Известно, что символом Анахиты была Луна и для Артемиды характерна
символика Луны и Солнца. Религиозные представления греков сравнивали умерших
женщин с Луной, на памятниках культа умерших изображали в сопровождении Луны и
Солнца. Например, в каппадокийском культе Ма прослеживаются черты подземной
богини Беллоны. На монетах Команы вместе с Солнем есть и два полумесяца.
Звезда-Солнце и полумесяц сопутствуют также обрядам Кибелы и Аттиса. Например,
серебряная пластина из Ай-Ханум с Кибелой на колеснице, Гелиосом и
солярно-лунарными знаками на небе.
Звезда (Солнце) является атрибутом верховного бога иранской религии Ахура
– Мазды – покровителя династии Ахаменидов, а богиня Анахита входила в
официальный пантеон Ахаменидов, поэтому солярные символы вероятно относятся и к
ней. [64]Восьмилучевая
звезда-Солнце и полумесяцы могут считаться атрибутами богини Ма и фигурировать
на её монетах.Цветок – универсальный символ богинь плодородия Коры-Персифоны,
Деметры, Афродиты, Артемиды, Исиды и атрибут элевсинских мистерий.
Кора-Персифона часто изображалась с цветком или бутоном, богиня близкая Беллоне
могла восприниматься как одна из ипостасей Ма-Энио. На монетах Команы – цветок.
Культ Ма-Энио с чертами Кибелы и греческих богинь часто включает в себя мужской
паредр этой богини. В образе Ма-Энио воспринимали и Персефону.
Интересны этиологические исследования имени богини. Сравнивается скифо-сарматское
ма - "Солнце; солнечный; солнцестояние; огонь; погребальный
костер"
Второй сегмент
читается как [Dh]mhtr (Ibid.). [Dh]mhtr[i] – читается как "Деметре"
(ср. древнегреческое Dhmhthr - "Деметра"). Очевидно, что
исследуемый текст посвящен древнегреческой богине плодородия Деметре. В свете
полученных данных, начало текста может быть восстановлено как [Ra]dama[is],
т.е. в форме имени местной богини - Рада Ма(й). Таким образом, надпись
начинается словами: "(Этот текст посвящен богине с именами) Рада Ма(й),
Деметра". Принимая во внимание несколько боспорских древнегреческих
текстов (КБН N 1112, 1255, 1256), восстанавливаю буквы «iae... как [d]ia
e [pimeleias] (e[pimelhtwn]) - "попечением
такого-то". Затем две буквы, которые следуют за именем Деметры, могут быть
прочитаны как [gh], ср. древнегреческое gh - "земля" (в
именительном и дательном падежах). Итак, можно перевести эту надпись следующим
образом: "(Этот текст посвящен богине с именами) Рада Ма(й), Деметра,
(земле). (Эта стела установлена) попечением (имя/имена)».[65]
Предполагается,
что бог Агни являлся мужской ипостасью верховного божества огня, а богиня Ма
(Табити, Ага, Рада/Рата) являлась женской ипостасью этого же самого божества.
Нож и меч
являются атрибутами богини Солнца. Скифо-сарматское б- (бе) -
"удар; топор; размножение; род" - это эпитет скифо-сарматских
божеств: бога-громовержца по имени Тара (Таргитай; индоарийский бог
Индра) и богини Солнца по имени Ма (индоарийский бог Агни) Можно
утверждать, что скифо-сарматский бог войны/огня имеет некоторые черты
скифо-сарматского бога-громовержца и наоборот (ср. скифо-сарматское тара
- "огонь; конь; переносящий; спаситель; защитник; чистый; ясный,
светлый", древнеиндийское tara - "огонь; конь; переносящий;
спаситель; защитник; чистый; ясный, светлый", древнеиранское
("Авеста") atar - "огонь"). Имя А-б- означает
"как топор; относящийся к бьющим (божествам)".
Исследуем имя
собственное, Ramanagos, из Ольвии Здесь выделяется
скифо-сарматское рам- - "баран", ср. древнеиндийские remi
- "баран", ramb - "ягненок", английские ram -
"баран", lamb - "ягненок" Бог-громовержец Индра
воплощается в барана. В одном захоронении скифского типа в Ольвии поблизости от
человеческого скелета находились кости барана.
