История ислама: от истоков к современной трансформации
Оглавление
Введение
Глава I. Проблемы становления ислама как мировой религии.
1. Родина ислама: история зарождения мировой религии
2. Роль личности пророка Мухаммеда в становлении
догматов ислама
3. Распространение ислама. Оформление Корана
Глава II. Сущность направлений в исламе. Северо-Кавказский ваххабизм.
1. Основные черты мусульманского вероучения
2. Раскол ислама. Шииты. Сунниты. Ваххабиты
3. Северо-Кавказский ваххабизм – разновидность
исламского радикализма
Заключение
Литература
Введение
В каждом регионе страны процесс религиозного ренессанса имел свои
особенности, при этом наиболее острые формы он приобрел на Северном Кавказе,
и, главным образом в части, касающейся ислама. Традиционно основу мусульманских
объединений на Северном Кавказе составляют суфийские мюридские братства
(тарикаты), представляющие собой мистико-религиозные объединения суннитского
ислама. В настоящее время по приблизительным оценкам на Северном
Кавказе существует около 300 тарикатистских братств и орденов, возглавляемых
старейшинами. Мюридские братства весьма органично вписываются в существующую у
коренных народов Северного Кавказа структуру социальной организации народов –
роды, тейпы, тукхумы, а официальное мусульманское духовенство находится пол
сильным влиянием тарикатов [1, С. 24].
Одним из первых существенных результатов перемен стало разделение
некогда единого Духовного управления мусульман Северного Кавказа (ДУMCK) на «национальные»
духовные управления (аварское, даргинское, ингушское, карачаевское, лезгинское
и т.д.). В итоге авторитет официального мусульманского духовенства существенно
снизился. В условиях отсутствия подготовленных и авторитетных проповедников в
руководящие звенья религиозных общин стали все чаще проникать экстремистские
элементы – носители национал - сепаратистской идеологии, подчас имеющие весьма
смутные представления о религиозной догматике и не отличающееся безупречной репутацией.
Одновременно произошла резкая активизация процесса распространения
в регионе фундаменталистского ислама, получившего известность как ваххабизм.
Ваххабиты, как и подобает последователям этого учения, заняли жесткую позицию
в отношении сторонников тарикатизма, обвиняя представителей духовенства в
отходе от канонов ислама и оттесняя их от руководства общинами всеми возможными
мерами, вплоть до физического уничтожения, как это имело место в случае с
дагестанским муфтием С.Абубакаровым. При этом нельзя не отметить, что в условиях
крушения традиционного уклада жизни кавказских народов идеология ваххабизма, категорически
осуждающая такие получившие угрожающее распространение явления, как наркомания,
пьянство, прелюбодеяние, была воспринята частью населения как некая
спасительная жизненная философия.
И, наконец, далеко не последнюю роль в формировании нынешней,
религиозной ситуации на Северном Кавказе сыграли зарубежные исламские центры и
организации, в подавляющем большинстве стоящие на позициях отторжения
Северного Кавказа, равно как и других регионов традиционного распространения
ислама, от России. Пристальный интерес со стороны ряда зарубежных государств к
действующим на территории России исламским объединениям стал явно проявляться с
середины 90-х годов. Активные контакты с лидерами общин поддерживались как
сотрудниками посольств государств Ближнего и Среднего Востока, так и
представителями всевозможных фондов типа «Аль-Ибрагим» и «Аль-Игаса». При этом
главное внимание уделялось поддержке организаций фундаменталистского толка
[27, С. 31].
Непосредственная помощь ваххабитским организациям Северного
Кавказа оказывается через расположенные в регионе филиалы зарубежных исламских
центров, в том числе таких, как «Рабитат уль-алям», «Саар Фаундейшн», «Тайнибат
Уль-Хайрия», «Ибрагим Уль-Хайрия» и т.д. Массовый характер приобрело
привлечение молодежи из республик региона на учебу в учебные заведения и центры
стран Ближнего Востока, где зачастую наряду с богословием юноши обучались
методам проведения диверсионных и террористических акций.
