Коран представляет собой уникальный исторический источник, проливающий
свет на доисламскую эпоху в Аравии. Он помогает реконструировать картину
межплеменных отношений, хозяйственной деятельности кочевого и оседлого
населения, дает представление о социально-профессиональном составе аравийского
общества, содержит сведения об интенсивном торговом обмене между различными
районами Аравийского полуострова и с сопредельными государствами. В Коране
нашли отражение реальные события аравийской истории. Такие сюжеты, как,
например, прорыв Маарибской оросительной плотины (ок. 570 г.), казни христиан в
Неджране в начале VI в., поход йеменского царя на Мекку в 70-х годах VI в., показывают неразрывную
связь Корана с конкретными историческими событиями.
Стиль Корана считается у мусульман непревзойденным и неповторимым.
Согласно доминирующей в современной науке гипотезе, язык Корана - это
наддиалектальный поэтический язык аравийцев с некоторыми элементами
разговорного языка Мекки.
Мусульманская теология включает в себя обширную отрасль -
ко-раническую экзегетику (араб, тафсир - толкование). Необходимость
тафсира возникла с появлением Корана. Содержание многих коранических откровений
было неясно уже современникам Мухаммеда, впервые знакомящимся с содержанием
новой религии. По мере того как ислам распространялся на обширных территориях,
необходимость в объяснении текста священной книги возрастала. Вначале тафсир,
как и сам Коран, не фиксировался в письменной форме. К X в. сложилась структура
тафсира, появились известные комментарии Корана в различных видах (в общем
смысле; фраза за фразой; слово за словом). В XIX- начале XX века египетским исламским реформатором
Мухаммадом Абдо и его учеником и последователем Рашидом Ридой был составлен
тафсир, призванный примирить ислам и достижения современной нгаучной мысли.
Коран всемирно признан не только религиозным, но и выдающимся
философским и литературно-художественным памятником древности. Мечеть,
молитвенный дом мусульман, как правило, сверху донизу покрыта сложным
орнаментом. Это не что иное, как арабский текст Корана. В исламе не принято
изображать людей и животных, а мечети украшаются только орнаментом
-каллиграфическим текстом. Не случайно некоторые ученые-религиоведы говорят о
том, что в центре ислама стоит слово, причем не просто слово, а слово,
сказанное пророком Мухаммедом [11, С. 131].
Глава II. Сущность направлений в исламе.
Северо-Кавказский
ваххабизм.
1. Общие черты
мусульманского вероучения.
Догматика мусульманства довольно проста. В основе всего лежит
вера в Аллаха - единого Бога. Каждая сура Корана начинается словами «Во имя
Аллаха милостивого, милосердного...». Аллах судит людей, он строг, милостив,
но самое главное - всемогущ. Все происходит по воле Аллаха. Бог мусульман
един, христианскую Троицу они трактуют как уступку многобожию.
Мухамед - пророк и посланник Аллаха, Библейские персонажи и
пророки рассматриваются как его предшественники (Моисей, Иисус, Ной, Авраам,
Адам), но все они - ниже Мухаммеда.
В исламе есть учение об ангелах (Джибраил - Гавриил, Мисаил —
Михаил и др.). У каждого человека - два ангела, сопровождающие его по жизни.
Ангелы сторожат рай и ад. Наряду с ангелами существуют и демоны (джинны и
их разновидность - шайтаны) - олицетворение зла. Ангелы, джинны и люди
созданы Аллахом.
На рассказах о джиннах построены почти все восточные сказки, где
они, в общем-то, и не очень страшные персонажи, то хранящие несметные
сокровища, то совращающие с пути истинно праведных людей. Всем с детства
прекрасно известны такие сюжеты: от «Сказок 1001-й ночи» до смешной истории со
стариком Хоттабычем.
Мухаммед всегда решительно отвергал христианскую идею о том, что
человек создан «по образу и подобию Божьему». Эта мысль, с его точки зрения,
была бы в высшей степени оскорбительна для Бога.
Существуют рай и ад. Рай изображается в виде прекрасного сада с
реками из молока, вина и меда. Всем праведникам в раю достанутся очаровательные
жены (гурии). Рай в исламе - это место, где можно получить все блага земной,
жизни в неограниченном количестве [15, С. 231].
