Итак, в учении
Оригена о Святом Духе, налицо идея субординации между Святым Духом, Сыном и
Отцом, а так же не тварность и личностный аспект Святого Духа. Субординация
Оригена выражается в отличающихся возможностях действий Святого Духа от деяний
Сына и Отца.
Обобщая сказанное
о природе Святого Духа в этом разделе можно выразить традиционный взгляд по
этому вопросу до-никейского периода так:
- Святой Дух -
несотворенное существо, но происходит от Отца и Сына.
- Святой Дух - не
безликая сила, а определенное лицо, личность, ипостась.
- Святой Дух –
ниже Сына и Отца, т.е. налицо определенная идея субординации между Святым
Духом, Сыном и Отцом.
Так же для нас
важно будет посмотреть на причины, способствовавшие становлению именно такого
понимания вопроса о природе Святого Духа в рассматриваемый нами период. Среди
прочих ясно выделяются три:
- Особенности
греческого менталитета. Греческому уму непонятна была формула, где Один плюс Один
плюс Один равняется единый Бог. Если есть Отец, Сын и Святой Дух, то их трое, и
если каждый из них Божественная личность, то Они не единый Бог, а трое Богов.
- Влияние
Священного Писания. Ветхий Завет и еще не оформившиеся в канон книги Нового Завета были
источником веры христиан второго, третьего века, и там-то как раз они и увидели
Троицу - Отца, Сына и Духа Святого.
- Христианская
религия утверждала, что она является монотеистической религией, в отличие от
языческих религий, и проповедовала одного и единого Бога. И это не прошло мимо
враждебно настроенных язычников. Язычники обвиняли христиан в политеизме.
Христиане верили в Отца, Сына и Святого Духа, а говорили, что верят в одного и
единого Бога. И христианству нужно было дать ответ на это обвинение.
Теперь, как
христианам II-го века, видевшим в Писании
Отца, Сына и Святого Духа, не до конца способным объяснить, как Один, Один и
Один есть единый Бог, и проповедующим, тем не менее, единого Бога, объяснить
это противоречие? Здесь-то и помогла им идея субординации. Один верховный
Бог-Отец, а Сын и Святой Дух ниже Его, хотя и являются Божественными ипостасями,
т.е. только им еще присуще Божество, т.к. они происходят от Отца. Притом идея
субординации представлялась разными богословами по-разному, что мы можем
утверждать из выше рассмотренного. Так Тертуллиан считал, что появление Сына и
Святого Духа связано лишь с домостроительством Божьим[26],
и Святой Дух - это инструмент Отца. Ириней имел похожий взгляд, что Сын и
Святой Дух - это руки Отца, через которые Он творит все. А вот Ориген, хотя и
полагал, что в Троице не должно считать Кого-то большим, а Кого-то меньшим,
поддерживал идею субординации тем, что ограничивал возможности Святого Духа по
сравнению с возможностями Сына и Отца.
Теперь мы должны
ответить на вопрос: Как понимание природы Троицы, в общем, влияет на понимание
природы Святого Духа? Другими словами, зачем мы, изучая вопрос природы Святого
Духа, касаемся в некоторых случаях учения о Троицы в целом? Когда говорится,
что Святой Дух ограничен в возможностях, или ниже чем Отец, т.к. происходит от
Него, или ниже чем Сын т.к. происходит от Него, то вместе с этим неизменно
умаляется и природа Святого Духа по сравнению с Отцом и Сыном.
Окончательный
вывод по этому разделу можно сформулировать в следующих трех слагаемых учения о
природе Святого Духа, которое сложилось, как традиционное представление церкви
в период середины II-го и III-го веков:
- Святой Дух -
несотворенное существо, но происходит от Отца и Сына.
- Святой Дух - не
безликая сила, а определенное лицо, ипостась (личность).
- По Своей
природе Святой Дух ниже природы Отца и Сына, т.е. можно констатировать идею
субординации между Отцом Сыном и Святым Духом.
ВЗГЛЯДЫ
ЕРЕТИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ
Помимо
традиционного понимания природы Святого Духа и природы Бога и Троицы, в
христианстве развились другие учения, по-своему объясняющие природу Божества. В
нашей работе мы будем называть их еретическими, потому что такими они были
признаны на вселенских соборах. Мы рассмотрим четыре еретических движения.