Реакцией на указанные вызовы стало принятие органами власти
субъектов Федерации ряда документов, направленных на создание правовых
ограничений на пути распространения религиозного экстремизма в
Северо-Кавказском регионе. Так, Народным собранием Дагестана был принят Закон
«О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории
Республики Дагестан», парламентом Кабардино-Балкарии - Закон «О запрете
экстремистской религиозной деятельности и ответственности за правонарушения,
связанные с осуществлением религиозной деятельности». В Карачаево-Черкесии
действует Закон «О противодействии политическому и религиозному экстремизму»,
в Адыгее – «О свободе совести и религиозных объединениях», в Ингушетии - Закон
«О регулировании некоторых вопросов религиозной и миссионерской деятельности в
Республике Ингушетия», а также ряд постановлений правительства по этому
вопросу. Губернатором Ставропольского края издано постановление «О мерах по
противодействию политическому, национальному и религиозному экстремизму на
территории Ставропольского края» [3, С. 46].
Этнополитическая ситуация в России имеет весьма характерный
аспект: почти во всех происходящих конфликтах одна из сторон относится к
исламскому массиву. Последние события в Дагестане и Чечне, Беслане и Нальчике
высветили принципиально новую особенность – Россия столкнулась с исламским
миром на уровне борьбы с терроризмом в виде Северокавказского ваххабизма как
разновидности исламского радикализма.
О сущности ислама и его течениях (в том числе и радикальных)
писали многие ученые, обществоведы, политологи. Начиная с 90-х годов, данные
проблемы нашли отражение в трудах Р.Г. Абдулатипова, Л.Ф. Болтенковой, Л.М. Дробышевой,
А.Г. Здравомыслова, К.В. Калининой, Л.Т. Тавадова. Вопросы отношений народов,
населяющих Кавказ, рассмотрены в работах Л.Н. Гумилева «Древняя Русь и Великая
степь», «Тысячелетие вокруг Каспия», «Древние Тюрки», В.А. Тишкова «О природе
этнического конфликта», Е.А. Беляева «Арабы, ислам и арабский халифат в раннем
средневековье», Л.И. Климович «Книги о Коране, его происхождении». Проблемы
современных религиозных течений и многие другие насущные вопросы определили
актуальность данного исследования.
При выполнении работы использованы историко-сравнительный и
структурно-функциональный методы, социологические методы.
Объектом данного исследования является история развития
ислама как одной из трех ведущих мировых религий, оказавших и оказывающих
влияние на современный мир.
Предметом исследования является процесс трансформации
ислама.
Цель исследования – доказать, что именно политизация ислама
и ваххабизма, стремление политических элит национального толка применять в
политике исламский фактор приводит к радикализму в исламе, превращению
религиозного ваххабизма в политический экстремизм.
Задачи исследования:
·
проследить историю становления ислама;
·
дать анализ причин распространения ислама и превращения его в
мировую религию;
·
изучить становление направлений в исламе, их особенностей,
·
дать определение сущности ваххабизма;
·
рассмотреть процесс радикализации ваххабизма на Северном Кавказе.
Данная работа может быть использована на уроках религоведения,
обществознания, для проведения классных часов и внеклассных мероприятий.
Глава I. Проблемы становления ислама как
мировой религии.
1. Родина
ислама: история зарождения мировой религии.
Ислам - третья и последняя из развитых монотеистических религий.
Она также возникла на Ближнем Востоке, своими корнями уходила в ту же почву,
питалась теми же идеями, основывалась на тех же культурных традициях, что и
христианство и иудаизм. Эта религиозная система с ее наиболее строгим и
завершенным, доведенным до предела монотеизмом сложилась па базе двух ее
предшественников, так что заимствования в плане не только общекультурном, но и
чисто теологическом, религиозно-культовом, ощутимы здесь на каждом шагу. Ими
наполнена священная книга мусульман Коран. Они сказываются в символе веры, в
принципах культа, в мифологии, заповедях морали и т. п. И все же, несмотря на
это, исламу как мировой религии нельзя отказать в самобытности. Пусть даже в
философских поисках и решениях, в сфере религиозной доктрины возникший
сравнительно поздно ислам в основном ограничился заимствованием уже давно
апробированных идей. Много существенней для оценки роли и места этой религии
то, что в практике; в повседневном влиянии на жизнь людей, в колоссальном
воздействии на культуру и быт ряда народов Азии и Африки ислам не только имеет
свой неповторимый облик, но и весьма специфичен по характеру. Специфика эта
настолько велика и ощутима, что специалисты далеко не случайно говорят о «мире
ислама», об исламской (арабо-исламской) цивилизации.
