- Святой Дух -
Божественная сила одного Бога.
- Святой Дух -
синтез Отца и Сына, «некое объединяющее» Отца и Сына в единую Троицу, единый
Бог.
- Святой Дух -
это двойное расширение монады, связанное с домостроительством.
- Святой Дух
исходит от Отца и Сына.
В данной части
работы нам следует рассмотреть учение Ветхого и Нового Завета по вопросу
природы Святого Духа, с целью увидеть суть и слагаемые этого учения в свете
Библии. Т.к. Библия не говорит нигде прямо: «Природа Святого Духа такая-то и
такая-то», исследование будет проходить следующим образом: Мы будем
рассматривать Библейский взгляд на природу Бог; знакомиться с текстами
Священного Писания, касающиеся непосредственно природы Святого Духа, а так же с
текстами, говорящими об атрибутах, действиях, именах Святого Духа по мере
надобности в сравнении этих атрибутов, действий и имён с природой Бога.
Слово «Дух»,
которое мы встречаем в Ветхом Завете - это перевод многозначного еврейского
слова «руах» (x;Wr), которое встречается там триста восемьдесят девять раз.
Далеко не всегда слово «руах» (x;Wr) означает «дух», тем более не всегда
используется для описания Святого Духа.
Слово «Дух»,
встречающееся в Новом Завете - это перевод греческого слова «пнеума» (pneu/ma).
Встречается оно 379 раз. Как и в Ветхом Завете, слово «руах» (x;Wr), так и в
Новом Завете слово «пнеума» (pneu/ma) используются не только для описания
Святого Духа. Нам необходимо будет рассмотреть те тексты, в которых речь идет о
Духе Святом, и которые в основном не вызывают разногласий по поводу того,
действительно ли в них речь идет о Духе Святом, или о каком то другом духе. И
из них те, которые непосредственно говорят о природе Святого Духа либо прямо,
либо косвенно.
ПРИРОДА БОГА. БИБЛЕЙСКИЙ ВЗГЛЯД
Имена и
описания Бога в Библии
Известно, что в
библейские времена имя имело особое значение. Оно не просто отличало от других
того, кто носил это имя, но и говорило о его характере. Поэтому необходимо,
когда мы говорим о природе Бога, рассмотреть Его имена, которыми Он назван в
Писании.
Имена,
говорящие о природе Бога. К ним относятся: «Имена «Эл» и «Элохим» («Бог») открывают
силу, присущую Богу. Они представляют Его, как Сильного и Могущественного, как
Бога, все сотворившего (Быт.1:1; Исх.20:2; Дан.9:4). Имена «Элион»
(«Всевышний») и «Эл Элион» («Бог Всевышний») указывает на Его возвышенное
положение (Быт.14:18-20; Ис.14:14). Имя «Адонай» («Господь») говорит о Боге,
как о Всемогущим Владыке (Ис.6:1; Пс.34:23)... Имена «Шадай» («Всемогущий») и
«Эл Шадай» («Бог Всемогущий») изображают всемогущество Бога, Который является
источником благословения и утешения».[72]
Так же известный тетраграммон (hw"hy>>), переводимый как «Иегова»
или «Яхве» «свидетельствует о верности завету со стороны Бога и Его милости
(Исх.15:2,3; Ос. 12:5,6)».[73]
Описания,
заимствованные из мира сотворенных существ и предметов. «Бог сравнивается со львом
(Ис.31:4), и с орлом (Втор.32:11), с агнцем (Ис.53:7), с птицей (Мат.23:37); с
солнцем (Пс.83:12), с утренней звездой (Отк.22:16), со светом (Пс.21:1), со
светильником (Отк.21:23), с огнем (Евр.12:29), с потоком (Пс.35:9); с твердыней
(Вт. 32:4), с покровом (Пс.118:14); с башней (Пр. 35:9)… с защитником
(Пс.33:10), с храмом (Отк.21:22) и т. д.»[74]
Описания, в
основе которых лежит тот или иной опыт из жизни людей. «Бог назван женихом (Ис.61:10),
супругом (Ис.54:5), отцом (Вт.32:6), судьей и царем (Ис.33:22), мужем брани
(Исх.15:3), художником и строителем (Евр.11:10), пастырем (Пс.22:1), целителем
(Исх.15:26) и т. д. Бог говорит терминами человеческих действий, такими,
как: узнать (Быт.18:21), вспомнить (Быт.8:1); Ис.2:24), увидеть (Быт.1:10),
услышать (Исх.2:24); обонять (Быт.8:21), испытывать (Пс.11:5), поставить
(Пс.8:7); восстать (Пс.67:2); ходить (Лев.26:11); отереть (Ис.25:8) и т.д. д. Описывается
человеческими эмоциями, такими, как: радость (Ис.62:5), раздражение
(Пс.77:40...), огорчение (Иер.7:18-19); любовь (Ин.3:16), ненависть (Вт.16:22),
гнев (Пс.2:5) и т.д.»[75]
Описания с
использованием различных частей человеческого тела. «Писание говорит о Божьем лице
(Исх.33:20,23; Ис.63:9; Пс.5:11; Отк.22:4), глазах (Пс.10:4; Евр.4:13), веках
(Пс.10:4); ушах (Пс.54:2; Ис.59:1), устах (Иов11:5); языке (Ис.30:28), спине
(Иер.18:17); мышце (Ис.15:16), руках (Числ.11:23), пальце (Ис.8:19), сердце
(Быт.6:6), ногах (Ис.66:1) и т.д.»[76]
Хотя в другом месте Библия ясно учит, что Бог не имеет плоти: «Бог есть Дух».