В этом случае,
баран является символом успешного перехода души (умершего человека) из этого
мира в другой (ср. русское выражение на тот свет). С другой стороны, это
имя может включать скифо-сарматские Ра ман- - "Солнце -
размножение, изобилие, плодородие".
Исследуем имя
собственное, Azamhos, из Ольвии .Здесь явыделяется скифо-сарматские
а-з- (а-с-) Ме- - "(богиня) Солнца (по имени) Ме/Ма".
В свете этой
интерпретации этноним Iazamatai - "Язаматы"; считается, что
это название относится к меотам.Читается как Я-з- (а-з-, а-с-) Ма-*т- -
"(богини) Солнца (по имени) Ма".
Но корень «ма» или «ама» во многих арийских языках означает «мать».
(Например, у индусов верховное женское божество носило имена Ума и Амбика —
«Матушка»). И скорее всего, у некоторых народов существовали религиозные общины
служительниц богини-Матери, где под руководством жриц девушки проходили
соответствующие обряды посвящения и инициации.
В случае войны такие общины выставляли свои вооруженные отряды, и
возможно, что и в дальнейшем «выпускницы» определенного общества поддерживали с
ним связь, участвуя в культовых мистериях, обрядах и празднествах. В пользу
этого предположения говорит то, что именно амазонки, согласно преданиям,
основали знаменитый храм Артемиды Эфесской — древнейшая статуя богини, стоявшая
в этом храме, была многогрудой, украшенной изображениями оленей. То есть, она
представляла Мать-Природу, одновременно девственную и кормящую всех. Артемида
считалась покровительницей и воспитательницей молодежи, не достигшей брачного
возраста, а ее жрицы должны были давать обет безбрачия. Одновременно эти
служительницы являлись охотницами и воительницами. Поэтому не исключено и то,
что у некоторой категории «профессиональных» жриц для закрепления такого
безбрачия действительно практиковали выжигание груди — известно, что жрецами
малоазиатской Кибелы были скопцы, а скифской Аргимпасы — женоподобные «энареи»,
то ли евнухи, то ли гермафродиты. Но на всех женщин такое членовредительство,
разумеется, распространяться не могло.
Вовсе не обязательно и малоазиатское происхождение «амазонок». Культ
Великой Матери был под разными ее именами в тех или иных формах присущ всем
древним народам, в том числе и индоарийским. Как уже отмечалось, статуэтки жриц
с явными атрибутами служения Матери - чашами с изображениями женских грудей -
характерны еще для Трипольской культуры V - IV тысячелетий до н.э.
В Причерноморье несколько крупных святилищ - на Днепре, в Крыму, на
Тамани, в Колхиде - принадлежат женским божествам. Из восьми перечисленных
Геродотом божеств скифов три — женские. Псевдо-Плутарх говорит также о неких
«мистериях Гекаты», происходивших в этих краях в начале весны, а Страбон
рассказывает о скифском празднике «Сакея», где мужчины пьют вместе с женщинами,
а потом между ними, невзирая на пол, разыгрываются бои. Культ Матери и богинь,
выступавших различными ее воплощениями, обычно предполагал сочетание различных
аспектов ее деятельности - и прародительницы, и воительницы, и покровительницы
брака, любви, плодородия, охранительницы очага и здоровья. Причем эти богини
могли порой быть и очень жестокими. Плутарх приводит одно из обращений к
Артемиде: «Иль роженицу ты только что мучила, иль удавиться кого-то заставила.
Или явилась от трупа нечистою, или с распутия, кровью запятнана и злодеянием
душегубительным».
