На фронтоне мраморной плиты III в. до н.э, с посвящением Афродите Урании Апатуре, в окрестностях
Пантикапея изображена Афродита Урания, летящая на лебеде и около нее Эрот. На
мраморной плите, поставленной членами религиозного объединения Танаиса,
изображен всадник перед алтарем с зажженным огнем и деревом. В его руке ритон.
Возможно, что конный бог — высочайший бог, которому в первые века нашей эры имеется
много посвящений. Уникальные произведения греческого искусства были открыты в
склепах Горгиппии на месте современной Анапы. В саркофаге погребён знатный
воин, лежали великолепные мужские перстни, браслеты, шейная гривна, покрытый
золотой чеканкой кинжал и ножны с изображением орла, терзающего зайца. На
голове воина был золотой венок с фигурой Афродиты. Культ этой богини
засвидетельствован Боспорскими надписями с 4 века до нашей эры и практически до
конца существования государства. Помимо надписей, значительная роль этого
культа подтверждается и иными материалами, в частности, граффити, а также
изобразительными материалами.
В Горгиппии прослеживается взаимосвязь культов Афродиты Урании и Гермеса.
По мифологическому родству Гермес был братом Афродиты Урании. Спутников
Афродиты – Приап и Эротов иногда называют происходящими от Гермеса и Афродиты,
что свидетельствует о сложном синкретизме культов Афродиты и Гермеса, в
частности на Боспоре, в Ольвии.
В Горгиппии существовал египетский синкретический культ Афродиты –
Изиды, покровительницы плодородия и жизненного начала, торговли и мореплавания,
владычицы душ умерших. Интересно, что одежда и причёска характерны для римских
императриц конца 2 – начала 3 вв. Очевидно, что это изображение – дань культу
римского императора, выражающие и определённую политическую зависимость Боспора
от Рима, формально установившуюся после Митридата 6, Евпатора. Любопытно, что
жители, отмечая императора, ставили посвящения общеэллинским богам и совмещали
обслуживание этих культов. [55]
В итоге можем констатировать, что:
- культ Афродиты известный в Причерноморье примерно с 4 в. до н.э.в
результате переселения колонистов из греческих полисов, имеет в себе
финикийские, азиатские, фригийские элементы;
- культ Афродиты почитали и скифы, очевидно символизируя её
великой богиней-матерью;
- эллины популяризировали культ Афродиты и культы других эллинских богов
в целях экономической и политической ассимиляции с местным населением;
- культовая скульптура претерпела процесс романизации, что заметно по
стилю исполнения. Культовая символика Афродиты связана с созвездием лебедя и
изначально несла в себе космогонические идеи возникновения мира из Ничего (из
пены морской), впоследствии излишне антропоморфизировалась и стала исполнять
насущные нужды населения, в результате чего возникает новая вариация культа –
Афродита Навархида. Процесс романизации выразился также и в совместных
отправлениях культа с культом римского императора, который в свою очередь был
заимствован Римом с Востока.
§ 3 Культ Митры.
Атрибутом Митры считается изображение шара или сферы. Митра - бог правды
и честности, добра и света, радости и жизни на земле, дающего властителям
победу, постоянный успех и гарантию законной власти. Считается, что в середине
3 века до нашей эры, Культ Митры распространился на огромной территории вдоль
побережья Понта Евксинского.
Культ Митры образовался из комбинации Иранских представлений с Семитской
теологией, и с определёнными элементами, позаимствованными из местных культов
Малой Азии. Идентифицированный с Солнцем, Митра приобрёл титул: «непобедимый»,
превращавший его в самого могущественного бога, т.е. Митра был отождествлён с
Гелиосом, как Анахата – Астарта с Афродитой. Почитание этой божественной пары
было широко распространено в Персии и Малой Азии.
