Целью любого исследования, в конечном счёте, является расширение
сознания людей в представлениях о мире, Космосе, себе самих. «Конечно, в самом
принципе исторической реконструкции заключена определённая доля погрешности и
упрощения, помнить о которой …призывал современного историка Герман Гессе:
«Разумеется, необходимо вносить в историю порядок, ..всякая наука, прежде всего
систематизация, упорядочение и в то же время упрощение, некоторое переваривание
для духа того, что неперевариваемо…Пусть тот, кто занимается историей уважает
непостижимую правду, реальность, неповторимость происходящего»[2]
Цель
дипломной работы – исследование астральных культов на территории Причерноморья.
Задачи исследования:
- Обзорный анализ синкретических астральных культов, их происхождение и
взаимное влияние;
- раскрыть социально - политическую основу существования астральных
синкретических культов;
- выяснить культовый и мифологический характер астральных божеств в их
многообразных ипостасях;
- рассмотреть нумезматические материалы как объективный источник;
- раскрыть характер астральной символики в мелкой пластике;
-
выяснить причины расцвета и упадка астральных культов;
- выявить культовый и мифологический характер астральных божеств;
- какова роль астральных культов в жизни людей в данный исторический
период.
Источники:
Нарративные.
Сравнительно мало дошло до наших дней литературных данных об астральных
культах на территории Причерноморья. Астральные культы являются одной из самых
трудных проблем классической историографии из-за достаточно большой территории
их распространения, синкретизма религий, бурных событий исторической среды, а
также множества и разнообразия их функций. На некоторые функции астральных
божеств находим указания ещё у Гомера: «На берег вышла богиня прекрасная.
Ступит ногою,-
Травы под стройной ногой вырастают. Её Афродитой,
«Пенорождённой, ещё «Кифереей» прекрасновенчанной
Боги и люди зовут, потому, что родилась из пены»;
Аристофана и Ликофрона, у Плутарха (Избранные жизнеописания,т.1,М.,
Правда,1990).
Эпиграфические.
К эпиграфическим источникам, являющимися вторыми по своей важности
относятся посвятительные надписи на каменных глыбах и вотивных дарах. Эпиграфические
источники практически отсутствуют. Достаточно трудно найти сведения об
эпиграфических источниках в источниках для широкой печати. В работе
используются описания эпиграфических источников исследователями истории
Причерноморья.
Археологические.
В настоящее время археологические источники раскопок в Причерноморье
представляют богатый материал для исследований, который периодически
пополняется. Алтари и жертвенники, храмы, некрополи и курганы, статуи и
статуэтки богов служат хорошим источником для систематизации всего накопленного
научного материала.
Нумизматические.
Особого внимания заслуживают монеты как важный источник астральной
символики. Астральные в широком смысле (лунарные и солярные) божества,
покровители городов, сельских районов и родов изображались на монетах в
символах, с использованием атрибутов или просто миниатюрного портрета.
Методологическую основу исследования составили принципы историзма,
системности, всесторонности и объективности, системный подход, законы и
категории диалектики, культурологические обобщения. Использованы общенаучные
методы познания: конкретно-исторический, сравнительный, логический, системный,
описательный.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы,
приложение.
Глава
1. Космогонические идеи в астральных культах Причерноморья и их истоки.
Государственные законы повсюду имеют в виду лишь внешнюю, обрядовую
сторону религии, предоставляя внутреннюю, сознанию и совести каждого
гражданина. В этих условиях в астральных мифах Причерноморья происходили, с
течением времени, изменения космогонических идей.
Поскольку Астральные мифы о происхождении солнца, звёзд, луны
являются очень древними, космогонические идеи в них включают в себя
пространственно- временные параметры вселенной, условия в которых протекает
существование человека, знания о том, как возникла вселенная. Пространство, в
астральных культах - пластично и персонифицировано – это отражает состояние
сознания древних греков.
