Мусульмане очень берегут свою святыню. Считается, что камень
никогда не покидал этого места, кроме единственного случая: в X в. его захватили и
увезли с собой сторонники одного из воинствующих направлений в исламе. Черный
камень удалось вернуть только через 20 лет. А совсем недавно - в 1980 году
Каабу и священный камень захватила группа террористов, утверждавшая, что среди
них находится новый пророк. Святыню пришлось брать штурмом, а все мятежники
были убиты.
Сама Кааба - это прообраз, воплощение небесного храма Аллаха, его
Трон. Первым создателем этого святилища считается сам Адам. Когда Бог изгнал
его из рая, Адам очень тосковал по храму, в котором привык молиться в райских
кущах, поэтому и получил его точную копию на земле. Во время всемирного потопа
храм разрушился, а Исмаил вместе с отцом - Ибрахимом заново отстроили его.
Напротив входной двери в Каабу находится небольшое сооружение, в котором
хранится камень с отпечатками человеческих ног. Мусульмане верят, что это ноги
самого Ибрахима: во время строительства камень, поддерживаемый
небесными силами ангела Джабраила (Гавриила), висел в воздухе, выполняя
роль строительных лесов. Считается, что около стены Каабы похоронены Исмаил
и его мать (арабы называют ее не Агарь, как в Библии, а Хаджар).
С древности Кааба была центром, объединяющим арабские племена,
поэтому во времена молодости пророка Мухаммеда, т. е. в начале 7 века, по
преданию, в ней находились 360 идолов божеств, почитавшихся в разных частях
полуострова. Это явно свидетельствует о существовании язычества у древних
арабов. Во времена молодости Мухаммеда храм Каабы и соседние здания были
основательно реконструированы под руководством византийского мастера, который
оказался заброшенным в этот далекий край после кораблекрушения в Красном море.
В работах принимал участие и молодой тогда пророк ислама. Когда Мекка стала
центром новой религии, Мухаммед приказал выбросить из Каабы всех идолов и
стереть со стен языческие изображения.
Вокруг Каабы проходит мощеная дорожка, по которой паломники
совершают ритуальные обходы святилища, а невдалеке находится и священный
источник Земзем, тоже заключенный под крышу здания. Вода источника, конечно,
считается священной. Вокруг Каабы возведены стены и построено много
замечательных сооружений. Этот комплекс - священное место для всех мусульман,
куда каждый из них в течение жизни должен обязательно совершить паломничество.
Во время молитвы верующие, где бы они ни находились, всегда обращают свое лицо
в сторону Каабы [10, С. 120].
Еще в древности арабы признали своим единым Богом Аллаха -
Творца и всеобщего покровителя. Ничто в мире не совершается без воли Аллаха или
его знания об этом. Люди, сознавая всемогущество Аллаха, должны быть ему
полностью покорными. Властвуя над всем и опекая все свои творения, Аллах
милостив, милосерден и всепрощающ по отношению к человеку. Но всем, кто не
хочет верить в него, Аллах, по мнению мусульман, посылает тяжкие наказания.
Само слово Аллах происходит от арабского ал-илах, что
буквально означает божество. Он не имеет облика, а те места в Коране, где
говорится о его способности видеть, слышать и сидеть на троне, мусульмане
обычно предлагают воспринимать иносказательно и символически.
Ислам сыграл огромную роль в истории и культуре не только арабов,
его первых и основных адептов, но и всех народов ближневосточного региона, а
также иранцев, тюрков, индийцев, индонезийцев, многих народов Средней Азии,
Кавказа, Поволжья, Балкан, значительной части населения Африки. В результате
арабского завоевания и под прямым воздействием ислама складывались не только
судьбы народов «исламского мира», но и их культурные традиции, идейный багаж,
нормы быта и морали, мифо-поэтические и эпические образы и предания,
которые и сегодня во многом определяют их жизнь. Конечно, покоренные арабами
страны и народы сохраняли и развивали собственные доисламские культурные
традиции, - тем более это
относится к странам, куда ислам проник мирным путем. Однако на протяжении веков
почти абсолютного господства ислама доисламские традиции либо безвозвратно
уходили в прошлое, либо настолько преобразовывались, исламизировались, что
практически свелись лишь к национально-культурной специфике. Разумеется, эта
специфика весьма дорога каждому из народов исламского мира, так как отражает
его лицо и придает ему оригинальный собственный облик. И в этом смысле ее
нельзя недооценивать, считать чем-то второстепенным. Однако важно подчеркнуть,
что у любого из мусульманских народов она с лихвой перекрывается комплексом
норм и предписаний общего для всех них ислама.
