В течение многовековой истории мусульманская религия многократно
делилась и дробилась. Самая ранняя секта в исламе - хариджиты. Она
возникла в VII в. во времена
пророка Али. Это были его сторонники - фанаты, один из которых и убил Али за
его отступничество от твердой линии в борьбе с противниками. Хариджиты были
крайней и аскетичной сектой, их последователей осталось сейчас мало (в государстве
Оман и в Африке). Впоследствии среди них тоже появились более мелкие течения
(арзакиты, ибадиты и др.).
Затем произошел раскол ислама на суннитов и шиитов, и, как уже
говорилось, более склонным к дроблению оказалось шиитское направление. В
основном расхождения были связаны с признанием или непризнанием тех или иных
имамов. Новые секты назывались по их именам - зейдиты, исмаилиты.
Исмаилиты - это сторонники признания седьмым имамом
Мухаммеда - сына имама Исмаила Джафара, жившего в VIII в. (этот тезка пророка
умер раньше отца, и, следовательно, имамом, по сути, не был). Они создали в X в. воинственное
государство в Северной Африке, под властью которого оказалась значительная
часть мусульманского мира. Сами исмаилиты при этом раскололись на множество
более мелких сект. Некоторые из этих сект применяли террористические методы
борьбы за существование, а исполнители террористических актов - смертники -
употребляли в решающий момент наркотик - гашиш, за что их называли хашишийя
(ассасин - на европейский манер). Учение исмаилитов отличалось эклектикой,
т.е. сочетанием идей из разных исламских и неисламских философских и
богословских школ. Они говорили, что в религии есть внешняя сторона (обряды,
доступные всем) и внутренняя (толкование Корана, космогония, доступные только
посвященным).
Одним из заметных явлений в исламе является суфизм (суф. с
ар. шерсть). Считавшие себя избранными суфии, одевавшиеся первоначально
в грубые шерстяные одежды, были, по сути, отшельниками и аскетами, близкими к
христианским монахам. В суфизме появилось много мистических элементов,
не свойственных для других направлений ислама. Это движение возникло в период
утверждения мусульманства и оказало огромное влияние на культуру арабских
стран, в первую очередь на литературу, поэзию и философию. Суфисты создали
своеобразные ордены, каждый из которых имел свои обряды и традиции. Суфизм
сохранился в некоторых странах Азии и Северной Африки до наших дней, хотя
неоднократно подвергался преследованиям со стороны ортодоксальных мусульман.
Рассмотрев основные направления, существующие в исламе, становится
понятно, что все они имеют множество сходных черт, точек соприкосновения. Однако
в процессе трансформации ислама вновь образующиеся течения и направления
выдвигают свои собственные постулаты, по-своему трактуют учение Мухаммеда,
содержание Корана таким образом создавая свою собственную идеологию.
Появление новых ответвлений в исламе в настоящее время связано,
прежде всего, с политическими мотивами и борьбой за власть в мусульманской
общине, что часто сопровождается не только идеологической борьбой, но и
открытыми военными столкновениями.
3. Северо -
Кавказский ваххабизм – разновидность исламского
радикализма.
Одна из современных особенностей ислама состоит в том, что он
переживает ревивалистский и демографический взрыв, часто способствующий
дестабилизации общественной ситуации в исламских государствах и их отношений с
соседями. Число сторонников этого вероисповедания, судя по
некоторым источникам, достигло I млрд. 300 тыс. человек. Кроме того, удельный вес
и роль мусульманских стран в мировой экономике и политике постоянно
возрастает. В арабо-мусульманских цивилизациях заново происходит утверждение
собственных фундаментальных ценностей, специфических культур, в том числе и
религиозной. Этот своего рода «мусульманский ренессанс» в исламе протекает
через отрицание ценностей западной культуры. Если придерживаться достаточно
умозрительной концепции американского исследователя С.Хантингтона, то
следствием исламского возрождения должно стать столкновение мусульманской и
христианской цивилизаций. Однако данный прогноз не безукоризнен. С нашей точки
зрения, столкновение цивилизаций или стран даже со значительно разными
духовно-культурными системами само по себе никогда не происходило и не может
произойти. Оно возможно в том случае, если в этом заинтересованы конкретные
группы людей, преследующие корыстные цели или выполняющие социальный
заказ сильных мира сего [26, С. 54].
