В
отличие от систем автоматического регулирования водитель не имеет
запрограммированной системы ответов на все бесчисленное многообразие
дорожно-транспортных ситуаций. Рассматривая возможные варианты решения
возникшей задачи в ограниченный промежуток времени, он может допускать ошибки,
число которых увеличивается при снижении его психофизиологических возможностей
в процессе работы. При учете этого обстоятельства за такими официальными
причинами ДТП, как превышение скорости, неправильный обгон или поворот, наезд
на пешехода и пр., во многих случаях обнаружилось бы, что истинной причиной
дорожно-транспортных происшествий явились не ошибочные действия водителя, а
другие факторы, относящиеся или к дороге, или к автомобилю, или к тому и другому
одновременно. В результате было достаточно самого незначительного недопонимания
водителем сложившейся ДТС, чтобы возникла опасность дорожно-транспортного
происшествия.
В отрезке
времени, непосредственно предшествующем дорожно-транспортному происшествию, и в
процессе его развития влияние каждой из причин неодинаково. В каждой фазе
развития ДТП можно выделить одну главную, ведущую причину. В последующих фазах
происшествия эта причина может стать второстепенной, сопутствующей, а главной
становится та, которая в первой фазе являлась сопутствующей. При анализе
дорожно-транспортного происшествия необходимо выявлять все
причинно-следственные связи. В противном случае установление первопричины
происшествия затруднительно, а подчас и невозможно. Немаловажное значение при
этом имеет выявление обстоятельств, предшествовавших дорожно-транспортному
происшествию. Во многих случаях предпосылки для ДТП создаются намного раньше
самого происшествия.
Анализы ДТП
Топографический анализ предназначен для
выявления мест концентрации ДТП в пространстве (пересечении, участке дороги,
магистрали, городе, регионе, стране и пр.). Различают три вида топографического
анализа: карту ДТП, линейный график ДТП, масштабную схему (ситуационный план)
ДТП.
Карта ДТП может быть выполнена в виде обычной
карты города или района (области, республики, всей страны) в соответствующем
масштабе, на которую условными обозначениями нанесены места совершения ДТП.
Причем в зависимости от целей проводимого топографического анализа на карте
могут быть условно обозначены виды ДТП, тяжесть ДТП и т. д. В результате на
карте в наглядном виде "проявляются" очаги ДТП, привлекая внимание
специалистов для принятия соответствующих мер.
Линейный график, как правило, составляется для
участка или всей автомобильной дороги. Масштаб изображения укрупнен по
сравнению с картой ДТП, что позволяет более подробно классифицировать ДТП,
нанося их при помощи условных изображений на график. Очаги ДТП на графике
подсказывают о неблагополучных дорожных условиях, сложившихся в местах их
сосредоточения.
Масштабная схема представляет собой по
существу схему ДТП на пересечении, площади, участке дороги и т. д., выполненную
в крупном масштабе. На ней символическими изображениями наносятся транспортные
средства, участники ДТП, направление их движения, тяжесть последствия ДТП.
По тяжести
последствий ДТП делятся на три группы:
со смертельным
исходом, с телесными повреждениями людей и с материальным ущербом. Телесные
повреждения подразделяют на тяжкие, менее тяжкие и легкие. По виду ДТП их делят:
на столкновение транспортных средств, опрокидывание транспортных средств, наезд
на препятствие, наезд на пешехода, наезд на велосипедиста, наезд на стоящее
транспортное средство, наезд на гужевой транспорт, наезд на животных и иные
виды ДТП. К последним относятся, например, падение перевозимого груза на
человека, сход трамвая с рельсов (без столкновения или опрокидывания).
Для Российской
Федерации характерно следующее среднегодовое распределение ДТП по видам в
процентах.
Таблица 3.2
Наезды транспортных средств.
