Али у шиитов почти равен по значению Мухаммеду. Их культ
отличается от культа суннитов, большое значение придается рассказам о
мучениках-святых. Авторитетные религиозные деятели называются аятоллами (букв.
знамение Аллаха). Шииты отмечают собственные памятные даты, в том числе
траурный праздник Шахсей-Вахсей [17, С. 164].
Один из очень почитаемых святых у шиитов - третий имам, сын Али по
имени Хусейн. В память о его трагической гибели и отмечается этот день. Люди
искренне плачут у себя в домах, на улицах и площадях. В городах вывешиваются
траурные флаги и транспаранты. Центром праздника становится процессия,
участники которой в чувствах бьют себя в грудь кулаками и камнями, а иногда
наносят себе кровавые раны. Сцена смерти Хусейна и эпизоды из его жизни
подробно разыгрываются в особом представлении. Участники траурных церемоний
постоянно повторяют фразу: «Шах Хусейн, вах, Хусейн!» (Царь Хусейн, увы,
Хусейн!). Поэтому этот праздник и называют Шахсей-Вахсей.
Для шиита не считается грехом в случае необходимости прикинуться
суннитом.
С VII по XX в. среди шиитов выделилось множество направлений и сект, поэтому
шиитское течение иногда (и очень условно) сопоставляют с протестантизмом в
христианстве.
Уже в VIII в. сформировались два направления - умеренные и радикальные
шииты, которые с течением времени существенно модифицировались. Изначально
шиизм не представлял собой новую систему религиозного характера и только с
течением времени приобрел догматическое оформление.
Политическое течение в лице шпат Али (партия Али)
зародилось в период правления третьего «праведного халифа» Османа. Побудительным
мотивом ее возникновения стал спор о преемстве в духовном и светском
руководстве общиной: был выдвинут аргумент в пользу Али как претендента на
верховную власть - его родство с основателем ислама (он был двоюродным братом
пророка Мухаммеда и женат на его дочери Фатиме). Подчеркивались также
выдающиеся личные качества Али. Шиитская традиция рисует его истинным героем
легенды, идеальным рыцарем ислама: набожным, чуждым честолюбия и
стяжательства, храбрым воином, искренним и щепетильным в моральных вопросах.
После трагической гибели Али в 661 г. сторонники алидского движения выступили
за сохранение за его потомками исключительных прав на верховенство в исламской
общине-государстве.
Основоположником шиитской религиозной доктрины считается принявший
ислам иудей из Йемена Абдалла ибн Саба, выступивший предтечей крайних шиитов
(середина VII в.). С его
именем связывают пропаганду идеи о том, что каждый пророк, в том числе
Мухаммед, имел помощника, или «восприемника духовного завещания» (васи). У
Моисея таковым являлся Аарон, у Иисуса - апостол Петр. Мухаммед же, согласно
Абдалле ибн Саба, личным распоряжением избрал Али своим преемником в
учительстве и правлении и ясно предназначил его к этому. Поскольку же Мухаммед
был лучшим из пророков, то Али объявлялся лучшим из воспреемников завещания,
чем подчеркивалась избранность и его рода.
Сам Али весьма настороженно относился к появившимся в его окружении
людям, боготворившим и обожествлявшим его. Али сознательно отдалил от себя
Абдаллу ибн Саба за неумеренные восхваления, компрометировавшие его кумира в
глазах правоверных. Сохранился рассказ о том, что однажды Али приказал сжечь
группу людей, провозгласивших его Господом, дарующим благо, и не поддавшихся
на его увещевания. Со словами «Теперь мы знаем, что ты - действительно Бог,
потому что только Бог наказывает огнем» они с достоинством приняли смерть [10,
С. 218].
Оформление религиозного учения шиизма приходится на период
утверждения династии Аббасидов с конца VII до середины VIII в. Культ мученичества Али, умершего от ран после
покушения, и его сына Хусайна, убитого под Кербелой в 680 г., способствовал
превращению шиизма в религиозное течение.