Ислам - самая молодая из мировых религий. Она возникла в VII в. н.э. на Аравийском
полуострове. Таким образом, ислам моложе христианства более чем на 600 лет и
моложе буддизма на целое тысячелетие.
Аравия - это край пустынь, небольших оазисов, невысоких гор.
Берега огромного полуострова омываются теплыми морями, а узкие прибрежные
полосы наиболее благоприятны для жизни людей и для земледелия. Климат здесь
очень жаркий и сухой, а большая часть территории представляет собой бескрайнее
море песков. На всем полуострове нет ни одной постоянно текущей реки, а песок
раскаляется на солнце до такой степени, что от него можно получить ожог.
Несмотря на суровые условия, земля эта была заселена с глубокой древности.
Здесь жили семитические племена - предки современных арабов. Отсюда же, по
мнению некоторых ученых, вышли и предки древних евреев [4, С. 161].
Главным занятием местных жителей было скотоводство. Кочевники
перегоняли по огромному малонаселенному пространству стада верблюдов, лошадей,
овец. Через Аравию проходили важные торговые пути древности, по которым
перевозили золотой песок, слоновую кость, драгоценные камни, масло,
благовония, шелк, жемчуг, рабов и бесчисленные стада скота. В оазисах, либо
вблизи моря, возникали крупные торгово-ремесленные города, одним из которых
была славная Мекка - будущий центр ислама. Вдоль караванных путей
постоянно появлялись все новые поселения, жители которых охраняли дорогу,
снабжали караваны верблюдами и проводниками, занимались традиционными
ремеслами.
Аравия находится довольно близко к Междуречью, древней Палестине,
к Египту и Персии, но достаточно изолирована от остального мира. Не случайно
сами арабы называли ее «арабским островом». Крупные волны завоеваний древности
не особенно влияли на жизнь этого пустынного района, а вот близость к
культурным и религиозным центрам сильно сказывалась на жизни аравийских
племен.
В религиозном отношении жители Аравии были очень неоднородны. На
севере полуострова ощущалось сильное влияние христианства, распространенного в
основном в виде монофизитских учений. Оно появилось там после того, как
в Аравию переселились некоторые жители Византии, которые бежали от
преследований монофизитской ереси. В более южных районах арабские племена
лучше знали иудаизм. Новая религия, которая возникла здесь, была тесно связана
с традициями иудаизма и христианства, она приняла от них много элементов.
Смотрите, как перекликаются имена пророков трех религий: Ибрахим -
Авраам, Исхак - Исаак, Муса - Моисей, Йусуф - Иосиф, Иса - Иисус...
Теперь становится понятно, почему многие рассказы Библии с некоторыми изменениями
и добавлениями оказываются в Коране или пересказываются арабами как
собственные народные предания.
Очень важно, что арабы, как и древние евреи, склонялись к
единобожию. Более того, мусульмане даже обвиняли христиан за отклонения от
веры в единого Бога, ссылаясь на то, что Христос - Сын Божий, а у Бога,
по их мнению, не может быть сына, потому что в этом случае он уже не един!
По этим же соображениям они критиковали христианскую идею Троицы [4, С. 131].
Родство арабов и евреев и единые корни их религий подтверждаются
преданиями. Вспомните библейский рассказ, как у Авраама и Сарры не рождался
сын, и праотец был вынужден взять себе наложницу - египетскую рабыню Агарь.