"Греческий "космос",- покоился в пространстве, выявляя присущую ему меру.[3] Высшей ценностью (максимум сакральности), в космогонических идеях, обладает та точка в пространстве и времени, где совершился акт творения, координаты, задающие схему развёртывания всего, что есть в пространстве и времени, организующими весь пространственно – временной континуум. Календарный ритуал также соотнесён с ними. Космологический код в архаичных культурах обладает особенно большими «разрешающими» способностями; постоянно прослеживается тенденция к персонификации (отец – небо, мать-земля); солнце и месяц в сюжете небесной свадьбы. Космологические идеи в астральных культах часто начинаются с того, что предшествовало творению; поэтапное возникновение и развитие Космоса, а также продолжение этого процесса. Элементы или стихии – как правило, огонь, вода, воздух, земля, к которым добавляется иногда пятая стихия, условно соответствующая эфиру, - образует первичный материал для строения космоса. Смешанные и неразделимые в хаосе эти стихии разъединяются и «очищаются». Это разъединение стихий – один из элементарных космогонических актов, которые совершаются при космогенезе. Основными космогоническими актами считаются:
- установление космического пространства;
- создание космической опоры- мировой горы, мирового дерева, укрепление
на небе Солнца;
- наполнение пространства конкретными объектами (ландщафт, люди,
растения, животные), абстрактными сущностями;
-сведение всего сущего к единому, и выведение всего из единого. Порядок
сотворения мира соответствует следующей идеальной схеме: хаос, небо и земля,
солнце и месяц, звёзды, время, растения и животные, человек, дом, утварь и
т. д.
Космогонические идеи описывают становление мира как результат
последовательного введения основных бинарных оппозиций, причём идеи в культах
греческого происхождения отличаются от идей в культах восточного
происхождения.
Порядок творения иногда подчёркивается числовыми показателями, примерно
следующего вида: « один объект на первом шаге порождает два объекта» - «два
объекта на втором шаге порождают три объекта» - «три объекта на третьем шаге» и
т.д. В целом космогонические идеи соответствуют сюжетной схеме, в которых
движение осуществляется от прошлого к настоящему, от божественного к
человеческому, от космического и природного к культурному и социальному, от
стихий к артефактам, от внешнего и далёкого к внутреннему и близкому. Широко
распространён мотив биологического порождения космических объектов, богов и
людей творцом и часто связан со сменой поколений богов.
Космогонические идеи прослеживаются в астральных культах – о созвездиях,
звёздах, планетах (в широком смысле – лунарные и солярные мифы). В
типологически ранней группе Астральных культов звёзды или созвездия часто
представляются в виде животных, часто речь идёт об охоте на животных (этот
мотив прослеживается в культе Артемиды – Дианы, охотницы). Этимология имени
которой, возможно «медведица».
Характерная черта Астральных культов – наличие нескольких космических
персонажей, воплощаемых расположенными рядом созвездиями. Чаще всего
встречается мотив объяснения многих (обычно 12) созвездий, посредством
астрального мифа, в которых выступает такое же число животных. Дальнейшее
развитие таких астральных мифов приводит к построению системы соответствий между
12 созвездиями и таким же числом животных. На этой основе было выделено 12
знаков зодиака, позднее перенятое греческой традицией (зодиак – от греческого
«животное»). На основе космогонических идей греками и переселенцами различных
этносов по различным причинам, в астральных культах Причерноморья, была
построена закономерная картина движения небесных светил, описывающихся
посредством астральных персонифицированных божеств.
Космогонические идеи в астральных культах Причерноморья являются
продолжением индоевропейской мифологии.
Стоит отметить, что изучение астральных культов часто ведётся по
произведениям изобразительного искусства и скульптуры,( не говоря уже о
керамике и бытовых предметах), но искусство лишь иллюстрирует религию,
объясняет или комментирует её и «тем самым предполагает свою вторичность по
сравнению с неким образцом». В Причерноморье, как и собственно, в Греции
искусство является и само по себе мифотворческим и на этом уровне уже можно
говорить о привнесении в культ бытовых, «профанных» элементов, но иногда и об
очищении астрально-культовых традиций. Происходит взаимное влияние мифологии и
искусства, а также социальных мотивов.
