В связи с тем, что война занимала важное место в жизни общины,
Мухаммед неоднократно обращался к этой теме, касалось ли дело кому идти на
войну, как делить военную добычу и как поступать с пленными. Из военной добычи
выделяли 1/5 часть Богу, Пророку, на выкуп рабов, на помощь вошедшим в долги,
бедным, сиротам. Остальное делили между участниками похода. Пленных обычно
освобождали за выкуп. В своих откровениях Мухаммед неоднократно обращается к
рабству как к социальному институту, прочно утвердившемуся в Аравии. Отпуск
рабов на волю был объявлен богоугодным делом, однако Мухаммед этим не
ограничился. При определении видов наказания за клевету, за празднословие, за
убийство и другие прегрешения мусульманам предписывался отпуск верующего раба
на волю. Мусульмане должны были своих вольноотпущенников наделить письменной
отпускной и частью имущества, чтобы бывшие рабы могли начать самостоятельную
хозяйственную жизнь. Это не означало, что была провозглашена отмена рабства,
однако все эти установления, с одной стороны, привлекали симпатии невольников к
учению Мухаммеда, а с другой - способствовали смягчению или предотвращению
социальной напряженности.
У арабов кровная месть являлась одним из древнейших обычаев,
соблюдение которого приводило к гибели многих людей и который служил поводом
для межплеменных кровавых столкновений. Мухаммед осудил кровную месть и
утвердил выкуп как наиболее приемлемый выход из ситуации. В некоторых случаях,
когда речь шла об интересах ислама, он сам брал на себя уплату выкупа. Тем
самым была сделана попытка ограничения сферы применения обычая кровной мести.
Все установления Мухаммеда, которые он произносил как полученные от Аллаха
откровения, легли в основу мусульманского священного закона - шариата.
В это время у вождей арабов зародилась идея распространения
влияния ислама на весь мир. Начав с покорения племен Аравии, мусульмане открыли
длительную и жестокую эпоху арабских завоеваний. Религиозные воины против
неверных получили название джихад (буквально в переводе с арабского
усилие) или газават (буквально набег). Поначалу такое название получили походы
Мухаммеда против Мекки, но потом война вышла за пределы аравийского
полуострова. Участие в джихаде стало считаться священным долгом каждого мусульманина.
О джихаде говорится в Коране. На этом основании многие считают,
что ислам - воинственная религия, которая распространялась силой оружия и
всегда поощряла насилие над «неверными» (гяурами или кафирами, как их
называли). Под «неверными» понимались все немусульмане независимо от той
религии, которую они исповедовали. Отчасти эта точка зрения имеет под собой
основания. Но надо учитывать, что джихад может объясняться и иносказательно,
символически, как войну человека с собственным несовершенством, со своим
неверием, с собственными грехами. Именно так - иносказательно чаще
всего и объясняют идею джихада современные мусульманские богословы. Знакомясь с
сюжетами Ветхого Завета, мы уже встречались с религиозными войнами против
язычников, и все они изображались отнюдь не только как военные действия за
захват территории, а как сражения за истинную веру и в какой-то степени
символизировали войну человека с самим собой [15, С. 172].
Если говорить о джихаде и газавате в прямом смысле, т. е. как о
войне с неверными, то тут мусульмане обычно подчеркивают очень важные моменты.
Во-первых, по правилам, это всегда должна быть только оборонительная война, и
ее можно вести лишь в том случае, если на исламскую общину кто-нибудь
нападает. Во-вторых, есть принципы, нарушать которые в ходе войны в высшей
степени неблагородно: убивать слабых и беззащитных — детей, стариков, женщин,
брать в плен священнослужителей и монахов любых вероисповеданий, подвергать
физическим мукам и калечить пленников, убивать пленных, принявших ислам. Некоторые
мусульманские предводители считали недопустимым уничтожать посевы, сады и
другое имущество на территории противника. В то же время исламский закон
позволял брать во время войны пленников из тех, кто воюет, казнить их,
превращать в рабов или брать за них выкуп.
Последние годы жизни Мухаммед провел в Медине. Теперь он был на
вершине своего могущества. Вокруг предводителя толпились многочисленные
сподвижники и военные вожди. Все чаше и чаще именно они начинали реально
управлять всеми делами в государстве. Пророк жил в почете, ему поклонялись,
но, как это часто бывает в истории, политики старались делать за его спиной
свои собственные дела. Не обходилось, конечно, без соперничества, борьбы за
власть и многочисленных интриг.