Объединённый культ Митры – Гелиоса и Астарты – Афродиты был в почёте на
Боспоре. Возможно, что изображение 2 шаров воспроизводит символы богов неба и
Солнца и олицетворяет существование и слияние 2 религиозных представлений, одно
из которых может относиться к религии Митры – Гелиоса, другое – к великой
женской богине Ирана, Сирии, Малой Азии и Боспора – к Анахите – Астарте-
Афродите. По мнению МИ. Ростовцева, солнечное божество подобно греческим
солнечным богам Диоскуром и индийским Ашвинам, удваивается и соединяется с
великим женским божеством земного плодородия.[56]
Предполагается, что в изображении трёх шаров,
расположенных треугольником на оборотных сторонах статёров. Фофорся 591-605гг
н.э. (284-308 гг. н.э.) объединены символы солнечных божеств Митры – Гелиоса и
солнечный символ Афродиты Урании, к сожалению, интерпритации этих символов не
уделялось особого внимания, хотя на Боспоре изображение такого треугольника
известно ещё со времён Совромата 3 (230г.н.э.) Аналогичный знак был назван
исследователями тремя сакральными символами власти.
Такие знаки определяются, как охранительные в короне Сасанидских царей
или считаются их украшениями при инвестуре царя богом. Изображения 3 шаров,
расположенных точно так же, как и на статерах Савромата 3 и Фофорса, находятся
на двух свинцовых табличках из Загреба, исследованных и интерпритированных М.И.
Ростовцевым. Таблички из свинца служили амулетами, а четырёхярусные изображения
на них были посвящены культу бога Митры.
Верхний ярус был заполнен изображениями бюстов Солнца и Луны и
представлял небо с его властителем - Солнцем. Средний ярус содержал изображения
двух конных богов и богини между ними, нижний ярус представлял собой область
сцепмистического культа: трапезы приобщения и инициации мисток крещением водой
или кровью. Здесь же символы элементов и инструменты культа. На табличках
изображены в основном сцены мистического приобщения Гелиоса к мистериям Митры.[57] Приобщение символизировано
амфорой и тремя хлебами, представленными 3 шарами, расположенными треугольником
точно так же, как и на статерах Савромата 3 и Фофорса. Поэтому, возможно, что
изображения 3 шаров на оборотных сторонах статеров боспорских царей связаны с
мистериями Митры. Но, может быть, их можно рассматривать, как 3 шара,
являющихся атрибутами 3 богов: «Митры, Гелиоса и Афродиты Урании. Причём в
обоих вариантах изображения 3 шаров оказываются связанными с культом Митры, с
культом непобедимого бога Солнца, господина судьбы и повелителя природы.
Разнообразие атрибутов, которыми перегружают статуи бога Митры, соответствует
широте и неопределённости его характера, как бога.
Возможно, что с культом Митры связано появление на статерах Боспора
таких изображений, как, двузубец, которое рассматривают, как изображение
молнии, а также всякого вида крестов – с прямыми перекладинами или косыми,
встречающимися как на памятниках, посвящёнными Митре, так и на статёрах
Фофорсах. Так, на глиняной табличке из музея в Софии находится изображение таких
атрибутов, как звезда, скипетр, орёл с венком в клюве, косой крест и пика,
венчающая царя. Помещённое на статёрах Савромата 4 изображение орла, сидящего
на колоне (алтаре) или на шаре с венком в клюве, рассматривается как символ
суверенной власти, как атрибут бога Зевса. Это изображение присутствует и на
рельефах имеющих отношение к культу Митры. Венок, будучи символом жизни и
победы, в клюве орла может быть рассмотрен как символ лучшего будущего.
Концом 2-3 вв. н. э. датируются письменные свидетельства о существовании
культа Митры в Северном Причерноморье: надпись на алтаре, найденном в Херсонесе
и надпись из Тиры.
Считается, что культ Митры не получил широкого распространения на
Боспоре, потому, что памятники, имеющие отношение к этому культу немногочисленны.
Но если к решению этого вопроса привлечь ещё и нумезматические данные, то можно
предположить, что культ Митры был присущ не только средним слоям населения
Боспора, а получил широкое признание у властителей царства, начиная со времён
Евпатора.
