Святой Дух и
действие Его силы.
Новый Завет
свидетельствует о том, что Святой Дух - личность. И как подобает личности, Он
обладает силой. Для нас же очень важно не путать Святого Духа с Его силой.
Апостол Павел обращаясь к Римской церкви, писал: «Бог же надежды да исполнит
вас всякой радости и мира в вере, дабы вы силою Духа Святого обогатились
надеждою». Римю15:13. (ср. Деян10:38; 1Кор2:4).
Святой Дух и
Божество
Мы уже встретили
много свидетельств в пользу Божественности Святого Духа. А говорит ли Новый
Завет достаточно прямо о том, что Святой Дух - есть Бог и, следовательно,
обладает Божественной природой? На этот вопрос мы можем ответить положительно,
и об это подтверждают следующие моменты:
Нахождение в
повествованиях среди других Божественных лиц Святой Троицы: В Новом Завете мы не раз
встречаем прямые указания на Святую Троицу, когда говориться об Отце Сыне и
Святом Духе. При этом в подобных описаниях Ник-то ни перед Кем не возвышаем, и
Никто ни перед Кем не умоляем, и в разных повествованиях, порядок, в котором
идет речь о лицах Святой Троицы, тоже же разный. Так при крещении Иисуса свой
порядок: «И, крестившись, Иисус тот час вышел из воды, - и се,
отверзлись ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, который сходил, как
голубь и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть
Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое благоволение». Мф.3:16-17.
В формуле
крещения другой порядок: «Итак, идите научите все народы, крестя их во имя Отца
и Сына и Святого Духа». Мф.28:19. В апостольских приветствиях и
благословениях также иная последовательность: «По предведению Бога Отца,
при освящении от Духа, к послушанию и откровению Кровию Иисуса Христа».1Пет.1:2.
«Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца),
и общение Святого Духа со всеми вами». 2Кор.13:13. Когда говориться об
управлении церкви посредством духовных даров, так же иная последовательность:
«Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь
один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий
все во всех». 1Кор.12:4-6.
Еще одно прямое
указание на то, что Святой Дух является Богом, заключается в том, что Он
живет в храме. Апостол Павел пишет: «Разве вы не знаете, что вы храм Божий.
И Дух Божий живет в вас?» 1Кор.3:16. (см. 1Кор.6:19). В обоих случаях Павел
использует греческое слово «наос».В греческом языке для обозначения храма
используется два слова: «хиерон» и «наос». Слово хиерон означало храм в целом[110]. Если взять в пример
Иерусалимский храм, то понятие хиерон включало в себя здание, двор и т.д. Слово
же наос означало храм в смысле жилища Бога[111].
Если опять в качестве примера рассмотреть Иерусалимский храм, то это будет
внутренняя часть храма. И Павел пишет, что мы являемся «наосами», местом, где
живет Святой Дух. И так как наос означает жилище Бога, то напрашивается вывод,
что Павел умышленно употребляет именно это слово с целью показать
Божественность Святого Духа.
И еще одно прямое
указание. Святой Дух прямо назван Богом. Лука повествует случай из опыта
первой христианской церкви. Это случай с Ананией и Сапфирой, когда они, продав
свое имение, утаили определенную часть из ее стоимости, остальное принесли
апостолом, но сказали, что принесли все. Петр ответил Анании: «Анания, для чего
ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому...
ты солгал не человеку, а Богу...». Деян5:1-5.[112]
УЧЕНИЕ О
СВЯТОМ ДУХЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ХРИСТИАНСТВА И СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ
АНАЛИЗ
В данной части
работы нам необходимо будет сравнить те слагаемые учения о природе Святого
Духа, которые выработались в христианстве в период становления учения вопроса о
природе Святого Духа с Библейским представлением освещаемой темы, и ответить на
вопросы: Все ли слагаемые учения о природе Святого Духа, появившиеся в
христианстве, находят подтверждение в Библейском учении?
В первой части
нашей работы мы могли познакомиться со слагаемыми учения по вопросу о природе
Святого Духа возникшими в христианстве в период становления этого учения.
Сравнивать их с Библейским пониманием данного вопроса мы будем в том же
порядке, в котором они расположены в выводах после первой части:
- Святой Дух
единосущ Отцу и Сыну, что подразумевает наличие в Его природе непередаваемых
атрибутов Отца и Сына, т.е. «Божество едино, слава равны и величие совечно».