У арийских народов на первый план выдвигалось другое проявление
богини-Матери - в качестве покровительницы природы. Богини, соответствующие
этому культу, вроде Дианы или Артемиды, обычно выполняли также функции
воительниц и часто считались девственницами. Это видно из славянских языков,
где индоарийское слово «деви», в переводе означающее просто «богиня»,
трансформировалось в «дева», ставшее синонимом целомудрия. В хвалебной песни
Артемиду называли «исступленной, неистовой, бешеной, яростной». Из этих качеств
божества вытекают безбрачие и агрессивность служительниц, неоднократно
запечатлевшиеся в фольклоре. Во фракийских легендах - воинственные Гарпалика и
Полифонта, у иранцев - Гурдафарид, у ирландцев – Скатах.Во Фракии и Малой
Азии - мужчина, попавший на празднества менад, мог поплатиться за это
жизнью. В Риме - религиозный орден весталок, которые, в частности, должны были
благословлять начинаемые войны, а на кровавых гладиаторских боях занимали
почетные трибуны поближе к арене. Они, как и многие легендарные воительницы,
были девами, а потеря целомудрия каралась жестокой смертью. Существовал в Риме
и тайный женский культ Бона Деа (Доброй богини), на обряды и сборища которого
мужчины категорически не допускались.
2.2.
Святилища божеств.
Вследствие рано развившегося у эллинов антропоморфического
представления божеств поклонение им было обставлено множеством обрядов, для
которых были необходимы различные искусственные приспособления.
Приписывая богам, человеческие склонности и страсти, эллины,
естественно, стали стараться приобрести их расположение к себе или отвратить
навлеченный на себя нечестивыми поступками гнев путем различных благочестивых
действий, между которыми одно из первых мест занимало принесение божествам
жертв и даров. Устроенное для этой цели приспособление, носившее название рсо^ю<,
было существенной принадлежностью всякого места культа. [66]
При выборе местности для святилища довольствовались тем, чтобы она не
была недостойна божества. Храмы строились не прямо на земле, а на фундаменте.
Фундаменты имели обыкновенно по три ступени; но так
как они часто были слишком высоки для того, чтобы можно было всходить по ним,
то для входа делались в фундаменте лестницы с менее высокими ступенями. Число
входных ступеней всегда было нечетное, для того, чтобы входивший в храм
становился правою ногою на первую и на последнюю ступень, что считалось хорошим
знаком. Весь план храмового здания был исполнен глубокой символики и должен был
наглядно выражать то предпочтение, которое храму подобало иметь перед жилищами
людей.[67]Прежде
чем перейти к описанию святилища Аполлона в Причерноморье, хочется привести
красочное описание храма, оставленное Латышевым.
«Представим себе еще раз изящный греческий храм. Через пышные пропилеи
мы входим в священное место, отделенное периболом от остального света и
людского движения. Посреди зеленых садов и благовонных рощ поражает нас божье
жилище, окруженное изящными памятниками искусства и драгоценными приношениями
набожных богомольцев. Огромные ступени возвышают его над землею, жилищем
смертных; симметрически расставленные стройные колонны поднимаются к синему
южному небу, подпирая своими нарядными капителями красивую крышу, искусные
фронтоны которой красуются белыми резными работами, удачно представляющими
целые сцены из отечественных сказаний»[68].
В самые ранние времена, когда люди еще не привыкли представлять себе
богов в определенном человеческом образе, символы были достаточны для
удовлетворения религиозной потребности; но чем более развивался
антропоморфический способ представления божеств, тем естественнее являлось
желание придать таким символам, по крайней мере намек на человеческий образ.
Если для изображения божества брали такой материал, который с трудом
подвергался обработке, как, например, камень, то ограничивались сначала
воспроизведением только наиболее характерных частей человеческого тела, —
прежде всего головы, затем рук, в которые вкладывали какие-нибудь атрибуты.
Такого рода изображения делались и впоследствии».[69]
Святилища богов в Причерноморье выделяются изящными произведениями
искусства, материалом – белый мрамор, греческими и римскими скульптурами с
многочисленными атрибутами, символика которых относится и к местным религиозным
верованиям.
Некоторые правила возведения святилищ в Греции были соблюдены и в
Причерноморье.
§ 1 Святилище Аполлона.
