Слава.
«Кто сей Царь славы? - спрашивает Давид, и отвечает, - Он - Царь славы».
Пс.23:10 (см. Исх.33:19; 34:5-7; 1Кор.15:43; Отк.21:23).
Личностный
аспект Бога
Прежде
чем завершить знакомство с природой Бога, нам необходимо ответить на следующий
вопрос: Является ли Бог личностью, или может Он просто некая космическая Сила,
идея и т. д.? Рисел Бурум определяет личность следующим образом: «Личность -
это бытие, обладающее интеллектом, волей, индивидуальным существованием,
которое может сказать я, ты, он, мне, моя».[100] Г. К. Тиссен
говорит, что личность определяют три существенных элемента: интеллект, чувства
и воля.[101]
Говоря о природе Бога, не остается сомнений в том, что Он личность, т.к. Бог
обладает интеллектом, волей, чувствами, индивидуальным существованием, может
сказать я, ты, он, мне, моя. И если мы человека называем личностью, то тем
более Бога по чьему образу и подобию был сотворен человек.
Тема
природы Бога настолько же бесконечна, насколько бесконечен и до конца не
познаваем Сам Бог. И цель нашего знакомства с природой Бога не заключалась в
том, чтобы проникнуть в эту бесконечность. Так же не заключалась она и том, что
бы с кем-то из предшествующих исследователей по этому вопросу спорить и не
соглашаться. Мы лишь попытались увидеть то, что открыто в Слове Божьем по
вопросу природы Бога, и, как учение этого Слова представляют некоторые другие
исследователи.
Теперь нам
следует ответить на следующий вопрос: Можем ли мы сказать, что те атрибуты,
которые присущи природе Бога, полностью присущи и Духу Святому, или только
Отцу и Сыну? Дух Святой ниже по Своей природе Отца и Сына? Является ли Он Богом
и личностью? Какова суть или слагаемые учения Библии по вопросу природы Святого
Духа?
ПРИРОДА
СВЯТОГО ДУХА. БИБЛЕЙСКАЯ ПОЗИЦИЯ
Ветхий
Завет
Намеки
на три ипостасность Божества
Если не
набраться смелости и не сказать, что Ветхий Завет прямо говорит о троичности
Божества, то нельзя отрицать то, что Ветхий Завет дает совершенно ясные намеки
на это. И эти намеки можно увидеть через следующие моменты:
Местоимения,
использующиеся по отношению к Богу, в форме множественного числа. Ни
один раз в Ветхом Завете местоимения, стоящие вместо имени Бога, имеют форму
множественного числа. Так, например, в Бытие 1:26 мы читаем: «И сказал Бог
(Элохим): сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему...»
если интерпретировать это место в свете Новозаветнего откровения учения о
Троицы, местоимение «нашему», стоящее в таком несогласование чисел кажется
ничем иным, как совершенно определенным намеком на три ипостасность Божества.
Нечто похожее мы находим и у пророка Исаи 6:8: «И услышал я голос Господа
(Адонай), говорящего: кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?»
Глаголы,
использующиеся по отношению к Богу, в форме множественного числа. В том
же тексте Быт. 1:26, после слова Бог (Элохим) идет глагол множественного числа
«сотворим» (hf,[]n:). В другом месте имеется похожий отрывок. «И сказал
Господь (Яхве)... Сойдем же (hd'r>nE), и смещаем
(hl'b.n"w>) язык их, так чтобы один не понимал речи другого».
Быт.11:6,7. Эти отрывки так же дают нам право предположить о некой
множественности Божества. И если в случае с Быт.1:26, кто-то может возразить,
сказав, что в данном случае местоимения во множественном числе - это лишь
согласование со словом Элохим (~yhil{a/), так по своей форме Элохим тоже
множественное число. Но как в этом случае объяснить Быт.11:6,7 и Ис.6:8? Притом
Элохим употребляется и с глаголом в единственном числе. Тот же стих - Быт.
1:26: “и сказал (rm,aYOw:,,; 3-е лицо, ед. число) Бог (Элохим).
Господа
следует отличать от Господа, или от Бога. В Бытие 19:24 мы встречаем
следующее выражение: «И пролил Господь (Яхве) на Содом и Гоморру дождем серу и
огонь от Господа (Яхве) с неба...» Притом под первым Господом в данном тексте
подразумеваются не кто иные, как те два ангела, пришедшие в дом Лота (см.
Быт.19:1-23), они находились на земле и проливали огонь от Господа с неба.