Когда мы говорим о том, что Святой Дух единосущ Отцу и Сыну, то подразумеваем,
что и Святой Дух, и Сын, и Отец обладают не просто одинаковой природой, а одной
сущностью. И это означает, что Святой Дух имеет все те же передаваемые и не
передаваемые атрибуты по своей природе, которые мы рассматривали, говоря о
природе Бога.
Находиться ли
такое представление в согласии со Священным Писанием? Или говоря другими
словами, можем ли мы придти к выводу о единосущности Святого Духа Отцу и Сыну
на основании Священного Писания?
В пользу
положительного ответа на этот вопрос говорят следующие свидетельства Ветхого и
Нового заветов:
- Как Ветхий
Завет, так и Новый Завет свидетельствуют о три ипостасности Божества. Но в то
же самое время и Ветхий Завет, и Новый Завет свидетельствуют о единстве
Божества, говоря, что Бог един и один.
- Святой Дух
обладает непередаваемыми атрибутами, которыми обладает только Бог.
- Святой Дух
совершает действия, которые совершает только Бог.
- Святой Дух
прямо назван Богом.
Основываясь на
данных свидетельствах, мы можем сказать, что понимание того, что Святой Дух
единосущ Отцу и Сыну, сформировавшееся в церкви в IV веке, не находиться в противоречии
со Священным Писанием.
- Святой Дух -
Ипостась, т.е. не Отец и не Сын, но и не некая сила, а личность.
Подтверждается ли
это слагаемое учения о природе Святого Духа Священным Писанием? Или может
Савелий, говорящий о триединстве Бога в смысле единицы был прав?
В пользу того,
что Святой Дух - иная, отличная от Отца и Сына ипостась говорит следующее:
- Библия часто
говорит об Отце Сыне и Святом Духе в одном отрывке, не давая в них даже намеков
на то; что Бог, как Отец открывается в Ветхом завете, как Сын - во время
земного служения искупления Иисуса Христа, а как Святой Дух со времени
вознесения Христа на небо.
- Христос часто
молился Отцу (см. Евр.5:7), что говорит о существовании двух разных существ.
Это же подтверждают слова Христа: «иду к Отцу Моему...» Ин.16:10.
- И главное
подтверждение, что Святой Дух - иная личность, ипостась, лицо мы находим при
крещении Христа, о котором говорят все четыре Евангелия. При крещении Христа
присутствовали и Отец, и Сын, и Святой Дух одновременно.
Эти свидетельства
дают нам право сказать, что когда христианская церковь IV-го века говорят о Святом Духе, как
об иной ипостаси, отличающейся от Отца и Сына, то она не идет в разрез со
Священным Писанием.
О том, является
ли Святой Дух личностью, мы тоже можем сказать: «да», на основании следующих
фактов:
- По отношению к
Нему используются личные местоимения, и используется мужской род с
существительным среднего рода «пнеума» (pneu/ma);
- Нахождение
Святого Духа среди лиц (личностей) Святой Троицы;
- Личностные
характеристики: воля, разум, чувство, общение;
- Именование Его
Утешителем;
- Действия
Святого Духа;
- Святой Дух
исходит от Отца, и это является Его ипостасным свойством.
Библия
определенно говорит об исхождении Святого Духа от Отца, и это является
подтверждением данного слагаемого учения о природе Святого Духа: «Святой Дух от
Отца исходит...» (evkporeu,etai) Ин.15:26.
Но Библия нигде
не объясняет, что означает исхождение Святого Духа от Отца. И этот текст для
многих является одним из оснований для отвержения личностного аспекта Святого
Духа. «Как личность может исходить?», - спрашивают они. Церковь IV-го века объясняла исхождение, как
нечто тайное, присущее природе Бога и не поддающееся объяснению человеческим
умом. И то, что мы можем знать об исхождении, говорили они, - это, лишь, что
оно является отличительным признаком Святого Духа от Отца и Сына. И следует
признать, что данное объяснение весьма логичное, но всё же это тот случай,
когда необходимо признать, что в Библии нет подтверждений подобному объяснению,
но так же в ней мы не находим основания для отвержения подобного объяснения.
