Таким
образом, общая продолжительность процесса внедрения стратегии, ориентированной
на повышение конкурентоспособности ИЭиУ на основе оказания нового вида услуг
занимает 25 дней.
4.4.Основное
реальное направление - Снижение дебиторской
задолженности.
А: Разработка
кредитной политики Института.
По данным, на
2006г около 37 % и на 2007г около 35% активов среднего предприятия числятся в
его дебиторской задолженности, поэтому эффективное управление этой статьей
оказывает большое влияние на ликвидность, а следовательно, и на укрепление
финансового положения предприятие в целом.
Для разработка
кредитной политики и использования рефинансирования счетов дебиторов необходимо
в первой фазе анализа оценивается объем дебиторской задолженности
рассматриваемой организации, дебиторская задолженность по отношению к оборотным
средствам (таблица 31 ).
Таблица.31-Коэффициент
отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность.
Показатели
|
2006г.
|
2007г.
|
1. Дебиторская задолженность, руб.
|
7790237,90
|
7348829,00
|
2. Общая сумма оборотных активов,
руб.
|
17375278,47
|
16960408,75
|
3. Коэффициент отвлечения оборотных
активов в дебиторскую задолженность, (п.1 / п. 2), %.
|
44,84
|
43,33
|
В период с 2006г.
по 2007г. доля дебиторской задолженности к сумме оборотных средств изменялась в
пределах от 44,84 % до 43,33%. Эти значения превышают средние показатели (10%до
20%), что является отрицательным фактором.
Во второй фазе
анализа выполняется оценка оборачиваемости и качества дебиторской задолженности
по следующей совокупности параметров:
1. оборот дебиторской
задолженности и срок оплаты счетов дебиторов;
2. коэффициент просроченной
дебиторской задолженности;
3. прогнозирование безнадежной
дебиторской задолженности.
1) Важнейшим
элементом анализа дебиторской задолженности является оценка ее оборачиваемости.
Тенденцию изменения этого показателя часто используют при определении
обоснованности скидки за ранние платежи. Чем выше скорость оборота, тем меньше
инвестировано средств в дебиторскую задолженность. Количество оборотов
дебиторской задолженности рассчитывается по формуле:
NS
RT =
----------------,где:
AR
RT (Receivable
turnover) - Количество оборотов дебиторской задолженности,
NS (Net Sales) –
Суммарная выручка за год,
AR (Account
receivable) – Среднее значение дебиторской задолженности.
Значения,
приведенные в таблице 32, ясно показывают, что количество оборотов (
конвертации в денежные средства) дебиторской задолженности за последний 2 года
изменилось незначительно и составляет 2,8 раз в год.
Таблица. 32-
Количество оборотов дебиторской задолженности Института.
Показатели
|
Год
|
2006г
|
2007г
|
1. Годовой доход с продаж, руб.
|
21123523,0
|
20704391,0
|
2. Дебиторская задолженность, руб.
|
7790237,90
|
7348829,0
|
3. Количество оборотов дебиторской
задолженности (п.1 /среднее п.2 ), дней.
|
2,7
|
2,8
|
По западным
источникам, для средней компании значение этого показателя составляет 8
оборотов в год. Это означает, что оборот дебиторской задолженности Института
существенно ниже, чем у среднестатистической аналогичной фирмы. Это может быть
результатом недостаточно активной работы по взысканию задолженности и наличия
значительного количества просроченных счетов к оплате, а также отсутствия стимула
(скидок) для оплаты счетов дебиторами в срок.
К тому же, если
средний фактический срок погашения дебиторской задолженности превышает
установленный, это может влиять и на степень ликвидности фирмы. Чтобы более
точно оценить, есть ли повод для беспокойства, преобразуем коэффициент
оборачиваемости дебиторской задолженности в показатель продолжительности
оборота дебиторской задолженности в днях (DSO).Срок оплаты счетов дебиторов
рассчитывается по формуле, приведенной в первой главе или, что то же самое:
360
DSO =
---------------------, где:
RT
DSO (Days Sales
Outstanding) - Средний срок оплаты счетов дебиторов,
RT (Receivable
turnover) - Количество оборотов дебиторской задолженности.
Таблица.33 -
Показатель срока кредита Института.
