К пониманию Ислама
К пониманию ислама
Оглавление
Предисловие
Настоящее
издание книги "К пониманию Ислама" является не только новым переводом
моей книги "РИСАЛАЕ-ДИНИГАТ", но и полностью переработанным. Первое
издание данного труда, который был переведен покойным д-ром АБДУЛ ГАНИ
(руководителем народного обучения Афганистана), было очень кратким и
поверхностным. К сожалению, д-р Абдул Гани вскоре после завершения перевода
скончался и не имел возможности переработать его. Позже я в оригинал внес
существенные исправления и дополнения. М-р Хуршид Ахмед очень квалифицированно
сделал перевод нового варианта, и я выражаю свою искреннюю благодарность ему за
эту выполненную с любовью работу. Я уверен, что теперь книга принесет большую
пользу.
Цель
написания этого труда - дать всем мусульманам и не мусульманам - тем, кто не
имеет доступа к истинным источникам Ислама, краткий, но исчерпывающий и
всеобъемлющий обзор всех вопросов, связанных с истинной религией. Именно
поэтому я избегал дискуссий по незначительным деталям и попытался дать
целостную картину.
Более
того, я не ограничивался констатацией того, во что мы, мусульмане, верим и что
отстаиваем, но также попытался объяснить разумную основу наших верований. Точно
так же я не только представил принципы Исламского образа жизни, но и стремился
раскрыть их мудрость. Я надеюсь, что этот небольшой трактат поможет
удовлетворить духовные запросы молодежи, а не мусульманам - понять нашу
истинную позицию.
Абул А'Ла Лахор 11 сентября 1960.
Предисловие редактора
Наше
время - это время тревог и нетерпимости. Мир стремительно меняется. Старый
порядок разрушен, а новый еще не создан. История свидетельствует, что в
подобные эпохи рождались новые культуры и движения. Мир находится в состоянии
напряженности и ожидает духовного возрождения человека.
После
долгого застоя Исламский мир выходит из оцепенения. Новое пробуждение появилось
на горизонте, новая жизнь вливается в Исламское общество. Эта тенденция
наблюдается в каждой стране, повсюду и может стать предвестником нового
времени, но только в том случае, если будет сопровождаться интеллектуальной
революцией тщательной оценкой духовного и культурного наследия Ислама и его
представления миру на языке сегодняшнего дня. Роль д-ра Мухаммад... Икбала и
Мулан Маудуди в таком интеллектуальном пробуждении Исламского мира огромна.
Маулана Маудуди - автор более 80 книг и трактатов по Исламу, он уделяет
серьезное внимание каждому аспекту Исламской культуры, что способствует
сегодняшнему возрождению истинной веры. Труд "К пониманию Ислама",
предназначенный в основном для молодого поколения, представляет собой
доступное, ясное и понятное толкование этой религии. Она написана не в том
запутанном стиле некоторых теологических книг, читая которые увязаешь в трясине
софизмов. Этот трактат раскрывает истинный дух и миссию Ислама, описывает его
подход к жизни, предмет его веры, его молитвы и модель жизни, которую он
проповедует. Метод написания этой книги подобен тому, который принят в самом
Коране, и автор предпринял попытку представить в ней обобщение учений Ислама. А
так как книга первоначально была задумана для учащихся старших классов и
молодежи, то язык ее прост и безыскусен, здесь нет никаких попыток загружать,
читателя сложными философскими рассуждениями.
Книга
была издана в 1932г. на урду и предназначалась в качестве учебника для учащихся
старших классов и для широкого читателя. Эта книга заполнила пробел в Исламском
обучении, и большинство учебных заведений Индо - Пакистана приняло ее как
учебник по теологии, включив его изучение в учебную программу. Книга переведена
на арабский, хинди, бенгальский, тамильский, турецкий, японский, французский и
другие языки. Понимая ее важность для англоязычной общественности, покойный
д-р. Абдул Гани перевел ее на английский язык в 1940г. Но по ряду причин,
включая и тот факт, что в последних изданиях книги на урду автор внес в нее
определенные дополнения и изменения, появилась необходимость в новом переводе
на английский язык. Я попытался осуществить это. Текст, на котором книга
основана, является 16-м переработанным изданием.
Ученый
автор великодушно просмотрел перевод, который получил его одобрение, и читатель
может быть уверен, что перевод верный. Я благодарен всем друзьям, кто
великодушно помогал мне в подготовке этой книги, особенно признателен я Хваджа
Абдул Вахиду, который, прочитав рукопись, дал мне полезные рекомендации, и
моему другу М-ру Шахзаду Мухаммаду, который терпеливо много раз перечитывал мою
неразборчиво написанную рукопись. Хурхид Ахмад
Нью
Квинз Роуд Карачи, 23 марта 1959
Глава 1. Значение Ислама
Каждая
мировая религия названа в честь ее основателя или общества, в котором она
родилась. Христианство, например, берет свое название от имени его пророка
Иисуса Христа; буддизм - от его основателя Гаутама Будды; зороастризм - от его
основателя Зороастры; иудаизм - от названия страны Иудеи, где он зародился, и
т.д. Но не так с Исламом. Эта религия коренным образом отличается от других
тем, что ее название не ассоциируется ни с отдельной личностью, ни с народом.
