В условиях
вынужденной экономии финансовых ресурсов особое значение приобретают вопросы
экономической оценки целесообразности восстановления изношенной техники,
определяющие стратегию развития ремонтной базы, требования, предъявляемые к
качеству ремонтных работ и их цене.
В настоящее время
на территории Ростовской области функционирует ряд ремонтных предприятий,
выполняющих сложные (капитальные) ремонты различных марок тракторов и
зерноуборочных комбайнов. Многие из них имеют достаточные производственные
мощности и могут в короткие сроки увеличить объемы ремонтных работ до необходимого
уровня. Однако большинство из них испытывают те же экономические проблемы, что
и сами товаропроизводители, а также отечественные заводы сельхозмашиностроения.
Низкий платежеспособный спрос товаропроизводителей не позволяет в нужном объеме
даже восстанавливать изношенную технику.
При оценке
экономической эффективности восстановления изношенной сельскохозяйственной
техники большое значение имеет достоверность используемой в расчетах исходной
информации, а также корректность методики самой оценки. Важнейшими показателями,
необходимыми для выполнения таких расчетов, являются цена новой машины, стоимость
ее капитального ремонта, нормативные сроки амортизации, величина текущих затрат
по поддержание машины в работоспособном состоянии (текущие ремонты и техобслуживание),
качество ремонта, определяющее гарантированный послеремонтный ресурс машины,
источники финансирования покупки новой машины или ремонта изношенной, существующая
на момент оценки цена собственного и заемного капитала, динамика снижения сезонной
выработки машины с увеличением сроков ее эксплуатации и ряд других.
По данным прайс-листов
региональных дилеров сельскохозяйственной техники на 1.01. 2008 г. на рынке
сельскохозяйственной техники и сервисных услуг сложились следующие средние цены
на базовые средства механизации (табл. 11).
Таблица 11. Цены приобретения и восстановления
тракторов и зерноуборочных комбайнов на рынке Ростовской области по состоянию
на 1.01.2008г.
Машина
|
Цена приобретения новой машины, тыс. руб.
|
Цена капитального ремонта, тыс. руб.
|
Трактор К-701
|
1575
|
405
|
Трактор Т-150К
|
960
|
410
|
Трактор Т-150 (гусеничный)
|
982
|
420
|
Трактор ДТ-75
|
624
|
340
|
Комбайн «Дон-1500»
|
2500
|
300
|
Из представленных
данных видно, что стоимость восстановления (капитального ремонта) различных
машин в процентах от стоимости новой машины изменяется в очень широком диапазоне
(от 12% у зерноуборочного комбайна «Дон-1500» до 54% у трактора ДТ-75).
Сравнительно
небольшой удельный вес затрат на капремонт у комбайна, мо мнению ученых ВНИИ
механизации и электрификации сельского хозяйства, можно объяснить тем, что его
средняя сезонная загрузка в 200-300 часов приводит к различной степени износу
молотильно-сепарирующего устройства (МСУ), ходовой системы и т.д. При этом за
нормативный срок эксплуатации наиболее существенно изнашивается МСУ, в то время
как другие узлы имеют еще существенный эксплуатационный ресурс.
Нормативные сроки
эксплуатации приведенных в табл. 6 средств механизации, а также нормативы
ежегодных затрат на их техническое обслуживание и текущий ремонт приведены в
табл. 12.
Таблица 12 - Нормативные
сроки эксплуатации и отчисления на ТО и ТР по базовым средствам механизации
полеводства
Машина
|
Нормативный срок использования, лет
|
Затраты на ТО и ТР
в % к цене
|
всего
|
в том числе на тек. ремонт
|
К-701А, К-701
|
10
|
9,3
|
6,8
|
Т-150, Т-150К
|
10
|
11,5
|
6,0
|
ДТ-75 всех модификаций
|
8
|
11,4
|
5,0
|
«Дон-1500»
|
9-10
|
6,5
|
5,0
|
Нормативы,
отраженные в табл. 12, приведенные по данным Ростовского НИИ экономики и
нормативов, рассчитывались исходя из нормативной сезонной загрузки тракторов и
комбайнов, которая на практике может существенно отличаться от фактической.
