Великие
нации боролись за мировое превосходство, и в этой борьбе они истощали свои
ресурсы и жизненные силы. Так называемый прогресс породил у них дурные
привычки, в то время как арабам чужды были бездеятельность и греховные
развлечения, появляющиеся от роскоши и пресыщения. Язычники-арбы в V в.н.э. не подвергались порочному влиянию навязанной искусственно
социальной системы и цивилизации. Они обладали всеми лучшими человеческими
качествами, которые только могут быть присущи народу. Они были храбры,
бесстрашны, щедры, верны обещаниям, свободолюбивы, политически независимы. Их
жизнь была очень проста, им была неведома роскошь. Несомненно, и у них были
нежелательные черты, о чем мы еще будем говорить, но их причиной являлось то,
что в течение тысячелетий среди них не было пророка, не появлялся реформатор,
который, возможно, принес бы цивилизацию, свободную от пороков. Кочевая жизнь в
течение многих веков в песчаных пустынях сделала их крайне невежественными.
Поэтому они так упорствовали, сохраняя свои традиции, что изменить их было
задачей не для простого человека. В то же время, однако, они обладали
способностью откликнуться на призыв и с готовностью действовать для достижения
цели, не жалея ни сил, ни жизни, если нашелся бы необычный человек,
представивший им благородный идеал и полную жизненную программу. Они бы, не
дрогнув, встретили бы лицом к лицу враждебность всего мира ради
исполнения
своей миссии. И, поистине, именно такие молодые, сильные и мужественные люди
были необходимы для распространения учений Пророка мира - Мухаммада (мир ему!).
А
теперь задумайтесь: есть ли язык, более подходящий, чем арабский,
для выражения высоких идеалов, для объяснения тонких и сложных проблем
Божественных знаний, чтобы повлиять на сердце человека и
подчинить его Господу. Небольшие предложения выражают мир идей, они
столь сильны, что западают в сердце, звук арабского слова вызывает слезы и
экстаз. Эти звуки настолько сладки, словно мед вливается в уши, они так полны
гармонии, что этой сладостной симфоний слушатель готов внимать
бесконечно. Это такой богатый и сильный язык, который только и
нужен был для Корана, Великого Слова Господа. Вот почему проявил великую
мудрость Господь Бог, выбрав землю Аравии для рождения мирового
Пророка. Давайте теперь посмотрим, насколько уникальна и необычна была
благословенная личность, выбранная Аллахом для миссии мирового Пророка.
Мухаммад - последний
пророк
Четырнадцать
столетий тому назад мир совершенно отличался от нашего. Как малы были
возможности для обмена идей! Как ограничены и неразвиты были средства
коммуникации! Как малы и ничтожны были человеческие знания! Как узок был
человеческий кругозор! Как был запутан он предрассудками!
Тьма
правила миром. Был только один слабый проблеск учения, который едва освещал
горизонт человеческих знаний. Не было ни радио, ни телефона, ни телевидения, ни
кинематографа. О поездах и автомобилях, самолетах даже не мечтали. Рукописные
книги были редкостью. Образование предназначалось в основном только для самых
богатых, и образовательные учреждения были очень малочисленны. Запас
человеческих знаний был скуден, представления человека о мире ограничивалось
его окружением. Даже ученому того времени не доставало знаний, а самый
культурный человек был менее изысканный, чем сегодняшний человек с улицы.
Человечество
погрязло в предрассудках. Казалось, любые проблески учености терпели поражение
в борьбе с невежеством. Те знания, которыми обладает теперь школьник, едва ли
можно было в те дни приобрести даже путем длительных размышлений и терпеливых
исследований. Люди предпринимали рискованные путешествия и тратили всю жизнь на
получение скромной информации, известной сегодня каждому. То, что мы теперь
расцениваем как мифы и предрассудки, являлись неоспоримыми истинами в то время.