Самыми приближенными к особе пророка людьми были его многочисленные
родственники, но одно его не могло не огорчать: отсутствие сыновей. Мухаммед
имел в общей сложности одиннадцать жен, девять из которых, в том числе любимая
жена - совсем молодая красавица Айша, пережили его. Хотя у пророка были уже
взрослые дочери, мечта о сыне не покидала его. И вдруг - о радость - родился
маленький Ибрахим! К сожалению, ликование оказалось преждевременным: мальчик,
которого отец буквально не отпускал со своих рук, неожиданно тяжело заболел и
умер. Предание рассказывает, что в этот момент над всей страной померкло
солнце [11, С. 104].
Теперь очередь была за самим пророком. В общем, он был совсем еще
не стар, но неожиданно начал слабеть с каждым днем у всех на глазах. С большим
трудом Мухаммед добирался до мечети, во время молитвы ноги не держали его,
часто случались обмороки. Совсем ослабевший, великий пророк умер, когда голова
его покоилась на коленях Айши. Это произошло в Медине в середине 632-го
христианского года, в день, когда посланнику Аллаха исполнилось 63 года. Как
говорил сам Мухаммед, любой пророк должен быть похоронен на том месте, где
умер. В комнате Айши, отодвинув кровать, вырыли могилу, куда и опустили его
тело. Смерть Мухаммеда вызвала смятение и испуг среди единоверцев, многие из
них долго отказывались верить в нее.
Оценка личности Мухаммеда на Западе в течение веков претерпела
значительные изменения. Религиозная нетерпимость, навеянная духом крестовых
походов, предопределила восприятие основателя ислама в средневековую эпоху в
гротескном искаженном виде. О нем писали как о мошеннике, о лжепророке, основателе
ереси. С возникновением научного исламоведения в XIX в. начались поиски новых подходов к
личности Мухаммеда, однако вопрос в основном сводился к оценкам его
психического склада, при этом акцент делался на признаках психического
расстройства, якобы послужившего источником вдохновения аравийского пророка.
Уже в начале XX в. теория,
связывающая появление ислама с душевным недугом Мухаммеда, была подвергнута
массированной критике. Психологические аспекты его пророческой деятельности
перестали рассматриваться как явления отклоняющейся психики. Было признано, что
состояния Мухаммеда во время получения откровений, в том числе экстатические,
аналогичны соответствующим состояниям ветхозаветных пророков и христианских
святых. Были также предприняты попытки представить Мухаммеда не как
историческую личность, а как мифологизированную фигуру, однако они не получили
поддержки в мировом исламоведении.
Религиоведы и историки разных поколений выделяют различные аспекты
деятельности Мухаммеда, рассматривая их как основополагающие. Немецкий историк
А. Мюллер и отечественный ученый, академик В. В. Бартольд в первую очередь
представляют его как политического деятеля, создателя основ мусульманской
государственности. В то же время академик И. Ю. Крачковский обращает особое
внимание на поэтический дар Мухаммеда, обеспечивший успех его проповеди.
Именно Мухаммеда многие исследователи считают основоположником догматов ислама.
При всей разноплановости оценок личности пророка Мухаммеда многие современные
специалисты признают, что формирование новой религии происходило через
осознанное ощущение Мухаммедом своего предназначения как посланника Аллаха: в
духовном и социальном плане он является порождением исторической эволюции и
культурно-исторического опыта Аравии.
3.
Распространение ислама. Оформление Корана.
Ислам, зародившись в качестве религии арабов, быстро превратился в
мировую религию. Произошло это главным образом с помощью джихада. Новая религия
утверждалась, как правило, силой и оружием.
Мухаммед скончался, не успев назвать своего преемника и не оставив
завещания о правилах передачи власти в общине. Это обстоятельство вызвало
замешательство в среде мусульман, и начались споры и столкновения между
различными группировками. Перед всей общиной встали серьезные проблемы, которые
были не предусмотрены ни одним из высказываний Пророка. Суть этих вопросов
заключалась в следующем: прекратились контакты общины с Аллахом через
Мухаммеда, и неоткуда было получать наставления; умер последний пророк,
и никто не мог определить, как назвать его преемника; скончался глава общины-государства,
а вопрос о преемстве власти не был решен при его жизни. Самой насущной
оказалась третья проблема о непосредственном преемнике Пророка, и она носила
чисто политический характер. На это место могли претендовать виднейшие
сподвижники Мухаммеда, прибывшие с ним из Мекки в Медину, т. е. мухаджиры.
