Может показаться,
что слова: «Кто уразумел дух Господа и был советником у Него и учил Его. С кем
советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его
знанию, и указывает Ему путь мудрости» относятся не к Духу Господню, а к
Господу. Но трудно согласиться с этим по следующим причинам: Китель в Библии Hebraica Stuttgartersia выделяет сороковую глав, как поэтический отрывок. Тексты,
прочитанные нами выше, это часть большего отрывка c 12 по 17 ст.[104].
Данный отрывок повествует о всемогуществе Того, о Ком речь идёт в 13 ст. А 13
стих - это синонимический параллелизм, в котором вторая строчка повторяет по
смыслу первую. По этому вообще трудно говорить о том, что Исая в данном отрывке
разделяет Дух Господень от Господа.
Передаваемые
атрибуты
Сила. О силе Святого Духа
свидетельствуют действия, которые Он совершает. Так же Михей свидетельствовал,
что «исполнен силы Духа Господня» (Мих.3:8).
Святость. О том, что Дух обладает
святостью, дает нам право предположить тот факт, что Он назван Духом Святым.
Мудрость. Дух Святой так же назван
Духом премудрости.
Благость. «Дух Твой благий да ведёт
меня в землю правды...» - молился Давид. (Пс.142:10).
Святой Дух и
Божество
А свидетельствует
ли Ветхий Завет достаточно прямо о Божественности Святого Духа? Хотелось бы
привести несколько мест из Ветхого Завета, которые дают нам право ответить
положительно на заданный вопрос.
Мы уже дважды
упоминали, что имена в Ветхом Завете играют огромное значение т.к.
характеризуют своего обладателя. И одно из имён Святого Духа, которое мы
встречаем в Ветхом Завете - это Дух Божий (Элохим). Это является свидетельством
в пользу Божественности Святого Духа. Ещё одно свидетельство - это участие Духа
в описании славы Божией, которую мы встречаем у пророка Иезекииля.
(Иез.1:12,20,21; Иез.16:17).[105]
Основным
свидетельством в пользу Божественности мы находим у пророка Исаи: «Египтяне
люди, а не Бог; и кони их - плоть, а не дух». Ис.31:3. Китель в Библии Hebraica Stuttgartensia выделяет тридцать первую главу, как поэтический отрывок.
Известно, что еврейской поэзии присущ параллелизм. И этот текст именно таковым
и является. Данный текст книги пророка Исаи написан в форме синонимического
параллелизма, в котором как мы уже говорили, вторая строчка повторяет смысл
первой:
lae-al{w>
~d'a' ~yIr;c.miW; Египтяне - люди, а не Бог,
прямое дополнение подлежащие
подлежащее прямое дополнение
x;Wr-al{w>
rf'B' ~h,yseWsw>; и кони их - плоть, а не Дух
прямое дополнение
подлежащие подлежащее прямое дополнение
Из этого мы можем
увидеть, что в данном параллелизме Бог (la) сопоставлен Духу (x;Wr). Мы видим,
что прямое дополнение второй строчки повторяет по смыслу прямое дополнение
первой строчки. На основании этого параллелизма мы можем заключить о том, что в
Ветхом Завете Дух Святой назван Богом.
Новозаветное
понимание природы Бога, открывающегося в Ветхом Завете
Нам необходимо
будет обратить внимание на тот факт, что Того, Кого авторы Ветхого Завета
называли Богом или Господом, авторы Нового Завета не раз называют Духом Святым.
Так, например, пророк Исая пишет: «И услышал я голос Господа (Адонай),
говорящего: кого мне послать? И кто пойдёт для Нас? И я сказал: вот я, пошли
меня. И сказал Он: пойди, и скажи этому народу: слухом услышите, и не
уразумеете...» Ис.2:8-10. Апостол Павел, ссылаясь на этот текст, говорит:
«хорошо Дух Святый сказал отцам нашим через пророка Исаю: пойди к народу сему и
скажи: слухом услышите, и не уразумеете...» Деян.28:25-27. Ещё один похожий
отрывок: «Зачем метутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари
земли...» Пс.2:1-2. Лука, при описании единодушного возгласа церкви после того,
как им запретили проповедовать, говорит: «Владыка Боже, сотворивший небо и
землю... Ты устами... Давида, раба твоего, сказал Духом Святым: «что метутся
язычники и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные...» Деян.4:24-26. И
хотя в данном случае Ветхозаветний текст не называет имени Бога, Новозаветний
текст говорит, что эти слова были сказаны Богом, через () Святого Духа (Ср.