Показатели
|
2006г
|
2007г
|
1. Дебиторская задолженность, руб.
|
7790237,90
|
7348829,0
|
2. Годовой доход с продаж, руб.
|
21123523,0
|
20704391,0
|
3. Число дней периода.
|
360
|
360
|
4. Средний период дебиторской
задолженности (среднее п.1 / п.2 × п.3), дней.
|
161
|
156
|
По таблице видно,
что срок погашения дебиторской задолженности в 2006г году составляет 161 дней,
и на 2007г составляет 156 дней. Снившийся срок оплаты дебиторов говорит о
увеличении ликвидности дебиторской задолженности рассматриваемой организации.
Но значения данных результатов против установленных 30 дней, это говорит о
низкой ликвидности дебиторской задолженности.
2) В процессе
этого анализа используется также коэффициент просроченной дебиторской
задолженности, который вычисляется по формуле:
ORR = OR / R =
2003640/7348829=0,2726 или 27,26%
ORR (Overdue
receivable ratio) - Коэффициент просроченной дебиторской задолженности,
R (Receivable) –
Дебиторская задолженность,
OR (Overdue
receivable) - Просроченная дебиторская задолженность.
Вычисленный
коэффициент говорит о том, что 27,26% всей дебиторской задолженности Института
является просроченной. Этот значительный высокий показатель сигнализирует о
проблеме низкого качества дебиторской задолженности, что в свою очередь
приводит к проблеме низкой ликвидности дебиторской задолженности. Как следствие
этого, возникают проблемы с финансированием деятельности.
3) По причине
сказанного выше возникает необходимость прогнозирования безнадежной дебиторской
задолженности .Как уже понятно, что доля безнадежных долгов находится в прямой
зависимости от продолжительности периода, в течение которого дебитор обязуется
погасить свою задолженность. Согласно этой концепции проведены расчеты, которые
позволяют заключить, что Институт не получит 2003640руб. или 27,26% дебиторской
задолженности. Предлагаем, что будет 6% от 27,26% дебиторской задолженности по
сомнительным долгам. На эту сумму должен быть сформирован резерв по
сомнительным долгам ( 0,06*2003640=120218,4руб.).
Опираясь на
проведенный анализ, Институту следует разрабатывать адекватную кредитную
политику: умеренная кредитная политика является оптимальной, т. к. для текущей
ситуации фирмы не приемлемы высокий риск (агрессивная) и снижение притока денег
(консервативный). Используя матрицу кредитной политики фирмы, выбираем
компромиссное решение, суть которого наглядно представлена ниже:
Рис. 12. Матрицу
кредитной политики предприятия.
Выполняя
предложенное условие, необходимо одновременное изменение нескольких
характеристик текущей кредитной политики:
1) Увеличение
количества оборотов дебиторской задолженности;
2) Снижение
среднего периода дебиторской задолженности;
3) Установление
стандартов кредитоспособности. Решение о кредите должно основываться на
предпочтении надежности платежа. При анализе кредитоспособности рекомендуется
использование метода «3 С»: желание (character) (т. е. степень стремления
выполнить свои долговые обязательства), способность (capacity) (т. е.
способность генерировать денежные средства, необходимые для выполнения принятых
на себя долговых обязательств) и капитал (capital) (т. е. размер чистого
собственного капитала и коэффициент соотношения чистого собственного и заемного
капитала);
4) Проведение
менее либеральной политики инкассации (усиление давления на дебиторов,
задерживающих внесение оплаты счетов). Необходимо использование «Календаря
инкассации дебиторской задолженности» - платежи включаются в календарь в суммах
и сроках, предусмотренных соответствующими контрактами с контрагентами. Он
обеспечивает ежедневное управление поступлением денежных средств.
Б:
Совершенствование анализа и контроля дебиторской задолженности.
С целью
совершенствования анализа и контроля дебиторской задолженности в
рассматриваемом Институте , предлагается:
1) использование
современных приемов управления дебиторской задолженностью: определение основных
финансовых коэффициентов дебиторской задолженности, прогнозирование безнадежной
дебиторской задолженности;
2) сформировать
резерв на покрытие прогнозируемых безнадежных долгов в размере 120218,4руб.
3) определить
эффект, полученный от инвестирования средств в дебиторскую задолженность
(абсолютная сумма эффекта) по формуле:
E = P – С – LP ,
где:
E (Effect) – Сумма
эфекта полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по
расчетам с покупателями;
P (Profit) –
Дополнительная прибыль предприятия, полученная от увеличения объема реализации
продукции за счет предоставления кредита;
С (Cost) – Текущие
издержки фирмы, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассации
долга;
LP (Loss Profit)
– Сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями.