(Ин. 4:24).
Имена, которые
прямо говорят о природе Бога, непосредственно открывают нам Его сущность.
Говоря об именах, которые описывают Бога, можно заключить о бесконечности и
необъятности до непонятной конца человеку природы Бога. Столь разнообразные
имена свидетельствуют о сложности описания природы Бога, тем более для грешного
человека. Такой антропологический язык в использовании описания природы Бога В.
Грудем объясняет, как «язык, говорящий о Боге человеческими терминами».[77]
Непередаваемые атрибуты Бога
К непередаваемым
атрибутам Бога принято относить те свойства, качества Божьей природы, которые Он
имеет Сам в Себе, и которые не передаются Им Его творению. К ним относятся:
Независимость. Независимость Божия
означает, что «Бог не нуждается в нас или в Своем творении для чего-нибудь,
хотя, несмотря на это мы и другое творение можем прославлять Его и приносить
Ему радость».[78]
Писание ясно свидетельствует, что Бог «не требует служения рук человеческих,
как бы имеющий, в чем-либо нужду, Сам, давая всему жизнь и дыхание, и все»
Деян.17:24,25. (см. Пс.49:10-12; Откр.4:11; Рим.11:35-36).
Неизменяемость. «Бог не изменяется в Своей
сущности, в Своих атрибутах, в Своем сознании и воле. Все изменения должны
приводить к чему-то лучшему или худшему. А Бог не может измениться..., потому
что Он абсолютно совершен».[79]
Книга пророка Малахии 3 гл. стих 6 говорит: «Ибо Я - Господь, Я не изменяюсь»
(см. Пс.102:26-28; Иак.1:17).
Несмотря на то,
что Бог неизменяем, и Библия определенно свидетельствует об этом, некоторые
отрывки Священного Писания говорят, как бы об обратном. Так, например в
Исх.32:9-14 сказано, что Бог поменял Свое намерение по отношению к Израильскому
народу после ходатайства Моисея. Бог раскаивается, что сотворил человека
Быт.6:6 (см. так же Иона3:4-10; 1Цар.15:10). Так как Библия совершенно ясно
говорит о том, что Бог неизменяем то отрывки, о которых мы только что
упомянули, следовательно, не должны противоречить Библейскому учению о
неизменяемости Бога и должны иметь свое объяснение. Так в случае с Ионой и
Ниневией, Бог изменяет Свое намерение, и это изменение можно объяснить
условностью вести Ионы.[80]
Случай с Израилем и Моисеем В. Грудем объясняет так: Бог сказал, что пошлет суд
для провозглашения истины, если ситуация не изменится. Но ситуация изменилась.
Искренняя молитва Моисея изменила ситуацию.[81] Другими словами в
данном отрывке опять играет большое значение условность намерения Бога. Случаи,
когда Бог раскаялся после того, как сотворил людей, и после того, как избрал
Саула, Грудем объясняет следующим образом: Он говорит, что эти отрывки нужно
понимать, «как выражение Божьего недовольства в данной ситуации по отношению к
грешным людям».[82]
Кроме того, когда
мы говорим о Божьей неизменяемости, необходимо отметить тот факт, что
неизменность Бога вовсе не говорит о том, что Бог не обладает эмоциями,
которые, как известно, не постоянно одни и те же. Библия, описывая Бога,
говорит, что Бог «будет радоваться» Ис.62:5; в другом месте говориться о гневе
Божьем (см. Ис.54:8). Человек, как образ и подобие Бога (см. Быт.1:26) не
является не эмоциональным существом, что так же говорит о том, что Бог обладает
эмоциями.
