4.
права всех творений Божиих.
Эти
права и вытекающие из них обязанности составляют краеугольный камень Ислама, и
долг каждого истинного мусульманина признавать их. Шариат рассматривает каждое
право в деталях. Он также разъясняет пути и средства, с помощью которых
выполняются обязанности человека, с тем чтобы все они могли быть одновременно
приемлемыми и ни одно из них не было бы попрано. Кратко обсудим эти права и
обязанности с тем, чтобы иметь представление об Исламском образе жизни и ее
основных ценностях.
1. Права Бога. Прежде всего нам надо изучить
основы, на которых Ислам строит отношения человека со своим Творцом. Самым
первым и главным правом Бога является то, что человек должен верить только в
Него одного, признавать Его власть и не связывать с Ним никого больше. Это
право Аллаха выражено в калиме: "нет бога, кроме Аллаха" (26).
Второе
право Бога - то, что человек обязан принять всем сердцем Его
руководство и следовать законам, который Творец открыл человеку. Мы выполняем
диктат этого права, веруя в Пророка Мухаммада (мир ему!) и беря за образец его
жизнь, описанную в хадисах (27).
Третье
право Бога в том, что мы должны повиноваться Ему честно и безоговорочно. Мы
удовлетворяем это требование, соблюдая Божий Закон, изложенный в Коране и сунне
(28).
Четвертое
право Бога состоит в поклонении Ему. Оно осуществляется исполнением ибадата, в
частности чтением молитв (29).
Эти
права Господа и обязанности человека предшествуют всем другим и соблюдаются
даже за счет других прав и обязанностей. Например, при чтении молитв и
соблюдении поста человек жертвует многими личными правами. Человек вынужден
испытывать трудности и лишаться каких-то удобств ради выполнения обязанностей
перед Богом. Ему надо рано вставать для молитвы, и поэтому жертвует своим сном
и отдыхом ради этого. Днем он часто откладывает многие важные дела, чтобы
поклониться Творцу. Во время Рамадана месяц он терпит голод и жажду во имя
Господа. Уплачивая закят, он теряет часть имущества и показывает, что любовь к
Богу превыше всего. При паломничестве он тратит средства, а иногда и здоровье,
испытывая трудности путешествия. Во время джихада он готов отдать не только
материальные ценности, но и собственную жизнь во имя Аллаха.
Точно
так же при исполнении своих обязательств перед Богом человек вынужден ущемлять
и обычные права других людей и собственные интересы в целом. Слуга вынужден
оставить работу и приступить к Богослужению, бизнесмен бросить дела и
предпринять паломничество в Мекку и т.д. Таким образом, удовлетворяя права
Господа, человек вынужден отдавать многое из того, что находится в его руках, -
богатство,
скот, другое имущество и т.д. В то же время выполнение законов шариата
обеспечивает во многих сферах жизни гармонию и равновесие, а ущемление прав
других сведено до абсолютного минимума. Это достигается ограничениями,
предписанными Богом. Так, он разрешил нам использовать любую возможность для
выполнения Салата. Если у вас нет воды для омовения или вы больны, вы можете
совершить сухое омовение. Если вы в пути, вы можете сократить Салат. Если вы
больны и не можете стоять на молитве, вы можете совершить ее сидя или лежа.
Молитвы могут быть сокращены либо продолжены по нашему усмотрению: во время
отдыха мы можем прочесть длинную главу из Корана, в рабочее время -несколько
аятов. Предписано, что молитва, читаемая в мечети и в рабочие часы, должна быть
краткой. Богу угодны произвольные молитвы (Нафил), но Он не одобряет, когда мы
отказываем себе во сне и отдыхе и жертвуем нашими детьми и нашими домами. Ислам
хочет, чтобы во всей жизнедеятельности была умеренность. Так же обстоит дело и
с постом. В году есть только один месяц для обязательного поста - Рамадан. Во
время путешествия пост можно пропустить и выдержать его в другое, более удобное
время. Женщины освобождаются от поста, когда беременны, в менструальный период
или когда кормят грудью. Пост прекращается в определенное время, и любое
отступление здесь неодобрительно. Разрешается есть и пить с захода солнца до
рассвета. Необязательные посты тоже угодны Богу и высоко Им ценятся, но Он не
любит, когда посты выдерживаются длительное время и человек ослабевает. Он
должен иметь силы для выполнения своих повседневных дел. В отношении закята
Богом определен только минимальный объем, и человеку предоставлена полная
свобода в расходовании своих средств во имя Аллаха. Если он дает только закят,
он выполняет свой долг, но если тратит больше на благотворительные цели, он еще
больше угождает Богу. Творец не одобряет, когда мы в своей благотворительности
жертвуем всем, что имеем, или отказываем себе и родным в тех правах, которые
человеку предоставлены. Аллах не хочет, чтобы мы доводили себя до обнищания. Мы
должны быть умеренными в своей благотворительности.
