О духе того времени ярко свидетельствует знаменитая «херсонесская
присяга» начала 3 в. до н. э.: «Клянусь Зевсом, Геей, Гелиосом, Девою, богами и
богинями олимпийскими, героями, владеющими городом, территорией и укреплёнными
пунктами херсонесцев..» и т.п.
Переселенцы перенесли в Северное Причерноморье культы греческих богов и,
прежде всего Аполлона. Богов изображали на монетах, им воздвигали алтари и
жертвенники, сооружали храмы. В священной округе храма, а также на агоре
ставились посвящения богам, как от отдельных лиц, так и от коллегий (например,
стратегов, ситонов, членов фиаса и т.п.). Посвятительные надписи на мраморных и
известняковых базах и плитах, на алтарях, жертвенниках и даже на сооружениях,
например, надпись на архитраве храма Аспурга, а также граффити и дипинти,
статуи и статуэтки богов служат хорошим источником для суждения о культах.
Многовековая история Ольвии одного из крупнейших античных городов
Причерноморья насыщена важными и интересными военно-политическими событиями,
связанными со скифскими, сарматскими, гетто-фракийскими племенами.
С V по II вв. до н. э.
включительно в Ольвии, Херсонесе и городах Боспора известны посвящения
астральным греческим божествам, но с некоторыми отличиями. Так, в Ольвии более
всего Аполлону Дельфинию, Аполлону Врачу, Афродите-Понтии (покровительнице
мореплавания), Плутону и Коре и самофракийским богам. В Херсонесе доминировал
культ богини Девы Парфенос, есть посвящения Афине-Спасительнице. В городах
европейского Боспора этого времени — более всего посвящений Аполлону Врачу,
Артемиде, Афродите. В городах азиатского Боспора особенно много посвящений
Афродите Урании, владычице Апатура, Артемиде, Аполлону Врачу. «Специфической
особенностью пантеона северопричерноморских культов является наличие культа
Ахилла Понтарха и богини Девы. В основе почитания этих божеств, вероятно, лежат
сильно эллинизированные варварские культы»[23]
В Горгиппии были распространены все основные культы эллинского мира в
различных ипостасях. По доступным материалам сложно проследить развитие в
городе каждого культа и его специфику. Официальный характер почитания
существовал, примерно для 20-ти культов. В этом городе культы поддерживали
незыблемость правящих династий. Наряду с Посейдоном, Гераклом, Афродитой,
Гермесом, Деметрой и Корой-Персефоной, почитались и Великая богиня-мать,
Кибела, Атис, Артемида, Зевс, Гелиос, Аполлон, Мен, Дионис, Пан-Сатир, Бог
высочайший, римский император.[24]
«В Горгиппии также поклонялись Тюхэ, Афине, знали Эрота, Персея,
горгон, Сфинкса, Гарпократа, Изиду, Сераписа».
Всё это подтверждает сильную эллинизацию городской культуры. Главным
аспектом культовых представлений являлась идея хтонизма, умирания и
воскрешения, плодородия. Эта направленность видна в почитании Геракла, Кибелы,
Тюхэ; ведущей является в поклонении Афродите, Деметре и Коре-Персефоне, Великой
богине-матери, Атису, Артемиде, Изиде, Дионису. Синкретизм мифологических
представлений в Горгиппии очевиден, что объясняется многоэтническим составом
населения и активными экономическими связями.
Был также известен иконографический образ Деметры с маленькой Корой на
плече. Голова Коры в венке эллинистического времени, найденная у хутора
Благовещенского в Анапском районе, аналогична ольвийским изображениям Коры
эпохи эллинизма. Деметра с эпиклезом Куротрофос была почитаема в Северном
Причерноморье. Статуэтки Куротрофос отнесены к первым векам нашей эры.
Повсеместно фигурки богини исполнены нечётко. По характеру росписи и грунта
можно судить о культовом использовании статуэток для приношений во время
отправления культа.
Малоазийская богиня Кибела почиталась в Горгиппии с 4 в. до н.э. Этот
образ заимствован из малоазийских центров и получил развитие в позднебоспорском
искусстве. Доказательством этого служат находки мелкой пластики, которые будут
рассмотрены в работе позднее и более подробно. Принадлежность Кибелы к
астральным культам доказывает сопровождающий её Лев – астрологический символ
Зодиакального созвездия, также являющийся символом Солнца, власти, а,
следовательно и царей. Кибела, в этой связи выступает как владычица небесного
свода.
