Оценку уровня экономической
устойчивости и эффективности деятельности также необходимо осуществлять по ряду
других показателей (табл. 4).
Таблица 4 –
Результаты производственно-хозяйственной деятельности ЗАО «Имени Ильича» в
2004-2007 гг.
Показатели
|
Годы
|
2007г.в % к 2004 г.
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
Стоимость валовой продукции, тыс.
руб. (по себестоимости) – всего
|
208435
|
237331
|
267564
|
268466
|
128,8
|
Выручка от реализации (без НДС),
тыс. руб. – всего
|
185324
|
216842
|
206324
|
274992
|
148,4
|
Себестоимость реализованной
продукции, тыс. руб.
|
175634
|
172911
|
182801
|
205680
|
117,1
|
Превышение выручки над стоимостью
валовой продукции, тыс. руб.
|
-23111
|
-20489
|
-61240
|
6526
|
-
|
Прибыль от продажи продукции, тыс.
руб.
|
9690
|
43931
|
23523
|
69312
|
715,3
|
Рентабельность реализации всего, %
|
5,5
|
25,4
|
12,9
|
33,7
|
+28,2 п.
|
Среди таких
показателей – стоимость всей произведенной продукции, то есть валовой
(оцениваемой по себестоимости); выручка от продажи продукции; себестоимость проданной
продукции; прибыль от продаж; рентабельность затрат и другие. Необходимые
данные можно получить из бухгалтерской отчетности хозяйства, из форм №№ 9-АПК,
13-АПК, 7-АПК. Прибыль и рентабельность нужно рассчитать дополнительно, потому
что в отчетах данных показателей нет.
Согласно данным табл.
4, что состояние обследованного хозяйства является относительно устойчивым.
Среди хороших признаков то, что уровень рентабельности за рассматриваемые годы
был всегда положительным, хоть и колебался от 5,5% до 33,7%. Другим хорошим
моментом является постоянный рост рентабельности: в 2007 г. достигнут
наибольший уровень – 33,7%. И, наконец, третьим положительным моментом,
являющимся частичным объяснением второго является опережающий рост выручки над
ростом себестоимости реализованной продукции.
К сожалению, рост
выручки сопровождается ростом себестоимости. Возможно, это объясняется
увеличением объемов продаж, инфляционными явлениями, колебаниями конъюнктуры
рынка и диспаритетом цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. При
этом следует отметить, что при росте выручки на 48%, себестоимость возросла
только на 17%. В итоге рентабельность реализации за рассматриваемый период увеличилась
на 28,2 процентных пунктов (в таблице 4 обозначено – «п»).
Положительным
также является то, что в последнем 2007 г. было достигнуто превышение выручки
от реализации нас стоимостью всей произведенной продукции, то есть над валовой
продукцией. Из таблицы видно, что с 2004 г. по 2006 г. Выручка не покрывала валовые
затраты производства.
Для того, чтобы
глубже разобраться в принципиальном строении прибыли и выручки, необходимо
провести экономическую оценку производственно-финансовой деятельности, что
будет сделано в следующем пункте.
1.3.
Экономическая оценка производственно-финансовой деятель
ности
предприятия в 2004-2007 гг.
Углубленный
анализ производственно-финансового состояния предприятий, проводят различными способами
[20, 27, 28, 29]. Среди разнообразия средств и методов одним из наиболее
распространенных, простых в применении и понятных в объяснении расчетных данных
является горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках (форма № 2). В
результате проведения данного анализа можно увидеть и проанализировать динамику
показателей, вскрыть причины складывающихся тенденций [14, 15, 19].
В соответствии с
этим, в табл. 5, на основании данных ф. № 2 отражены результаты выполненного
горизонтального (трендового) анализа отчета о прибылях и убытках ЗАО «Имени
Ильича» за два последних отчетных года - 2006-й и 2007-й. Данные 2006 г.
приняты за 100 %. Изменения в 2007 г. по отношению к 2006 г. были рассчитаны
дополнительно.
Таблица 5. Горизонтальный (трендовый) анализ
отчета о прибылях и убытках ЗАО «Имени Ильича» за 2006-2007 гг.