С увеличением
срока эксплуатации тракторов и комбайнов увеличиваются затраты на техническое
обслуживание и текущий ремонт. Коэффициенты дифференцирования затрат на ТО и ТР
по годам эксплуатации машин приведены в табл. 13.
Таблица 13 – Коэффициенты
дифференцирования затрат на ТО и ТР по годам эксплуатации машин
Год эксплуатации
|
Марки машин
|
К-701
|
Т-150К, Т-150
|
ДТ-75М
|
«Дон-1500»
|
1
|
0,42
|
0,36
|
0,43
|
0,43
|
2
|
0,55
|
0,50
|
0,60
|
0,58
|
3
|
0,70
|
0,69
|
0,74
|
0,72
|
4
|
0,87
|
0,86
|
0,90
|
0,86
|
5
|
1,00
|
1,00
|
1,00
|
1,00
|
6
|
1,09
|
1,08
|
1,09
|
1,13
|
7
|
1,16
|
1,16
|
1,12
|
1,25
|
8
|
1,23
|
1,23
|
1,15
|
1,32
|
9
|
1,26
|
1,26
|
1,18
|
1,39
|
10
|
1,28
|
1,30
|
1,20
|
1,43
|
Из приведенных данных видно, что
среднегодовые затраты на ТО и ТР по рассматриваемым машинам соответствуют
пятому году их эксплуатации (коэффициент дифференцирования затрат равен 1,00).
Для машин,
которые отработали установленный срок амортизации, затраты на ТО и ТР исчисляют
умножением затрат предыдущего года на коэффициент 1,05 (согласно утвержденных
министерством сельского хозяйства нормативам, выработанным на основе
эмпирических наблюдений НИИ экономики и нормативов).
Для принятия
обоснованного решения об эффективности восстановления сельскохозяйственной
техники по сравнению с приобретением нового аналога необходима также информация
об остаточной стоимости машин по годам их эксплуатации (табл. 14).
Таблица 14.
Средняя остаточная стоимость по годам эксплуатации машин
Год эксплуатации
|
Средняя остаточная стоимость в
процентах к балансовой стоимости новой машины
|
К-701
|
Т-150К, Т-150
|
ДТ-75М
|
«Дон-1500»
|
1
|
79
|
80
|
79
|
83
|
2
|
63
|
65
|
64
|
68
|
3
|
52
|
54
|
56
|
56
|
4
|
43
|
44
|
48
|
45
|
5
|
38
|
38
|
42
|
37
|
6
|
32
|
32
|
38
|
30
|
7
|
28
|
26
|
35
|
25
|
8
|
18
|
21
|
31
|
20
|
9
|
15
|
15
|
25
|
15
|
10
|
15
|
15
|
20
|
15
|
Минимальная остаточная стоимость
машин, «возраст» которых превышает 10 лет, принимается равной 15% от балансовой
стоимости новой машины независимо от числа лет эксплуатации. В нее включены
стоимость лома, а также запчастей и узлов, полностью не израсходовавших свой
эксплуатационный ресурс.
С увеличением
срока эксплуатации машин снижается их годовая наработка, динамика которой
представлена в табл. 15.
Теперь мы описали
практически все необходимые данные для расчетов и готовы приступись к
экономической оценке предлагаемых мероприятий. Если какие либо показатели или
нормативные данные будут востребованы в расчете, о них будет упомянуто дополнительно.