Возникновение радикалистских течений в исламе происходило либо по
причине внутримусульманского политического и духовного кризиса, либо как
следствие негативной реакции против экспансии западных материальных и
духовных ценностей в мусульманские страны и особенно как реакция на
американский образ жизни, навязываемый последователям ислама. Нередко многие
радикалистские направления для утверждения собственного понимания в религии
прибегали к крайним средствам, экстремистским действиям вплоть до терроризма.
В строго научном плане существует различие между фундаментализмом
и радикализмом, не говоря уже о различии между фундаментализмом и
экстремизмом. Меткое различие между указанными терминами проведено в ныне
забытых работах блистательного отечественного исследователя
арабо-мусульманской философии Артура Сагадеева. Во многих российских
публикациях эти термины отождествляются, а в термин «исламский фундаментализм»
вкладывается крайне негативное содержание. Их авторы либо не знают
работ А. Сагадеева, либо намеренно проводят линию отождествления данных
терминов, очевидно, с целью представить весь ислам в качестве феномена
антикультуры, фактора угрозы обществу. Подобный общий взгляд на ислам в
условиях России, где более 10 % граждан относят себя к мусульманам, более чем
неосторожен [30, С. 113].
Следуя европейским терминологическим стандартам, можно считать,
что «исламский радикализм» - явление более светское (политическое), нежели
духовное (религиозное), в то время как исламский фундаментализм - явление
сугубо религиозное и ни в коей мере не политическое, и оно не имеет отношения к
экстремизму.
В мыслительной культуре ислама выражения
«исламский фундаментализм», «исламский радикализм» не
только не применяются, но и вообще отсутствуют. Фундаментализм в исламе это
нечто иное, нежели его современные интерпретации. Арабским аналогом фундаментализма
является термин «усул ад-дийн», означающий «корни, основы, фундамент». Поэтому
исламский фундаментализм надо понимать как учение об основах ислама. И не более
того. Исламский фундаменталист - не экстремист, не бомбист, а теолог, занятый
изучением, осмыслением и развитием учения об основах ислама. И он меньше
всего задействован в политических процессах.
В отечественном, да и не только в отечественном, исламоведении
складывается парадоксальная ситуация: чтобы понять то или иное явление в
исламе, используется терминологический аппарат, сложившийся вне мыслительной
культуры ислама, а точнее - в западноевропейской ориенталистике. Рассмотрение
определенной внутренней проблемы с позиций высокомерного «европоцентризма» не
дает адекватного понимания его сути ввиду изначальной идеологической
заданности этого методологического ориентира. Если зарубежный мусульманский
мир и западные страны давно сталкивались с исламским радикализмом,
экстремистскими и террористическими группами, то для мусульман современной
России это явление неожиданное и абсолютно новое, требующее не только
тщательного изучения, по и выработки средств как идеологического, так и
политического противостояния. Но чтобы отделить «зерно от плевел», необходимо
прежде всего разобраться в самих терминах, ибо неверное их употребление,
подведение под них не соответствующих им явлений не только уводит от истины и
мифологизирует общественное сознание, но и может повлечь принятие на
государственном уровне ошибочных решений [38, С. 159].
Вполне закономерен вопрос: какое явление в современном российском
мусульманстве следует отнести к «исламскому радикализму»? Хотя существование
такого явления сегодня ни у кого не вызывает сомнения, однако не совсем ясно,
что такое радикализм в исламе и кого относить к нему? Радикалы в исламе
склонны к крайним действиям, решительному изменению социальных порядков, институтов
и замены их соответствующими религиозными структурами. На Северном Кавказе (в
Дагестане, Чечне, Ингушетии, Карачаево-Черкесии) к радикалам стали относить
мусульман, отрицающих традиционный российский ислам, требующих его замены
"чистым исламом", который прибегает в своей практике к крайним
методам утверждения влияния на общество. Он здесь представлен так называемым
"ваххабизмом". Важно отметить, что сегодня этим термином в российском
исламоведении обозначают не столько собственно ваххабитов, каковыми являются,
например, мусульмане Саудовской Аравии, сколько экстремистов, использующих
ислам в сугубо политических целях.