2. Роль личности пророка Мухаммеда в становлении догматов
ислама.
Пророк Мухаммед является реальным историческим персонажем. Ислам
не наделяет его какими-либо сверхъестественными качествами, хотя рассказ о его
жизни, как и жизни любого великого человека, тем более основателя религии,
оброс многочисленными легендами и преданиями. В очень кратком варианте этот
рассказ обычно сводится к следующему.
Мухаммед родился в Мекке около 570 года нашей эры и принадлежал к
племени курейшитов. Его отец умер, находясь в путешествии, через два месяца
после рождения сына (а по другой версии еще до его рождения) и, в любом
случае, не видел его. Свое раннее детство Мухаммед провел в степи, взятый, по
местному обычаю, на воспитание одной из пастушеских семей. Однажды, как
рассказывает предание, с ним произошло необычайное событие. Когда мальчик
играл, к нему подошли двое мужчин в белых одеяниях. Это были ангелы. Один из
них держал в руке таз, наполненный ослепительным снегом. Они схватили
Мухаммеда, повалили на спину, рассекли ему грудь, вынули сердце и, основательно
прочистив его снегом «от греха и нечистоты», вложили обратно. Затем ангелы
закрыли грудную клетку мальчика и удалились. Воспитатели, привлеченные криком
другого ребенка - свидетеля всех событий, увидели только мертвенно-бледного
Мухаммеда, стоявшего около шатра.
Вскоре воспитатели вернули загадочного мальчика в Мекку к матери.
Но мать пророка была болезненна и вскоре умерла. Некоторое время мальчика
воспитывал мудрый дед Абд-эль Мутталиб, служивший хранителем ключей от главного
мекканского храма - Каабы, в котором арабы молились в то время многочисленным
идолам. Затем за воспитание принялся дядя будущего пророка Абуталиб -
энергичный, практичный и не особенно, видимо, религиозный.
Несмотря на то, что Мухаммед происходил из древнего уважаемого
рода, предки не оставили ему никакого наследства. Юноше пришлось заниматься
традиционным делом тогдашних молодых мужчин-арабов: пасти стада, погонять
верблюдов и помогать проводить торговые караваны. В 12 лет он отправился с
дядей в далекое путешествие в Сирию. В пути впечатлительному мальчику являлись
волшебные видения, и несколько раз случались события, исполненные загадочного
смысла. В Сирии у него произошла очень важная встреча. Когда караван отдыхал у
стен монастыря, в котором жили христианские монахи, к арабским пришельцам вышел
один святой старец. Он увидел юного Мухаммеда и тут же пригласил его к себе в
келью, где сообщил, что по движению солнца и облаков, а также по тому, что
написано в древних христианских книгах, он предрекает мальчику будущее великого
пророка. Так основатель ислама впервые столкнулся с христианством. Позже,
когда Мухаммед вновь посетил Сирию по торговым делам, он, вероятно, продолжал
знакомиться с христианским учением.
До 24-х лет Мухаммед находился в услужении у своих дядьев. Он был
человеком правдивым, искренним, прямым, очень развитым и знающим. За эти
качества окружающие уважали и любили его. Однако внешне жизнь Мухаммеда мало
отличалась от жизни других соплеменников. Крутой поворот в его судьбе
произошел на 25-м году жизни, когда судьба столкнула будущего пророка с его же
двоюродной сестрой и богатой мекканской купчихой Хадиджой. В это время
она была вдовой, похоронившей уже двух мужей. Сначала Хадиджа просто наняла Мухаммеда
для торговой поездки в Сирию во главе богатого каравана. Путешествие прошло
более чем успешно: видимо, в то время Мухаммед был весьма деловым и практичным
человеком. Но вскоре Хадиджа, которой было в то время уже сорок лет, полюбила
своего слугу и приказчика. Она сама, через верного раба, сделала ему
предложение «руки и сердца. Конечно, окружающие шептались, осуждая «неравный
брак», но Мухаммед с радостью и благодарностью принял предложение. Он не
ошибся, потому что именно жена первой поверила в особую миссию пророка после
первого явления ему ангела Джабраила, оказала Мухаммеду моральную и
материальную поддержку в самый решающий момент его жизни. Любовь и
признательность пророка к жене была столь велика, что он, вопреки
существовавшим у арабов обычаям многоженства, до самой ее смерти не брал себе
других жен. Образ Хадиджи в исламской религии стал образом идеальной
жены-мусульманки.