Обратимся
к паломничеству. Оно обязательно для тех, у кого есть деньги для этой поездки,
кто физически в состоянии вынести его трудности. Обязательным при этом является
совершение хаджа только один раз за всю жизнь в любой удобный год. Если идет
война или что-либо угрожает при этом жизни, то хадж может быть отложен. Более
того, предусмотрены специальные родительские разрешения на паломничество, так
как старые или немощные родители не оставались без присмотра. Все это
показывает, какое значение Бог придавал соблюдению прав других наряду с
собственными правами. Самое большое жертвоприношение во имя Бога осуществляется
во время джихада, ибо тогда человек приносит в жертву не только свою жизнь и
имущество во имя Бога, но и разрушает жизнь других людей. Но, как уже
говорилось, Исламские законы предусматривают, что мы должны нести меньшие
потери, чтобы спасти себя от больших. Разве может сравниться потеря нескольких
или даже тысячи жизней с тем бедствием, которое выпадает на долю человечества в
случае победы зла над добром и агрессивного атеизма над Исламом? Определенно,
джихад - значительно меньшее зло, ибо в противном случае весь мир станет
вместилищем безнравственности и жестокости. Чтобы предотвратить это большее
зло, Бог наказывает нам жертвовать жизнью и имуществом ради Него. Но в то же
время Аллах запрещает ненужное кровопролитие, требует оберегать стариков,
женщин, детей, больных и раненых. Его наказ - бороться только с теми, кто
развязывает войну. Он велит нам не причинять ненужных разрушений даже на
территории врага и поступать справедливо и честно с побежденными, соблюдать
соглашения, установленные с противником, и прекращать боевые действия, когда он
их прекращает. Таким образом, Ислам дозволяет лишь минимально жертвовать
жизнью, имуществом и правами людей при исполнении прав Бога. Он стремится
установить баланс в различных потребностях человека и так использовать разные
права и обязанности, чтобы сделать жизнь счастливее.
2. Права личности. Как это ни парадоксально
на первый взгляд, человек более суров и несправедлив к себе самому, чем к
другим. Это кажется поразительным; как он может быть несправедлив к себе? Как
он может быть себе врагом? Однако это так. Ведь часто человек, зная пагубность
того или иного поступка, совершает его, не имея силы воли бороться с
собственными желаниями. Этим он сознательно себе вредит. Например, алкоголик
потворствует своей слабости, не жалея ни здоровья, ни денег, ни близких, ни
репутации. Другой своим неумеренным аппетитом вредит здоровью и ставит под
угрозу свою жизнь. Третий впадает в аскетизм, подавляет свои естественные чувства
и желания, почти не ест, одевается в лохмотья, удаляется от семьи и общества.
Он убежден, что мирская жизнь слишком низменна и ненавидит ее во всех
проявлениях. Ислам учит не впадать в крайности, жить нормальной жизнью. Ислам
защищает человеческое благополучие, и его открыто признанная конечная цель -
установление стабильности и равновесия. Поэтому шариат четко заявляет, что вы
сами имеете определенные права на самого себя.
Шариат
запрещает все, что вредит человеку физически, умственно или морально. Он запрещает
потреблять кровь, наркотики, мясо свиньи, ядовитых или грязных животных, потому
что все это отрицательно влияет на физическую и духовную жизнь человека.
Запрещая все эти вещи, Ислам рекомендует человеку использовать все здоровое и
полезное и не лишать тело чистой пищи, потому что оно тело имеет право на нее.
Закон Ислама запрещает наготу и требует от человека носить скромную и достойную
одежду. Он призывает человека зарабатывать себе на жизнь и сурово осуждает
безделье. Дух шариата заключается в том, что человек должен использовать все
возможности, которыми Бог его наградил, и все ресурсы, которыми Он усеял землю
и небо. Ислам не предписывает подавление сексуальных желаний, но призывает и
реализовывать их в браке. Он запрещает человеку прибегать к самоотречению и
рекомендует наслаждаться законными удовольствиями, оставаясь благочестивым и
богобоязненным. Чтобы достичь духовной высоты, моральной чистоты, и спасения в
грядущей жизни, нет необходимости отказываться от этого мира. Человек должен
пройти испытания и следовать по пути, указанному Аллахом. Путь к успеху лежит
через соблюдение законов шариата в любых ситуациях. Ислам запрещает
самоубийство и внушает человеку, что жизнь принадлежит Богу. Это доверие,
которое Бог ниспослал вам на определенный период времени, чтобы вы могли как
можно лучше воспользоваться им, и его нельзя легкомысленно испортить или
разрушить. Ислам учит, что человеческая личность, его собственное "я"
наделены определенными правами и обязанность человека реализовать их как можно
лучше, как указано шариатом. Именно так человек может остаться верным самому
себе.
