Меню
Поиск



рефераты скачатьХудожники передвижники

определяющую роль на всех этапах развития передовой русской живописи 1860-

1870-х годов. Он по праву был идейным лидером, совестью и мозгом

передвижничества. Сила интеллекта, редкий организаторский талант и

темперамент прирожденного общественного деятеля, которым был наделен

Крамской, дали основание утверждать, что Крамской сделал более для

искусства, чем в искусстве, что он был художественным деятелем по

преимуществу. Крамской безбоязненно всматривался в человека, раскрывал

глубокие драмы человеческого сердца, что по убеждению художника, " и есть

действительное искусство в его настоящем значении и высший его род". Через

всю жизнь Крамского прошла работа над портретом. Своим стремительным

взлетом в 1870-е годы Крамской - портретист во многом обязан

П. М. Третьякову, с которым его связывала в ту пору духовная близость,

общность эстетических и жизненных взглядов. Свидетельством того остался

камерный, не предполагавшийся для публичного показа портрет основателя

Третьяковской галереи, в котором за внешней замкнутостью, строгостью облика

живет сердечное тепло и подлинная одухотворенность. Лучшие портреты

Крамского 1870-х годов созданы в осуществление давнего масштабного замысла

Третьякова, над которым в начале 1870-х годов работал В. Г. Перов, а в 1880-

е годы - И. Е. Репин: создание портретной галереи выдающихся деятелей

русской культуры, прежде всего писателей.

Центральным творением Крамского 1870-х годов явился портрет

Л. Н. Толстого(1873). С силой, почти равною толстовской, художник понял и

передал владевшее Толстым чувство единства с жизнью. М. Е. Салтыков -

Щедрин в портрете 1879 года предстает, напротив, в состоянии открытого и

вызывающего противостояния действительности. Очень интересен и портрет

А. С. Грибоедова (1873).

На 2-ой Передвижной выставке в 1873 году появилась картина Крамского

"Христос в пустыне", которая вызвала долго не утихавшую полемику. Крамского

неоднократно просили пояснить его произведение. В письме-ответе

В. М. Гаршину Крамской пишет о том, что хотел запечатлеть драматическую

ситуацию нравственного выбора, тот неизбежный момент в жизни каждого

человека, когда приходится решать - "пойти ли направо или налево, взять ли

за господа бога рубль или не уступать ни шагу злу". Эти слова невозможно

понимать прямолинейно. Для Христа, изображенного Крамским, колебаний и

выбора не существует. Для него нет альтернативы, нет возможности

отступления от своего трагического пути. Крамской пишет не столько момент

сомнений, сколько собирание внутренних сил. Эта картина о нравственной

предопределенности человеческого существования, о том, чего стоит человеку

жить по совести при абсолютной невозможности для него поступать иначе.

В трех главных картинах Крамского 1880-х годов - "Лунная ночь",

"Неизвестная" и "Неутешное горе" - выражение общечеловеческого оказывается

связано с воплощением женских образов.

Неясность сюжета "Неизвестной" (1883) повела к взаимоисключающим

толкованиям картины. Быть может, ни в одной его картине человек не

присутствует на холсте с такой дразнящей несомненностью и в то же время не

остается столь внутренне загадочен и закрыт для зрителя. "Неизвестная" как

бы воплощает реальность присутствия идеала в жизни и одновременно его

недостижимость.

"Неутешное горе"(1884) - последняя по времени создания большая картина

Крамского, навеянная тяжелыми личными переживаниями, смертью двух младших

сыновей. Крамской пишет "тишину высказывания" материнского горя. Картина

"Неутешное горе" - о том, как много сил требуется человеку, чтобы

продолжать жить.

Крамской неизменно видел задачу искусства в том, чтобы оно приходило на

помощь человеку в моменты душевных испытаний, даровало ему "успокоение и

крепость для продолжения того, что называется жизнью. Этим и определяется

сдержанное достоинство искусства Крамского.

ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИН

Репин Илья Ефимович [24.7(5.8).1844, Чугуев, ныне Харьковской области, -

29.9.1930, Куоккала, Финляндия, Репино Ленинградской области], русский

живописец. Родился в семье военного поселенца. Учился в Петербурге в

Рисовальной школе Общества поощрения художников (конец 1863) у

Р. К. Жуковского и И. Н. Крамского и в петербургской АХ [1864-71; в 1873-76

пенсионер (стипендиат) в Италии и Франции]. Член Товарищества передвижных

художественных выставок. Действительный член петербургской АХ (1893). В

годы учёбы Репин сблизился с оказавшими на него большое влияние

И. Н. Крамским и другими членами Артели художников, а также с

В. В. Стасовым, познакомившись с эстетикой революционных демократов, он

стал убеждённым её приверженцем. В 1860-е гг. Репин работает над учебными

академическими произведениями и одновременно, вне стен АХ, - над

портретами, жанровыми картинами и рисунками. В некоторых академических

произведениях на мифологические и религиозные сюжеты ему удалось добиться

жизненности образов, выразительной психологической характеристики

действующих лиц ("Воскрешение дочери Иаира", 1871, Русский музей, Санкт-

Петербург). Одарённость, наблюдательность и страстный темперамент

художника, умение использовать позу, жест модели для её образной

характеристики отчётливо проявились уже в его ранних портретах (портреты

В. Е. Репина, 1867, Третьяковская галерея.; Р. Д. Хлобощина, 1868, и

В. А. Шевцовой, 1869, - оба в Русском музее). В эти годы Репин создал

большой групповой портрет "Славянские композиторы" (1871-72, Московская

консерватория), в который, добиваясь, естественности группировки

действующих лиц, ввёл жанровые элементы.