40-летнему Мухаммеду явился ангел, который открыл ему удивительную
способность говорить стихами от имени самого Аллаха. Теперь пророк постоянно
получал откровения с неба и сообщал их людям. У него не было никаких сомнений в
том, что он совсем даже не автор Корана, а только передатчик Небесных книг,
писанных самим Богом. Мухаммед всегда уверял, что ровным счетом ничего никогда
не сочинял и не имеет к сообщаемым, стихам никакого отношения. Откровения
могли посетить его и ночью во время сна, и самым ярким днем. Иногда Мухаммед, в
предчувствии божественного озарения, начинал дрожать всем телом, покрывался
каплями холодного пота. В этот момент он мог упасть, поэтому часто
предусмотрительно ложился на землю [11, С. 78].
Сначала пророк сообщал свои откровения только жене и самым близким
людям. Как и все великие пророки, Мухаммед поначалу был очень одинок и всеми
гоним. Небольшая группа поверивших ему первых последователей постоянно
подвергалась оскорблениям со стороны язычников, а однажды в драке пролилась и
первая кровь за ислам: один из молодых мусульман в пылу ударил язычника
верблюжьей челюстью, разбив ему голову. К сожалению, эта кровь в истории ислама
стала не последней.
На Мухаммеда обрушились и личные беды: умерли дядя-воспитатель и
жена Хадиджа, оставившая ему трех дочерей. В исламе считается, что Бог построил
ей на небе прекрасный дом из большой цельной жемчужины... Овдовевший пророк
женился вновь на тридцатилетней вдове одного недавно обратившегося
мусульманина, но не по любви, а желая спасти и защитить ее от издевательств. Их
совместная жизнь была недолгой и кончилась разводом: доброе и гуманное
отношение друг к другу не заменило любви. Вслед за этим Мухаммед заключил
семейный союз с молоденькой Айшой - дочерью одного из твердых последователей и
вождей ислама Абу Бекра.
Над головой пророка продолжали сгущаться тучи. Гонения теперь
распространялись не только на Мухаммеда, но и на весь его род. Убить его
соплеменники не решались, но лелеяли планы вынудить «неудобного человека»
навсегда уйти из Мекки. Чувствуя постоянное преследование, он вступил в тайное
соглашение с жителями соседнего города Ясриба, где язычников тоже было
большинство, но местные жители так устали от религиозных войн, что готовы были
принять кого угодно, лишь бы он навел порядок. Кроме того, Ясриб был
городом-конкурентом Мекки и принимал новую веру как бы ей «в пику». Конечно, в
этом городе были и немало последователей Мухаммеда с его новой религией. Позже
Ясриб переименовали в Медину (что означает город пророка).
В 622 году все последователи ислама, а за ними и сам Мухаммед совершили
исход, бегство из Мекки, называемое по-арабски хиджра. Этот год стал
точкой отсчета, началом новой эры для мусульманского лунного календаря (счет
лет ведется по нему во всем исламском мире, кроме Ирана).
Незадолго до хиджры Мухаммед совершил таинственное ночное путешествие
на крылатом коне с человеческим лицом, которого привел ему под узцы ангел
Джабраил. Пророк побывал в святых местах: Иерусалиме, Вифлееме и Хевроне. По
преданию, он встретился там с Авраамом, Моисеем и Иисусом Христом, после чего
окончательно убедился в своей богоизбранности. По окончании совместной молитвы
со всеми великими пророками, которой руководил, конечно, Мухаммед, ему было
предложено на выбор испить из трех сосудов: с водой, молоком и вином. Мухаммед
выбрал молоко, что символизировало верный путь, которым пойдут его
последователи (а вино стало запретным для мусульман).
Согласно преданию, Мухаммед, будучи в святом Иерусалиме, взошел
на «семь небес» по спустившейся к нему лестнице и предстал перед самим Аллахом.