В наше время в странах Ближнего Востока религиозные фанатики
ислама нередко совершают террористические акты, причем обычно идут при этом на
верную смерть. После одного недавнего взрыва в Израиле оставшийся в живых
террорист признался, что пошел на дикое и чудовищное преступление потому, что
руководители организации обещали ему, несчастному, бедному и одинокому в
жизни, после смерти за веру все возможные радости и блага, включая неограниченное
число прекрасных жен. Христианские моралисты всегда подсмеивались над таким, с
их точки зрения, простым и грубым представлением о рае. А мусульмане, со своей
стороны, гордились, что на том свете их ожидает не столько «бесплотная»
духовная жизнь, сколько полнокровное существование.
Ад же представляет собой воронку, состоящую из кругов. Мучают
грешников огнем. После смерти человек попадает в рай или ад в зависимости от
своих заслуг и деяний и, разумеется, веры в Аллаха. Но всем умершим еще предстоит
Страшный суд. Согласно представлениям мусульман, он будет происходить на
Земле, и все люди должны будут пройти над бездной по острию лезвия. Праведники
спокойно преодолеют этот путь. Аллах вложит в руку каждого человека книгу, в
которой будут описаны его деяния. Праведники получат ее в правую руку, а
грешники - в левую.
Так как Бог находится выше всякой нравственности, в мире не
существует понятий - добро и зло, хорошо и плохо. Хорошо то, что угодно Богу,
предписано им![15, С. 233].
Человек не может ничего свободно выбирать, менять и никогда не
действует самостоятельно, а только по повелению Аллаха. Раз все заранее
предусмотрено, то добрые дела нельзя рассматривать как заслугу человека, а
злые, как его грех. Это Богу было угодно сделать одних праведниками, а
других мерзавцами и грешниками. Какие деяния могут быть расценены как
нехорошие? На все, в том числе и на это, - воля Аллаха. Ведь мы уже
знаем, что человек не свободен в своих действиях. Единственное, что можно
сказать твердо: в ад попадут те, кто не верил в единого Бога, пророка Мухаммеда
и в учение о Страшном Суде. Так как Бог видит и знает все, любое
притворство человека в вопросах веры, то его неискренность тоже является непростительным
грехом [15, С. 236].
Как видно из этого короткого изложения, вероучение мусульман
имеет много общего с христианством, но и сильно отличается от него. Это можно
объяснить едиными (хотя и далекими) корнями двух мировых религий. Некоторые
христианские богословы и религиоведы рассматривают ислам как искаженный и огрубленный
вариант христианства, приспособленный к более примитивному общественному
укладу. Мнение исламских богословов, естественно, абсолютно противоположно: с
их точки зрения христианство есть «недозревший ислам».
Каждый мусульманин имеет религиозные обязанности - предписания. Их
пять.
1. Исповедовать веру в Аллаха («Нет Бога, кроме Аллаха, и
Мухаммед пророк его» - произносит каждый новообращенный в ислам после
ритуального омовения).
2. В течение дня необходимо совершать пятикратную молитву (намаз).
Все ритуалы (поклоны, чтения) строго регламентированы, и путать их ни в
коем случае нельзя.
3. Мусульманин должен соблюдать пост (ураза), который
длится целый месяц - рамадан. Первоначально он приходился на лето, но после
реформы календаря стал приходиться на весну. В течение рамадана отмечаются
памятные даты - праздники. В пост нельзя есть и пить в течение всего светового
дня (исключение делается для больных и стариков). В эти дни запрещены
развлечения, а в мусульманских странах даже отмечается спад деловой активности.
В пост нельзя вести военные действия.
4. Мусульманин обязан платить налоги и творить милостыню для
спасения собственной души (в мечеть, нищему, калеке). Обязательная доля налога
составляет 1/40 часть дохода, кроме этого он должен вносить и дополнительную
часть добровольно.
5. Каждый мусульманин должен один раз в жизни совершить
паломничество в Мекку (хадж) и исполнить там ряд священных обрядов,
включая семикратный обход Каабы, целование «черного камня», пробег между
священными холмами, жертвоприношение овец и т.д. Совершивший все это получает
зеленую чалму (зеленый - цвет ислама) и титул хаджи [19, С. 74].