Атрибуты Митры: изображение различных звёзд, серпа Луны, земного шара
или сферы характерны и для культа Афродиты Урании и Гелиоса. « Во время империи
культ иранского божества - Митры занесли на Запад солдаты войска Помпея, и
Митра широко почитался в армии, так как он олицетворял «непобедимое солнце»». [58]
Популярным
культ Митры был в Нижней Мезии и Фракии, но культ в этих областях недостаточно
изучен ввиду недостаточного количества археологических находок.[59] Нет изученных
митреумов, многие памятники найдены случайно. Проникновение культа Митры в
Римские провинции осуществлялось с помощью римской армии. По эпиграфическим
источникам можно судить об этническом составе римских легионов – это были
италийцы и рекруты восточного происхождения. Митру почитали разные социальные
слои населения. Считается, что распространителями и почитателями культа Митры
также были ремесленники и торговцы во Фракии, а именно – в окрёстностях
Филиппополя, Сердики и Пауталии ввиду отсутствия во внутренней провинции
легионов.
Представляет
интерес то, что посвящения Митре известны как на греческом, так и на латинском
языках. Среди имён митраистов присутствуют как италийские, так и греческие, в
частности малоазийские. Почитание Митры фракийцами доказывают памятники бога с
Фракийским всадником.
В
митраистических памятниках сложной проблемой является датировка, т.к. они
однотипны на большой территории в течение долгого времени. Самое раннее
упоминание о культе Митры в Нижней Мезии и Фракии относятся к концу первого,
началу второго века, к нему относятся «скульптурные памятники с рельефными
сценами на высокой подставке». Они считаются переходным типом от скульптуры к
рельефу. Считается, что сначало появились рельефы с нижним регистром, а в
период расцвета культа Митры – рельефы с нижним и верхним регистром в конце
второго – начале третьего века.
Несмотря
на небольшое количество эпиграфического, иконографического и исторического
материала сделана попытка датировки памятников Нижней Мезии и Фракии. Из
сопоставления всех данных был сделан вывод о том, что культ Митры появился,
прежде всего в Нижней Мезии с появлением римских войск.
Во
Фракии носителями культа являлись торговцы и ремесленники, рабы и
вольноотпущенные. В данных памятниках отмечена более развитая композиция
рельефа и более глубокое толкование сюжета. Из чего можно сделать вывод, что во
Фракии культ воспринимался с более глубоким внутренним содержанием, где Митра воспринимается
как мессия и демиург и сливается с фракийским всадником, создателем природы и
жизни, напротив, в Нижней Мезии - выступает как непобедимый божественный
воин. Это явление относится к переходу между 2 и 3 вв. и к началу третьего
века. Более поздние памятники культа отсутствуют.
Усиление
варварских нашествий во второй половине 3-го века, а также активное
распространение христианства привели к исчезновению культа Митры во Фракии и
Нижней Мезии в конце 3-го века.
Впоследствии, в религиозной сфере, учёные называют Митру самым серьёзным
конкурентом Христа. В культе Митры была предпринята наиболее удачная попытка
организации на основе эллинистических религий монотеистической религии, которая
удовлетворяла бы потребности духовной чистоты, нравственной дисциплины,
присутствие мистического таинства – всего того, чего уже не было в
человекоподобных и понятных эллинских богах.
В культе Митры соединились элементы мистерии орфических и пифагорийских
тайнодействий с формами персидских культов солнца и света.
В религии Митры господствовали космические начала, но отсутствовало
женское божественное начало с комплексом женских чувств, переживаний, присущих
всем людям; митраизм мало, что давал в плане эмоциональной жизни и не выдержал
в этом плане, «конкуренции» следующей монотеистической религии.
§ 4 Культ бога Мена.
В Причерноморье как известно, помимо культа Солнца, существовал и культ
Луны. Символом бога Мена являлся серп Луны. Иногда этот символ бога Мена
сочетался в надписях со львом – символом матери богов. Мен часто изображался
рядом с такими божествами, как Аполлон, Арес, Артемида и др.
На медном Оболе из Пантикапея на аверсе видим голову
Мена, на реверсе – фигуру Диониса с Тирсом. А.Н. Зограф писал, что этот обол
относится к той категории монет, которые были в денежном обращении Понта и
Пофлагонии, очевидно, к выпуску наместников Митридата. В эллинистический период
Мен изображался в хитоне и гиматии, во фригийской шапочке, с юным лицом,
обрамлённым волнистыми волосами, за плечами месяц. На посвятительной плите из
Пафгонии, Мен представлен в виде юноши, сидящего на петухе. На нём - высоко
подпоясанный хитон, с плеча спускается плащ, перед ним стол с приношениями .