Бог приказал всем мусульманам совершать ежедневно по 50 молитв, но пророк возразил,
что это слишком много. Тогда Аллах сократил их число до пяти. Будучи на небе,
Мухаммед познакомился с устройством рая и ада. Когда путешествие закончилось и
пророк вернулся домой, то обнаружилось, что за все время странствий его постель
не остыла, а из кувшина, который Мухаммед опрокинул, спешно собираясь в
дорогу, еще не успело вытечь ни капли воды...
Дальнейшая история жизни Мухаммеда и его религии - это в основном
история военных событий. Собрав своих сторонников в Медине, пророк начал
военные действия против Мекки. Сначала войско Мухаммеда одержало победу, (но
позже война приняла затяжной характер, а пророк даже был ранен в голову в одном
из сражений. Во время войны произошло и еще одно важное событие: Мухаммед
бесповоротно поссорился с иудеями. Не поддержали Мухаммеда и немногочисленные
христиане, жившие в Аравии. В ответ на это пророк Аллаха решил окончательно
отделить свою веру от других и объявил о превосходстве ислама над всеми
религиями. Иудейский обычай почитать субботу как праздничный день
Мухаммед заменил почитанием пятницы, а все мусульмане во время молитвы стали
обращать свое лицо к мекканской Каабе (до этого они молились в сторону
Иерусалима, который считали священным городом).
Позиции Мухаммеда в Аравии все больше укреплялись. Он стал теперь
не только пророком, но и политиком, вождем арабов. В 630 году Мекка сдалась ему
практически без сопротивления: видимо, все жители Аравии теперь воспринимали
Мухаммеда как своего предводителя. Пророк вернулся в родной город победителем
и, можно считать, что с этого момента на полуострове возникло арабское
исламское государство со столицей в Мекке [10, С. 169].
Еще в ранний период проповеднической деятельности Мухаммеда
определились основные требования, предъявляемые к мусульманам. На первом месте
следует поставить утверждение статуса Аллаха как единственного Бога -
строжайший монотеизм и признание пророческой миссии его посланника. Вместо двукратной
молитвы, совершавшейся еще до ислама, Мухаммед предложил пятикратную молитву,
которую можно совершать в любом чистом месте, так как Богу можно поклоняться
везде. Постепенно к этим обязательствам добавились соблюдение поста, уплата
очистительной милостыни и совершение паломничества в Мекку. Многие проповеди
Мухаммеда, его откровения были связаны с конкретными случаями, с запросами
его последователей. В них отражены важные стороны жизни Аравии, мусульманской
общины. Все установления Мухаммеда постепенно утверждались в жизни и приняли
характер закона, хотя они, естественно, не были изложены в виде определенной
системы. Обличение богатых соединено с утверждением, что имущественное
неравенство имеет божественное происхождение и частная собственность неприкосновенна.
Мухаммад порицал скупость, но и не приветствовал чрезмерную щедрость, если даже
речь шла о благотворительности, и всячески поощрял бережливость. Ворам отсекали
руку.
Что касается земли, основного богатства, она, согласно проповеди
Мухаммеда, принадлежит Богу, и Он дает ее тем, кому хочет. Значительное
внимание Мухаммед уделял проблеме повиновения. Он призывал: «Повинуйтесь
Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас». Здесь заложен
главный принцип, который послужил впоследствии основанием суннитской доктрины
власти. В систему политических отношений доисламской Аравии было внесено
существенное изменение путем фактического запрета союзов племен.
Семейно-брачные отношения заняли в проповедях Мухаммеда важное место. Его
усилия были направлены на укрепление индивидуальной семьи, хотя и была
разрешена полигамия. Число жен ограничивалось четырьмя, и муж был обязан
одинаково содержать их. Вопреки древне арабской традиции женщины были включены
в категорию наследников. По новым установлениям женщинам выделялась половина
доли мужчины-наследника; это стало важным явлением в социальной жизни Аравии.
Все заботы по содержанию жены и детей возлагались на мужа, а жена могла
раздельно владеть своим имуществом, совершать торговые и финансовые сделки
самостоятельно. Запрещены были кровосмесительные браки до третьего колена
кровного родства и второго колена молочного родства. Был отменен левират, но
такие браки сохранялись, если они были заключены до ислама.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|