Священный день мусульман - пятница. Она называется джума (день
собраний), т.е. день обязательного полуденного сбора всех здоровых
совершеннолетних мусульман в мечети для молитвы и слушания проповеди.
Исследователи объясняют выбор этого дня исторически. В Медине было много иудеев,
которые почитали субботу, пятница же для них была кануном праздника и торговым
днем. Пророк Мухаммед собирал своих сторонников и единоверцев именно в базарный
день, когда скопление людей было максимальным. Молитва начиналась в разгар
жаркого полдня, после окончания торга. Это не отвлекало людей от их
коммерческих дел. В традиции ислама есть и другие объяснения значения пятницы,
в частности как небесного праздника - «Дня щедрости Аллаха».
Для общественной молитвы последователи ислама собираются в мечети
(от ар. Масджид - место, где совершают поклоны). В отличие от
православного храма мечеть не освещается и не считается особым сакральные (от
лат. sacer — священный)
сооружением. Она скорее является молельным домом и может дополнительно
выполнять функции общественного здания. Мечеть имеет один или несколько
минаретов (от ар. минара - маяк) - башен квадратного или круглого сечения, с
которых провозглашается начало молитвы. Внутри большого зала находится михраб
- углубление, направленное в сторону Мекки, рядом с ним - специальная
кафедра для проповедника. При входе в мечеть мусульмане омываются в специальном
водоеме для того, чтобы обрести ритуальную чистоту (главным образом омывается
лицо, рот и горло). Иногда совершается и полное омовение (после долгого пути,
особых случаев осквернения). Так как ислам распространен в южных жарких и
засушливых странах, допускается «омовение» песком. Внутри мечети молящиеся
пребывают без обуви, которую снимают при входе. Пол мечети устлан коврами.
Женщины молятся отдельно от мужчин в отгороженных частях зала либо на верхних
галереях. Самая основная мечеть в городе называется соборной. Главная
мечеть всех мусульман находится в Мекке (с храмом Кааба посередине).
Священнослужители в исламе не несут на себе особой божественной
благодати. Они являются знатоками Корана, ритуалов, просто хорошо
образованными людьми. В богослужении участвуют имамы (руководители),
хатыбы (проповедники) и мудзины (призывающие к молитве). Имамам
соответствуют муллы (от ар. маула - господин, повелитель), которые могут
действовать и вне мечети (например, быть судьями, преподавателями). Мулла
обычно выбирается верующими из своей среды. Мусульманские священнослужители
проходят подготовку в специальных учебных заведениях - медресе (от ар. мадрасе
- изучать). Глава большого территориального объединения мусульман-суннитов и
высшее духовное лицо называется муфтий (с ар. высказывающий мнение)
[25, С. 93].
Каждый мусульманин обязан участвовать в джихаде, хотя,
джихад трактуется в исламском богословии неоднозначно (существует
иносказательное, нравственное его понимание).
Совокупность правил поведения мусульманина в общественной и
личной жизни называется шариат (букв. правильный путь). В исламском обществе
существуют специальные религиозные суды шариата.
Кроме еженедельного празднования пятницы мусульмане отмечают еще
несколько праздников. 27-го числа месяца рамадана празднуется «Ночь
предопределений». Именно в эту ночь было начато ниспослание Корана
Мухаммеду. Все мусульмане проводят ее, бодрствуя и, как правило, в мечети. Считается,
что в эту ночь происходят чудеса. По окончании постного месяца празднуется
ураза-байрам - радостный праздник «разговения», длящийся 3-4 дня и
сопровождающийся раздачей милостыни и походами на могилы предков [24, С. 167].
Через 70 дней после окончания поста отмечается самый главный
праздник - курбан-байрам - праздник жертвоприношения животных в память
о том, как Ибрахим (Авраам) собирался принести в жертву Аллаху своего сына
Исмаила (Исаака). В этот день в семье совершается большая трапеза, люди ходят в
гости друг к другу.