Мк.12:36).
Новый Завет
Указание на
триипостасность Божества
В отличие от
Ветхого Завета Новый Завет содержит более прямые свидетельства о троичности
Божества. Эти свидетельства мы можем увидеть в следующем:
При крещении
Иисуса. Все
Евангелисты, описывая крещение Иисуса Христа, определённо говорят о Трёх, т.е.
об Отце, Сыне и Святом Духе. Так Матфей пишет: «И крестившись, Иисус тот
час вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия,
Который сходил как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес
глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое
благоволение». Мф.3: 16-17 (См. Мк.1:10-11; Лк.3:21-22; ср. Ин.1:32-34).
Петр, проповедуя в
доме Корнилия, говорил «Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса
из Назарета, и Он ходил, благотворя..., потому что Бог был с Ним». Деян.10:38.
В обетовании
Христа об Утешителе и в исполнении этого обетования. Иисус Христос, когда обещал послать
Святого Духа после Своего вознесения, говорил ученикам: «Я умолю Отца,
и даст вам другого Утешителя, да прибудет с вами во век». Ин.14:16 (См.
Ин.14:26; Ин.15:26; Ин.16:13-15).
В день
пятидесятницы,
когда на язычников сошёл Дух Святой в огненных языках, и народ подумал, что эти
люди, говорящие разными языками в результате такого сошествия, пьяны, Петр в
своей проповеди сказал: «Итак, Он (Христос), быв вознесён десницею Божьей
и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне
видите и слышите». Деян.2:33.
В формуле
крещения.
Иисус, после Своего воскресения, и ещё перед вознесением к Отцу, дал вечное
поручение своим ученикам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца,
и Сына, и Святого Духа». Мф.28:19.
В апостольских
приветствиях и благословениях. Апостол Петр в своем приветствии к церквям обращается к
ним, как к «избранным по предведению Бога Отца, при освещении от Духа
Святого, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа...»
1Петр.1:2. А апостол Павел заканчивает своё второе послание к Коринфянам,
следующим благословением: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и
любовь Бога Отца, и общение Духа Святого со всеми вами. Аминь».
2Кор.13:3.
В учении о
духовных дарах. Излагая учение о духовных дарах, Павел говорит: «Дары различны, но Дух
один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия
различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех». 1Кор.12:4-6.
Хотя здесь и не говорится прямо об Отце и Сыне, но, скорее всего именно Сына
подразумевает Павел, когда говорит о Господе, и именно Отца подразумевает
Павел, когда говорит о Боге.[106]
В учении
апостолов.
Апостолы в своих посланиях и увещеваниях не раз свидетельствуют в пользу
троичности Божества, когда повествуют об Отце, Сыне и Святом, Духе. Так,
например Павел, прощаясь с Ефесскими пресвитерами, говорил: «Итак, внимайте
себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями,
пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию
Своею». Деян.20:28 (см. Рим.1:4; 2Кор.1:21-22; Еф.2:17-19; 2Фес.2:13-14;
Тит.3:4-6; Ев.9:14).
Итак, Новый Завет
действительно полон свидетельствами в пользу троичности Божества, и эта
троичность открывается в Отце, Сыне и Святом Духе. Но, как и в Ветхом Завете,
Бог един, а не три не зависимых Бога.
Указание на
единство Божие
В пользу единства
Бога в Новом Завете можно найти следующие свидетельства: Бог прямо назван
единым. И о Боге говорится, хотя Он и открывается, как Отец, Сын и Дух
Святой, что Он один. Так Павел свидетельствует: «блаженный и единый,
сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий
бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков
не видел, и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь». 1Тим.6:15-16.
И тот же Павел утверждает, что не три Бога, но один Бог: «Один Бог, который
оправдывает обрезанных по вере и необрезанных через веру». Рим.3:30.
Природа
Святого Духа. Учение Нового Завета
Имена Святого
Духа
Имена Святого
Духа, которые мы встречаем, когда обращаемся к Новому Завету, следующие:
Дух (см. Мф.4:1; Мф.12:31;
Мк.1:10,12; Лук.4:14; Ин.1:32-33; Ин.3:5,6,8,34; Ин.4:23-24; Ин.6:63; Ин.7:39;
Деян.2:4; Деян.6:10; Деян.6:29; Деян.10:19; Деян.11:12,28; Деян.16:7;
Деян.185,25; Деян.20:22; Деян:21:4; Деян.23:9; 1Петр.1:2,22; 1Петр.3:18,24;
1Ин.5:6; Рим.8:16,23,36,27; Рим.15:19; 1Кор.2:4,10,12; 1Кор.12:4,7,8,9,11,13;
2Кор.1:22; 2Кор.5:5; Гал.3:2,3,5,14; Гал.5:18,22,25; Еф.2:18,22; Еф.5:9,18;
1Фес.5:19; 2Фес.2:13; 1Тим.3:16; 1Тим.4:1; Отк.1:10; Отк.2:7,11,17,29;
Отк.3:6,13,22; Отк.4:2; Отк.14:13; Отк.17:3; отк.21:10; Отк.22:17).