Поступки, которые считаются современным человеком отвратительными и
варварскими, тогда были в порядке вещей. Люди перестали верить во что-либо
возвышенное, величественное. Все непонятное им казалось сверхъестественным и
жутким. Они даже не могли себе представить, чтобы человек имел благочестивую
душу и вел праведный образ жизни.
Аравия - пропасть темноты
В
эту погруженную во мрак эпоху была территория, где темнота лежала сильнее и
гуще. В соседних странах: Персии, Византии, Египте - был проблеск цивилизации и
слабый свет учености. Но они не оказали какого-либо культурного влияния на
Аравию. Она была изолирована, отрезана от мира необъятными пустынями. Арабские
торговцы проходили огромные расстояния, доставляя свои товары в далекие страны,
но они едва ли могли приобрести крупицу знаний во время своих путешествий. В их
собственной стране не было ни зданий ни библиотек. Казалось, никто не был
заинтересован в распространении знаний. Те немногие, кто был грамотным, не были
достаточно образованные, чтобы иметь отношение к наукам и искусствам. У них был
хороший литературный вкус. Но изучение их литературного наследия показывает,
как ограничены были их знания, как низок был их культурный уровень, как они
были подвержены предрассудкам, как жестоки и дики были их нравы и обычаи и как
грубы были их нравственные принципы.
Это
была страна без правительства. Каждое племя считало себя независимым. Они жили
по закону джунглей. Грабеж, поджог и убийство невинных и слабых людей были в
порядке вещей. Жизнь, собственность и честь нисколько не ценились. Различные
племена постоянно враждовали друг с другом. Любой незначительный повод мог
привести к длительной войне на всей территории Аравии. На самом деле, бедуину
трудно было понять, почему он должен отпускать человека из другого племени с
миром; по его мнению, он имел право грабить и убивать (6).
Все
понятия арабов того времени о морали и культуре были примитивны и грубы. Они
едва отличали порочное от непорочного, законное от незаконного, приличное от
неприличного. Их жизнь была безумной, их методы - варварскими. Они занимались
прелюбодеянием, азартными играми, пьянством. Грабеж и разбой - вот был их
девиз, убийство и насилие - их привычки. Они появлялись друг перед другом
нагими без стеснения. Даже их женщины обнажались на церемонии хождения вокруг
Каабы. Из-за глупого представления о престиже они хоронили дочерей живыми,
чтобы никто не стал их зятем. Они женились на своих мачехах после смерти отцов.
Они были невежественными даже в повседневной жизни, не имея представления о
правилах приема пищи, одевания, умывания. Что касается их религиозных
верований, то они страдали от тех же зол, которые разрушали
и остальной мир. Они поклонялись камням, деревьям, идолам,
звездам и духам, - короче, всему, кроме Бога. Они ничего не знали об
учениях пророков. Они считали, что Ибрахим и Исмаил были их предками, ничего не
зная об их религиозных проповедях и о Боге, которому они поклонялись. Рассказы о
"Ad and Thamud" были найдены в их фольклоре, но в них нет следов учений пророков.
Иудеи и христиане передали им некоторые легенды имеющие отношение к еврейским
пророкам. Но их учения были фальсифицированы их воображением, а жизнь
представлена очень мрачно. Даже сегодня можно иметь
представление о религиозных концепциях тех людей, проанализировав сведения
о еврейских традициях, которые передали нам мусульманские
комментаторы Корана. Действительно, картина, представляющая
историю пророчества и характер еврейских пророков, является антитезой всего
того, за что их благородные приверженцы истины выступали.
Спаситель родился
В
такой темный век и в такой погруженной во мрак стране рождается необыкновенный
человек. Он был совсем мал, когда умерли его родители; несколько лет спустя та
же печальная участь постигает его деда. Следовательно, Мухаммад (мир ему!) был
лишен даже того скупого обучения и воспитания, которое арабский ребенок в те времена
мог получить. В юности он пас отары овец и коз вместе с мальчишками-бедуинами.