Ареал распространения ваххабизма в России достаточно широк. Он
существует в Дагестане, Чечне, несколько меньше в Ингушетии,
Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии. Кроме того, о распространении
ваххабизма в Татарстане, Башкортостане и ряде сибирских городов и о
возрастании его роли среди мусульман утверждает Председатель Центрального
духовного управления мусульман России и европейских стран СНГ, Верховный
муфтий Талгат Таджуддин. Устойчивый интерес отечественных исследователей к
проблеме «северокавказского ваххабизма» возник еще в первой половине 90-х годов
и был вызван их легализацией на Северном Кавказе, участием в военных действиях
в Чечне. В сопротивлении федеральным войскам в Чечне северокавказский ваххабизм
продемонстрировал свои военные возможности. Воевавших ваххабитов возглавлял
полевой командир араб Хаттаб, считающийся одним из руководителей ваххабизма па
Северном Кавказе. Его появление сначала в Дагестане, а затем в Чечне и
последующее его активное участие в военных действиях - одна из загадочных
страниц исламского радикализма на Северном Кавказе.
С начала 1995 г. в Чечне обозначился конфликт между ваххабитами и
зикристами, возникший на почве религиозных разногласий. В Чечне наибольшую
остроту он приобрел, когда ваххабиты, следуя своему пониманию ислама, стали
выступать за уничтожение главной святыни зикристов, зиярата Хеди (матери Шейха
Кунта-Хаджи Кишиева, зачинателя кадырийского тариката на Северном Кавказе).
Этот конфликт явился началом последующих столкновений традицилналистов и
ваххабитов в Чечне. Важно отметить, что еще до войны в Чечне конфликт между
ваххабитами и последователями тарикатов неоднократно фиксировался в
Дагестане [16, С. 42].
Ревностными сторонниками ваххабизма становились молодые чеченцы,
которые получили образование в мусульманских странах Их деятельность приводила
к конфликтам между ними и их родителями, придерживающимися традиционного
ислама. В 1996-1998 гг. между ваххабитами и традиционалистами в Дагестане и
Чечне регулярно возникают конфликтные ситуации, сопровождавшиеся
кровопролитием верующих. Но если органы власти и духовенство в Дагестане,
Чечне и Ингушетии единодушно признавали ваххабитов религиозными экстремистами,
ввергающими верующих в междоусобную борьбу, то в Кремле имелась совершенно иная
точка зрения. Так, 22 июля 1998 г. в здании администрации Президента РФ
состоялось заседание обновленной комиссии при Президенте РФ по противодействию
политическому экстремизму с участием министра юстиции Крашенинникова, директора
ФСБ Ковалева, министра внутренних дел Степашина, министра национальностей
Сапиро, на котором было принято «соломоново» решение: в нем признавалось, что
«течение ваххабизм не является экстремистским». Комментарии здесь излишни.
Ваххабиты на Северном Кавказе постепенно превращались в фактор политической
дестабилизации и угрозы существования конституционного строя не только в
Чечне, Дагестане, но и на всем Северном Кавказе. Именно их деятельность
спровоцировала очередную войну в Чечне, хотя она, судя по некоторым источникам,
планировалась задолго до похода ваххабитов в горный Дагестан.
Активизировавшие свою религиозно-политическую деятельность
на Северном Кавказе (в Дагестане, Чечне, Карачаево-Черкесии),
ваххабиты выступили не только за решительные преобразования традиционного
ислама, но и за установление «новых» социальных порядков, основанных на
принципах шариата. Для реализации этой стратегии в Чечне и Дагестане им
удалось навязать верующим «жизнь по шариату». Сами сторонники ваххабизма
протестуют против употребления этого термина применительно к себе, полагая, что
он неправильно отражает их религиозные убеждения и практику. Кроме того, они
относятся к нему как к оскорбительному ярлыку, который специально навешивается
на них их идейными противниками. Считая себя последователями «чистого ислама»,
ваххабиты самих себя называют муваххидунами, салафами, джамаатовцами,
единобожцами или же просто мусульманами. Такое терминологическое многообразие
самоназваний, с нашей точки зрения, также не проясняет сути вопроса. Более
того, создается впечатление, что те или иные "ваххабитские" группы
внутренне различаются, идейно и политически разноориентированы. По-видимому,
так оно и есть. Отсюда возникает вопрос об изучении разнообразия исламского
радикализма, исламских течений в России [2, С. 12].