Евиониты-гностики
Евиониты-гностики,
они же елкезаиты, они же самсеи - еретическое движение, происхождение которого
не вполне выяснено. Начало этого движения относят к царствованию Домициана[27]
(81-96 года).
Их представление
о Святом Духе следующее. Первый человек, Адам, обладал истинною религиею, т.к.
в нем обитал Божественный Дух. Но мало помалу род человеческий, под влиянием
злого начала - материи, потерял эту религию. Для освобождения людей от зла и
поддержания в них истинной религии Бог посылал в мир Своего Божественного Духа,
который и являлся в лице Авеля, Еноха, Авраама, Исаака, Иакова и Моисея. Учение
Моисея по большей части было извращено евреями. Чтобы очистить Моисеев закон от
примеси чувствительности и восстановить истинную религию, Бог снова послал
Своего Божественного Духа, который явился во Христе и исполнил Свое дело. [28]
Анализируя учение
Евионитов-гностиков, из-за недостатка информации о них, трудно увидеть, что
конкретно оно представляло собой. Но точно известно, что Святой Дух, это некий
Божественный Дух, который использует Отец для поддержания Своей религии на
земле, т.е. Святой Дух - некий инструмент Отца. Но трудно говорить о личностном
аспекте Святого Духа в их учении. Либо Он личность, либо просто сила, которую
использует Отец. Тем более трудно говорить о добровольных или не добровольных
мотивах прихода Святого Духа на землю, в том случае если Он личность.
Арианство
Ариани,
последователи Ария, самого известного из еретиков, потрясших церковь в IV-м веке. Арий был пресвитером в
Александрии, впервые сформулировал свою доктрину в 318 году. Он утверждал, что
Сын не вечен, не существовал до рождения, не являлся безначальным, т.е. был
творением.[29]
Что касается
учения ариан о природе Святой Духа, то многое, о чем учили ариани по
интересующему нас вопросу не известно. Известно, что они, как и Сына, считали
Духа Святого творением. Картешев пишет, что ариани «определенно проповедуют,
что Дух Святой есть творение».[30]
Болотов пишет, что арианское славословие Бога выражается в форме: «слава Отцу
чрез Сына во Святом Духе», в отличие от общепринятого церковью: «Слава Отцу и
Сыну и Святой Духу».
В учении ариан
видно, как минимум два слагаемых учения о природе Святой Духа:
- Святой Дух -
творенье, было время, когда Его не было, и настал момент, когда Он был
сотворен.
- Святой Дух -
личность. Это можно заключить из одинаковости учения о тварности Христа и
Святого Духа, и из признания Арианством Отца, Сына и Святого Духа. И если
Христос проявил Себя, как личность, то логично предположить, что Святой Дух
есть тоже личность, которая, так же как и Христос возвышается над другими
творениями.
Манихейство
Манихейство -
еретическое движение, появившееся во второй половине третьего века в Персии.
Оно имеет сходство с гностицизмом, но отличается от него отсутствием идей
греческой философии и религиозного иудейского учения. Оно представляет в себе
смесь христианского учения с началами религии Зороастра.[31]
Кратко учение
манихейства о Святом Духе можно сформулировать так: Святой Дух - это эон,
которого производит добрый Бог на помощь эону Христу для борьбы против злого
демона, восставшего на добрый мир. Поснов пишет, что манихеи «»признавали три
Божественных лица - Отца, Сына и Святого Духа; но это только внешнее сходство с
христианством, продолжает он, ибо у них Сын и Дух - эманации Отца...»[32]
В учении Манихеев
о природе Святой Духа безошибочно можно увидеть что:
- Святой Дух -
эон или эманация Отца?
Монархиантво
Монархиани
(допускающие в Боге единое лицо) или антитринитариани (противо-троичники) –
представители ереси конца второго и третьего веков. По своим представлениям о
природе Троицы они делятся на динамистов и модалистов. И отдельно от учения
динамистов и модалистов я бы выделил учение римского епископа Каллиста.