Вечен. Этот атрибут означает, что
«Бог не имеет начала и конца, находится вне времени и видит все время
одинаково ярко, однако видит события во времени и действия и времени».[83]
В пользу того, что Бог вне времени в Своем собственном бытие и не имеет начала
и конца, говорит Его существовании до образования Вселенной во времени. «Прежде
нежели... Ты образовал землю и Вселенную, и от века до века ты - Бог». Пс.89:3
(см. Отк.1:8; 22:13). О том, что Бог видит все действия и события во времени и
притом одинаково отчетливо, когда бы они не происходили, свидетельствует Его
бытие над временем, или вне времени: «Одно не должно быть сокрыто от вас,
возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один
день» (2Пет.3:8). Так же в пользу этого свидетельствует тот факт, Бог часто
называется в Библии вечным Богом (см. Быт.21:23; Ис.40:28; Иер.10:10;
Рим.14:25).
Вездесущность. Когда мы говорим, что Бог
вездесущий, мы подразумеваем, что Он присутствует в одно и тоже время повсюду.
«Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит
Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? Говорит Господь». (Иер.23:23, см.
Пс.138:7-12; Евр.4:13).
Всеведение или Всезнание. Г.К.
Тиссен дает следующее определение всеведению или всезнанию Бога. «Бог
бесконечен в Своем познании. Бог знает в совершенстве и от вечности Самого
Себя, а так же все остальные вещи, если только они действительны или просто
возможны, совершались ли они в прошлом, совершаются ли в настоящем и будут
совершаться в будущем. Он знает все вещи непосредственно, Он познает их в одно
и то же время и исчерпывающим образом, а также истинно».[84]
В Библии Бог назван «совершеннейшим в знании» Иов.37:16 (см. 1Ин.3:20;
Пс.146:3-5).
Всемогущество. Всемогущество Божие
означает, что Бог силен совершить все, что бы Он не пожелал. Но так как Его
воля нераздельна с Его природой, Бог совершает лишь то, что находится в
гармонии с Его совершенствами. Существуют вещи, которые Бог не совершает (см.
Авк.1:13; 2Тим.2:13; Евр.6:18; Иак.1:13).[85] При всем этом Бог
не перестает быть всемогущим. «Я Бог Всемогущий» Быт. 17:1. «Есть ли что
невозможное для Меня?» Иер.32:27 (см. Мф.19:26; Отк.19:6).
Самосуществование.
Самосуществование Бога означает то, что Он имеет жизнь в Самом Себе. «Ибо как
Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе». Ин.
5:26.
Передаваемые
атрибуты Бога
Когда мы говорим о передаваемых атрибутах Бога, то
подразумеваем, те качества и свойства природы Бога, которые Бог передает Своему
творению, которыми Бог наделяет Свое творение или хочет передать и наделить. К
ним относятся:
Интеллектуальные
атрибуты
Знание. Помимо того, что Бог
Всезнающий или Всеведущ, Он обладает и такими знаниями, которые Он сообщает
Своему Творению. «А нам Бог открыл...» (1Кор.2:10), говорит апостол Павел (см.
также 1Цар.23:11-13; 2Петр.3:8).
Мудрость. «Божья мудрость означает,
что Бог избирает лучшую цель и лучшие средства к достижению той цели»[86]
Библии называет Бога «Премудрым» Рим.14:26 (см. Иов.9:4; 12:13; Пс.103:24).
Истинность и Верность. «Божья
истинность означает, что Он есть истинный Бог, и что Его знания и слова истинны
и являются конечным авторитетом».[87]
«Господь Бог есть истина…» Иер.10:10 (см. Ин.17:3; 1Ин.5:20).
«Божья верность
значит, что Бог всегда будет делать то, что Он сказал и исполнять то, что, Но
пообещал»[88]
«Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он
ли скажет и не сделает? Будет говорить и не исполнит?» Числ.23:19.