Предпосылки для зарождения множества течений и ветвей шиизма, а
также образования различных догматических школ и сект содержались в раннем
шиитском движении (вторая половина VII-начало VIII вв.). С одной стороны, они обуславливались
неудачей внутреннего курса самого Али, спровоцировавшего споры в стане своих
сторонников, а также отсутствием единства внутри самого рода Али. С другой
стороны, раннешиитское движение не обладало собственным идейным источником
(роль которого впоследствии стали играть сборник изречений халифа Али «Путь
красноречия» и труды создателей шиитской догматики) и опиралось на общий для
всех приверженцев ислама источник – Коран. Единый принцип передачи духовной
власти преемникам Али - имамам (араб. руководители общины) изначально не был
установлен, что создавало сложные, порой неразрешимые проблемы при определении
законного претендента. После кончины каждого шиитского имама возникали
разногласия о преемнике, и каждая алидская ветвь отстаивала интересы своего
ставленника. Однако при различных трактовках принципа передачи власти в
шиитской среде признание исключительного права Алидов на верховенство в
мусульманской общине оставалось незыблемым [18, С. 73].
Шииты, как и сунниты, считают Сунну вторым источником мусульманского
вероучения. В отличие от последователей суннизма шииты воспринимают
авторитетами первого класса четвертого «праведного халифа» Али. Свои священные
предания шииты обычно именуют ахбар (араб. известия, сообщения). Шииты
отвергают те предания, которые восходят к соратникам Мухаммеда - заведомым
противникам Али. Шиитские ахбары более позднего происхождения по сравнению с
суннитскими. Их своеобразная канонизация относится к X-XI вв. Из шиитских собирателей
мусульманского священного предания прославились Мухаммед аль-Куммии (ум.
903г.), аль-Кулайни (ум. 939г.), Мухаммад ат-Туси (ум. 1067/8 г.)[27, С. 390].
В Средние века шла интенсивная разработка религиозно-философской
системы шиизма, разделившегося еще в VII в. на два основных направления - умеренное и
крайнее, которые, в свою очередь, распались на многочисленные школы.
Основные положения шиитской доктрины власти, признанные
современными последователями шиитского вероисповедания, были выработаны к
началу X в. В последующие
века шел процесс кодификации шиитской догматики, углубления ее философского
обоснования. Основные аргументы шиитские теологи черпали из Корана и Сунны.
Поскольку в Коране отсутствует прямое упоминание Али, то шиитские комментаторы
прибегли к аллегорическому толкованию отдельных коранических выражений, чтобы
обосновать право Алидов на верховное руководство мусульманской
общиной-государством (имамат). Шииты считают, что Коран в редакции,
осуществленной по приказу халифа Османа, подвергся фальсификации путем изъятия
мест, посвященных Али и его семье, они отрицают подлинность некоторых сур.
Шиитская традиция хранит множество преданий, которые содержат, по мнению
шиитов, ясные указания на то, что Мухаммед назначил Али своим преемником,
имамом и эмиром правоверных.
Учение об имамате стало основополагающим в шиизме. Имамы из рода
Али рассматривались как единственно законные и полномочные представители Аллаха
на земле. Расколы и разногласия в шиизме вызвал прежде всего вопрос о передаче
права на имамат тому или иному потомку Али. В соответствии с шиитской доктриной
имамат представляет собой милость Божью, своего рода продолжение пророчества.
Имамат существует только в силу «божественного установления», которое
передается устами Пророка или предшествующего имама. Если по представлениям
суннитов имам не может обладать сакральными свойствами, то шииты наделяют
своих имамов сверхъестественными качествами. Признание божественной природы
имамата обуславливает веру шиитов в непогрешимость имамов, в авторитет их
учительства и необходимость безоговорочного им повиновения. В
религиозно-философской трактовке имамат предстает как важнейшая космическая
сила, как эманация предвечного божественного света. Шииты считают, что имамы не
нуждаются в дополнительных источниках власти, каковой, например, для суннитов
является иджма - согласное мнение мусульманской общины. Шииты умеренного
направления проповедуют веру в «имама данного времени», без которого
невозможно спасение души мусульманина. Наставления и предписания «имама
данного времени» должны восприниматься как истина в последней инстанции,
поскольку он является носителем сакрального знания, ему ведом скрытый от
непосвященных смысл Корана и тайная суть событий человеческой истории вплоть
до Судного дня [24, С. 106].