Похожий случай мы
встречаем в видении пророка Захария о великом иерее и сатане. Зах.3:2 «И сказал
Господь (Яхве) сатане: Господь (Яхве) да запретит тебе, сатана, да запретит
тебе Господь (Яхве), избавивший Иерусалим!» (см. также в Новом Завете
2Тим.1:18).
«Сына» следует
отличать от «Отца» или от «Господа». Знакомясь с учением Ветхого Завета, мы
встречаем и эту идею. Так, например, в пророческом изречении Давида: «Возвещу
определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; я ныне родил Тебя» Пс.2:7. Сыны
Кареевы высказывали подобную мысль: «Остры стрелы Твои; Престол Твой Боже,
вовек; жезл правоты - жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду, и возненавидел
беззаконие; посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости, более
соучастников Твоих» Пс.44:6-8. Так же пророк Михей, передовая слова Божии
говорит: «И ты Вифлеем - Ефрафа ... из тебя произойдет Мне Тот, Который должен
быть владыкою в Израиле, и Которого происхождение от начала от дней вечных»
Мих.5:2.
Духа
следует отличать от Бога или Господа. С первых строк Библии мы встречаем
это различие: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и
пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою». Быт.1:12. «Сказал
Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками». Быт.6:3 (см.
Числ.11:29; Числ.27:18; Пс.50:12,13; Ис.40:13; Аггей 4,5).
А
пророк Исая в 48 главе прямо говорит о троичности Божества. «Послушай Меня,
Иаков и Израиль... Я первый и я последний... Приступите ко Мне, слушайте это: Я
и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и
ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его» Ис.48:12-16.
Рассмотрев
все эти отрывки, действительно становится очевидным тот факт, что Ветхий Завет
содержит определённые свидетельства в пользу троичности Божества. Но, несмотря
на это Бог Ветхого Завета один и един, а не три бога. Этим то и отличалась
монотеистическая религия Израиля от языческих религий.
Указание на
единство Бога
О
единстве Бога в учении Ветхого Завета можно заключить из того, что хотя мы и
встречаем намеки на троичность, мы так же встречаем и то, что Бог только один.
«И молился Езекия пред лицом Господним, и говорил: Господи, Боже Израилев,
сидящий на херувимах! Ты Один Бог всех царств земли, Ты сотворил небо и землю».
4Цар.19:15. Иов говорит, что «Он (Бог) один распростирает небеса, и ходит по
высотам моря» Иов.9:8. Давид призывает славить «Того, Который один творит
чудеса великие...» Пс.135:4.
Природа
Святого Духа. Учение Ветхого Завета
Действия
Святого Духа
Действия
Святого Духа, о которых нам повествует Ветхий Завет, очень разнообразны.
Причина, по которой мы намереваемся рассмотреть действия Святого Духа, изучая
вопрос о Его природе, заключается в том, что некоторые действия Святого Духа
раскрывают Его природу.
С
первой страницы Библии мы находим, что Святой Дух участвует в творении (Быт.1:2).
Книга Иова прямо свидетельствует о том, что Святой Дух совершает творческую
деятельность. «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне
жизнь». Иов.33:4 (см.Пс.138:13; Иов.26:11-13).
Святой Дух, может
быть, огорчаем и пренебрегаем. Пророк Исая, повествуя о народе
Божьем, пишет: «но они возмутились и огорчили Святого Духа Его» Ис.63:10 (см.
Быт.6:3).
Святой Дух пребывает
в человеке, или почивает на человеке. О Давиде сказано, как и о
многих других: «и почивал Дух Господень на Давиде» 1Царств16:13 (см. Быт.41:38;
Числ.1:17,25,26; Числ.23:6; Числ.24:2; Числ.27:18; Суд.3:10; Суд.11:29;
4Цар.2:9,15,16; Пс.103:30; Ис.11:2; Ис.59:21; Ис.61:1; Ис.63:11; Дан.4:5,6,15;
Дан.5:11,14). А пророк Аггей говорит, что Святой Дух пребывает не только
в отдельный личностях, но и среди народа. «Завет Мой, - говорит Господь
вышедшим из плена Вавилонского, который Я заключил с вами при исшествии вашем
из Египта, и дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь». Аг.2:5.
Святой Дух
исполняет человека «Господь исполнил его (Веселиила) духом Божиим» Ис.35:31
(см. Мих.3:8). Объемлет или облекает человека «Дух Господень
объял Гедеона» Суд.6:34 (см. 1Пар.12:18; 1Пар.24:20).
Святой Дух
действует в человеке. О Самсоне сказано: «И начал Дух Господень действовать
в нем...» Суд.13:25.