Наряду с Кибелой в городе почитался её супруг Аттис, популярный в
Северном Причерноморье с 1-го века до н.э. Аттис – олицетворение весеннего пробуждения
растительности «наделённый чертами хтонизма»[25].
В Горгиппии был известен образ стоящего бога во фригийском колпаке с обнажённым
животом и сирингой.
Артемида Эфесская как образ великого женского божества почиталась в
Горгиппии, Пантикопее и Гермонасе, очевидно со второй половины 4 в. до н.э.
Культ Артемиды Эфесской был привнесён колонистами, возможно ионийцами. По
свидетельству Павсания, «храм Артемиды в Эфесе выглядел колоссально и
великолепно. Множество разного народа молило здесь богиню о защите. Ритуалом
культа был выезд жрицы и жертвоприношения на алтаре животных, диких зверей.
В Горгиппии также почиталась египетская синкретическая богиня Афродита
– Изида. Заслуживает внимания то, что одежда и прическа богини характерны для
римских императриц конца 2 – начала 3 века. По всей видимости, это изображение
отдавало дань культу обожествлённого римского императора, т.к. со времени
Котиса 1 боспорский царь становится верховным жрецом культа римских
императоров. Несмотря на это жители города ставили посвящения общеэллинским
богам. Это доказывает, что императорский культ в Боспорских полисах не имел
большого значения, а был лишь демонстрацией лояльности к Риму.
Общим для восточных провинций стал обычай совмещать отправления культов
императора с наиболее почитаемыми в городе богами.[26]
Посвятительные надписи первых веков нашей эры отличаются от
предшествующих. В Ольвии больше всего посвящений Аполлону Простату (защитнику),
а также «милостивым богам» — Асклепию, Посейдону, Серапису и Исиде. В
херсонесских лапидарных надписях - посвящения Гелиосу, Афродите Немесиде,
непобедимому Митре, в связи с воздействием культов, принесенных римскими
солдатами.
От имени государства жрецами совершались культовые обряды, но
догматических установлений не было. В храм могли входить только жрецы. В храме
стояла статуя божества, столы для даров и фимиатерий для воскурения благовоний.
Все священнодействия происходили перед храмом на священном участке. На алтаре
совершались жертвоприношения. Приносили в жертву домашних животных,
употреблявшихся людьми в пищу — быков, овец, коз, свиней, петухов и кур.
Бескровные жертвоприношения состояли из плодов, печений и возлияний чистого
вина, меда и молока. В честь божества устраивались празднества. Они заключались
в исполнении гимнов хором и солистами, двигающимися вокруг алтаря под
аккомпонемент кифары или флейты, иногда с пляской. В состав праздневств входили
состязания: музыкальные, гимнастические и конные. Культовые действия нашли свое
отражение в изобразительном искусстве, особенно в посвятительных рельефах и
терракотовых статуэтках. В Ольвии найдена мраморная плита, посвященная богу
Внемлющему (конец III — начало-II в.
до н. э.). На ней изображены пять ситонов перед алтарем. Стоящий впереди жрец
совершает возлияние. На передней стороне алтаря изображен предназначенный для
жертвоприношения баран. Герой Внемлющий представлен возлежащим на ложе перед
столиком с явствами, около него сидит женщина с ритуальным круглым сосудом.
Этот рельеф является произведением местного скульптора, образ героя близок
фракийским изображениям.
Наряду с храмами, особенно популярным среди населения божествам,
воздвигались святилища. Святилище Деметры в Нимфее VI—III вв. до н.э. было расположено на берегу моря среди скал. В святилищах и
около них обычно много находок — приношений. Еще в древности, когда
скапливалось много приношений, их сбрасывали в фависсы — иногда в расщелины
скал. Внутри святилища Деметры были найдены три больших сероглиняных сосуда,
вокруг них — громадное количество обломков амфор, киликов, блюд, лутериев,
кувшинчиков, светильников. Большинство сосудов были сероглиняные привозные и
местные, много расписных, в том числе чернофигурные аттические килики; обломки
ритуальных сосудов в форме ритонов для культовых возлияний
В святилище фракийских богов в Ай-Тодоре II—III вв. н. э. были найдены три алтаря из известняка с посвящениями
главному богу римской армии «Юпитеру Высочайшему. И по темам, и по стилю
изображений они полностью аналогичны фракийским, таково изображение бога
Диониса в виде обнаженной мужской фигуры в венке из листьев и гроздьев
винограда, с небридой, переброшенной через левое плечо; в левой руке его жезл,
в правой кисть винограда; у ног пантера и козлоногий Пан, из земли вырастают
две могучие виноградные лозы. Есть и другие плиты с изображением Диониса, а
также бога Митры, убивающего быка, Гермеса, маленький мраморный рельеф с
изображением Гекаты. Известно несколько плиток с изображением Артемиды»[27].