Сторонники «крайнего» шиизма в своем большинстве проповедовали
идею обожествления Али и представителей его рода. Мусульманские теологи и
ересиографы различали три формы обожествления людей: зухур («проявление»)
- отражение божественной силы в человеке; иттихад («единение») - соединение
божественного и человеческого начала в одной душе и хулулъ («воплощение»)
- инкарнация божества в человеке, человеческая природа которого при этом
изменяется в божественную. Если мнения богословов относительно зухур расходились,
то вторая и третья формы обожествления отвергались как суннитами, так и шиитами
умеренного толка. В то же время умеренные шииты (имамиты) ревностно защищали
«божественную сущность» имамата и представление об абсолютной непогрешимости и
сверхъестественных знаниях его носителей [6, С. 124].
В шиизме, в отличие от суннизма, активно культивируется культ мученичества.
Шиитами придается исключительное значение идее величия страданий за веру,
воплощенной в трагической судьбе ряда шиитских имамов, начиная с Али и его
сына Хусайна. В практике шиизма нашел широкое применение принцип такийя (араб.
осмотрительность, благоразумие) - «благоразумное скрывание своей веры», т. е.
право говорить и совершать то, что противоречит вере из соображений личной
безопасности или во имя интересов общины единоверцев, оставаясь при этом в душе
преданным своей религии.
Пятым халифом стал глава противников Али - Муавия. Сохранились
воспоминания о том, что пятый халиф покровительствовал поэтам и ученым. После
него государственная и религиозная должность халифа передавалась только по
наследству - от отца к сыну. Впоследствии власть халифов постепенно ослабела,
и этот титул вообще перестал существовать.
Признавших Муавию стали называть суннитами (сунна с ар.
образец, пример). Суннит - это тот, кто следует традиции, Сунне -
второму после Корана источнику мусульманского вероучения, содержащему
изречения и описания деяний Мухаммеда. Сунниты не признают возможности
посредничества между Аллахом и людьми после смерти Мухаммеда и, следовательно,
отрицают особую святость Али. Они считают законными всех четырех халифов: Абу
Бакра, Омара, Усмана и Али [12, С. 250].
Суннизм является самым крупным направлением в исламе, почти 90 %
мусульман в мире исповедуют суннитский ислам. Сунниты составляют большинство
мусульманского населения всех стран мира ислама, за исключением Ирана и Ирака,
где они уступают по численности шиитам. Полное наименование суннитов - «люди Сунны
и согласия общины» (ахль ас-сунна ва-лъ-джамаа) - отражает важные
принципы традиционного ислама - приверженность исламским ценностям,
зафиксированным в священном предании, и идее руководящей роли общины в решении
жизненно важных проблем. К основным формальным признакам принадлежности к
суннизму относятся: признание законной власти четырех «праведных халифов»;
отсутствие сомнений в достоверности шести «канонических» сборников хадисов;
принадлежность к одной из четырех правовых школ суннизма (маликитской,
шафиитской, ханифитской или ханбалитской). В отличие от шиитов сунниты
отвергают идею посредничества между Аллахом и людьми после смерти пророка
Мухаммеда, не приемлют идею о «божественной» природе Али и праве его потомков
на духовное верховенство в мусульманской общине.
Суннитская догматическая система считается наиболее характерной
для ислама в целом и, несмотря на фактическое отсутствие общепризнанного и
единого для всех мусульман-суннитов комплекса догматов, нередко
идентифицируется с исламским «правоверием».
Хронологически суннизм оформился вслед за шиизмом как негативная
реакция на его становление. В X-XI вв. суннизм приобрел контуры самостоятельного течения, которое
воспринималось, прежде всего, как противопоставление шиитскому исламу. До настоящего
времени термин «суннит» имеет менее четкое смысловое наполнение, нежели термин
«шиит», и только в случае использования его в качестве антитезы этому термину
становится действительно значимым. Несмотря на наличие у суннитов и шиитов
множественных точек соприкосновения, в различные исторические периоды
социальная напряженность в отдельных частях мира ислама провоцировала
суннитско-шиитские противоречия. При отсутствии факторов, порождавших
конфликтные ситуации, сунниты и шииты мирно уживались друг с другом. В конце XX столетия по мере
усиления роли «исламского фактора» с присущей ему ярко выраженной политической
окраской суннитско-шиитские разногласия интенсифицировались как на уровне
межгосударственных отношений (военные конфликты Ирака и Ирана), так и во
внутренней жизни отдельных стран (Ливан, Саудовская Аравия). Все же во многих
случаях эти противоречия либо носили второстепенный характер, либо их
преодоление не вызывало исключительных трудностей. В лоне суннизма не возникли
особые секты, что отличает его от шиизма.