Святой Дух (см. Мф.1:18,20; Мф.3:11;
Мф.12:32; Мф.28:19; Мк.1:8; Мк.3:29; Мк.12:36; Мк.13:11; Лк.1:15;,35,41,67;
Лк.2:25-26; Лк.3:16,22; Лк.4:1; Лк.11:13; Лк.12:10,12; Ин.1:33; Ин.7:39;
Ин.14:26; Ин.20:22; Деян.1:2,5,8,16; Деян.2:4,33,38; Деян.4:8,25,31;
Деян.5:3,32; Деян.6:3,5; Деян.7:51,55; Деян.8:15,17-19,39; Деян.9:17,31;
Деян.10:38,44,45,47; Деян.11:15,16,24; Деян.13:2,4,9,52; Деян.15:8,28;
Деян.16:6; Деян.19:2,6; Деян.20:23,28; Деян.21:11; Деян.28:25; 1Пет.1:12;
2Пет.1:21; Иуд.1:20; Рим.5:5; Рим.9:1; Рим.14:17; Рим.15:13,16; 1Кор.2:13;
1Кор.6:19; 1Кор.12:3; 2Кор.6:6; 2Кор.13:13; Еф.1:13; Еф.3:5; 1Фес.1:5,6;
2Тим.1:14; Тит.3:5; Евр,2:4; Евр.3:7; Евр.6:4; Евр.9:8,14; Евр.10:15,29).
Дух Божий (см. Мф.3:16; Мф.12:28;
Рим.15:19; 1Кор.2:14; 1Кор.3:16; 1Кор.6:11; 1Кор.7:40; 1Кор.12:3;).
Дух с личным
местоимением,
стоящим вместо имени Бога (см. Деян.2:17-18; 1Ин.4:13; Рим.8:11; 1Кор.2:10;
Еф.3:16; 1Фес.4:8;). Дух Господень (см. Лук.4:18; 2Кор3:17;).
Дух истины (см. Ин.14:17; Ин.14:26;
Ин.16:13;). Дух Христов (см. 1Пет.1:11;). Дух славы (см.
1Пет.4:14;).
Дух святыни (см. Рим.1:4;). Дух Того,
Кто воскресил из мертвых Иисуса (см. Рим.8:11).
Дух
усыновления
(см. Рим.8:15). Дух Бога живого (см. 2Кор.3:3).
Дух Сына
Своего (см.
Гал.4:6). Дух премудрости и откровения (см. Еф.1:17). Святой Дух
Божий (см. Еф.4:30;). Дух Иисуса Христа (см. Фил.1:19).
Дух благодати
(см. Евр.10:29).
Утешитель (Ин.14:16,26; Ин.15:26;
Ин.16:7).
Дух жизни (см. Рим.8:2).
Как и в Ветхом
Завете, многие имена, которыми называется Святой Дух, и те характеристики,
которые эти имена приписывают Святому Духу присуще и Богу: Дух Святой именуется
Духом, и «Бог есть Дух....» Ин.4:24. Тот факт, что Дух назван Святым,
говорит о том, что святость является частью Его сущности. Христос, взывая в
молитве к Своему Отцу, обращается к Нему: «Отче Святый...» Ин.17:11. Дух
Святой именуется Духом Божьим и о Христе, Который не раз называется в
Новом Завете Богом, говорится, что Он тоже «Божий» (см. Лк.3:23,38;
Мк.1:1). Дух Святой именуется Духом истины, и истинными названы
Отец и Сын (см. 1Ин.5:20). Святой Дух именуется Духом славы, и слава
так же присуща Живущему во веки веков (см. Отк.4:9-11). Дух Святой назван Духом
усыновления, Усыновляет и Отец через Иисуса Христа (см. Еф.1:3-5). Дух
Святой назван Духом премудрости и откровения. Бог тоже премудр
(см. Рим.11:33), и Иисус Христос дает откровение (см. Отк.1:1). Святой
дух есть Дух благодати. Благодать - это то, чем обладает и Бог
(см. 1Пет.5:12). Святой Дух назван Утешителем. Утешителем
является и Христос - Царь царей и Господь господствующих (см. 1Ин.2:1).[107]
Святой Дух является Духом жизни. Христос говорит о Себе: «Я есмь воскресение и
жизнь». (Ин.11:25), и ещё: «Я пришёл для того, чтобы имели жизнь и имели с
избытком». (Ин.11:25).