Учение модалистов,
они же савелиани (так они были названы по имени основоположника Савелия), их
так же называли патрипассианами (допускающие страдания Бога-Отца), о природе
Троицы и в частности о Святом Духе следующее:
Бог, мыслимый вне
отношения к миру, есть Бог молчащий. Бог, открывающийся миру, есть Бог
говорящий. Бог говорящий открывает Себя в трех лицах: в лице Отца, в лице Сына
и в лице Святого Духа. Бог в Ветхом Завете открывается, как Отец. В лице Сына
Он открывается, как Бог Спаситель. С момента вознесения Христа Бог открывается
в лице Святого Духа. Лицо в данном случае не тоже, что ипостась, а скорее три
наименования одной ипостаси. Главное положение Савелия гласит так: «Один и тот
же есть Отец и Сын и Святой Дух, так что эти три наименования одной ипостаси,
или как тело, душа и дух в человеке».[33]
Учение динамистов
следующее: Бог в строгом смысле есть единое существо. Лиц в Нем нет. Что же
касается Сына и Святого Духа - это не Божественные лица, имеющие личное бытие,
а божественные силы одного Бога. Сын есть божественная сила, осуществляющая
посредничество между Богом и миром. Дух Святой есть божественная сила, которой
свойственны освящение, сообщение благодатных даров и прочее.[34]
Учение Каллиста
заключалось в следующем: «Слово () - Сам есть Сын, Сам и Отец;
это различные имена, но единый нераздельный Дух; не иное Отец и иное Сын, но
одно и тоже. Это едино по существу. «Бог есть Дух», говорит Писание, - (Дух) не
иной подле Слова и Слово не иное подле Бога. Это единое лицо (), различное по наименованиям,
но не по существу. Это Слово есть единый Бог, воплотившийся и
вочеловечившийся».[35]
Сложность выразить учение Каллиста заключается в том, что его понимание вопроса
о природе Святого Духа трудно кратко, без сравнений и аналогий облечь в слова.
Но мы всё же попытаемся сделать это. Итак, Святой Дух, по мнению Каллиста, есть
Бог; Отец и Сын - имена. Сам Отец есть Слово, и Сам Сын есть Слово. Святой Дух
- единица, Бог и синтез между Отцом и Сыном, т.е. Святой Дух, является «неким
объединяющим» Отца и Сына в единую Троицу.
Обобщая сказанное
по монархианству можно заметить следующее:
- Святой Дух - не
отдельное от Отца и Сына лицо, ипостась (личность), а одно из имен одной
божественной личности Логоса /Модалисты/.
- Святой Дух - не
отдельное от Отца и Сына лицо, ипостась (личность), а божественная Сила одного
Бога /Динамисты/.
- Святой Дух -
синтез Отца, “некое объединяющее” Отца и Сына в единую Троицу, единый Бог.
Делая выводы по
данной части работы, для нас важно будет посмотреть на причины, повлиявшие на
такое понимание данного вопроса.
Ересь
евианитов-гностиков - это результат смешения христианства с иудейством и
греческой философией. Некоторые считают евионитов одной из ступеней развития
язычествующего гностицизма.[36]
На становление
учения Ария могли повлиять те же причины, которые повлияли на традиционное
понимание христиан второго, третьего века: особенности греческого менталитета;
откровение Троицы в Писании; обвинение христиан в политеизме; и необходимость
быстрого решения сложившегося противоречия: т.е. христианам нужно было
объяснить, как они, проповедуя Троицу, продолжают верить в одного и единого
Бога. Только в отличие от традиционного взгляда, Арий нашел решение из этой
дилеммы через то, что Сын и Святой Дух тварны.
Манихейство
возникло, как мы писали раньше, в результате объединения человеком под именем
Маней (который был магом и вдобавок находился под влиянием христианства и
гностицизма, распространившихся на границах Персии) дуалистической религии
Зороастра и христианства. И в результате этого смешения получилось такое
представление о Боге и Его природе.
Монархианство,
как пишет историк Е. Смирнов - это «стремление ограниченного человеческого ума
уяснить и постигнуть одним разумом, без пособия веры, Богооткровенное учение,
составляющее тайну для человека и принимаемое только верою».[37]
На становления учения монархиан повлияли всё те же причины, что и на
традиционное понимание и на понимание Ария: особенности греческого менталитета;
откровение Троицы в Писании; обвинение христиан в политеизме; и необходимость
быстрого решения сложившегося противоречия. В системе монархианства видно
противоположность традиционной идеи субординации, которая проявилась в
равенстве Лиц Святой Троицы. Возможно монархианство - это реакция на эту идею.