Дух Святой сходит
на человека: «и сошел на него (на Самсона) Дух Господень» Суд.14:6
(см. Суд.14:19; Суд.15:14; 1Цар.10:6,10; 1Цар.11:6; 1Цар.19:20; 2Пар.15:1;
2Пар.20:14; Ис.42:1).
Святой Дух также
и отступает или отходит от человека. После того, как Саул
ослушался Бога, о нем сказано: «от Саула отступил Дух Господень» 1Цар.16:14
(см. 3Цар.22:24; 2Пар.18:23; Пс.50:13).
Дух Святой говорит
в человеке. В песне хвалы Давида, которая названа «последние слова Давида»,
мы находим такое высказывание: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на
языке у меня» 2Цар.23:2 (см. 3Царств22:24).
Святой Дух руководит
человеком. Бог говорит через пророка Иезекииля: «Вложу внутрь вас дух Мой и
сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать
и выполнять» Иез.36:27 (см. 3Царств18:13; Пс.142:10; ср. Ис.30:1).
Святой Дух наставляет.
В книге Неемии записана молитва, и в ней мы встречаем такие слова: «Ты (Бог)
дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их» Неем.9:20.
Дух Святой
напоминает. В той же молитве встречается и такое высказывание: «Ожидая их
обращения (обращения народа Божьего), Ты медлил, многие годы и напоминал им
Духом Твоим, через пророков Твоих». Неем.9:30.
Святой Дух
участвует в передачи вести через видения. Иезекииль так описывает свой опыт: «и
поднял меня дух между землею и небом, и принес меня в видениях Божиих в
Иерусалим» Иез.8:3 (см. Иов.4:15; Иез.2:2; Иез.3:12,14,24; Иез.11:1,5,24;
Иез.13:3; Иез.37:1; Иез.43:5; Зах.7:12).
Святой Дух утверждает.
Давид молился и взывал к Господу: «Возврати мне радость спасения Твоего и Духом
владычественным утверди меня». Пс.50:14.
Дух Святой изливается.
«Изолью от Духа Моего на всякую плоть (говорит Господь), и будут
пророчествовать Сыны ваши и дочери ваши, старцам вашим будут сниться сны, и
юноши ваши будут видеть видения. И так же на рабов и на рабынь в те дни изолью
от Духа Моего». Иоиль 2:28,29 (см. Ис.32:15; Ис.44:3; Иез.39:29; Зах.12:10).
Прежде чем
закончить говорить о действиях Святой Духа, следует отметить тот факт, что
многие действия, которые совершает Святой Дух, совершает и Бог. Святой Дух творит,
Бог тоже творит (см. Быт.1:1; Быт.2:2). Святого Духа можно огорчить,
огорчить можно и Бога (см.Пс.77:56; ср. Иер.7:19). Бог, как и Дух
Святой, действует (см. Екл.7:13; Пс.118:126). О Сауле сказано, что Дух
Господень отступил от него (см. 1Царств 16:14), две главы ниже о том же
Сауле сказано, что «Господь (Яхве)... от Саула отступил...»
(1Цар.18:12). Бог, как и Дух Святой, говорит в человеке, или чрез
человека (см. Вт.18:18,19). Бог, так же как и Дух Святой руководит
человеком (Пс.72:23,24), наставляет человека (см. Вт.31:14). Подобно
Святому Духу, Бог напоминает (Неем.9:29), участвует в передачи вести
через видения (см. Числ.24:4; Иез.1:1), утверждает (см. Пс.39:2,3;
2Цар.5:12).
После такого
сравнения нельзя не увидеть, что во многом действия Бога и действия Святого
Духа схожи. Следует отметить, что речь идет не только о таких действиях,
которые способен совершить и человек, но которые совершает только Бог. На основании
этого можно предположить, что существует равенство между Святым Духом и Богом.
Хотя нужно сказать, что это лишь предположение.
Имена Святого
Духа в Ветхом Завете
Как мы уже
упоминали выше, имена во времена Ветхого Завета не просто называли человека, но
и охарактеризовывали его. Поэтому нам необходимо будет рассмотреть те имена,
которыми Святой Духа называется в Ветхом Завете, т.к. они характеризуют и Его
природу.