1.Пешеходов
|
39,0-40,0
|
2.Препятствие
|
5,0-5,5
|
3.Стоящие
транспортные средства
|
2,5-3,5
|
4.Велосипедистов
|
2,5-3,2
|
5.Столкновение
транспортных средств
|
20,0-32,0
|
6.Прокидывание
транспортных средств
|
13,0-19,0
|
7.Иные виды ДТП
|
2,0
|
Наибольшей тяжестью
последствий характеризуются наезды на пешеходов, столкновения и опрокидывания
транспортных средств, наезды на гужевой транспорт. В этих происшествиях из 100
пострадавших в среднем 16 чел. погибает. К самым опасным для участников
движения относятся столкновения транспортных средств и наезды на пешехода. На
эти виды ДТП приходится почти 70 % общего числа погибших и раненых.
В Российской
Федерации ежегодно в 75% случаев ДТП происходит по вине водителей, а в 25% - по
вине пешеходов. Около 10% ДТП произошло из-за неудовлетворительного состояния
улиц и дорог, а около 2% - из-за технических неисправностей транспортных
средств. Превышение суммы 100% объясняется одновременной регистрацией
нескольких причин возникновения ДТП. Например, часто автокатастрофа происходит
из-за того, что водитель выбирает скорость движения транспортного средства без
учета его технического состояния или дорожных условий.
Результаты
исследований и данные статистики свидетельствуют, что основной причиной
совершения водителями ДТП является их недисциплинированность, что выражается в
нарушении ими Правил дорожного движения. Наибольшее число ДТП возникает из-за
управления транспортными средствами в нетрезвом состоянии (почти 25%),
превышение скорости (более 17%), нарушения правил обгона (почти 16%).
Ниже, в таблице
3.3 приведены данные ДТП Ванинского района за период 2005-2007г.г.
Таблица 3.3 ДТП
Ванинского района.
Статистика ДТП за 2005-2007г.
|
2005
|
2006
|
2007
|
Всего совершено ДТП:
|
26
|
34
|
45
|
-погибло
|
4
|
8
|
17
|
-ранено
|
30
|
33
|
38
|
По вине водителей государственного
транспорта
|
4
|
7
|
5
|
По вине водителей индивидуального
транспорта
|
21
|
22
|
24
|
По вине пешеходов
|
1
|
5
|
7
|
ДТП при которых пострадали
несовершеннолетние
|
3
|
5
|
7
|
Совершено ДТП по вине водителей
и пешеходов находящихся в состоянии
алкогольного опьянения
|
8
|
8
|
8
|
Из них государственный транспорт
|
2
|
0
|
2
|
Из них индивидуальный транспорт
|
6
|
7
|
4
|
Из них пешеходов
|
0
|
1
|
2
|
За
двенадцать месяцев 2006 года на территории района зарегистрировано 49 (АППГ-41)
дорожно-транспортных происшествия, что на 19,5% больше чем в прошлом году, в
них ранено - 58 человек (АППГ - 46 человек), погибло - 8 человек (АППГ - 7).
Тяжесть последствий от ДТП составила 12,1%.
В
основном дорожно-транспортные происшествия совершаются прежде всего из-за
неправильного выбора скорости движения водителями транспортных средств при
плохих метеорологических условиях, управление в состоянии алкогольного
опьянения, нарушение правил дорожного движения пешеходами.
Таблица
3.4 Основные виды ДТП Ванинского района
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДТП
|
2006 г.
|
2007 г.
|
+-%
|
ВСЕГО
|
41
|
49
|
+19,5%
|
1.Столкновение
|
15 -36,6%
|
8 -16,3%
|
-46,7%
|
2.Опрокидывание
|
10 -24,4%
|
23 -46,3%
|
+130%
|
3.Наезд на:
|
|
|
|
пешехода
|
14 -34,2 %
|
15 -29,2%
|
+7,1%
|
препятствие
|
1 -2,4 %
|
0 -
|
-100%
|
стоящее ТС
|
0 -
|
0 -
|
|
велосипедиста
|
0 -
|
0
|
|
4.Иной вид ДТП
|
1 -2,4%
|
3 -6,2%
|
+200%
|
Основными
причинами совершения ДТП являются неправильный выбор скорости движения
конкретным условиям, нарушение скоростного режима и др. Распределились
следующим образом:
Таблица
3.5 Основные причинами совершения ДТП
|
2006г
|
2007г.