Претенденты на власть были и вне группы мухаджиров - мединцы, принявшие Мухаммеда
и поддержавшие его (ансары). Еще до кончины Мухаммеда в Аравии появились люди,
которые сами объявили себя пророками. В исторической традиции эти люди
получили название «лжепророков». После смерти Мухаммеда их число увеличилось,
они отказались подчиняться мединским властям и начали вооруженную борьбу за
власть. Наиболее активными среди них были аль-Асвад, стремившийся к объединению
и независимости Йемена; «лжепророчица» Саджах, нашедшая отклик на свой призыв
среди бедуинов Иемамы, Ирака и Бахрейна; Тулайха, чьи претензии не выходили за
границы Центральной Аравии. В конечном итоге победу одержали представители
мухаджиров, и первым преемником Мухаммада община верующих избрала Абу Бакра
(правил с 632 по 634 г.), хотя при этом не обошлось без столкновений интересов
разных сторон. В этом выборе важную роль сыграло то обстоятельство, что Абу
Бакр еще при жизни Мухаммеда в 631 г. возглавлял караван паломников в Мекку, и
сам Пророк на время своей болезни назначил его предстоятелем на молитве в
мединской мечети. Абу Бакр получил титул халифа - преемника, или
заместителя. Абу Бакр был дальним родственником Мухаммеда. Он один из первых
уверовал в Пророка, за что был наречен Сиддиком («Правдивейшим»). Способ
избрания Абу Бакра воспроизводил практику родового общества при избрании
племенного вождя. Он был богатым мекканским купцом, оказывал финансовую
поддержку общине, сопровождал Мухаммеда во всех общественно значимых
мероприятиях. В Медине он выдал замуж за Мухаммеда свою дочь Айшу.
Отличительной чертой правления Абу Бакра было то, что его родственники не
пользовались никакими преимуществами и привилегиями. В мусульманской
исторической традиции за ним закрепилась репутация мягкого, лишенного
честолюбивых устремлений человека. При Абу Бакре были продолжены внешние
завоевания, начатые еще при жизни Пророка.
Абу-Бакр укрепил свою власть в Аравии и совершил первые
завоевания за пределами халифата. Но правил он всего два года. При нем началась
работа по систематизации стихотворных изречений Мухаммеда с целью сведения их
в единую книгу - Коран. [8, С. 94].
Стихотворные высказывания Мухаммеда ходили тогда по рукам в виде
отдельных записей. Они были сделаны на пальмовых листьях, кусках ткани,
глиняных черепках, пергамене (особо выделанной коже животных), камнях и других
обычных и необычных писчих материалах за исключением бумаги, которая в то время
хотя и была уже изобретена в Китае, но появилась в арабском мире гораздо позже.
Кое-кто из его последователей говорил, что помнит все это наизусть, но
постепенно правильный текст забывался, начинал искажаться.
Еще более беспощадным завоевателем был второй халиф - Омар,
устроивший погромы в захваченных им центрах древней культуры - Александрии и
Иерусалиме. Святые места христиан, а также развалины разрушенной до того римлянами
святыни древних евреев - Храма Соломона -надолго оказались в руках мусульман
(крестовые походы XI- XIII вв. происходили под лозунгом освобождения Святых мест из рук
«неверных», т.е. мусульман в понимании христиан). На заброшенном каменистом
пустыре, где когда-то стоял храм Соломона, Омар демонстративно совершил
молитву, подчеркнув этим, что исламская религия - прямая преемница древнего
иудаизма [12, С. 110].
Среди мусульман Омар считался простым, суровым, но справедливым
правителем, который за всю жизнь нисколько не обогатился лично, хотя фактически
управлял несметными сокровищами. Для своих единоверцев он был строгим судьей,
считавшим, что за безнравственное поведение мусульман необходимо жестоко
карать, но еще лучше казнить. Нарушивших супружескую верность, например, он
приказал наказывать «побиением камнями» до смерти. Омар пытался в этом вопросе
опереться на авторитет Мухаммеда, но выяснилось, что о таких суровых мерах
пророк никогда не говорил. Тогда находчивый правитель объявил, что записи, где
содержатся эти высказывания, съели мыши [10, С. 104].