Так кого же называют ваххабитами на Северном Кавказе? И почему? В
Дагестане, а затем в Чечне ваххабитами стали называть тех мусульман, которые
подвергали критике традиционный для этих регионов суфийский ислам, считая его
заблуждением, отходом от истинного божественного пути. Критика ваххабитов
направлена против традиционалистов, в ней отрицается культ святых в исламе
(почитание шейхов и устазов, посещение мест их захоронений - зияратов), посредничество
между верующим и Богом. Ваххабиты выдвигали требования ликвидировать
надмогильные сооружения, мавзолеи, воздвигнутые умершим духовным лидерам
мусульман, прекратить исполнение суфийских ритуалов, в частности зикра. Они
запрещали мусульманам просить заступничества у пророка Мухаммеда, утверждая,
что он такой же человек, как все остальные мусульмане. Все суфийские ритуалы
ваххабиты считают заблуждением, более того - язычеством, а самих сторонников
суфизма они не признают за мусульман, называя их мушрикинами (отступниками),
против которых необходимо вести джихад. Некоторыми исследователями ваххабиты
рассматриваются как реформаторы в исламе, преследующие цель очистить его от
проникших в него элементов народной культуры, в том числе древних верований.
Однако практика деятельности ваххабитов на Северном Кавказе
показывает, что их «реформаторство» в современных условиях - безусловный откат
назад, в мрачное средневековье, со всеми вытекающими последствиями. Радикализм
ваххабитов оказался неприемлем для северокавказского исламского
традиционализма, формировавшегося на базе этнокультурных особенностей
региона, прошедшего длительную историю социальной и духовной адаптации в
царской России, в советский и постсоветский периоды. Конфликт между ваххабитами
и их противниками на Северном Кавказе - не только конфликт теологический,
политический, но и социокультурный. Здесь столкнулись не столько два
ответвления «ислама», сколько кавказская культура с «бедуинизированной» (этот
термин присутствует в общественном мнении чеченцев) культурой. В целом можно
считать, что ваххабизм - навязанная мусульманам Северного Кавказа форма
понимания ислама и соответствующего поведения, вступила в противоречие с
традиционной культурой его народов. Радикализм ваххабитов и неприятие его
местными традиционалистами приводил не просто к идейным разногласиям, но к
столкновениям между их сторонниками, часто завершавшимися кровопролитием. По
мере укрепления позиций ваххабитов, активного вовлечения их в политический
процесс, предъявляемые ими требования все более носили экстремистский
характер, что вызывало негативную реакцию со стороны традиционного духовенства,
предпринявшего идейную и политическую борьбу со сторонниками «чистого ислама»
[5, С. 63].
Важнейшим фактором, резко политизировавшим и военизировавшим
ваххабизм, стала война в Чечне 1994-1996 гг., в которой принимали участие как
дагестанские, так и чеченские ваххабиты. Ряд успешных операций, проведенных
ваххабитами, и так называемая «победа Чечни» создали им ореол защитников
мусульман, укрепили их религиозно-политические позиции среди верующих.
Воспользовавшись благоприятной для них послевоенной политической ситуацией,
ваххабиты и их лидеры навязывали народам Дагестана, Чечни новые стандарты
социального и духовного поведения. Под их воздействием к Чечне, а затем и в
«кадарской зоне» Дагестана вводится в действие шариат, на основе норм которого
предпринимались попытки регулировать быт, образ жизни и мышление мусульман.
Ваххабиты высказывали идеи создания «кавказского халифата», установления
«исламского порядка», «исламизации всего мира» (подобные нереальные, более
того - провокационные для чеченского народа идеи, часто озвучивались в местных
средствах информации М. Удуговым и его «ведомством»). Под воздействием ваххабитов
в 1996 г. и.о. президента Чечни 3. Яндарбиев отменяет светские законы,
распускает суды и вводит Уголовный кодекс - шариат. Взамен светским судам повсеместно
создаются суды шариатские, укомплектованные исключительно ваххабитами или их
сторонниками, на практике широко используется шариатская форма наказания:
казни, бичевание виновных.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|