Наряду с государственными культами существовали домашние культы особо
почитаемых богов
Алтари VI—V вв. до н.э.,
открытые в городах Северного Причерноморья, были просты, как, например,
монументальный алтарь в Ольвии — четырехугольный в плане с более или менее
высокими вертикальными стенками, на широком основании. Этот же тип алтаря
сохранился и позднее: таков алтарь IV в. до н.э., открытый
в Большой Близнице. Этот алтарь был вместе с тем и жертвенником
(алтарь-эсхара). На верхней его поверхности видно отверстие, через которое
кровь жертвенных животных стекала внутрь алтаря. Углы алтарей уже в VI в. до н. э. иногда завершались акротериями: в Пантикапее было найдено
такое завершение алтаря в виде завитка волюты[28]
в Фанагории — тонко исполненная волюта IV в. до н. э. со
следами розовой краски на глазке.
На Боспоре и в Горгиппии, вплоть до 3 в. н.э. поддерживался культ
царей, который носил династический характер. Цель его распространения – придать
легитимный характер правящей династии была в духе эллинистических монархий.
Постоянные войны эллинистической эпохи, падение старых полисов,
нестабильность мира способствовала распространению и популярности культа богини
Тюхэ – богини судьбы и случая. Тюхэ, в это время была покровительницей как
частных лиц и царей, так и городов и акрополей. Её имя впервые упоминается в
гомеровском гимне о Деметре, где она названа спутницей Коры. В классический
период Тюхэ ещё не была известна как богиня, а считалась лишь самой
могущественной из Мойр и лишь в новой эллинистической комедии (в связи с
военно-политическими событиями), ей присваиваются божественные атрибуты. Тюхэ
Менандра всем управляет и всё изменяет. В античном мире Тюхэ была довольно
популярна. Культовые места богини были распространены по всей Элладе. В периоды
социальной стабилизации богиня приобретала статус Фереполис « городу счастье и
помощь несущей»[29]
и появился даже совместный храм Тюхэ и Доброго демона. Игральные кости в
прорицалище Тюхэ являлись символом игры судьбы жизнями людей.
Культ Тюхэ сохранил и черты хтонизма соответствующих Артемиде – Гекате,
Деметре, Коре, связанных с Плутоном, дарующим произрастание плодов и
возобновление жизни.
В Северном Причерноморье – районе постоянной экономической, социальной
и политической активности образ Тюхэ, как и образы других божеств терпел
постоянные изменения. В 1 в. до н.э. – 1в.н.э. Тюхэ изображается с атрибутом
Великой матери – с фиалой и в калафе.
В Горгиппии почитался Зевс как бог, олицетворяющий небо, источник дождя
и света. При Рескупориде 2 (68-91г.) на Боспоре существовал фиас Зевса и Геи
Спасителей (т.е. неба и земли). Находками в Горгиппии подтверждены как
сотерические, так и хтонические черты бога.
Официальным в Горгиппии культом был и культ Гелиоса. Его солярные
символы: шестилучевая звезда – солнце и полумесяц определяются иногда как
символы Гелиоса – Нерона, иногда как обожествлённого Аспурга в образе
Митры-Гелиоса. Отличие Гелиоса Северного Причерноморья в символике -
(шестилучевая звезда и полумесяц) – солярных символах сарматской династии на
Боспоре с иранскими истоками. Иранский солярный символ – шестилепестковая
розетта, в другом исполнении – круг с вписанным в него крестом. Солярные
символы связаны с культами Гелиоса, Аполлона, Адониса, Пана, Мена, Озириса,
Бала, Митры, Сабазия.