4) установить
вознаграждения персонала по работе с дебиторской задолженностью в зависимости
от эффективности мер по продажам и получению платежей;
5) широкое
использование компьютерной техники при управлении дебиторской задолженностью,
равно как и в управлении запасами и денежными средствами. Компьютерные системы
служат для учета реализации, движения векселей, поступления платежей и т. п.
Кроме того, компьютерная система может информировать менеджера рассматриваемого
общества о просроченной дебиторской задолженности, а также о наступлении сроков
выплаты по обязательствам. Эти процессы происходят автоматически. При помощи
компьютерной техники ведется сбор данных по каждому клиенту – так называемая
«платежная история», затем эти данные обобщаются и на их основе выносятся
решения об установлении предельной величины кредита, которая может быть
предоставлена клиенту; производится классификация дебиторов. Данные по каждому
дебитору обобщаются и используются в системе контроля дебиторской
задолженности. Итоговая информация о взаимоотношениях с дебиторами
сосредотачивается в базе данных фирмы и используется для принятия решений
относительно возможного изменения кредитной политики.
В: Обеспечение
активного использования современных форм рефинансирования дебиторской
задолженности.
Ранее выполненный
анализ показал, что Институт не использует современных форм рефинансирования.
Это объясняется тем, что в государственных учреждениях эти формы
рефинансирования сравнительно новые, поэтому большинству хозяйственных
субъектов не достает знаний и опыта, а также информации механизма их
использования.
Специалистам
Института рекомендуется в своей практической деятельности использование
векселя, основной срок действия которого 2 – 7 лет. Средняя продолжительность
времени действия векселя может быть короче 1 года и продолжительнее 7 лет. Как
переводные, так и простые векселя выпускаются на специальных бланках, которые
можно приобрести в банке, оплатив налог 0,25 % от суммы векселя. Специалисты
Института могут использовать бланки векселей номиналом 10000, 25000, и 50000
руб. и больше. Переводной вексель выпускается 288 ×110 мм формата, а
простой – 300 × 115 мм. Оба векселя имеют технологические элементы
защиты.
В случае
необходимости получения денег по векселю раньше термина оплаты, специалисты ЗАО
могут его продать банку, который его дисконтирует. Дисконт рассчитывается
аналогично процентам по формуле:
SB × T ×RB
SD =
---------------------------, где:
100 ×
360
SD (Sum of Discount) - Сумма дисконта,
SB (Sum of Bill) - Сумма векселя,
T (Time) – Период
оплаты векселя,
RB (Rate of Bill)
- Годовая вексельная ставка.
В деятельности
Института существуют проблемы с взиманием оплаты за услуг от недобросовестных
клиентов. Сумма по таким высоко рисковым счетам в 2007 году составила
2003640руб. Поэтому, руководителям и специалистам Института рекомендуется
использовать факторинговую систему, которая дает 100 % гарантию оплаты в
среднем 80 % от суммы счета. В случае опротестования векселя, постановление о
переводных и простых векселях позволяет требовать не только сумму векселя, но и
6 % дисконта и 3 % пенни, вычисляемых от конца установленного срока оплаты, а
также все расходы по компенсации и опротестованию векселя.
заключение
Объектом
дипломного проекта выступает Институт экономики и управления (ИЭИУ) ГОУ ВПО
«УдГУ».
Структуре управления
ИЭиУ характерна линейно-функциональная подчиненность.
Институт
экономики и управления поддерживает непрерывные учебно-научные связи с
университетами и институтами Венгрии, Финляндии, Болгарии, Германии, Австрии,
Южной Кореи, США, Англии, Франции, Швейцарии, Канады, Испании, Китая, Италии,
Польши, Японии и других стран.
Данные
свидетельствуют, что в число обучающихся в ИЭиУ имеет тенденцию к росту.
Два
ведущих ВУЗа Удмуртии осуществляют достаточно тесную конкуренцию, причем
Институт экономики «Ижевского государственного университета» активно вытесняет
Институт экономики и управления ГОУ ВПО «Удмуртский государственный
университет» с рынка, проводя активную компанию по привлечению абитуриентов.
Это
означает, что сотрудникам ИЭиУ необходимо более активно развивать новые
направления в деятельности с целью управления позициями на рынке
образовательных услуг в сфере подготовки специалистов по экономическим
специальностям, в том числе и со знанием иностранных языков в области
экономики, приоритет в которых в последние годы изменился.