Нравственные
атрибуты
Доброта. «Доброта Божья значит, что
Бог есть конечное мерило добра, и все, что Бог есть, и все, что Он делает,
заслуживает одобрения»[89]
«Ибо благ Господь», - говорит псалмопевец Пс.99:5. (см. Лк.18:19; Пс.105:1;
Пс.106:1).
Любовь. «Божья любовь означает, что
Бог вечно отдает Самого Себя другим».[90]
Иоанн: свидетельствует «Бог есть любовь» 1Ин.4:8 (см. Рим.5:8; Ин.3:16;
Ин.17:24).
Милость и благодать. Милость
Божия - это «благость (доброта) по отношению к тем, которые находятся в
страданиях или несчастии».[91]
Благодать - это незаслуженная милость, проявляемая по отношению к человеку.
«Щедр и милостив Господь, говорит Священное Писание, долготерпелив и
многомилостив» Пс.102:8 (см. Исх.34:6; 2 Цар.24:14; Рим.1:7).
Святость. Когда мы говорим о Божьей
святости, то подразумеваем Его абсолютную обособленность от всякой
безнравственности, зла и греха. «Свят Господь Бог наш» Пс.98:9 (см. Пс.70:22;
77:41).
Мир или порядок, без
которого мир невозможен. «Божий мир означает, что Божье бытие и действия
отделены от всякого беспорядка и расстройства»[92]. «Бог не есть Бог
неустройства, но мира» 1Кор.14:33 (см. Рим.15:33; Фил.4:9; 1Фес.5:26).
Праведность и справедливость.
«Божья праведность означает, что Бог всегда совершает действия в согласии с
тем, что праведно, и Сам является конечным мерилом того, что праведно».[93]
«Все пути Его праведны. Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен»
Втр.32:4 (см. Езд.9:15; Ин.17:25; Быт. 18:25).
Ревность. «Божья ревность значит, что
Бог непрерывно защищает Свою собственную честь». Вторая заповедь
свидетельствует об этом качестве Бога: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель...»
Исх.20:5 (см. Вт. 4:24;5:9).
Гнев.
«Божий гнев означает, что Он сильно ненавидит любой грех».[94]
Библия говорит: «Открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду
человеков, подавляющий истину неправдою». (См. Исх.32:9-10; Кол.3:6;
1Фес.1:10).
Терпение.
Писание сообщает нам, что Бог «долго терпит... не желая, чтобы кто погиб, но
чтобы все пришли к покаянию» 2Пет.3:9 (см. 2 Петр.3:15).
Атрибуты
намерения
Воля.
«Божья воля - это такой атрибут Бога, посредством которого Он одобряет и
устанавливает осуществление каждого действия необходимого для содействия и
активности Самого Себя и всего творения».[95] Павел в послании к
Римлянам говорит, что «воля Божия, благая, угодная и совершенная». Рим.12:2
(см. Еф.1:10,11; 1Фес.4:3; Ис.53:10).
Свобода.
«Божья свобода - это такой атрибут Бога, посредством которого Он делает все,
чтобы Ему не понравилось».[96]
«Сердце царя в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его».
Пр.21:1 (см. Дан.4:32).
Сила.
Мы уже упоминали о том, что Бог всемогущ. Всемогущим кроме Него никто не
является. Но Бог наделяет Свое творенье определенной силой. Ангел Господень
объявил Гедеону: «Господь с тобою, муж сильный!» Суд.6:12 (см. Пс.18:33;
102:20).
Другие
атрибуты
Совершенство.
«Божье совершенство означает, что Бог обладает всею полнотой превосходных
качеств и не нуждается ни в каком либо качестве, которое желательно бы было Ему
иметь».[97]
Христос в нагорной проповеди говорит: «будьте совершенны, как совершен Отец Ваш
Небесный» Мф.5:48. (см. Вт.32:4).
Счастье
или блаженство. «Счастье Бога означает, что Он наслаждается в Самом Себе
и во всем, что отражает Его характер».[98] Павел в первом
послании к Тимофею, повествуя о Боге, пишет: «блаженный и единый сильный Царь
царствующих и Господь господствующих». 1 Тим.6:15 (см. 1 Тим.1:11; Быт.1:31;
Пр.30-31).
Красота.
«Божья красота - это такой атрибут Бога, посредством которого Он имеет все
желательные качества».[99]
Давид молился о том, чтобы «пребывать... в доме Господнем..., созерцать красоту
Господню». Пс.26:4.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|