В ипостаси солнечного бога почитался в Горгиппии бог Мен,
изображавшийся верхом на петухе. Петух, как известно является астрологическим
знаком некоторых гороскопов. Лунарные божества – силены и Пан нашли своё место
в верованиях горгиппийцев, как и Бог высочайший, несший идею монотеизма.
Локальные эпитеты Бога отражают особенности местных культов верховного
божества. Интересно, что будучи одним из главных культов на Боспоре,
монотеистический культ Бога высочайшего не изменил «представления о генеалогии
царствующей на Боспоре династии, которая по прежнему считала себя происходящей
от Посейдона и Геракла. Но, приобщение богу в виде всадника даровало власть,
как и приобщение Великой богине-матери.
О ряде культов Горгиппии представления в настоящее время отрывочны. Есть
подтверждения того, что в Горгиппии был известен Сфинкс и на протяжении
большого промежутка времени почиталась Афина в ипостаси Промахос, а также
знаменитая Афина Парфёнос Фидия. Часто Афина изображалась с фигуркой Ники на
вытянутой ладони левой руки. Находит подтверждение в археологических раскопках
и миф о Персее, обезглавившем Медузу горгону.Культ Сераписа, созданный при
Птолемеях объединял культы греческого Зевса и египетского Озириса, был связан с
культом Изиды и Гора-Гарпократа. На территорию Северного Причерноморья и Малую
Азию культ Сераписа проник в 3 в. до н.э. «Таким образом, в Горгиппии были
распространены все основные культы эллинского мира, их почитали здесь в
различных ипостасях.
Чем религия выше, тем уверовать в нее труднее. Религиозные
представления жителей сельской общины Малой Азии были непосредственны и наивны,
о чём свидетельствуют такие посвящения как «богу и кометам»[30]или непосредственные обращения
к богу, например: «такой-то - Зевсу».
В некоторых областях Малой Азии и Фригии поклонялись Плутону в ипостаси
подземного божества.
Сельские жители считали, что боги помогают им в сельскохозяйственных и
военных делах. Обожествлялись силы природы. Так в честь бога Солнца
воздвигались храмы, создавались религиозные общества, фиасы. Ставились надписи
в честь Гелиоса, иногда изображая его рядом с греческими богами Зевсом или
Аполлоном. Известны обращения к богу Солнца как к хранителю могилы. До наших
дней дошли свидетельства поклонения богу Солнца в эпиграфике многочисленных
клятв и проклятий. Например, жители Пафлагонии верили в богов, олицетворявших
силы природы- Земли и Солнца.
Помимо культа Солнца, существовал и культ Луны, Селены, связанный с
культом бога Мена.
Обожествлявшие силы природы сельские жители поклонялись и речному божеству,
что было естественно и важно в засушливой Фригии. Жители верили, что божество –
покровитель деревни разделяет их интересы, поэтому каждая община имела своего
бога-покровителя. Боги с местными этниконами имели карийские, лидийские,
фригийские корни.
Наиболее древним и распространённым в Малой Азии был культ Матери
богов. Во Фригии – в ипостаси Ангдистис. Страбон называет Великой Фракийской
богиней. Известна четырёхликая матерь богов во Фригии и Галатии; в ипостаси
Анаит, с ярко выраженными восточными чертами, культ богини Кибелы. Этот культ
являлся как общегосударственным, так и локальным с многочисленными местными
этниконами. Символом матери богов был лев – знак зодиакального созвездия
августа – месяца сбора урожая.
Символом Зевса Спасителя был орёл. Возможно, орёл был священной птицей
в верованиях сельских общин. Религиозные представления тесно переплелись и
неплохо друг с другом уживались.
Зевсу Величайшему, Зевсу Сотеру, Зевсу Бронтонту, Зевсу Ктесию,
Зевсу Эпикарпию, Зевсу Эвридамену, Зевсу Фатнию, Зевсу Оркаманейту, Зевсу
Исиндию, Зевсу Паппию возносили свои молитвы о лучшей жизни деревенские жители.
Давая божеству этрь6тникон по названию поселения или по какой-то одной цели ,
сельские жители делали далёкое и холодное божество близким и понятным,
заинтересованным в их непосредственных нуждах. Так звёзды сходили с небес и
становились ближе.
Местные этниконы имели также и бог Мен, и матерь богов и др. Так в
представлениях сельских жителей Малой Азии греческие и римские боги приобретали
не свойственные им ранее черты.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|