Празднуется день рождения Мухаммеда, день его путешествия в
Иерусалим. Этот город считается мусульманами местом вознесения пророка на
небо. У различных направлений в исламе есть свои праздники и памятные даты.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что вероучение мусульман
имеет много общего с христианством, но в то же время огромное количество
принципиальных различий. Исследователи мировых религий объясняют это явление
едиными, хотя и очень далекими, корнями двух мировых религий. Некоторые христианские
богословы и религиоведы рассматривают ислам как искаженный и огрубленный
вариант христианства, приспособленный к более примитивному общественному
укладу. Мнение исламских богословов, естественно, абсолютно противоположно: с
их точки зрения христианство есть «недозревший ислам». Спор о преимуществах той
или иной религии, об их основных положениях, законах и порядке отправления
религиозных обрядов не смолкает и в наше время, принимая все более острые
формы.
2. Раскол
ислама. Шииты. Сунниты. Ваххабиты.
Ислам подразделяется на несколько направлений, ведущими из
которых являются шиизм и суннизм, имеющий наибольшее число приверженцев в
мусульманском мире. Их появление связано прежде всего с политическими мотивами
и борьбой за власть в мусульманской общине, которая сопровождалась бурной
богословской полемикой.
Халифа Усмана, при котором в основном сложился Коран, ожидала
весьма символическая смерть. Уже при его жизни среди последователей Мухаммеда
начались раздоры. Многие считали, что Усман чрезмерно покровительствует близким
родственникам и отступил от идеалов аскетического (воздержанного и строгого)
ислама. Те, кто был недоволен правлением этого халифа, составили против него
заговор. Группу заговорщиков возглавил египетский наместник, а поддерживала ее
любимая жена пророка — Айша. Сначала делегация египтян, прибыв в Медину, строго
потребовала от Усмана прекратить обогащение его родни. Усман согласился, но
отправил в Египет тайное письмо, призывающее казнить всех посланцев, когда они
вернутся домой. Египтяне перехватили письмо и возмущенные ворвались в дом
халифа. Усман вышел к мятежникам, держа в руках Коран, но был на месте
разрублен на куски. Кровь халифа пролилась на священную книгу. Теперь этот
экземпляр Корана свято сохраняется как ценнейшая реликвия мусульман в
Самарканде (правда, говорят, есть еще книги Корана со следами крови,
хранящиеся в других городах)[15, С. 258].
После убийства Усмана началась острая борьба за власть в халифате.
Победил в этой борьбе очередной зять Мухаммеда-Али (и одновременно его
двоюродный брат). Началась длительная и кровопролитная гражданская война,
расколовшая единое религиозное течение ислама на два лагеря. Среди противников
Али были так называемые Омейяды (родственники халифа Усмана), в их лагере
находилась и любимая жена Мухаммеда - Айша. В 661 г. Али был убит фанатиком за
то, что пытался примириться с Омейядами [6, С. 185].
Однажды Али, которому, очевидно, надоела бессмысленная война,
проявил чрезмерную уступчивость и сговорчивость, упустив из-за этого очередную
крупную победу. Желая отомстить, один мусульманин из группы непримиримых
фанатиков смертельно ранил Али, когда тот выходил из мечети. Умерший в тяжелых
муках халиф стал считаться трагической фигурой в исламе. И сторонники, и
противники той группировки, в которую входил Али, одинаково рисуют его
непонятым, но правдивым, набожным и благородным человеком. Али-халиф признан
святым всеми мусульманами, но после его смерти ислам раскололся на два
направления: шиитов и суннитов [12, С. 101].
Одна из ветвей ислама - шииты (шиа с ар. приверженцы) признают
законным только четвертого халифа - Али. Они являются сторонниками
наследственной духовной власти потомков Али, которых называют имамами (букв.
стоящий впереди, предводитель). Всего шииты признают 12 имамов после Али,
причем 12-й - тайный, скрытый (по традиции, он таинственно исчез, но явится
перед Страшным судом). Сунну шииты признают не целиком, а выборочно.
Шииты по-особому понимают Коран. Название и содержание 16-й суры -
«Пчелы», например, они трактуют как намек на тайное, скрытое учение о божественной
мудрости, которая разлита в мире, как нектар в цветах. Так же как пчелы
собирают этот нектар, люди должны по каплям копить свое знание о Боге.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|