Слово "Ислам" не относится ни к какому-либо лицу, ни к народу, ни к
стране. Оно не продукт человеческого ума и не ограничено каким-либо конкретным
обществом. Это универсальная религия, и ее целью является создать и
культивировать в человеке особые духовные качества. "Ислам", на самом
деле, является названием определяющим названием. Согласно Корану (Священная
книга мусульман), среди каждого народа и во все века были справедливые и
праведные люди, истинно верующие, и все они были и есть мусульмане. Отсюда
возникает вопрос: что такое Ислам? И кто такой мусульманин?
Что означает слово
"Ислам"?
"Ислам"
по-арабски означает "повиновение", "подчинение",
"послушание". Как религия, Ислам строится на полном повиновении и
послушании Аллаху - отсюда и ее название _ HYPERLINK \l "p1" __(1)_ . Каждый видит,
что мир, в котором мы живем, носит организованный характер. Все его части
подчиняются определенным законам. Всему определено свое место в этой огромной
системе, которая великолепно и четко работает. Солнце, луна, звезды, все
небесные тела связаны между собой. Их движение и порядок не допускают ни
малейшего отклонения от предписанного пути. Как Земля вращается вокруг своей
оси и вокруг Солнца, от мельчайшего электрона до мощных туманностей - неизменно
следует своим законам, изменяется, зарождается и умирает в соответствии с этими
законами. И в человеческом мире законы природы вполне очевидны. Рождение
человека, его жизнь и смерть регулируются биологическими закономерностями.
Строение всех органов его тела - от клеток кожного покрова до сердца и мозга -
подчиняется определенным законам. Короче говоря, наш мир - это управляемая
свыше Вселенная, в которой все следует предопределенному закону. Этот могучий,
все охватывающий закон, который управляет всем мирозданием - от мельчайших
частиц пыли до величественных галактик - является законом Бога, Творца и
Правителя Вселенной. Так как любое творение подчиняется закону Господа, то и
вся Вселенная буквально следует Исламу, потому что Ислам означает не что иное,
как подчинение и повиновение Аллаху, Владыке Вселенной. Солнце, луна, земля и
все остальные небесные тела являются, строго говоря, таким образом, тоже
"мусульманами". То же относится и к воздуху, воде, камням, деревьям и
животным. Все во Вселенной является "мусульманским", поскольку
подчиняется Богу согласно Его законам. Даже человек, который отказывается от
веры в Аллаха, вынужден волей-неволей быть мусульманином относительно своего
телесного существования, ибо на любой стадии жизнь, от эмбриональной до
превращения в прах после смерти каждая клетка его плоти, каждый член его тела
следуют закону, предписанному Богом. Даже его язык, который по причине своего
невежества отрицает Бога или говорит, что верит во множество божеств, является
по своей природе мусульманином. Его голова, которой он кланяется всем, кроме
Аллаха, является мусульманской от рождения. Его сердце, в котором он из-за
недостатка знаний лелеет любовь и почитание к другим, является мусульманином
интуитивно. Все они послушны Божественным законам, и их функции и движения
управляются только ими. Таково вкратце истинное положение человека и всей
Вселенной. А сейчас рассмотрим эту проблему в другом аспекте. Человек так
создан, что существуют две различные сферы его деятельности. В одной из них -
он полностью подчинен Божественному закону. Он не может отступить от него ни на
йоту, он целиком в плену закона природы и обязан следовать ему. Но есть и
другая сфера его деятельности. Он одарен интеллектом, способностью мыслить и
формулировать суждения, выбирать и отвергать, принимать и отклонять решения. Он
свободен в выборе образа жизни. Он может принять любую веру, любой образ жизни
в соответствии с идеологией, которую он признает. Он может создать свой кодекс
поведения или принять выработанный другими. Ему была дарована воля, и он может
наметить собственный образ поведения. В этом плане, ему в отличие от других
существ дана свобода выбора, мысли и действия.
Оба эти аспекта
отчетливо сосуществуют в человеческой жизни. В первом случае люди, как и все
сущее в мире, - мусульмане от рождения, неизменно повинуются предписаниям Бога,
а во втором они свободен в выборе - идти по правильному пути или уклониться от
него, т.е. им предоставлена свобода выбора. Этот выбор делит человечество на
две части: верующих и неверующих. Тот, кто выбирает веру в Творца, принимает
Его как своего истинного Господина, честно подчиняется Его законам и
предписаниям и следует кодексу, который Он открыл для человека и его личной и
общественной жизни, становится истинным мусульманином. Он достиг, так сказать,
полноты в своем Исламе, сознательно решив повиноваться Богу в области, в
которой он одарен свободой выбора. Теперь вся его жизнь подчинена служению
Богу, и его личность не раздваивается, ибо подчинение своего "я" воле
Аллаха и есть не что иное, как Ислам.
