и он готов
пожертвовать всем ради Него. Во втором случае он понимает, что никакое оружие,
никакой человек или животное не имеют над ним власти, и только по воле Аллаха
его может постигнуть смерть. Его земной срок предопределен, и даже все силы
мира не могут лишить его жизни раньше. Поэтому нет никого храбрее
верующего в Бога. Ничто не может запугать его, не одолевают его ни несчастья,
ни враги, ни самые могучие армии. Когда он выходит на борьбу во имя Бога, его
силы удесятеряются. А откуда могут взять такую решительность мушрики, кафиры и
атеисты? Они считают самым дорогим на свете жизнь и думают, что смерть идет от
врага и ее можно предотвратить, убежав от него!
8.
Вера в единственность Бога создает мир и согласие, очищает душу
от коварства, ревности, зависти, жадности и удерживает от
нечестных поступков. Верующий понимает, что успех - в Божьих руках, что
честь, репутация, власть - все подвластно Его воле, и Он награждает ими по
Своему усмотрению, а долг человека - идти по праведному пути. Если Господь
пожелает наказать человека, то никакая сила в мире не помешает Ему это сделать.
Мушрики же, кафиры и атеисты убеждены, что успех и неудача зависят только
от собственных усилий и от помощи или противостояния
земных сил. Поэтому они всегда остаются рабами алчности и зависти, а
для достижения успеха не брезгуют ни подкупом, ни лестью, ни
тайными заговорами, ни другими преступными средствами. Ревность к
чужому успеху гложет их, и они прибегают к шантажу, ложным обвинениям и другим
нечестным методам, чтобы погубить преуспевающего соперника.
9.
Самое важное следствие тавхида - то, что он заставляет человека исполнять
и соблюдать Закон Божий. Истинно верующий понимает, что Бог знает все, что
скрыто или открыто, и ближе к Нему, чем его яремная вена. Даже если он совершает
грех в укромном уголке и темноте ночи, Аллах ведает об этом. Творец знает все,
даже мысли и намерения, плохи они или хороши. Мы можем скрыть свой грех от
людей, но не от Божественного ока. Чем тверже в это вера человека, тем строже
он будет соблюдать наказы Бога, избегая всего, что Им запрещается, и выполняя
Его повеления даже в уединении, ибо Господь никогда не оставляет человека
одного, и тот страшится Суда, которого ему не избежать. Именно
поэтому первым и самым важным условием того, чтобы быть мусульманином, является
вера в единственность Господа. Слово "мусульманин", как уже было
сказано, означает "послушный Богу", а послушание Богу невозможно без
твердой веры в "ла илаха иллаллах", т.е. в то, что нет никого,
достойного поклонения, кроме Аллаха.
В Исламе вера
в единственность Бога - самый важный, основной принцип. Это источник его силы.
Все другие убеждения, наказы и законы Ислама прочно стоят на этом фундаменте.
Все они черпают силу из этого источника. Без тавхида нет Ислама.
Вера в Ангелов Господних.
Пророк
Мухаммад (мир ему!) далее научил нас верить в существование Божиих ангелов. Это
второй пункт Исламской веры, и очень важный, потому что освобождает понятия
тавхида от опасности влияния ширка (политеизма). Политеисты ассоциировали два
вида существ или предметов с Богом:
а)
материально существующих и воспринимаемых человеческим глазом, таких как
солнце, луна, звезды, огонь, вода, животные, люди и т. д.;
b) не имеющих материального воплощения (невидимые существа,
занятые управлением Вселенной, например, дающие свет, посылающие
землетрясение, вызывающие дождь и т. д.)
Лживость
утверждения о божественности существ первого рода вскрыта калимой ("ла
илаха иллаллах"), как об этом уже говорилось. Второго рода существа,
будучи нематериальными, скрытыми от человеческого глаза, более загадочны, и
многобожники более склонны к вере в них, считая их божествами или детьми Бога.
Они создают их образы и делают им подношения. Чтобы очистить веру в
единственность Бога, освободить ее от примеси ширка, Мухаммад (да благословит
его Аллах!) сообщил нам, что эти невидимые на самом деле ангелами Господними.
Они не обладают божественной властью, а наоборот, настолько послушны Творцу,
что не могут на йоту уклониться от Его приказаний. У них нет права даже
заступиться перед Богом за человека. Поклоняться им и просить помощи у них
глупо и унизительно, ибо в самый первый день создания человека Бог поверг их
ниц перед Адамом, одарив его большими знаниями, чем были у ангелов, и, минуя
их, даровал Адаму свое наместничество на земле (19).Что
может быть нелепее для человека, чем возносить мольбы к тем, кто стоит ниже
него! Пророк Мухаммад (мир ему!) запретил нам поклоняться ангелам и считать их
божественными, но вместе с тем он сообщил нам, что они избраны Богом, свободны
от греха, по своей природе неспособны к неповиновению Аллаху и всегда заняты
выполнением Его распоряжений Бога. Более того, оказывается, ангелы окружают нас
со всех сторон, они всегда среди нас, наблюдают за нами, отмечают все наши
поступки, добрые и злые. После смерти, когда мы предстаем перед Богом, они
представят полный отчет о нашей жизни на земле, в котором не будет пропущено ни
одно деяние, каким бы малозначительным оно ни было и как бы тщательно оно ни
скрывалось. Мы не знаем о природе ангелов, и только часть их способностей нам
известна, и нам лишь было указано верить в их существование. У нас нет средств
для изучения их сущности, их качеств, да это и не нужно. Мы просто должны в них
верить. Отрицание их существования это куфр, ибо, во-первых, у нас нет для
этого основания, а во-вторых, наше отрицание было бы равносильно приписыванию
лжи Мухаммаду (да благословит его Аллах!). Мы верим в их существование потому,
что истинный Посланник Бога поведал нам об этом.
Вера в послания Аллаха
Важный
пункт веры, которую Мухаммад (да благословит его Аллах!) приказал нам
исповедовать, -это вера в послания Господа человечеству через Его пророков.
Названия некоторых священных книг нам известны. Это Библия Авраама, Тора
Моисея, Псалмы Давида и Евангелие Иисуса Христа. Относительно же других
религиозных книг мы не можем сказать с уверенностью, были ли они обнаружены в
оригинале или нет. Но мы верим, что какие бы книги ни были посланы Богом, все
они верны.
Библия
Авраама исчезла и не восстановлена; Псалмы Давида, Тора и Евангелие существуют
у иудеев и христиан, но Коран утверждает, что люди исказили эти послания,
добавив к ним тексты собственного сочинения (20). Даже сами
иудеи и христиане признают, что у них подлинных текстов нет, а есть их только
переводы, в которые в течение веков вносились и все еще вносятся изменения.
Анализ этих Книг обнаруживает много привнесенного самими людьми. Слова Бога и
человека настолько перемешаны там, что нет возможности установить истину. Нам
было велено верить лишь в то, что до Корана Бог также посылал Свои книги через
Пророков, т.е. что Коран как божественная Книга - не новое, неведомое событие,
а подтверждающее и дополняющее Божественные предписания, которые люди исказили
или потеряли в древности. Коран - последняя из книг, посланных Богом, и
существуют некоторые существенные различия между ним и предыдущими книгами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|