- Святой Дух - не
сотворенное существо, но происходит от Отца и Сына (как ветвь от корня).
Данное слагаемое
является традиционным пониманием церкви третьего века по вопросу о природе
Святого Духа. Подтверждается ли оно Священным Писанием? На этот вопрос мы не
можем дать положительного ответа. Нигде Писание не говорит о происхождении
Святого Духа от Отца и Сына или от кого-либо ещё.
- Святой Дух по
Своей природе ниже Отца и Сына, т.е. идея субординации между Святым Духом,
Сыном и Отцом.
Данная точка
зрения шла параллельно с традиционным пониманием церкви третьего века по
вопросу о происхождении Святого Духа от Отца и Сына. Подобную точку зрения
разделяли евиониты-гностики, ариани, манихеи, но только в отличие от
традиционного взгляда третьего столетия, они вообще не признавали Святого Духа
Божественной личностью. Говорить о согласовании идеи субординации с Библейской
позицией так же трудно. Хотя Библия нигде прямо не говорит, что Святой Дух
ничем не меньше Отца и Сына, но выше рассмотренные свидетельства не дают нам
право говорить о Библейской обоснованности идеи субординации по следующим
причинам:
- Библия нигде не
говорит о том, что Святой Дух ниже по Своей природе Отца и Сына.
- Святому Духу
присущи атрибуты, которые кроме Него свойственны только природе Бога.
- Святой Дух
единосущ Отцу и Сыну.
- Святой Дух
прямо назван Богом.
Здесь, возможно
кто-то может возразить, ведь не обо всех непередаваемых атрибутах, присущих
природе Бога говорится, как о присущих природе Святого Духа. И это то, как раз
и является основным аргументом сторонников идеи субординации. Но когда мы
говорили о природе Бога, мы не рассматривали природу Отца, или Сына, или
Святого Духа, а говорили о природе Бога вообще. И чуть выше мы увидели, что
триединство (три ипостаси и единое существо) не противоречит, а наоборот
подтверждается Библией. И теперь, когда мы, после того как пришли к этому
заключению, говорим о природе Бога, к Кому мы её относим? Только ли к Отцу и
Сыну? Это было бы не логично. Когда мы говорим о природе Бога, правильнее будет
утверждать, что она (природа) во всей полноте относится и к Отцу, и к Сыну, и к
Святому Духу.
- Святой Дух -
некий инструмент Отца. Это слагаемое содержалось в учении евионитов-гностиков.
Подобное
слагаемое:
- Святой Дух -
Божественная сила одного Бога. Принадлежало оно монархианам-динамистам.
Оба этих слагаемых
не находятся в согласовании со Священным Писанием. В первом случае по следующей
причине:
- Хотя в Библии
мы и находим, что Святой Дух дается, посылается, но и Сын отдан. Но Библия
определенно свидетельствует о самостоятельности действий совершаемых Святым
Духом, употребляя активный залог по отношению к ним (см. Ин. 14:26).
Говоря о втором
случае, не согласиться с тем, что Святой Дух просто сила Бога нам даёт право та
же самая причина, которая дает нам право не согласиться с тем, что Святой Дух -
инструмент, и ещё одна причина:
- Сила не может
быть личностью, а мы имеем большое количество свидетельств в пользу
личностного аспекта природы Святого Духа.
- Святой Дух -
творенье, но не некая сила, а личность, превосходящая другие творенья.
Это слагаемое
относится к учению ариан и пневматомахов (полу-ариан). Нельзя утверждать и в
этом случае о Библейской обоснованности данного понимания, т.к. Библия нигде не
говорит о том, что Святой Дух сотворен, а наоборот, Библия свидетельствует, что
Святой Дух наравне с Богом участвовал в сотворении земли и участвует в творении
человека в утробе. К тому же, когда мы говорим, что Святой Дух единосущ Отцу и
Сыну, то это исключает тварность Святого Духа. Если Святой Дух сотворен, то Он
не может быть единосущ не сотворенному Отцу и Сыну.
- Святой Дух -
эон или эманация Отца.