Став старше, он принимается за торговлю. Все его связи и дела были связаны
только с арабами, чьи условия жизни мы только что описали. Он не смог обучиться
даже грамоте. Ему никогда не представлялся случай оказаться в обществе
образованных людей, ибо таких вообще не было в Аравии. Из своей
страны он несколько раз вместе с торговыми караванами выезжал лишь в Сирию.
Если по пути ему и встречались люди более или менее цивилизованные, то эти
случайные
встречи
никак не могли отразиться на формировании его личности настолько, чтобы
благодаря им он возвысился над окружающей средой и поднялся на такую высокую
ступень в интеллектуальном и нравственном отношении, что не осталось бы
никакого сходства между ним и обществом, в котором он родился. Эти встречи не
могли также стать и источником глубоких и обширных знаний, с помощью которых
неграмотный бедуин мог бы стать путеводной звездой не только в своей стране и свое
время, но и на всей земле и во все века. Действительно, каким бы ни был уровень
интеллектуального и культурного влияния его спутников, что они никогда не
смогли бы передать ему те концепции и принципы религии, этики, культуры и
цивилизации, которые вообще не существовали в те времена, и они не могли
создать столь высокую и совершенную модель характера будущего Пророка, которую
и нигде нельзя было встретить тогда.
Бриллиант в груде камней
Сейчас
мы можем взглянуть на жизнь и деятельность этого благородного человека в
условиях не только арабского общества, каким оно было в тот период, но и
мирового. Мухаммад (мир ему!) разительно отличается от людей, среди которых
родился и с кем провел свои молодые годы. Среди своих соплеменников он всегда
выделялся безукоризненной честностью. Даже злейшие враги никогда не обвиняют
его во лжи. Он разговаривает только вежливо, из его уст не вылетают
ругательства и непристойности. У него обаятельная внешность, а обхождение покоряет
сердца всех, с кем он кто вступает в контакт. В своих поступках он всегда
следует принципам справедливости. Годами он занимается торговлей, но никогда не
вступает ни в какие сомнительные сделки. Все, кто имеет с ним дело, полностью
доверяют ему. В обществе его называют Аль - Амин (верный и надежный). Даже его
враги сдают ему на хранение свои ценности, и он никого не подводит. Мухаммад
(мир ему!) - само воплощение скромности. Живя в обществе, в котором пьянство
и азартные игры считаются добродетелью, он презирает и то, и другое занятия.
Его народ груб, некультурен и неопрятен, он же олицетворяет
собой высокую культуру. Он всегда подтянут и чрезвычайно опрятен. Видя
вокруг жестокость и бессердечие, он помогает беднякам, сиротам и вдовам, до
которых никому нет дела. Он гостеприимен и добр со странниками. Он никому
не причиняет зла, но он готов сам страдать за других. Живя среди тех, для
кого война является повседневным делом, он настолько миролюбив, что
сердце его болит за соплеменников, когда он видит, как они берутся за оружие и
режут друг другу глотки. Он стоит в стороне от междоусобиц, но всегда готов к
мирным переговорам. Хотя он воспитан в
идолопоклонничестве, у него настолько ясный ум и такая чистая душа, что он
сам пришел к выводу, что нет на земле и на небе никого и ничего более
достойного поклонения, чем единственный истинный Господь Бог. Мухаммад (мир
ему!) не поклоняется никакому живому существу и не принимает участия в
жертвоприношениях идолам даже в детстве. Инстинктивно он ненавидит все виды
преклонения, кроме поклонения Богу. Короче, возвышенная и лучезарная
личность этого человека среди погруженного во мрак невежества
общества может сравниться с маяком в темной ночи и с
бриллиантом в груде камней.