Она и родила Аврааму (Ибрахиму) первенца - Измаила (Исмаила). Но, когда ангелы
возвестили о грядущем рождении у девяностолетней Сарры Исаака, наложница, по
ее настоянию, была изгнана из дома, после чего и попала в Аравию, где едва не
умерла вместе с младенцем от жажды. Библейский рассказ подтверждается и дополняется
арабскими преданиями и Кораном; маленький Исмаил, лежавший на земле между двух
холмов, ударил ножкой, и из этого места ударил священный источник Земзем -
ныне одно из священных мест поклонения мусульман, Исмаил стал легендарным
родоначальником арабов.
Арабы считают, что именно Исмаила, а не Исаака должен был
принести в жертву Ибрахим (Авраам), а в Коране, где излагается этот известный
нам и по Библии сюжет, имя сына вообще не названо. Позже, как говорят
предания, Исмаил и Ибрахим встретились. Отец, пытаясь искупить вину, не раз
проделывал долгий путь, чтобы навестить изгнанного сына, а ревнивая Сарра не
разрешала ему даже сходить с коня во время этих посещений. Хотя потом все
образовалось, и отец с сыном вместе отстраивали главный мусульманский храм. В
Коране вообще много рассказывается об Ибрахиме: как он разуверился в поклонении
идолам и пришел к поклонению единому Богу - Аллаху, как был приговорен
царем-язычником к сожжению и спасся волей Аллаха, как вместе с родственником -
Лутом был перенесен Богом в Палестину, и наконец, как Бог покарал нечестивых
жителей города, где поселился Лут... Как много совпадений с Ветхим Заветом, и
все это, конечно, не случайно!
Место захоронения Ибрахима-Авраама в роще около палестинского
города Хеврон стало священным и для мусульман, и для иудеев, и для христиан. (Крестоносцы
называли этот город «Крепостью святого Авраама», а арабы - «другом Бога -
Авраама».) Где-то здесь стоял священный дуб, под сенью которого Авраам
принимал трех библейских Ангелов. В двадцатые годы нашего века в этих местах
велись большие археологические раскопки. Ученые обнаружили плиты от весьма
загадочного циклопического сооружения и остатки корней огромного дерева.
Если в тех районах Аравии, которые имели связи с внешним миром,
были хорошо известны религии иудаизма и христианства, то в центре и на крайнем
юге полуострова, где кочевники жили изолированной жизнью, господствовало
язычество. Каждое племя имело своих богов, свой культ и свои святыни. Многие
арабы с древности поклонялись священным камням-идолам. Небольшие священные
камни кочевники возили с собой на верблюдах. Но здесь, как и в землях евреев,
очень рано стали складываться общие для всех арабов религиозные представления.
Единая религия служила для укрепления связей между племенами и для
предотвращения войн и конфликтов, Она стала складываться вокруг самого
сильного племени - курейшитов, в землях которого стояла Мекка. [8, С. 264].
В этом богатом торговом городе находилась самое уважаемое
святилище арабов - Кааба, ставшее главной святыней ислама и
сохранившееся до наших дней. Слово Кааба означает куб. Это здание
кубической формы, высотой 15 метров, углы которого сориентированы по частям
света. Сверху Кааба всегда накрыта четырьмя черными полотнищами, на которых
золотом вышиты слова из Корана. В северо-восточной части находится дверь. Она
расположена на высоте двух метров от земли, и поэтому, чтобы попасть внутрь,
надо приставлять специальную переносную лестницу. В восточном углу храма, на
высоте около полутора метров в стену вмонтирован «Черный камень» в дорогой
серебряной оправе. Сейчас это три соединенных между собой осколка
черновато-красного цвета, предположительно метеоритного происхождения.
Считается, что камень - это символ могущества Аллаха, посланный Богом на землю
и подаренный первочеловеку Адаму, По преданию, сначала этот камень был белым
яхонтом (древнерусское название рубина или сапфира), но от поцелуев людей
- грешных и несовершенных, почернел. Мусульмане верят, что настанут времена,
когда после Страшного Суда грехи людей будут искуплены, и камень вновь побелеет
[10, С. 116].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|