Во владения халифата постепенно вошли Египет, Сирия, Ирак и другие
территории. С тех пор подавляющее население этих стран - арабы, носители
ислама. Позже арабские завоеватели, двигаясь по Северной Африке и подчинив ее,
достигли Атлантического океана, перешли Гибралтарский пролив и вторглись в
Испанию. Отдельные отряды арабов-мусульман потревожили даже юг Франции.
Пользуясь слабостью Византии и Персии, мусульмане распространили свое влияние
на все Иранское нагорье, Среднюю Азию, часть Закавказья (Азербайджан, небольшую
часть Грузии - Аджарию), позже (в XVI-XIX веках) - на отдельные народы Северного Кавказа. Центром
«исламизации» восточных и южных степных районов, граничащих с Древней Русью,
была Золотая Орда, в которой мусульманство постепенно стало официальной религией,
сменив языческие верования. Мусульманские правители покорили часть Индии
(вытеснив из этой страны буддизм). В XIV-XV веках через завоевания турок-сельджуков ислам
распространился на территорию павшей в 1453 г. Византии и затем дошел до
Балкан (ислам приняли после турецкого завоевания отдельные славянские народы
полуострова). Мирным путем ислам широко распространился в Индонезии, Малайзии,
в меньшей степени на Филиппинах.
После того, как в 664 г. собственный раб убил Омара, третьим
халифом стал престарелый зять Мухаммеда — Усман (или Осман). В молодости он слыл
богатейшим мекканским купцом, но вынужден был бежать из города после того, как
принял мусульманство. Мухаммед и Усман были женаты на дочерях друг друга.
(Усман смог побыть мужем даже двух дочерей пророка, первая из которых умерла.
За это он впоследствии получил почетное прозвище — «Обладатель двух светочей»).
При нем была завершена работа по составлению Корана и сделаны его
4 рукописных списка, главный из которых остался в Медине. Орфография, структура
и правила чтения Корана еще долго дорабатывались. Окончательно они были канонизированы
в так называемом каирском издании лишь в начале XX в. Очень важно,
что Коран является священной книгой только на арабском языке, а все
переводы этой книги, в том числе и на русский язык - лишь приблизительный текст
для не владеющих арабским языком о ее содержании. Коран делится на так
называемые суры (что буквально означает -наиважнейшее). Сур в Коране 114, есть
длинные и совсем короткие. Суры расположены не по содержанию, а по длине («по
убыванию»): вначале - самые длинные, в конце - короткие (от 286 в начале до 3
стихов). По времени возникновения (за исключением короткой первой суры) они
тоже расположены в обратном порядке: ранние - в конце, поздние - в начале. Так
как написана эта книга стихийно, без определенного плана, то читать ее
человеку непосвященному очень трудно. Изложение отрывочно, хаотично и
многопланово. По правилам арабской письменности (как и еврейской) Коран
читается справа налево, так что начало этой книги надо искать в конце (в таком
виде она напечатана и в некоторых русских переводах).
В Коране отсутствует систематизированное изложение религиозной
догматики, а выдвигаются лишь общие положения, которые впоследствии были
приведены в систему. Большая часть коранического текста содержит полемику между
Аллахом, «говорящим» от первого или третьего лица либо через посредников (дух,
Джибрил), но всегда устами Мухаммада, с противниками ислама, а также обращения
Аллаха к последователям Пророка с увещеваниями, предостережениями и
предписаниями. Коран отразил исторические, экономические, политические,
культурные, психологические и иные реалии своего времени, запечатлел процесс
распада родового общества, формирования новых общественных институтов и моральных
норм, утверждения единобожия. В то же время Коран выполняет функции
ниспосланного Богом «арабского судебника». Основополагающая идея проповеди
Мухаммеда, зафиксированная в кораническом тексте, сводится к безусловной
необходимости отказа от многобожия и обращения к монотеизму. Аллах предстает в
Коране как первопричина всего сущего и творец мироздания [15, С. 201].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|