Образ Мена в виде юноши в хитоне и гиматии с серпом Луны за плечами,
удалось найти только на светильнике 2 в.н.э. из Херсонеса.
В Пантикапее в могиле на горе Митридат найдена голова Мена в виде маски с
двумя отверстиями для подвешивания или крепления. Мен – во фригийской шапочке с
улыбающимся детским лицом.
Самыми ранними статуэтками этого типа являются статуэтки Мена, найденные
при раскопках мастерской Коропласта 1в. до н.э. на горе Митридат в 1949г., но
большинство из них относятся к 1в. Н.э. и почти все происходят из Пантикапея:
одна найдена в Кепах, одна – в Михайловке.
К более позднему времени относится статуэтка Мена – Аттиса в Керченском
музее. Несмотря на схематичность исполнения, можно сказать, что это бог Мен. Он
одет в кафтан и шаровары, на голове – много надписей – без упоминания бога
Мена, но с одним только его символом – перевёрнутым полумесяцем у него за
плечами. Чрезвычайно характерна в этом плане вотивная стела с акротерием МАМА,
6, № 248 (размер сохранившегося фрагмента 0,32 на 0,42), которая была найдена в
Хазанское (район Акмонеи). В центре Стелы – бюст Мена крупным планом с
перевёрнутым полумесяцем за плечами и в фригийском колпаке слева, в акротерии,
мелким планом бюст Аполлона с лучами вокруг головы и без головного убора,
справа мелким планом бюст Мена, также с перевёрнутым полумесяцем за плечами и в
таком же фригийском колпаке, как и Мен в центре памятника[60] Рельеф интересен по 2
причинам: во-первых, указанием на центральное место бога Мена, фригийского
божества, на памятнике; во-вторых – изображение мелким планом Аполлона, который
не отождествлялся с Меном.
В сельских районах Малой Азии произошло взаимное влияние Мена и божества,
распространённого в восточной Фригии – Тиоса, по произношению напоминавшего
Аттиса. У трёх божеств Аттиса, Тиоса и Мена были общие символы: обоюдоострая
секира и серп Луны. Мен, из этих трёх божеств был наиболее популярен в районах
Малой Азии и являлся покровителем деревень, подобно матери богов, и также имел
локальные этниконы. В 89 г. н.э. в честь Мена был воздвигнут храм
вольноотпущенниками Сергия Павла в благодарность за хороший урожай. В
многочисленных надписях Мен выступает как хранитель и покровитель общины.
Эпитеты Мена в Меонии: Кула, Горда, Сарды, Аттуда, Ниса.
Некоторые из этих эпитетов связаны с культом, другие – чисто локальные –
этниконы деревень, покровителем которых являлся Мен.
Культ Мена постоянно сочетался с культами других божеств. На стеле,
найденной в Пизе, Мен изображён в образе мужчины с копьём или жезлом в правой
руке и каким-то круглым предметом в левой. На голове – серп Луны с
перевёрнутыми рогами. Он облачён в тунику,[61]
опоясанную по талии. Этот Мен был покровителем деревни Плуристры. В этой же
деревне был найден памятник Дионису, что косвенно подтверждает синкретизм
культов в Малой Азии.
§ 5 Культ богини Ма.
«Для античной религии характерно довольно раннее проникновение в неё
культа восточных богов. Уже в 3 в. до н.э., во время войны с Ганнибалом, в Риме
был учреждён культ Великой матери богов, почитаемых в Малой Азии под именем Реи
и Кибелы. В Пантикапее также к 3 в. до н.э. относятся надписи с упоминанием
этой богини. При Сулле в Риме стал праздноваться культ малоазийской богини Ма,
слившийся с Белоной – богиней войны»[62]
Для культа женского божества в Комане характерен синкретизм, свойственный
всей религиозной жизни Понтийского царства. Культ богини Ма тесно переплетается
с культом Анаит (Анахиты), которая отождествлялась у греков с Артемидой
Таврополой. Многие обряды в обоих культах тождественны, например торжественное
заклание быка и священные празднества – тавроболии.[63]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|