Итак, до этого
момента в христианском учении о природе Святого Духа можно выделить следующие
аспекты, рассмотренные в данном разделе:
Евиониты-гностики:
- Святой Дух –
инструмент в руках Отца.
Арианство:
- Святой Дух-
творение.
- Святой Дух –
личность.
Манихейство:
- Святой Дух -
эон или эманация Отца.
Монархианство:
- Святой Дух -
одно из имен одного Бога, открывающегося как Отец, Сын и Святой Дух.
- Святой Дух -
Божественная сила одного Бога.
- Святой Дух -
синтез Отца и Сына, «некое объединяющее» Отца и Сына в единую Троицу, единый
Бог.
НИКЕЙСКИЙ
СИМВОЛ ВЕРЫ
С начала
четвертого века идея традиционной субординации исчезает и в догматический лексикон
церкви входит понятие «единосущий» по отношению Сына к Отцу, а позже этот же
термин переносится на Святого Духа по отношению к Отцу и Сыну. Прямо вопрос о
природе Святого Духа в начале четвертого века не поднимался. Богословие,
касающиеся природы Троицы, формировалось в плоскости вероучительных определений
природы Сына. И все, что было наработано относительно Сына, в конце четвертого
века было перенесено на Святого Духа. Когда мы рассматриваем итоги первого
вселенского собора, мы не встречаем, чтобы разбирался вопрос о природе Святого
Духа. Но нам следует обратить внимание, прежде чем делать выводы, на то, на что
обратили внимание участники Александрийского собора 362 г., что «древние
богословствовали о Духе то же самое, что и о Сыне».[38]
Первому вселенскому собору предшествовало возникновение арианства и споры,
которые возгорелись между арианами и представителями традиционного богословия.
Именно эта смута была главной причиной созыва первого вселенского собора, и это
одна из главных причин, почему на данном соборе не поднимается прямо вопрос о
природе Святого Духа.
Итак, что же было
на нем решено. Символ веры трех сот восьмидесяти святых отцов первого
вселенского собора, Никейского гласит так:
«Веруем во
единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого. И во
Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рожденного,
несотворенного, единосущного Отцу, через которого все произошло, как на небе,
так и на земле: нас ради человеков, и нашего ради спасения сошедшего, и
воплотившегося и вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, и
взошедшего на небеса, и сидящего одесную Отца, и грядущего судить живых и
мертвых. И во Святого Духа. А говорящих, что было время, когда не было Сына,
или, что Он не был прежде рождения и произошел из несущего, или утверждающих,
что Сын Божий из иной ипостаси или сущности, или создан, или изменяем - таковых
анафематствует кафолическая церковь».[39]
Как мы видим, по
отношению к Сыну употребляется слово «единосущный». И на основании общего
представления об этом периоде; на основании решений последующих соборов,
которые постоянно ссылаются на первый вселенский собор и говорят об истинности
его постановлений и непогрешимости; мы можем сказать, что это же слово
подразумевается и по отношению к Святому Духу, но не говорится.
Что же нового
привнесло в богословие данный термин именно в этот период? Очень хорошо
значение этого слова для данного периода объясняет Болотов. Вторая часть этого
слова «сущность» по системе установленной Аристотелем используется для
обозначения тождественности предметов, у которых одно существо. Значение
частицы «едино» он показывает на следующих аналогиях. - те, которые держатся
одних и тех же догматических убеждений; - те, которые соединены между собой
единством рода. Сам термин «единосущий» по учению Афанасия Великого, пишет
Болотов, означает не только единство, тождество, равенство сущности, т.е.
качественных определений Отца и Сына, но и тождество, единство существа. То же
самое существо, которое есть в Отце, оно же есть и в Сыне; т.е. единосущий Сын
не только равносущ Отцу, но и единосущ.[40] Как мы уже
говорили выше, это же подразумевалось и относительно природы Святого Духа, но
не говорилось, т.к. вопрос о природе Святого Духа официально не поднимался.
Далее Болотов продолжает: «Никейский символ не останавливается на тождестве в
смысле одинаковости, а ведет к тождеству в смысле именно единства. Но вместе с
тем здесь есть и указание на действительное различие Лиц... Можно быть
единосущным только кому-либо другому; никто не единосущ сам себе».[41]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|