Теперь подытожим
то, что мы только что сказали. Основываясь на сходстве имен, и характеристик,
которые стоят за этими именами, снова можно предположить о равенстве Святого
Духа с Отцом и Сыном. Но если принять во внимание тот факт, что Ветхий Завет
определенно свидетельствует о Божественности Святого Духа, то те предположения,
которые мы сделали на основании сходств имен Святого Духа и Бога, приобретают
большую весомость.
Атрибуты
Святого Духа
Новый Завет,
когда повествует об атрибутах Святого Духа, свидетельствует, как о тех,
которые мы называем непередаваемыми атрибутами природы Бога, так и тех, которые
мы называем передаваемыми.
Непередаваемые
атрибуты
Всеведение. О том, что Святой Дух
обладает абсолютным всеведением или всезнанием, подобно тому, как и Бог,
свидетельствует апостол Павел: «Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из
человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так
и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия». 1Кор2:10,11. (ср. Ин.14:26;
Ин.16:12,13).
Вездесущность. О том, что Святой Дух
присутствует повсюду в одно и то же время одновременно свидетельствуют
следующие факты:
- Святой Дух
«проницает всё и глубины Божие» (см.1Кор.2:10,11).
- Пребывает с
народом Божьим во все времена. Христос говорит: «И Я умолю Отца, и даст вам
другого Утешителя, да пребудет с вами вовек». Ин.14:16. (см. Рим.8:9,26;
1Кор.12:13).
Всемогущество. Свидетельство Нового Завета
о всемогуществе Святого Духа мы можем увидеть минимум через два факта:
- Участие Святого
Духа в воскресении Христа. Павел пишет: «Если же Дух Того, Кто воскресил из
мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши
смертные тела Духом Своим, живущим в вас». Рим.8:11. В истории народа
Израильского были случаи, когда пророк воскрешал человека, конечно же, не без
Божьей силы. А когда речь идет о воскресении Божественной личности, то могла ли
участвовать в этом воскресении не всемогущая сущность? Однозначно не могла.
- Участие Святого
Духа в воплощении Христа. Евангелист Лука передаёт слова ангела, сказанные
Марии: «Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и
рожденное Святое наречется Сыном Божьим». Лук.1:35. «Обыкновенное существо
никогда не смогло бы ввести Сына Божия в человеческую историю. Задумаемся над
тем, что это означало. Святой Дух даровал вездесущего (и всемогущего) Христа
одной конкретной личности - Марии. Такое чудо мог совершить лишь всемогущий
Бог».[108]
Передаваемые
атрибуты
Истинность. Иоанн Креститель
свидетельствует об этом атрибуте природы Свято Духа в следующих словах: «Когда
же придет Он, Дух истинны, то наставит вас на всякую истину».
Ин.16:13.
Жизнь. Павел, описывая свой опыт,
свидетельствует: «закон Духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона
греха и смерти». Рим.8:2.
Любовь. Тот же Павел в том же
послании призывает: «Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом
и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу...»
Рим.15:30.
Святость. «Не оскорбляйте Святого
Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления». Еф.4:30.
Передаваемые
атрибуты присущи Богу и могут являться частью характера Его творения. Только
Бог, наделяющий, этими атрибутами, а Божье творенье, и в частности
человек, наделяемые. Важно отметить, что Новый Завет свидетельствует о
Святом Духе, как о Том, Кто наделяет. Об этом говорит Павел в учении о плодах
Духа: Если Дух Святой живёт в человеке, тогда, как результат этого, в нём
начинают проявляться плоды Духа: “любовь, радость, мир, долготерпение,
благость, милосердие, вера, кротость, воздержание”. Гал.5:22,23. Так же:
«сеющий в Дух от Духа пожнет жизнь вечную». Гал.6:8. Пётр высказывает подобную
мысль, когда говорит об освещении от Святого Духа: «Петр, Апостол Иисуса
Христа, пришельцам... избранным, по предведению Бога Отца, при освящении от
Духа, к послушанию...» 1Пет.1:1,2.
Личностный
аспект природы Святого Духа
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|