Таблица 15 – Поправочные
коэффициенты к годовой наработке тракторов и зерноуборочных комбайнов в
зависимости от среднего «возраста» машин в парке
Год эксплуатации
|
Поправки на средний «возраст»
тракторов и комбайнов
|
К-701
|
Т-150К, Т-150
|
ДТ-75М
|
«Дон-1500»
|
1
|
1,20
|
1,16
|
1,12
|
1,14
|
2
|
1,20
|
1,15
|
1,10
|
1,10
|
3
|
1,14
|
1,10
|
1,07
|
1,06
|
4
|
1,08
|
1,06
|
1,04
|
1,03
|
5
|
1,03
|
1,03
|
1,00
|
1,00
|
6
|
0,96
|
1,00
|
0,95
|
0,96
|
7
|
0,92
|
0,96
|
0,90
|
0,90
|
8
|
0,88
|
0,92
|
0,82
|
0,82
|
9
|
0,84
|
0,84
|
0,73
|
0,74
|
10
|
0,75
|
0,73
|
0,61
|
0,62
|
Главная суть
расчетов, к которым мы приступим в следующем пункте заключаются в том, чтобы
сравнить дополнительно осуществляемые затраты с эффективностью покупки нового
технического средства, а также найти некоторые граничные значения показателей,
при которых еще возможна экономическая эффективность.
3.3. Оценка
экономической эффективности капитального восста
новления
технических средств МТП ЗАО «Имени Ильича»
Оценка
экономической эффективности восстановления изношенной сельскохозяйственной
техники может выполняться с применением двух различных методических подходов.
В основе первого
подхода лежит сравнение эффективности продления срока эксплуатации машины за
счет выполнения ее капитального ремонта с приобретением нового аналога. При
втором методическом подходе учитывается экономический эффект, который
формируется за счет возможности восстановления нескольких изношенных средств
механизации по сравнению с приобретением одной новой аналогичной машины.
Для второго
методического подхода будет уместным утверждение, согласно которому при
сравнении двух инвестиционных проектов, являющихся альтернативами друг для
друга, для обеспечения сопоставимости и сравниваемости получаемых эффектов
необходимо, чтобы уровень первоначальных инвестиций был одинаковым. Поэтому сравниваемыми
вариантами будут:
1) приобретение одной новой
машины и ее дальнейшая эксплуатация;
2) капитальный ремонт такого
количества единиц техники той же марки, на которое хватает денежных средств в
размере цены новой машины.
Первый
методический подход реализуем в расчете экономической эффективности
капитального ремонта зерноуборочного комбайна после окончания его нормативного
срока эксплуатации (проект А) по сравнению с приобретением нового (проект В).
При наличии у
товаропроизводителя собственных денежных средств его затраты на приобретение и
последующие ремонты в процессе использования комбайна изменяются по годам
эксплуатации согласно данным таблицы 16.
Таблица 16. Распределение затрат по годам
эксплуатации комбайна ДОН-1500Б для двух альтернативных проектов, тыс. руб.
Годы
|
Текущие затраты
|
Текущие затраты нарастающим итогом
|
Дисконтированные затраты
|
Без капремонта
|
С ремонтом
|
Без капремонта
|
С ремонтом
|
Без капремонта
|
С ремонтом
|
0
|
2500,0
|
2500,0
|
2500,0
|
2500,0
|
2500,0
|
2500,0
|
1
|
53,8
|
53,8
|
2553,8
|
2553,8
|
48,0
|
48,0
|
2
|
72,5
|
72,5
|
2626,3
|
2626,3
|
57,8
|
57,8
|
3
|
90,0
|
90,0
|
2716,3
|
2716,3
|
64,1
|
64,1
|
4
|
107,5
|
107,5
|
2823,8
|
2823,8
|
68,3
|
68,3
|
5
|
125,0
|
125,0
|
2948,8
|
2948,8
|
70,9
|
70,9
|
6
|
141,3
|
141,3
|
3090,0
|
3090,0
|
71,6
|
71,6
|
7
|
156,3
|
156,3
|
3246,3
|
3246,3
|
70,7
|
70,7
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|