ИЭиУ имеет налаженные связи с ведущими предприятиями
Удмуртии, которым оказываются услуги специалистами института. Среди числа
руководящего аппарата данных 30 ведущих предприятий Удмуртии проведено
анкетирование по вопросам исследования.
Анализ показал, что предприятия-партнеры ИЭиУ при
взаимодействии с иностранными коллегами активно налаживают связи, при этом
расширяется доля тех, языковые группы которых не готовятся на экономическом
факультете ИЭиУ.
При взаимодействии с белорусскими, украинскими и грузинскими
партнерами обследуемые предприятия имеют возможность общения на традиционном
русском языке. Увеличение доли взаимодействия на английском, немецком и
французском языках у предприятий также не вызывает трудностей, поскольку данные
группы языков являются «базовыми» в деловом общении.
В то же время происходит незначительное увеличение контактов
при взаимодействии с болгарскими и венгерскими коллегами.
Особое опасение у руководства анкетируемых предприятий
вызывает взаимодействие с японскими, китайскими и вьетнамскими фирмами. Причем
следует заметить, что число контактов с ними за 2006-2007 гг. в суммарном
изменении увеличено на 13 %, за счет активизации работы с первыми двумя.
Таким образом, удмуртские предприятия привлекают иногородних
переводчиков - налицо потребность в специалистах по данному направлению.
Следовательно, можно сформулировать предлагаемую стратегию
для Института экономики и управления ГОУ ВПО «УдГУ» - повышение
конкурентоспособности на основе расширения перечня оказываемых услуг (на основе
обучения японскому и китайскому языкам с дальнейшей ориентацией и на
вьетнамский язык).
Анализ востребованности данных специалистов среди потенциальных
потребителей, выявил что 67 % руководителей согласились бы на привлечение
специалистов-экономистов (или выпускников) факультета со знанием японского
(китайского) языка, а 22 % направили бы своих сотрудников на курсы для обучению
данному языку.
И лишь 11 % опрошенных готовы продолжить сотрудничество по
уже устоявшимся схемам.
При опросе студентов старших курсов ИЭиУ было выявлено, что
52 % из опрошенных стали бы получать новую специальность, а 26 % - прошли бы
дополнительные курсы по японскому (китайскому) языкам.
И лишь 22 % опрошенных либо сомневались, либо не стали бы
изучать предлагаемые языки.
Следовательно, существует реальная возможность разработки
предложения по оказанию факультетом нового вида услуг – обучению японскому
(китайскому) языкам экономистов, которые будут востребованы на рынке.
Стабильность роста расходов фирм, означает востребованность
предлагаемого нового вида деятельности для факультета.
Структура
предлагаемых для оказания новых видов услуг ИЭиУ ГОУ ВПО «УдГУ» будет
представлена следующим образом:
-
профессиональное обучение (55 %);
- специальные
курсы для желающих (25 %);
- оказание
платных услуг переводчиков, консультантов со знанием японского (китайского)
языков (10 %);
- обучение по
договорам с предприятиями (с ориентацией на потребности) (10 %).
Большая доля
потребителей будет представлена частными лицами (до 87 %), 11 % будет
приходиться на предприятия и организации частных форм собственности и 2 % - на
органы государственной власти (Администрацию Президента, Миграционную службы, и
прочие органы).
Общее число
обучаемых по новому направлению может составить 78 чел.
Численность
дополнительных сотрудников факультета составит 3 чел., а единовременные затраты
факультета составят 1270 тыс. руб.
Стоимость при
оказании услуг будет разная, что будет по-разному оказывать влияние на
результаты деятельности факультета от оказания услуг.
За 2009 год
планируется, что факультет получит 251835 руб. прибыли от реализации услуг, в
то же время, прогнозные значения, принятые для проекта, минимальны, и в среднем
возможно увеличение как численности обучаемых на курсах, так и на спецкурсах за
счет активизации рекламной компании факультета.
Предлагаемая
стратегия, ориентированная на оказание нового вида услуг – обучение японскому
(китайскому) языкам – принесет ощутимый эффект, позволит укрепить позиции
факультета на рынке образовательных и иных услуг, повысит конкурентоспособность
ВУЗа в целом.
Общая
продолжительность процесса внедрения стратегии, ориентированной на повышение
конкурентоспособности ИЭиУ на основе оказания нового вида услуг занимает 25
дней.
Список литературы
1.
Положение об Институте экономики и управления
при Удмуртском государственном университете. Ижевск- 1999г
2.
Разряды оплаты труда и тарифно- квалификационные
характеристики общеотраслевых должностей служащих. Москва-1997г.