«Мы располагаем большим количеством примеров, когда божество с
определённым именем или мельчает с веками, теряя свои функции. Постепенно,
сходит на нет, или же «отбирает» функции других богов, становится многозначным,
выдвигается на видное место в пантеоне».[4]
Например, культ Афродиты – богини любви и красоты малоазийского
происхождения. По версии, описанной Гомером, родилась из крови оскоплённого
Кроном Урана, которая попала в море и образовала пену, отсюда народная
этимология её имени «пенорождённая» и одного из её прозвищ – Анадиомена – «по
явившаяся на поверхности моря». Идеи культа Афродиты близки внутреннему
содержанию культа финикийской Астарты, вавилоно-ассирийской Иштар, египетской
Исиде. Этимология имени не ясна.
В Сев. Причерноморье малоазийские черты богини сближают её с богиней –
матерью и Кибеллой. Далее, рождение Афродиты из крови Урана было забыто.
Спутники Афродиты – Эроты – первоначально космические божества, порождения
хаоса, затем всего лишь создание Афродиты, подчёркивающее самостоятельную
созидающую силу богини любви. Космогонические идеи в культе Афродиты со
временем теряются, и сила её распространяется только на сферу любви, приобретая
всё более кокетливые черты. Возникает противопоставление Афродиты Урании
(«небесной», в связи с происхождением от неба - Урана) и Афродиты Пандемос
(«всенародной» дочери Зевса и малозначительной Дионы). По свидетельству
Геродота, Афродиту Уранию почитало и коренное население Причерноморья – скифы,
видимо ассоциируя её с богиней матерью. Космогоническая идея культа Афродиты,
изначально подразумевает рождающую женскую энергию, которая вышла и появилась
из ничего (хаоса), из пены.
Классический образ официального астрального культа Сев. Причерноморья
Аполлона включает архаические и хтонические черты. О неиндоевропейском
происхождении образа свидетельствует то, что этимология имени Аполлон
неизвестна в греческом языке.
С течением времени, Аполлон приобретает множество функций, прорицателя,
блюстителя гармонии космической и человеческой. Образ Аполлона как Солнца,
соединяет воедино небо, землю и преисподнюю.
Основное символическое содержание этого культа, хотя и подвергалось с
течением времени определённым изменениям, носило, в общем, одинаковый характер
во всех местах его почитания в Северно-Западном Причерноморье. Космогонические
идеи в культе Аполлона могут быть объяснены представлениями индоиранцев о
Солнце, вечно вращающемся вокруг горы. Сурья, как и Хвар, не по своей воле
совершают прогулку слева направо, а по указанию создателя мира сего, и не может
сойти круга. Даосократик Эпопид связывал Аполлона также с движением Солнца по
Эклиптике: «Аполлон называется Лонсием, так как он выводит поклонный круг,
двигаясь с Запада на Восток». В своих пифийских трактатах Плутарх, бывший
жрецом Аполлона в Дельфах, подчёркивал, что Аполлон не равен Солнцу, Аполлон -
персонификация эманации Бога Света, тем не менее, пророк Аполлона Орфей,
поклонялся ему как Солнцу. В одном орфическом гимне Аполлон прямо назван «
Солнцем, взмывающем ввысь на золотых крыльях». Орфини вообще понимали Аполлона
как символ солнечного объединения всяческих множеств ….В культе Аполлона
присутствует не только персонификация Солнца, но поклонение Аполлону связано
ещё и с огнём. Всё сферическое и вообще шарообразное подобно Космосу и
Солнцу. Геродот связывает происхождение культа Аполлона с Египтом, где Гор –
Аполлон являлся, якобы, сыном Осириса – Диониса и Исиды- Деметры. Аполлон
связывался своим рождением и с такими хтоническими существами, как Силен, Пан
и т. д. Соединение в образе Аполлона рациональной ясности и тёмных стихийных
сил подтверждается теснейшими связями Аполлона и Диониса, хотя это божества –
антогонисты: один по существу бог светлого начала, другой – бог тёмного и
слепого экстаза. После 7 в до н. э. образы этих богов сближаются. Можно
говорить о деградации образа Аполлона, об утрате первоначального внутреннего
содержания. На более поздней ступени архаики Аполлон – охотник и пастух, из
массового поклонения Аполлону напрочь исчезают космогонические идеи, и это
божество когда-то подобное Солнцу начинает выполнять бытовые нужды верующих в
него.