Показатели
|
2006 г.
|
2007 г.
|
тыс. руб.
|
%
|
тыс.руб.
|
%
|
1.
|
Выручка от продажи
|
206324
|
100
|
274992
|
133,3
|
2.
|
Себестоимость проданных товаров, работ,
услуг
|
182801
|
100
|
205680
|
112,5
|
3.
|
Валовая прибыль
|
23523
|
100
|
69312
|
294,7
|
4.
|
Коммерческие расходы
|
|
100
|
|
|
5.
|
Управленческие расходы
|
|
|
|
|
6.
|
Проценты к получению
|
50
|
|
4
|
8,0
|
7.
|
Проценты к уплате
|
3453
|
100
|
8748
|
253,3
|
8.
|
Прочие операционные доходы
|
5296
|
100
|
10484
|
198,0
|
9.
|
Прочие операционные расходы
|
19448
|
100
|
12476
|
64,2
|
10.
|
Внереализационные доходы (субсидии
из бюджетов)
|
|
|
|
|
11.
|
Внереализационные расходы
|
|
|
|
|
12.
|
Прибыль до налогообложения
|
5968
|
100
|
58576
|
981,5
|
13.
|
Чистая прибыль
|
5767
|
100
|
58576
|
1015,7
|
Из табл. 5 видно,
что выручка от продажи продукции в 2007 г. увеличилась на 33% по сравнению с
2006 г. При этом себестоимость проданной продукции выросла на 12,5%, вследствие
чего хозяйству удалось в 2006 г. получить валовую прибыль в размере 23 523
тыс. руб., а в 2007 году – 69 312 тыс. руб., то есть на 195% больше. Столь
резкий рост объема прибыли объясняется тем, что в 2006 г. величина прибыли
относительно выручки и себестоимости была незначительной, поэтому небольшое
изменение этих двух показателей привело к значительному росту прибыли.
Анализируя другие
составляющие прибыли можно отметить, что величина процентов к получению резко
сократилась, а к уплате – наоборот выросла. Однако можно отметить и
положительный момент – прочие операционные доходы увеличились практически
вдвое, а расходы снизились до уровня 64% от величины 2006 г. При этом в
абсолютной величине прочие операционные расходы по обоим рассматриваемым годам
превышают доходы. но благодаря изменению величин в 2007 г. это превышение
сократилось с 14 млн. руб. до 2 млн. руб.
Описанное
изменение показателей привело к тому, что в 2006 г была получена чистая прибыль
в размере 5,7 млн. руб., а в 2007 г.- 58,6 млн. руб., то есть в 10 раз больше.
Чтобы анализ
прибыли, выручки и прочих ее составляющих был более полным, обычно осуществляют
вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках, который отражает удельный вес
каждого элемента дохода и прибыли в их общей величине. На этой основе можно
лучше понять внутренние тенденции в состоянии предприятия, разработать и
реализовать более эффективные управленческие решения, а также внедрить
передовые производства или технологии и технические средства, которые позволят
повысить эффективность производства и капитала, рентабельность и
конкурентоспособность изготовляемой продукции [16, 17]. Этот вертикальный анализ
отчета о прибылях и убытках ЗАО «Имени Ильича» за 2006-2007 гг. приведен в
табл. 6.
Таблица 6 -
Вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках ЗАО «Имени Ильича» за 2006-2007
гг., %
Показатели
|
2006 г.
|
2007 г.
|
Изменения за год
|
абс.
|
в %
|
1.
|
Выручка от продажи
|
206324
|
274992
|
68668
|
130,0
|
2.
|
Себестоимость проданных товаров,
работ, услуг
|
182801
|
205680
|
22879
|
43,3
|
3.
|
Валовая прибыль
|
23523
|
69312
|
45789
|
86,7
|
4.
|
Коммерческие расходы
|
|
|
|
|
5.
|
Управленческие расходы
|
|
|
|
|
6.
|
Проценты к получению
|
50
|
4
|
-46
|
-0,1
|
7.
|
Проценты к уплате
|
3453
|
8748
|
5295
|
10,0
|
8.
|
Прочие операционные доходы
|
5296
|
10484
|
5188
|
9,8
|
9.
|
Прочие операционные расходы
|
19448
|
12476
|
-6972
|
-13,2
|
10.
|
Внереализационные доходы (субсидии
из бюджетов)
|
|
|
|
|
11.
|
Внереализационные расходы
|
|
|
|
|
12.
|
Прибыль до налогообложения
|
5968
|
58576
|
52608
|
99,6
|
13.
|
Чистая прибыль
|
5767
|
58576
|
52809
|
100,0
|
За величину 100%
принято значение абсолютного изменения прибыли, в данном случае – величины
прироста. Исходя из этого, были определены процентные доли изменения всех
показателей в таблице.
Из табл. 6 видно,
что величина выручки за рассматриваемый период выросла на 68,6 млн. руб. и от
величины чистой прибыли это составило 130%. Рост себестоимости реализованных
товаров на 22,8 млн. руб. снизил прирост выручки на 43,3%. В итоге прирост валовой
прибыли составил 86,7% от прироста чистой прибыли.
Заметные
изменения также внесли проценты к уплате, рост которых составил около10% от
прироста чистой прибыли. Однако благодаря увеличению прочих операционных доходов
и снижению прочих операционных расходов прирост чистой прибыли удалось
несколько увеличить. Влияние прочих составляющих оказалось незначительным.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|