Культ Геракла являлся общегосударственным и локальным. Посвящения
Гераклу имели его символ – быка, иногда даже отсутствовало изображение самого
бога. Как известно бык - зодиакальный знак созвездия Тельца. Солнце проходит
созвездие Тельца в мае – месяце весеннего потепления, посадки растений, победы
над зимой и холодом. Так и Геракл, побеждая зло этого мира, освобождает дорогу
для добра и процветания.
В некоторых надписях найденных в Малой Азии Культ Диониса,
олицетворявшего осень, сочетался с культом императора. Культ императоров в
сельских местностях проявлялся в отождествлении императора с богом Солнца.
Царь, как и Солнце обладает функциями наделения дарами, плодами осени,
результатами труда. Иногда статуи императоров около храма ставили
разбогатевшие общинники желавшие, очевидно, выслужиться перед магистратами, или
перед римлянами. Интересный момент: община, видимо считавшая для получения
урожая бога-императора недостаточной гарантией, добавила рядом в декрет богиню
Деметру. Интересен культ двенадцати богов в Ликии: « Ясон на обратном пути из
Колхиды впервые принёс жертву 12 божествам».
В Малой Азии известны посвящения Артемиде «олененесущей», [31] Аполлону Лермену, Лето с её
атрибутами – голубями. Аполлон иногда изображается во фригийском колпаке.
Следует отметить, что для Фригии характерен местный головной убор, в который
они и наряжали пришлых богов, тем самым, делая их более близкими и понятными.
Пантеон местных божеств Малой Азии включал в себя: Матерь богов, в
различных модификациях, Аттиса, Тиоса, Мена. Это ясно отражает характер жизни
сельской общины с её заботами и проблемами. В засушливых районах Малой Азии
имело большое значение количество осадков. Жители просили у богов хорошего
урожая, отражая свои надежды на него в надписях-молитвах. Религия общины была
демократична. В ряде районов Малой Азии, в которых было развито коневодство,
Зевс и Аполлон изображались в образе бога-всадника.Отправляли культы местных
богов и богов античного пантеона одни и те же жрецы.
Изучение процесса проникновения богов античного пантеона и их
ассимиляции в общине показывает, каким именно путём шёл процесс эллинизации
местного населения, какие черты приобретали мировоззрение и религия в сельских
районах Малой Азии.
Найденные на территории Причерноморья культовые скульптуры начала
нашей эры подтверждают копирование и подражание памятникам греческой классики. Рассмотрим
подробнее некоторые из культов, а именно: - культ Аполлона; - культ Афродиты; -
культ бога Мена; - культ Митры; - культ богини Ма.
§ 1 Культ Аполлона.
Аполлон – бог Солнца и света, покровитель поэтов и музыкантов,
выдвинулся из официального пантеона богов, под своим прежним именем, с которым
прибыл извне.
Для жителей Малой Азии 4- 3 тыс. до н.э., Аполлон северянин. Он явно не
равнодушен к гипербореям. «И эта его любовь к обитателям севера, память о них,
как о лучшем, справедливейшем народе, конечно же не память самого Аполлона, а
выраженная в аллегорической форме памяти народа – носителя его культа».[32]
Многовековая литературная обработка образа привели к тому, что
Аполлон воспринимается исключительно как классический образ юного красавца, светоносного
бога – покровителя изящных искусств. Прояснить первоначальный облик божества,
можно только отделяя один за другим поздние пласты мифотворчества. Поскольку
данные греческого языка не позволяют раскрыть этимологии имени Аполлон можно
предположить, что сам образ имеет догреческое, малоазийское, а возможно и вовсе
не индоевропейское происхождение. Немецкий исследователь Х. Коте считает, что
культ Аполлона возник в районе Среднего Дуная. Академик Б.А.Рыбаков пишет: «
Первое, на что следует обратить внимание при ознакомлении с мифами, - это
прочная связь всего цикла лето – артемидо – аполлоновских мифов с севером, с
гиперборейцами, жившими где-то на севере от Греции». Для архаического Аполлона
характерны наличие растительных функций, близость к пастушеству и земледелию, а
в представлении «микенских греков» Аполлон выглядит внешне варваром: «не
стригущий власов», «длиннокудрый» (по словам Гомера).