В Ветхом Завете
Святой Дух называется следующими именами:
Дух (см. Числ.11:17,25,26;
4Цар.2:9; 1Пар.12:18; Иов.4:15; Ис.31:3; Иез.1:20,21; Иез.2:2; Иез.3:12,14,24;
Иез.8:3; Иез.11:1,24; Иез.43:5);
Дух Господень (Яхве) (см. Суд.3:10;
Суд.6:34; Суд.11:29; Суд.13:25; Суд.14:6,19; Суд.15:14; 1Цар.10:6;
1Цар.16:13,14; 2Цар.23:2; 3Цар.18:12; 3Цар 22:24; 4Цар.2:16; 2Пар.18:23;
2Пар.20:14; Ис.11:2; Ис.40:13; Ис.61:1; Ис.63:14; Иез.11:5; Мих.2:7; Мих.3:8);
Дух Божий (см. Быт.1:2; Быт.41:38;
Исх.31:3; Исх.35:31; Числ.23:6; Числ.24:2; 1Цар.10:10; 1Цар.11:6;
1Цар.19:20,23; 2Пар.15:1; 2Пар.24:20; Дан.5:14);
Дух с личным
местоимением,
стоящим вместо имени Бога (см. Быт.6:3; Числ.11:29; Неем.9:20; Иов26:13;
Пс.103:30; Пс.138:7; Пс.142:10; Ис.30:1; Ис.34:16; Ис.42:1; Ис.44:3; Ис.48:16;
Ис.59:21; Иез.36:27; Иез.39:29; Иоиль 2:28,29; Агг.2:5; Зах.4:6; Зах.7:12);
Дух Святой с
личным местоимением, стоящим вместо имени Бога (Пс.50:13; Ис.63:10,11).
Дух
премудрости
(см. Исх.28:3; Вт.34:9; Исх.11:2); Дух Илии (см. 4Цар.2:15)[102].
Дух
Владычественный (см. Пс.50:14);
Дух свыше (см. Ис.32:15).
В описании славы
Божией - Дух животных[103]
(см. Иез.10:17).
Дух Святого
Бога (см.
Дан.4:5,6,15; Дан.5:11).
Высокий Дух (см. Дан.5:12; Дан.6:3).
Превосходный
Дух
(Мал.2:15).
Дух благодати
и умиления
(см. Зах.12:10).
Дух ведения и
благочестия
(Ис.11:2).
Следует отметить,
что многие имена, которыми называется Святой Дух, схожи с именами, которыми
называется Бог. Дух называется Святым, и Бог Свят (см. Ис.6:3).
Дух называется Духом Яхвы и Духом Элохим, но Яхве и Элохим
- это также и имена Бога. Дух назван Духом премудрости и Бог
премудр (см. Езд.7:25; Ис.28:29). Давид говорит о Духе, как о Владычественном,
и Бог есть Владыка (см. Вт.10:17 ср. Дан.2:47). В Данииле пребывал высокий
Дух. А Исая говорит о том дне, когда лишь «один Господь будет высок»
Ис.2:11.
Подобно
действиям, имена Святого Духа в своем большинстве схожи с именами Бога. На
основании сходств имён мы снова можем предположить о равенстве Святого Духа и
Бога, но этого далеко ещё не достаточно, что бы утверждать о равенстве природы
Святого Духа и Бога.
Атрибуты
Святого Духа в Ветхом Завете
Когда мы говорим
об атрибутах Святого Духа, описанных в Ветхом Завете, мы встречаем, как и
присущей природе Бога, непередаваемые атрибуты и передаваемые.
Непередаваемые
атрибуты
Вездесущность.
Когда мы
говорим, что Святой Дух вездесущ, то подразумеваем, что Он пребывает в одно и
то же время повсюду. Давид, используя параллелизм, сопоставляет Духа Святого
лицу Божьему: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду
ли на небо, Ты там; Сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь
на край моря; и там поведёт меня, и удержит меня десница твоя. Скажу ли: «Может
быть, тьма сокроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью». Но и тьма не
затмит от Тебя, и ночь светла, как день, как тьма, так и свет». (Пс.138:7-12.)
Намёк на всеведение
и всемогущество. Пророк Исая спрашивает: «Кто исчерпал воды горстью
своею, и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах
горы и на чашах весовых холмы» (Ис.40:12 ст.). Далее пророк задаёт следующий
вопрос: «Кто уразумел дух Господа и был советником у Него и учил Его» (40:13
ст.). «С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь
правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости» (Ис.40:14 ст. /
Ис.40:12-14).
Вопрос: «Кто
уразумел дух Господа?»(13 ст.), как бы подразумевает, что нет того, кто мог бы
уразуметь Его, что естественно побуждает нас предположить о всеведении Духа
Господня. В пользу этого предположения свидетельствует и тот факт, что Святой
Дух назван Духом премудрости (Исх.28:3; Вт.34:9). А о всемогуществе Духа
Господня говорят 12 ст. и 14 ст.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|