Известна надпись на колонне белого мрамора, высота –
полметра, диаметр – 0,28 м, служившей, возможно пъедесталом, для не дошедшей до
нас статуи Аполлона в Малой Азии. Святилище Аполлона Лермена в Малой
Азии, в районе, образованном треугольником городов Дионисополя, Гиераполя,
Гиргалейского союза деревень. От него дошли надписи – посвящения Аполлону. Храм
Аполлона находился у подножия холма, где протекал Меандр – глубокая река с
быстрым течением. Дальше от Меандра шли голые скалы высотой 150-200 м. из
песчаника с мелкими оврагами. На левом берегу стоял священный утёс, отделённый
с юга широким ущельем. [70]
Вдоль гребня скалы было много развалин. В западном углу сохранилось сводчатое
здание. Справа - от него Меандр, слева – ущелье с тропинкой, ведущей вниз к
маленькому деревянному мосту через Меандр. В древности, очевидно, посетители
должны были двигаться по узкой тропинке, а с другой стороны – верхней дорогой
по ущелью. Сводчатое помещение в западной части скалы считается усыпальницей,
или судя по каменным скамьям местом религиозных собраний. Это маленькое
сводчатое помещение хорошо подходило для исповедей. На Западной стороне храма –
портик и карниз. На карнизе – изображение двусторонней секиры. Внутри храма – три
пъедестала с надписями. На надписях – посвящения Аполлону Лермену; манумиссии;
надписи-исповеди. Посвящение Аполлону Лермену и его культ были связаны с
культом Гелиоса. Богатые местные жители возводили этому богу храмы, постройки,
алтари. Это божество наделено, судя по надписям, функциями спасителя и
исцелителя. В святилище Аполлона Лермена – изображения поражённых болезнью
членов человеческого тела, что напоминает святилища Асклепия. В этом храме
почиталась и Артемида – Лето. Мать Аполлона и Артемиды напоминает фригийскую
матерь богов Кибелу. Видимо, в данной местности отождествляли Лето с Кибелой.
Изображение этой богини – Матери Лето, имеется на одном из вотивных
памятников. В данном святилище налицо как типично греческие традиции возведения
святилищ, так и синкретические черты ассимиляции с местными культами (поза и
одеяние богини Лето-Кибелы).
§ 2 Святилище Афродиты.
В Кепах в святилище Афродиты II—I вв. до н.э найдена мраморная статуя Афродиты высотою 0,45 м (без
головы и базы) — греческий оригинал, вероятно, родоской школы первой половины II в. до н.э. Здесь же были фрагменты других мраморных статуэток, женская
рука с ритоном, терракотовая статуэтка сидящей богини в высоком головном уборе
с фиалой в руке, формы для изготовления терракотовых прилепов, изображающих
Эрота и Психею, мраморный ковш с ручкой, украшенный резным орнаментом, часть
большой мраморной чаши. [71]
Храм Афродиты в Фанагории обладал собственным обширным хозяйством,
включающем земельные угодья.
§ 3 Святилище Митры.
На территории Фракии и Нижней Мезии известны два
митреума. Один около с. Крит, он был разрушен в 1933г.Существование его
датируется началом второй половины 2 в. до первой половины 3 в. Второй митреум
был найден в «пещере у Тиргушора и имеет очень примитивное устройство».[72]Он относится к первой половине
3 в.
Косвенным свидетельством является надпись из Истрии поставленной в
спелеуме и алтарях в святилищах, и существуют предположения о наличии митреумов
в Эскусе, Монтане, Нове, Ятрусе, Никополисе на Истре, Дуросторуме, Аксиополисе,
Тремзисе, Акбунаре, Истрии, Томи, Тиргущоре, во Фракийской Пауталии, Сардике,
Бесапаре и др.
§ 4 Святилище бога Мена.
Поскольку бог Мен
– лунное восточное божество,почитавшееся в основном в сельских районах Малой
Азии, постольку святилища Мена часто представлены лишь жертвенниками и
зольниками. На изображениях Мена, которым иногда уделялось центральное место
всегда присутствует серп Луны за плечами. Именно по этому признаку можно
отличить святилища Мена, даже если нет соответствующей надписи. Символика в
святилищах Мена разнообразна: это и лев, и цыплёнок, и обоюдоострая секира.
Мен часто изображался рядом с такими божествами, как Аполлон, Арес, Артемида и
др.
Изображения Мена
в хитоне и гиматии во фригийской шапочке, с юным лицом, обрамлённым волнистыми
волосами, встречаем в эллинистический период.Поскольку Мен являлся покровителем
сельских общин, его эпитеты часто сочетались с этниконами деревень. Святилища
Мена косвенно подтверждают синкретизм культов в Малой Азии.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|