Геродот в 5 веке до н. э. засвидетельствовал присутствие
сколотов в Северном Причерноморье. Академик Рыбаков доказал принадлежность
сколотов к праславянам. Наиболее подвижная, молодая, раннедружинная прослойка
устремилась в богатые и оживлённые приморские области. Б.А.Рыбаков считает, что
исходная точка многообразного облика Аполлона связана со скотоводческой
пастушеской средой. Из изложенного выше становится объяснимой гипотеза
трансформации праславянского «Кополо – н» в русский – как «Купало», в
древнегреческий, а затем в греческий – как «Аполлон». Оба божества молоды и
юны, символы плодородия, оба умирают и воскресают, являясь как бы «сезонными
богами», связывая миф с развитием растений и семян. В Дельфах, как и на Делосе,
Аполлон связывался с Солнцем и огнём. В описании Деодором страны гиперборейцев
обычно не замечается одно интересное сообщение: на острове находился
великолепный храм Аполлона, достойный похвалы, украшенный многочисленными
приношениями, шарообразный по своей форме. А всё сферическое и вообще
шарообразное, согласно Порфирию, подобно Космосу и Солнцу. Впрочем, для
арийской мифологии характерна двойственность светового божества: Митра и хвар,
Вивасват и Сурья.
«Аполлон известен, в первую очередь как бог солнечного света,
красоты, гармонии и покровительства искусствам – однако, таким он становится
только в классическое эллинистическое время»[33],
сохраняя одновременно при этом «многие свои более ранние, в том числе
хтонические черты»[34]
хотя его отождествление с Гелиосом – Солнцем произошло поздно – в 5в. до н.э. –
главным образом в произведениях Еврипида).
Последние – напрямую связаны с загробным миром, идеей о возрождении.
«Геродот связывает их происхождение с Египтом, где Гор – Аполлон являлся,
якобы, сыном Осириса – Диониса и Исиды- Деметры»[35]. Аполлон связывался своим
рождением и с такими «ультра хтоническими существами, как Силен, Пан и т. д.
Культ Аполлона на Боспоре засвидетельствован с конца 5 века до н.э.
нумезматическим материалом.
Начиная с конца 4 в. до н.э. наибольшее распространение получил культ
Аполлона врачевателя и занял почётное место на Боспоре, находясь под
покровительством Левнона (389\8 – 349\8г. до н. э.). Перисада 1 (344\3 –
311\10 года до н. э.), Спартона 3 (304 \3 – 284\3 г. до н. э.), Левнона 2
(240-220 г. до н.э.). Исходя из того, что культ Аполлона врача в 4-3 веках до
н.э. находился под покровительством спартакидов, исследователь Сударев Н.И.
делает следующие выводы:
- это был главный полисный культ Пантикопея с момента его основания. «В
Пантикопее на горе Митридат найдено 2 посвящения Аполлону врачу, одно из них
относится к концу 6 началу 5 века до н. э., второе – к нач. 4 века до н. э.». [36] Самое почётное место в
Пантикопее занимал, при Спартакидах храм Аполлона Врача. Жрецы в храмах
Аполлона Врача были представлены высшей Боспорской знатью и членами семьи
спартакидов.
Фролова Н.А. выделяет несколько типов монет с изображением Аполлона или
его атрибутов и свидетельствующих об официальном культе этого
божества. Строительство монументального храма Аполлону Врачу
подтверждает существование религиозного союза вокруг этого культа в 5 веке до
н. э. Чеканка монет с легендой Аполлона связана с вышеупомянутой амфиктионии и
с храмовым чеканом.
Существование Амфиктеонии предполагает наличие данного культа в качестве
одного из основных, в ряде городов на берегах Боспора, которые собственно и
могли вокруг него объединяться. Одним из самых информативных источников о
религиозной жизни в античном Северном Причерноморье являются граффити. Однако
большая их часть остаётся неопубликованной, кроме того, они являются, весьма
сложными для интерпретации. Известно большое количество посвящений Аполлону в
Феодосии, Пантикапее, на мысе Зюк. Меньше их в Нимфее, Ките. Весьма немного
следов почитания Аполлона и в раннем полисе на месте Анапы (Синдской Гавани).