Грядет переворот
После
проведения большей части своей жизни столь целомудренно и возвышенно, он понял,
что уже не в состоянии переносить ту грубость, жестокость, которые царят вокруг
него. Он хочет остаться незапятнанным в этом мире невежества,
безнравственности, идолопоклонничества. Он находит, что все вокруг находится в
дисгармонии с состоянием его души. Он удаляется в пещеру, прочь от шумных и
диких
соплеменников. Он проводит дни и ночи в полном уединении. Он постится, чтобы
его душа и тело очистились. Он долго и глубоко размышляет в поисках источника
света, который развеял бы окружающую тьму. Он хочет овладеть той силой, с
помощью которой смог бы уничтожить беспорядок и хаос и заложить основы нового и
лучшего мира.
Смотри!
Свершается великое преобразование его личности. Неожиданно его сердце
освещается Божественным Светом, дающим ему силу, к которой он стремился. Он
выходит из добровольного заточения, идет к людям и объявляет им: "Кумиры,
которым вы поклоняетесь, есть не что иное, как обман. Прекратите поклоняться им
сейчас же. Никакое смертное существо, никакая звезда, никакой камень, никакое
дерево не достойны человеческого поклонения. Поэтому не склоняйте головы, поклоняясь
им. Вся Вселенная со всем, что есть на ней, принадлежит только одному
Всемогущему Господу Богу. Он один - Создатель, Кормилец, Опора и,
следовательно, истинный Повелитель, перед кем все должны склонить головы и кому
все должны молиться и повиноваться. Поклоняйтесь Ему одному и повинуйтесь
только Ему. Ограбление и разбой, убийство и насилие, несправедливость и
жестокость - все пороки, присущие вам, - преступление перед Богом. Оставьте
свой пагубный образ жизни. Создателю он ненавистен. Говорите правду. Будьте
справедливы. Не убивайте. Не крадите. Берите только свое, законное. Отдавайте
Должное по справедливости. Вы - люди, а все люди равны перед Богом. Никто не
рождается с пятном позора на лице или с мантией славы. Тот только возвышен и
славен, кто бога боязлив и честен. Различия в рождении не являются критериями
величия и чести. Тот, кто боится Бога и совершает добрые дела, является самым
благородным из всех людей. А кто погряз в своем неверии и совершает дурные
поступки, тот обречен. День, когда вы предстанете перед Господом после своей
смерти, не назначен. Вас привлекут к ответу за все деяния, добрые или злые, и
вы не сможете тогда что-либо скрыть. Вся ваша жизнь - открытая книга для Него.
Ваша судьба после смерти будет определяться лишь вашим поведением в этой жизни.
Перед лицом истинного Судьи - Всеведущего Господа Бога - вам не помогут ни
деньги, ни родственные связи. Вы не сможете Его подкупить. Ваше происхождение,
ваша родословная во внимание приниматься не будут. За истинную веру и честные
поступки человек будет достойно вознагражден. Он будет пребывать на Небесах,
вкушая райское блаженство. Лживые, злые, неверующие будут брошены в огонь
ада".
Но
невежественные люди не прислушиваются к словам Пророка (мир ему!). Оскорбления
и камни сыплются градом в спасителя человечества. Его подвергают насмешкам, его
хулят, на него сыплются невероятные обвинения, и это длится не день, не два,
долгих и трудных 13 лет. Наконец, он изгнан из родного города. Но и в изгнании
его продолжают преследовать. Вся Аравия объединяется против него. Так проходит
еще восемь лет. Все это время он стоически переносит все испытания, не уступая
ни на йоту в своих взглядах. Он решителен, тверд и непоколебим, так как он уже
познал истину.
Отчего вся эта неприязнь?
Можно
задать вопрос: как получилось, что весь его народ стал заклятым врагом
Мухаммада (мир ему!)? Были ли там споры из-за золота, серебра или других
ценностей? Может все это связано с кровной местью? Просил ли он что-либо? Нет!