Данное слагаемое
принадлежит учению манихеев. Оно схоже чем-то с учением о происхождении Святого
Духа от Отца и Сына. И так же, как и идея о происхождении не поддерживается
Писанием. В Библии если кто-то происходит от Бога, то только потому, что Бог
творит. Дух Святой не происходит от Отца, т.к. не сотворен, так же не является
эманацией Отца.
- Святой Дух -
одно из имен одного Бога, открывающегося, как Отец в Ветхом завете, как Сын,
когда говорится о Боге Искупителе, и как Дух Святой, открывающийся в
Новозаветное время, начиная с вознесения Христа.
На этом
настаивали монархиани модалисты. Данное воззрение так же не подтверждается
Писанием:
- Библия
определенно свидетельствует об ипостасности (личностном аспекте) Святого Духа.
Т.е. Святой Дух - не то же самое, что Отец или Сын, а отдельная от Них
Божественная личность. О фактах подтверждающих данное утверждение мы упоминали,
анализируя учение об ипостасности Святого Духа.
- Святой Дух -
синтез Отца и Сына, «некое объединяющее» Отца и Сына в единую Троицу, единый
Бог.
Это слагаемое
также относится к Монархианству, а именно к учению римского епископа Каллиста.
Оно, как никакое другое, вообще является трудным для понимания и чем-то
напоминает учение модалистов, но не передает его идеи прямо. И также, чем-то
напоминает традиционное понимание церкви третьего века. Библия нигде не
говорит о Святом Духе, как о синтезе Отца и Сына. Данное слагаемое также не
согласуется со Священным Писанием.
- Святой Дух -
это двойное расширение Монады, связанное с домостроительством.
Автором данного
слагаемого является Маркел, епископ Анкирский. О нем (о слагаемом) нельзя
сказать, что нет противоречий между ним и Библией по следующим принципам:
- Маркел
утверждал, что Троица - это исторический феномен, связанный с
домостроительством и получившийся вследствие расширения Монады. Библия говорит
о том, что по Своей природе Бог неизменяем (Мал.3:6).
- асширение
Монады - это нечто напоминающее идею происхождения в традиционном взгляде церкви
второго-третьего века. И мы уже упоминали, что Библия не говорит о
происхождении ни Сына, ни Святого Духа. И тот факт, что Дух Святой единосущ
Отцу и Сыну не дает нам право сказать, что Сын и Дух Святой происходят от Отца
и Сына неведомым для нас образом: либо, как плод от корня, либо путем эманации,
либо через расширение Монады. Библия просто нам об этом не сообщает.
- Святой Дух
исходит от Отца и Сына.
Данное слагаемое
берет свое начало в Западной церкви в шестом веке. Нигде в Библии не сказано об
исхождении Святого Духа от Отца. И говорить, что Бог обладает по Своей природе,
каким то качеством, о котором не говорит Библия, мы не можем.
ВЫВОДЫ
Делая выводы по
проделанному исследованию нам необходимо ответить на поставленный в начале
вопрос: В чем суть, или каковы слагаемые христианского учения о природе
Святого Духа? И почему в христианстве имели место те слагаемые учения природе
Святого Духа, которые не поддерживаются Священным Писанием?
Сейчас мы можем
совершенно определенно сказать, что большая часть составных учения по вопросу о
природе Святого Духа, которые имели место в христианстве в период становления
этого вопроса, не согласуется со Священным Писанием.
Итак, слагаемые,
учения по вопросу о природе Святого Духа, которые не идут в разрез со Священным
Писанием и подтверждаются Им:
- Святой Дух
единосущ Отцу и Сыну, что подразумевает наличие в Его природе непередаваемых
атрибутов Бога, т. е. «Божество едино, слава равна и величие совечно».
- Святой Дух -
ипостась, т.е. не Отец и не Сын, но и некая сила, а личность.
Слагаемое учения
по вопросу о природе Святого Духа, которое не идет в разрез со Священным
Писанием, подтверждается Им, но интерпретация которого, хотя и логична, все же
мы не можем сказать, что Библия абсолютно поддерживает этот взгляд.
- Святой Дух
исходит от Отца, и это есть личное ипостасное свойство Святого Духа.
Слагаемые учения
по вопросу о природе Святого Духа, которые не согласуются со Священным
Писанием:
- Святой Дух
несотворённое существо, но происходит от Отца и Сына.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|