90 % мусульман мира - сунниты. Это течение сохраняло целостность в
отличие от шиитских и других течений ислама. Шииты преобладают в Иране, Ираке,
Ливане, Йемене, Бахрейне. В других странах -Пакистане, Афганистане, Индии,
Сирии, Азербайджане, Таджикистане - их меньшинство. Шиитские общины встречаются
во всех мусульманских странах, в том числе и суннитских [8, С. 211].
Некоторые ученые считают, что шииты получили большинство в Иране
потому, что персы не хотели принимать ислам из рук завоевателей-арабов и
выразили таким образом свой протест.
Особую роль в современном мире играет такое движение как
ваххабизм.
Идеи возврата к «золотому веку» раннего ислама вдохновляли
религиозные движения протеста различной социально-политической направленности.
В середине XVIII в. в Аравии возникло
ваххабитское движение, сыгравшее большую роль в жизни мусульманского мира.
Свое название оно получило по имени аравийского богослова Мухаммада ибн Абд
аль-Ваххаба (1703/4-1792 гг.), который разработал религиозное учение, вдохновленное
ханбалитскими идеями [2, С.54].
Оно не содержало новых догматов, и было обращено к истокам
мусульманства, к жизни пророка Мухаммеда и его последователей. Однако
ваххабитская проповедь обладала резкой политической заостренностью.
Религиозному многообразию, царившему в Аравии, основатель ваххабизма
противопоставил доктрину строгого таухида - единобожия, которая
рассматривалась как ось ислама. Руководствуясь принципом «нет никого, кто был
бы достоин возвеличения или поклонения за исключением Аллаха», ваххабиты
считали основателя ислама человеком, который не может быть объектом
обожествления. К числу «неугодных Аллаху» религиозно-догматических новшеств
ваххабиты причисляли культ святых и паломничество к местам их захоронений, идолопоклонничество,
магию, колдовство и другие пережитки языческих верований. Возрождая в исламе
линию крайней непримиримости, выработанную ханбалитами, их идейные наследники
- ваххабиты - призвали вернуться к Корану и «неповрежденной» Сунне, очистить первоначальную
«истинную» религию от последующих наслоений. В европейской литературе
ваххабитов нередко называли «пуританами» или «протестантами» ислама. Подобное
сравнение ваххабизма с европейскими течениями средневековой Реформации
осуществлялось по чисто формальному признаку, и можно говорить лишь о внешнем
сходстве двух явлений, совершенно различных по своему общественно-политическому
содержанию.
Ваххабиты осуждали роскошь, алчность и ростовщичество, воспевали
культ бедности и проповедовали «братство» мусульман и их единение под знаменем
своего учения. Ваххабизм призывал к «священной войне» против неверных, объявляя
отступниками всех, кто не примкнул к ним. Ваххабизм отличал крайний фанатизм в
вопросах веры и экстремистский подход к борьбе со своими противниками.
Ваххабитская проповедь была прежде всего направлена против официального
«отуреченного» ислама, олицетворявшего господство турок-османов в исконно
арабских землях. К числу своих непримиримых противников ваххабиты относили
османских наместников-«узурпаторов» и их султана, незаконно присвоившего себе
титул халифа, а также «отступников» персов-шиитов. Антитурецкая направленность
ваххабизма имела своей конечной целью изгнание турок и объединение всех
арабских территорий под знаменем «чистого» ислама.
Успех ваххабитскому учению обеспечил союз Мухаммеда ибн Абд
аль-Ваххаба с представителями рода Саудидов - правителями недждийского
княжества ад-Даръийя (Центральная Аравия). Учение Мухаммеда ибн Абд
аль-Ваххаба стало идейной платформой борьбы за объединение Аравии под эгидой
Саудидов, а впоследствии официальной доктриной первого Саудидского государства
(1745-1818гг). В наши дни ваххабизм служит основой официальной идеологии
Саудовской Аравии, а его последователи проживают в арабских эмиратах Персидского
залива, а также в ряде азиатских и африканских стран [14, С. 229].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|