На граффито из Мирмения - посвящение Аполлону Врачу на венчике
аттического Килика, датируемого 475-469 годами до н.э. Кроме того, там же была
обнаружена чрезвычайно редкая для Боспора находка - «монета стрелка», широко
распространённая в Северо-Западном Причерноморье в 6- начале 5 веков до нашей
эры и связываемая с вотивными приношениями Аполлону Врачу. Аполлон нередко
выступает в качестве божества, умирающего и возрождающегося,[37] снисходящего в Аид[38] и вновь возвращающегося
оттуда, но уже очистившимся[39].
«Аполлон – один из самых распространённых и почитаемых божеств древнего мира.
Вряд ли следует доказывать его широкую известность и в греческих колониях
Причерноморья»[40].
Однако, в различных местностях, он почитался в разных ипостасях.Аполлону часто
сопутствует изображение волка. Причины, по которым то или другое животное
считалось особенно излюбленным известным божеством, конечно, не всегда возможно
объяснить, но чаще всего они основывались на представлении ближайшего соотношения
между качествами божественного существа и природными свойствами животного.
Основное символическое содержание культа Аполлона Петрос в Северо-Западном
Причерноморье, хотя и подвергалось с течением времени определённым изменениям,
носило в общем одинаковый характер во всех местах его почитания. Понтийские
греки следили за развитием культа Аполлона в его панэллинских святилищах и
были знакомы с Религиозной философией оказывавшей значительное влияние на его
развитие и популярность.
К культу Аполлона в Ольвии: «В какой- то степени интерес ольвиополитов к
философии Аполлоновской религии раскрывается одним граффито, найденном в
несколько испорченном виде на Западном Теменосе. Оно прочерчено по кругу на
ободках поддона череполаковой чаши, специально сглаженном после того, как она
разбилась»[41]
На одном ободке стоят имена (Наллиник, сын Филонсена, Деметрий, сын Сократа)
членов Фиаса боршков;
на втором, невидимом сверху, размещены также замкнутые в круг отдельные
пары слов, которые можно читать и трактовать следующим образом: «Аполлон –
Солнце, Солнце – Космос, Космос – Свет, Свет – жизнь, жизнь – Аполлон».
Естественно, эту надпись можно интерпретировать с самых разных позиций в
зависимости от того, где начать его чтение. Хотя несомненно, что в ней
существуют определённые закономерности сцепления логических заключений своего
рода логическая игра понятий, для которых важно ключевое слово. Скорее всего,
поскольку оно составлено членами религиозного фиаса, таким ключевым словом
должно быть имя Аполлон. Такое изречение подчинено, очевидно, философско –
логичному доказательству, что вся жизнь на земле существует благодаря Аполлону,
где он уподоблен и Солнцу, и Космосу в его многозначном понимании, и свету, и
жизни. Данная надпись доказывает отчётливое проявление культа Аполлона в
Ольвии, в который вкладывались космогонические идеи.
Имеются свидетельства, что в ранний период эллины пропагандировали культ
Аполлона среди местного населения Причерноморья. На это недвусмысленно намекают
мифы о гиперборейских дарах для деллоского святилища и стреле как мирном
символе Аполлона, которую несёт Северный пророк Абарис, а также, находка
посвящения Петросу и Дельфинию в лесостепной скифии конца 2 века,
посвятительная надпись на амфоре второй половине 6 века до н.э. Аполлону Борею.
Фракийские цари, безусловно знали имя Аполлона, царь Котис возводил своё
происхождение к этому богу, называя себя его сыном. Солярная сущность этого
бога и его обширные функции, в том числе и лученка, были близки мировоззрению
автохтонов. Однако говорить об этом можно только в гипотетическом плане, т.к.
основная часть населения во всех местностях, будь то Фракия или Скифия,
оставалась, верна своим традиционным культам и верованиям. Если и проявлялся
какой-то интерес к греческим божествам, то он был характерен главным образом
для отдельных представителей варварской элиты.