|
+-%
|
1. Управление ТС в состоянии
алкогольного опьянения
|
11
|
13
|
+18,2%
|
2. Управление ТС лицами, не
имеющими права управления
|
7
|
4
|
-42,9%
|
3. Нарушение скоростного режима
|
7
|
18
|
+157,1%
|
4. Непредоставление преимущества в
движении
|
5
|
3
|
-40%
|
5. Нарушение правил обгона и
маневрирования
|
3
|
2
|
-20%
|
6. Нарушение ПДД пешеходами
|
5
|
6
|
+50%
|
7. Иные нарушения
|
3
|
3
|
0
|
Как
показывает анализ, наблюдается рост по некоторым позициям. Особое внимание
уделяется выявлению и пресечению грубых нарушений, способствующих совершению
ДТП с тяжкими последствиями. За истекший период отделением ГИБДД выявлено:
Таблица
3.6 Грубые нарушения, способствующие совершению ДТП с тяжкими последствиями
|
2006г
|
2007г.
|
+-%
|
1.Управление в состоянии
алкогольного опьянения
|
339
|
284
|
-16,3%
|
2.Отказ от медосвидетельствования
|
53
|
124
|
+133,9%
|
З.Управление ТС лицами, не имеющими
права управления
|
771
|
802
|
+4%
|
4.Превышение скорости
|
4882
|
4893
|
+0,2%
|
5.Непредоставление преимущества в
движении
|
949
|
980
|
+3,3%
|
6.Нарушение правил обгона
|
437
|
441
|
+0,9%
|
7.Нарушение ПДД пешеходами
|
1227
|
862
|
-29,8%
|
Наблюдается
незначительное снижение количества дорожно-транспортных происшествий по вине
водителей транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам:
2006г.
- 6 ДТП, в которых погибло -1, ранено - 4.
2007г.
- 4 ДТП, в котором погибло 1, ранено - 3.
Физическими
лицами зарегистрировано 35 дорожно-транспортных происшествий (АППГ - 28), по
вине пешеходов - 10 (АППГ - 5).
Проведение
профилактических бесед в детских учреждениях района и нацеленные
мероприятия-операции «Внимание дети», «Каникулы», позволили снизить случаи
детского дорожно-транспортного травматизма с 6 в 2006 году до 3 в 2007 году, из
них:
Таблица
3.7 Количество случаев детского дорожно-транспортного травматизма
|
2006г.
|
2007г.
|
п. Ванино
|
4 (4 ДТП)
|
1 (1 ДТП)
|
По
времени совершения дорожно-транспортные происшествия распределились следующим
образом:
Таблица
3.8 Количество ДТП по времени их совершения
|
2006г.
|
2007г.
|
09-12
|
3
|
2
|
12-15
|
5
|
3
|
15-18
|
10
|
6
|
18-21
|
10
|
15
|
21-00
|
5
|
10
|
00-03
|
5
|
6
|
03-06
|
1
|
2
|
06-09
|
2
|
5
|
По
выходным, праздничным и рабочим дням дорожно-транспортные происшествия
распределились следующим образом:
Таблица 3.9
Количество ДТП по выходным, праздничным и рабочим дням
|
2006г.
|
2007г.
|
+-%
|
ВЫХОДНЫЕ И
ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ
|
Всего ДТП:
|
16
|
18
|
+12,5%
|
из них ранено:
|
17
|
23
|
+35,3%
|
из них
погибло:
|
3
|
3
|
0%
|
РАБОЧИЕ ДНИ
|
Всего ДТП:
|
25
|
31
|
+24%
|
из них ранено:
|
29
|
35
|
+20,7%
|
из них
погибло:
|
4
|
5
|
+25%
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|