Вся эта вражда вызвана тем, что он призывал людей поклоняться одному настоящему
Господу Богу и жить в справедливости, правде и добре. Он проповедовал отказ от
идолопоклонства и поклонения кому-либо другому, кроме Бога, и отвергал их
преступный образ жизни. Он рубил на корню козни и интриги духовенства. Он не
признавал различий людей по социальному положению и презирал клановые и расовые
предрассудки как явное невежество; он стремился изменить всю общественную
структуру. В свою очередь, его сограждане говорили ему, что его призывы
враждебны традициям их предков, и просили его либо отказаться от них, либо
подвергнуться еще худшим лишениям. Во имя же чего он вынес все эти горькие
испытания? Его народ готов был даже признать его вождем и отдать все сокровища,
если он прекратит проповедовать новую религию и откажется от своей миссии (7). Но он предпочел страдать во имя своей цели, не приняв
соблазнительных предложений. Почему? Должен ли был он выиграть, если бы люди
стали верующими и праведными? Почему его не интересовали нисколько ни богатство
и роскошь, ни власть и слава, ни свобода и достаток? Или он хотел достичь
других благ, по сравнению с которыми эти казались бы незначительными? Были ли
эти блага настолько притягательными, что он решил пройти через все страдания и
муки души и тела в течение многих лет, но не лишить себя возможности достичь
таких благ? Нужно глубоко поразмыслить над этим, прежде чем найти ответ. Можно
ли себе представить более высокий пример самопожертвования, добропорядочности,
великодушия, любви к своим собратьям, чем то, что человек разрушил свое счастье
во имя других, в то время как эти самые люди, ради чьего блага он
старался изо всех сил, забрасывают его камнями, оскорбляют, изгоняют его,
мучают даже на чужбине, а он, несмотря ни на что, не отказывается от борьбы за
их благополучие. Может ли неискренний человек пройти через все эти испытания
ради ложной цели? Может ли нечестный человек или мечтатель проявить до конца
подобную стойкость и настойчивость, придерживаясь своих убеждений до
последнего, и оставаться спокойным и невозмутимым перед лицом опасности, когда
вся страна поднялась с оружием в руках против него? Эта вера, это упорство, эта
решимость, с которой он шел к окончательной победе, являются
красноречивым доказательством высочайшей истинности его цели.
Если бы в его душе было бы хоть малейшее сомнение или неуверенность, он никогда
бы не смог выдержать этот натиск, продолжавшийся во всем его неистовстве 21
год. Это одна сторона переворота в его существе. Другая еще более чудесная и
замечательная. Человек преобразился в 40 лет. Почему? До зрелого возраста
Мухаммад жил среди арабов, ничем не выделяясь. Его не знали ни как
государственного деятеля, ни как священника или оратора. Никто раньше не слышал
о его необычайной мудрости и знаниях, как это стало известно позже. Его никогда
не видели беседующим с учеными о законах метафизики, юриспруденции, этики,
политики, экономики и социологии. О нем не знали как о рядовом солдате, не
говоря уж о крупном генерале. Он никогда не распространялся о пророках, об
истории народов, о Судном дне, о жизни и смерти, об аде и рае. Несомненно, у
него был великолепный характер и вежливые манеры, но в нем не было ничего
такого поразительного, что могло бы заставить людей ожидать от него чего-то
значительного в будущем. Среди своих знакомых он слыл трезвенником, спокойным,
мягким, законопослушным гражданином. Но когда он вышел из пещеры с Посланием,
это уже был другой человек. Когда он стал проповедовать Послание, вся Аравия
была в благоговейном страхе и удивлении. Люди были поражены его красноречием и
ораторским искусством. Его проповедь настолько впечатляла и захватывала, что
его злейшие враги испугались, что она может запасть глубоко в их души и заставить
откликнуться на его призыв. Послание, принесенное им, оказалось настолько
несравненным, что целый легион арабских поэтов, священников и лучших ораторов
не могли противопоставить ей ничего достойного по красоте языка и глубине
мысли, когда он вызывал своих противников сотворить хотя бы одну строчку,
подобную той, что он читал.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|