Содержание культов с течением времени постоянно претерпевало изменения.
Так, Аполлон архаический, классический и эллинистический довольно сильно
отличаются друг от друга, оставаясь при этом одним божеством и нередко сохраняя
отдельные свои архаические черты до конца античности.[5]
Сестра – близнец Аполлона Артемида. Этимология имени не ясна. Возможны
варианты «медвежья богиня», что наводит на мысль о созвездии Большой Медведицы.
Артемида, бесспорно астральный культ - родилась на острове Астерия. Древнее
представление об Артемиде связано с её лунной природой, отсюда её близость к
колдовским чарам богини Луны Селены и богини Гекаты. Происхождение культа
связано с малоазийскими корнями (в войне с Троей Артемида воюет на стороне
троянцев). В римской мифологии Артемида известна под именем Дианы, считалась
олицетворением Луны.
Идея бога - Солнца, наряду с культом Аполлона присутствовала в Сев.
Причерноморье в культе бога Митры, - с авестийского «договор», «согласие».
Митра – древнеиранский мифологический персонаж. Имя его восходит к
индоевропейскому корню, имеющему значение состояния мира, дружбы и симпатии. В
Митре персонифицируется абстрактное понятие договора. Эта связь Митры с
договором изначально выражала космогоническую идею - гарантию соответствия
космическому закону. «Он следит за ним тысячью восприятий, десятью тысячами
глаз, тысячью ушей, десятью тысячами шпионов», здесь можно провести аналогию с
христианским «каждый волос на голове вашей сочтён». Эпитет Митры «выпрямитель
линий» подчёркивал его функцию различения добра и зла, правды и лжи. В этом
смысле Митра – божество, определяющее некую морально – нравственную границу.
Митра – устроитель природного космоса, он связан с водами, солнцем, дождём, он
«дающий жизнь» и «дающий сыновей», судья над душами умерших, наделяет счастьем
и телесным здоровьем. В «Авесте» эпитеты Митры – «исполненный собственного
света», «сияющий», «блестящий». Митра – бессонный, всегда бодрствующий бог (как
и солнце).
Культ Митры образовался, из комбинаций Иранских представлений с
Семитской теологией, и с определёнными элементами, позаимствованными из
местных культов Малой Азии и др. Идентифицированный с Солнцем, Митра приобрёл
титул: «непобедимый», превращавший его в самого могущественного бога. Митра был
отождествлён с Гелиосом, как Анахита – Астара с Афродитой.[6]
Было широко распространено почитание Митры на Боспоре в ипостаси
непобедимого бога Солнца, господина судьбы и повелителя природы[7] Его атрибуты – три шара –
астральная символика, подчёркивающая происхождение Космоса (трёх из одного).
Бог Мен – лунное фригийское божество, широко распространённое
в 1в.н.э. в Северном Причерноморье. Мен был божеством одновременно и небесным и
хтоническим. Общей чертой астральных культов Причерноморья являются сохранившиеся
элементы хтонизма.
Поскольку у античного человека не было возможности выразить
космогонические идеи научными терминами, постольку он пытался выразить их
доступным ему словарным запасом и образами природы. Следствием этого явилась
персонификация идей. «Выражение сил, свойств и фрагментов космоса в качестве
конкретно – чувственных и одушевлённых образов». Важнейшей чертой астральных
культов является символизм.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|