Человек теперь сознательно
подчинился Всевышнему - тому, кому он уже бессознательно повиновался. Он теперь
охотно служит Господу, его знания теперь настоящие, ибо он признал Творца,
который одарил его способностью изучать окружающее и познавать мир. Теперь его
разум и суждения вошли в согласие, потому что он принял правильное решение
повиноваться Аллаху, который наделил его способностью мыслить и оценивать. Его
язык тоже правдив, потому что он убедительно исповедуется перед Господом,
который дал ему дар речи; теперь все его существование - это воплощение правды,
ибо во всех сферах жизни он вольно или невольно повинуется законам Владыки
Вселенной. Теперь он в мире со всем сущим, потому что почитает Того, кого
почитает весь мир. Такой человек - наместник Бога на земле. Весь мир - для
него, а он - для бога.
Природа
"Куфра"
В
противоположность истинному мусульманину существует человек, который, хотя и
рожден мусульманином и бессознательно остается им всю жизнь, не использует свой
дар разума и интуиции для сознательного признания своего Господа и Создателя и
неправильно использует свободу выбора, предпочитая безбожие. Такой человек
становится неверующим, или кафиром.
Слово "куфр" по-арабски
буквально означает "покрывать" или "скрывать". Человек,
отрицающий Бога, называется кафиром (укрывателем), потому что скрывает за своим
неверием то, что присуще его натуре и сохранено в его собственной душе, - ведь
на самом деле его природа инстинктивно является мусульманской. Мы уже говорили,
что каждая частичка окружающего мира - живого и неживого функционирует в
соответствии с Исламом и выполняет обязанность, возложенную на нее. Но зрение
кафира не позволяет ему увидеть очевидное, ибо его интеллект затуманен. Его
собственная сущность скрыта от его глаз, и он думает и поступает, полностью
игнорируя ее. Действительность от него отдалена, и он бредет в потемках -
такова природа куфра.
Куфр - это форма невежества, а
вернее, полнейшее и элементарное невежество. Что может быть
невежественнее, чем не знать о существовании Бога, Творца и Владыки
Вселенной? Человек видит обширную панораму природы, этот
великолепный механизм не прекращающий работать, величественный план которого
очевиден. Каждым уголком сознания человек наблюдает за этой огромной
машиной, но не признает, что у нее есть Создатель и Руководитель. Он
смотрит на свое собственное тело, чудесный организм, который работает непостижимым
образом, и использует его для достижения своей собственной цели, но не в
состоянии осознать ту силу, которая даровала ему жизнь, признать
того Инженера, который запроектировал и привел в движение эту машину,
того Творца, который создал уникальное живое существо из неживой материи: угля,
кальция, натрия и т.п. Человек - свидетель замечательного плана Вселенной, но
ему не удастся видеть того, кто планирует. Он созерцает красоту и
гармонию, но не замечает за этим Самого Создателя, наблюдает чудесную
композицию в природе - но не самого ее автора! Он не хочет видеть того, кто
создал эту огромную непостижимую Вселенную, Как может человек,
закрывающий глаза на действительность, приблизиться к
истинным перспективам знаний? Как можно, ошибавшись в начале пути, прийти
к верной конечной цели? Ему не удастся подобрать ключ к
действительности. Праведный путь останется закрытым для него, и, что бы он ни
предпринял в точных науках и искусстве, он никогда не сможет воспользоваться
светом истины и мудрости. Он будет брести в потемках, спотыкаясь во мраке
невежества. Но это еще не все; куфр еще и тирания, худшая из тираний, т.е. акт
жестокого и несправедливого использования силы и власти. Мы увидели, что все
сущее подчиняется Богу, Творцу, живет в согласии с Его волей и законом или,
проще говоря, является мусульманским по своей природе. Бог дал человеку
огромную власть над окружающим миром, но тот, кто не повинуется Богу и становится
кафиром, совершает великую несправедливость, ибо использует все силы души и
тела, чтобы восстать против их естества. Они становятся безвольным инструментом
в драме непослушания. Он заставляет себя склонять голову перед другими
божествами, но не перед Богом, лелеет в своем сердце любовь, почтение и боязнь
перед другими силами. Он использует свои собственные силы и все те вещи, над
которыми он имеет власть, против явно выраженной воли Господней, и тем самым
устанавливает власть тирании. Может ли быть большая несправедливость, тирания и
жестокость, чем та, что демонстрируется человеком, который неправильно
использует свою власть над вещами и другими людьми, навязывая им всем путь,
оскорбляющий природу и справедливость?
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|