3. Права других людей. С одной стороны, шариат
предписывает человеку пользоваться своими личными правами и быть справедливым
по отношению к самому себе, с другой же стороны, он предостерегает его от таких
путей их исполнения, которые бы нарушали права других людей. Шариат попытался
устанавливают равновесие в правах человека и правах общества с тем, чтобы между
ними не возникало конфликта.
Ислам
строго запрещает ложь в любой ее форме, ибо она пятнает лжеца, причиняет вред
окружающим и становится источником опасности для общества. Ислам запрещает
воровство, грабеж, подкуп, подлог, обман, лихоимство, ибо в этих случаях одни
выигрывают за счет потерь и ущемления прав других. Запрещены также клевета,
доносы, злословие и оговоры, а также все азартные игры, лотереи, спекуляция,
потому что при этом человек выигрывает за счет тысяч других проигравших.
Запрещены все виды коммерции, в которой прибыль достается только одной стороне.
Монополизм, укрывательство и другие формы общественной и личной наживы тоже
запрещены.
Убийства,
кровопролитие, причинение зла, беспорядки и разрушения считаются
преступлениями, ибо никто не имеет права отнимать жизнь или имущество у других
людей ради личной выгоды или удовольствия. Супружеская неверность,
прелюбодеяние и противо - естественные сексуальные увлечения строго запрещены,
ибо они не только противоречат нравственности и причиняют вред здоровью
виновникам этих преступлений, но и приводят к падению нравов, вызывают
венерические болезни, разрушают общественные устои, подрывают здоровье будущих
поколений, раскалывают общество. Ислам стремиться уничтожить все эти
отвратительные преступления, чтобы предотвратить покушения эгоцентристов на
права других. Человек не должен быть рабом своих желаний, нельзя распинать
интересы других, реализуя свои личные права.
Шариат
регулирует жизнь так, чтобы было обеспечено благосостояние каждому и всем. Но
для достижения человеческого благополучия и культурного прогресса одних только
ограничений и запретов недостаточно. В истинно цивилизованном и процветающем
обществе люди не только не должны нарушать права других, но и тесно
сотрудничать, устанавливать такие общественные институты, которые бы
способствовали благосостоянию всех и созданию идеального человеческого
общества. Законы шариата предусматривают и эти аспекты жизни отдельного
человека и общества.
Семья
- это первое пристанище человека. Именно здесь закладываются основные черты его
характера. Потому сначала рассмотрим предписания шариата, относящиеся к семье.
Семья состоит из мужа, жены и их детей. Исламские законы предписывают мужчине
зарабатывать на жизнь и обеспечивать свою семью, защищать ее от всех
превратностей судьбы. Женщине он поручает обязанность вести домашнее хозяйство,
обучать и воспитывать детей надлежащим образом, окружать своих близких
комфортом и вниманием. Долг детей - уважать и слушаться родителей, а
повзрослев, обслуживать их и помогать им. Чтобы сделать дом хорошо управляемым
и четко работающим институтом, Ислам принял следующие положения. Мужу дана
роль главы семьи. Никакое заведение не может хорошо работать, если там нет
главного администратора. Вы не можете себе представить школу без директора или
город без мэра. Кто-то должен осуществлять контроль, иначе будет царить только
хаос. Если муж и жена тянут в разные стороны, то будущее детей разрушено. В
семье должен быть кто-то главным, ответственным за благополучие и порядок.
Ислам отводит эту роль мужу и, таким образом, делает семью первичной ячейкой цивилизации,
моделью общества в целом.
Глава
семьи нагружен рядом обязанностей. Он должен зарабатывать на жизнь, выполнять
всю работу, выходящую за пределы ведения домашнего хозяйства. Ислам освободил
женщину от всех не домашних дел, переложив их на плечи мужа. Женщина может
полностью посвятить себя своим обязанностям по дому и отдавать силы воспитанию
детей - будущим попечителям нации. Женщина должна сидеть дома и выполнять
возложенные на нее обязанности. Ислам не хочет ее загружать двойными заботами:
воспитывать детей, вести домашнее хозяйство и работать вне дома, зарабатывая на
жизнь. Это, по-видимому, вполне справедливо. Ислам поэтому распределяет функции
между полами (30).