Культ и храмы Аполлона имелись в различных областях сельских районов
Малой Азии, не только в прибрежных районах, но и во Фригии, и во внутренних,
центральных районах. Известны и жрецы этого культа: некто Менофил, сын Онесима.
В районе города Дионисополя исповедовался культ Солнца, сочетавшийся с
культом Аполлона Лермена. Как и многие другие культы в Малой Азии, культ
Аполлона получал местные эпиклезы. Например, культ Аполлона Макестена,
считается, что это название связано с рекой Макест. В данном случае мы видим
процесс ассимиляции греческого бога Аполлона и местного речного божества реки
Макеста.
Можно судить о представлениях сельского жителя Малой Азии по рельефам с
изображением Аполлона. « На одном из таких рельефов Аполлон представлен стоящим
на пъедистале, левой рукой опирается на алтарь, в правой держит какой-то
предмет (жезл или скипетр). С левой стороны от него бюст бога с расходящимися
лучами, справа – сидящий на пъедистале волк. «Специализация» этого божества
известна недостаточно: можно сказать лишь, что жители деревень ставили благодарственные
надписи Аполлону в случае благоприятного исхода путешествий либо прося у него
благополучного возвращения.»[42]
Встречаются посвящения Аполлону Лукию. Одно на стеле белого мрамора из
Илькбуруна. Атрибуты Аполлона Лукия конь, бык, орёл, волк, гирлянда,
орнамент. На другой известной стеле Аполлон Лукий во фригийском колпаке, в
который сельские жители облачили не одного греческого бога.
Культ Аполлона Лермена отличается своей социальной окраской, его
практиковали в Гиераполе, Блаунде.
Аполлон архаический, классический и эллинистический довольно сильно,
если не сказать более, отличаются друг от друга, оставаясь при этом одним
божеством и нередко сохраняя отдельные свои архаические черты до конца
античности.[43]
Когда грек Лукиан посетил знаменитый храм в Иера-полисе в Сирии, он
увидел изображения всех богов, кроме Солнца и Луны. Спросив о причине, он
получил ответ, что прочие боги невидимы для людей, тогда как Солнце и Луна и
без того открыты для всех.
Солнце является центром системы планет и организует их вокруг себя.
Планеты окружают Солнце как музы — солнечного бога Аполлона[44]
§ 2 Культ Афродиты.
Имена, прозвища и атрибуты, указывающие на разнообразные представления о
богах в Причерноморье своим происхождением, иногда, обязаны местным причинам.
Вследствие разнообразия этих прозвищ и атрибутов неоднократно высказывались
сомнения, действительно ли они принадлежат одной и той же божественной
личности, или разным, только носящим одно и то же имя.
«Я не знаю, — говорит Сократ у Ксенофонта[45]— одна ли Афродита, или две —
Небесная и Всенародная: ведь и Зевс, которого признают за одного и того же
бога, имеет много прозвищ».
Боспор Фракийский имел огромное значение для развития античного
мореплавания. Здесь начиналось или завершалось тяжёлое и часто опасное
плавание в Понт. Столь широкая известность породила немало мифов о проливе. На
его берегах было воздвигнуто несколько святилищ. Богатые жертвоприношения и
посвящения богам должны были обеспечить безопасное плавание и счастливое
возвращение. На спуске к морю стояли храмы.
На южном побережье Понта Эвксинского – храм Афродиты в районе небольшой
гавани и небольшого острова Аполлония.
Известны многочисленные свидетельства культа Афродиты в разных районах
Причерноморья.
«В Пантикопее найдена мраморная головка Афродиты – копия 1 века с
греческого оригинала 5 века до нашей эры. О римском стиле копии говорит
трактовка глаз: слишком плоские, почти вдавленные глазные яблоки. Римская
техника сказалась в полировке лица скульптуры, применении бурава при
изображении волос, рта и глаз. Статуя Афродиты была выполнена в одном из городов
западного побережья Малой Азии, из островного мрамора и в готовом виде
привезена в Пантикапей, очевидно для храма»[46]
- пишет Цветаева со ссылками на Блаватского, Лосева и Кобылину.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|