3.
Разряды Единой тарифной сетки работников
организаций бюджетной сферы, рассчитанные на основании Постановления
Правительства РФ от 30.10.2006г № 590.
4.
Положение о порядке установления стимулирующих
надбавок, за счет средств государственного бюджета и внебюджетных средств( в
Удмуртском государственном университете)-2006г.
5.
Баланс исполнения бюджета главного
распорядителя, получателя средств бюджета ГОУ ВПО «УдГУ» на 1.1.2007г.
6.
Смета доходов и расходов на 2006г и на 2007г по
платной образовательной деятельности структурного подразделения Удмуртского
государственного университета Институт экономики и управления.
7.
Расшифровка затрат на обучение по статьям
расходов ИЭиУ ГОУВПО «УдГУ» с 01.02.2007г
8.
Список работников Института экономики и
управления на 2006г и на 2007г.
9.
Контингент студентов Института экономики и
управления с 2002г по 2006г
10.
Методические рекомендации по выполнению
дипломных проектов по специальности « менеджмент организации». Головина О.Т,
Ижевск 2007г.
11.
Экономический анализ, Савицкая Г.В, Москва,2005г
12.
Антикризисное управление Балдина К.В, Москва
2007г.
13.
Финансовый менеджмент Стояновой Е.С, Москва
2008г
14.
Методические рекомендации о порядке присвоения
дополнительных квалификаций в период освоения основных образовательных программ
высшего профессионального образования: Письмо Минобразования России от
15.05.2000 N 14-55-341 ин/15 // Официальные документы в образовании.-2001.-N
2.-С.69-73.
15.
О мерах по совершенствованию воспитательной
деятельности со студенческой молодежью: Письмо Минобразования России от
13.12.2000 N 904/28-16 // Официальные документы в образовании.-2001.-N
2.-С.4-9.
16.
О получении образовательными учреждениями
статуса юридического лица: Письмо Минобразования России от 13.11.2000 N
22-05-1122 // Официальные документы в образовании.-2001.-N 1.-С.41-45.-(в т.ч.
Новгородская область).
17.
Федеральная целевая программа развития
образования на 2006-2010годы (Утвержденная постановлением Правительства РФ от
23 декабря 2005г. № 803).
18.
О проблемах качества реализации государственного
образовательного стандарта в вузах Российской Федерации: Решение коллегии
Минобразования России от 12.09.2000 N 15/2 // Официальные документы в
образовании.-2001.-N 1.-С.82-88.
19.
О проблемах сохранения единства образовательного
пространства в Российской Федерации: Приказ Минобразования России от 25.12.2000
N 3784 // Официальные документы в образовании.-2001.-N 4.-С.54-56.
20.
О стратегии развития высшей школы: Постановление
Российского союза ректоров вузов от 06.12.2000 // Официальные документы в
образовании.-2001.-N 4.-С.19-25.
21.
Анализ
хозяйственной деятельности бюджетных организаций/ Под ред. д.э.н, проф
.Д.А.Панкова, к.э.н., доц. Е.А.Головковой. М; ООО «Новое знание», 2002.
22.
Булатова,
И.Б. Проблемы гражданско-правового регулирования платного образования в высших
учебных заведениях Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук /И.Б.
Булатова. – М., 2004.
23.
Волчанская,
Л.М. Договор возмездного оказания образовательных услуг в системе высшего
профессионального образования Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук /
Л.М. Волчанская. – Волгоград, 2002.
24.
Высшая школа России: состояние и проблемы //
Кинелев В.Г. Объективная необходимость. - М.: Республика, 2005.
25.
Забелин П. В. Оптимизация тактики
рекламно-информационной деятельности // Материалы второй международной
научно-технической конференции "Микроэлектроника и информатика". -
М.: Научный центр, ноябрь, 2005.
26.
Змеев В. Созидательный смысл эволюции: Страницы
истории // Высшее образование в России.-2005.-N 1.-С.130-140.
27.
Ишина И.В. Бюджетное финансирование образования:
назначение, состояние, проблемы . - М.: Экономист, 2005.
28.
Кондраков
Н.П., Кондраков И.П. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. Издательство
Гросбух. М., 2004.
29.
Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. - М.:
Прогресс, 2000.
30.
Маркетинг взаимоотношений с потребителями. П.
Гембл, М. Стоун, Н. Вудкок – Пер. с англ. В. Егорова. – М.: ФАИР – Пресс, 2007.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|