Но
это не означает, что женщине не разрешается выходить из дома. Не в этом дело.
Ей позволяется выходить когда это необходимо. Закон просто определил дом как
специальную область ее работы и подчеркнул, что женщины должны заботиться
домашнем очаге. А когда ей нужно выйти, она может это сделать, только соблюдая
определенные формальности.
Понятно,
что семейная сфера расширяется за счет кровных связей и брачных уз. Чтобы
связать членов семьи в одно целое, сделать теснее и здоровее их отношения между
собой, Ислам определил основные законы и правила, касающиеся семейной жизни.
1.
Запрещается брак между людьми, имеющими естественную тесную связь. Запрещается
брак между матерью и сыном, отцом и дочерью, отчимом и
падчерицей, мачехой и пасынком, братом и сестрой , молочным братом и
молочной сестрой, дядей и племянницей, тетей и племянником, тещей и
зятем, свекром и снохой. Этот запрет укрепляет семейные узы и делает
отношения между родственниками более чистыми. Они могут общаться
друг с другом без напряжения и с искренней любовью.
2.
Исключая перечисленные запреты, браки могут заключаться между членами рода с
тем, чтобы сплотить их. Супружеские связи между семьями, которые
общаются друг с другом, хорошо знают семейные привычки, обычаи и
традиции, всегда удачны. Поэтому шариат не только разрешает, но и предпочитает
такие браки.
3.
Среди клановых или родовых семей обычно бывают богатые и
бедные, процветающие и нуждающиеся. Уважение к узам между
родственниками мусульманам вменяется в обязанность. Не быть преданным своим
родственникам и не уважать их права - большой грех. Если родственник становится
бедным или с ним случается беда, то долг богатого родственника помочь ему.
В
закяте и других благотворительных деяниях предусмотрены специальные права
родственников.
4.
Закон о наследстве, сформулированный в Исламе, также гласит, что имущество
покойного не может быть сосредоточено в одних руках. Оно распределяется между
всеми родственниками. Сын, дочь, жена, муж, отец, мать, брат, сестра являются
ближайшими родственниками, и их доля наследуется ими в первую очередь. В случае
отсутствия этих близких родственников наследство делится между другими
родственниками. Потому после смерти мужчины его богатство наследуется родней,
близкими, концентрации богатства наносится капитальный удар. Этот закон Ислама
уникален, и многие народы сейчас следуют ему. Но печальная ирония заключается в
том, что сами мусульмане полностью не осознают его преобразующих возможностей и
из-за невежества могут даже избегать его. В некоторых местах Индо - Пакистана
дочери лишаются своей части наследства, а это явная несправедливость и вопиющее
нарушение Корана.
После
семьи и родственников идут друзья мужчины, его соседи, земляки и люди, с
которыми он находился в тесном контакте. Ислам признает эти отношения и
обязывает мусульманина обращаться с ними честно, и справедливо. Он обязывает
верующих уважать чувства других, не оскорблять их, содействовать друг другу,
заботиться о больных, поддерживать неимущих, помогать нуждающимся и инвалидам,
сочувствовать попавшим в беду, заботиться о сиротах и вдовах, кормить голодных,
помогать безработным в поисках работы. Ислам говорит, что, если Бог ниспослал
вам богатство, не проматывайте его, не излишествуйте. Запрещается пользоваться
золотыми и серебряными сосудами, носить дорогие шелковые платья, тратить деньги
на роскошь. Это предписание шариата основано на принципе, что никто не имеет
права тратить богатство только на себя, когда им могут владеть тысячи человек.
Несправедливо бросать деньги на украшения и фейерверки, если на эти средства
можно накормить голодных. Ислам не лишает человека его богатства. То, что
человек заработал или получил по наследству, вне всякого сомнения, является его
собственностью. Ислам признает это право и разрешает ему пользоваться им самым
лучшим образом. Он рекомендует носить добротную одежду, иметь хорошее жилье и
жить прилично, если вы богаты. Но Ислам требует, чтобы человек не терял чувства
меры. Ислам не одобряет тщеславие, себялюбие, безудержный эгоизм. Ислам учит,
что процветать должно все человечество, а не отдельные личности. Он внушает
тем, кто исповедует Ислам, социальную сознательность и предлагает жить просто и
скромно, а удовлетворяя свои запросы, помнить о нуждах своих родных и знакомых,
близких и дальних родственников, друзей, сослуживцев и сограждан (31).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|