С начала 70-х гг. Репин выступает как художник-демократ; он отстаивает

принципы народности художественного творчества, борется против далёкого от

жизни академического искусства. После поездок на Волгу, где Репин наблюдал

жизнь бурлаков, и длительной работы над этюдами Репин пришёл к её глубокому

и яркому истолкованию в картине "Бурлаки на Волге" (1870-73, Русский

музей). Картина обличает эксплуатацию народа и вместе с тем утверждает

скрытую в нём силу и зреющий протест. Репин передал индивидуальные

неповторимые черты измученных тяжёлой работой героев картины, наделённых

большой духовной красотой. Эта работа Репин стала новым явлением в русской

живописи: жанровое произведение приобрело монументальный характер, став

обобщающим изображением современной жизни, не только раскрывающим

противоречия действительности, но и утверждающим положительную силу

общества - народ; пластическая мощь и широта живописи картины были в то

время новаторством. В годы пребывания в Италии и Франции Репин ознакомился

с искусством Западной Европы. Наиболее значительная жанровая картина этих

лет "Парижское кафе" (1874-75, собрание Монсона, Стокгольм) свидетельствует

о наблюдательности художника, передаёт отдельные характерные черты

парижской жизни. Во Франции Репин написал картину "Садко в подводном

царстве" (1876, Русский музей), воплотив в ней свои думы о родине. Более

удачны пейзажи этого периода, явившиеся важным шагом в овладении Репин

пленэрной живописью ("Лошадь для сбора камней в Вёле", 1874, Саратовский

художественный музей им. А. Н. Радищева; "Дорога на Монмартр в Париже",

1876, Третьяковская галерея). Вернувшись из-за границы, Репин едет в

Чугуев, желая в общении с народом найти темы и образы для новых

произведений. Здесь им написаны портреты крестьян, отличающиеся

поразительной силой типизации ("Мужик с дурным глазом", Третьяковская

галерея, "Мужичок из робких", Горьковский художественный музей, - оба

1877); в портрете протодьякона (1877, Третьяковская галерея) Репин

изобразил властного, исполненного грубой силы человека. В конце 1870 -

начале 1880-х гг. Репин, сначала в Чугуеве, а затем в Москве, увлеченно

работал над крестьянской темой ("Проводы новобранца", 1879, Русский музей;

"Вечорницi", 1881, Третьяковская галерея), в некоторых эскизах и картинах

раскрывая социальные противоречия пореформенной деревни ("В волостном

правлении", 1877, Русский музей). Эти произведения подготовили Репин к

созданию такого полотна, в котором должна была раскрыться жизнь современной

России и народная тема получила бы широкое обобщённое решение.

Пореформенную Россию, сложность существовавших в ней социальных отношений,

многообразие её жизни Репину удалось показать в картине "Крестный ход в

Курской губернии" (1880-83, Третьяковская галерея). Изобразив многолюдное

шествие, в котором участвуют помещица, отставной военный, откупщик,

священники, нищие, странники и огромная толпа народа, рождающая впечатление

безбрежной стихийной силы, Репин дал в картине яркие характеристики

действующих лиц. Это произведение Репина стало целой поэмой о бедности и

забитости народа, о его жажде лучшей доли, о чванливых барах и других

"хозяевах" деревни. Она была бичующим обличением мерзостей существовавшего

строя и прославлением народа, угнетённого и обманутого, но великого и

могучего. В строго продуманной композиции картины, в её живописи проявилось

высокое мастерство Репина, передавшего световоздушную среду, яркое

солнечное освещение, добившегося необычайной жизненности сцены.

С 1882 Репин жил в Петербурге. Конец 1870-х - 1880-е гг. наиболее

плодотворный период в творчестве художника. Появление на выставках его

лучших картин, проникнутых идеями освобождения народа, борьбы с

самодержавным строем, было событием в художественной и общественной жизни

России. В 1880-х гг. Репин много работал над темой революционного движения.

Сочувствуя революционерам, видя в них героев борьбы за народное счастье,

Репин создал целую галерею положительных образов, ярко и правдиво отразив и

силу, и слабость разночинского революционно-демократического движения

("Отказ от исповеди", 1879-85, "Арест пропагандиста", 1880-92, "Не ждали",

1884-88, - все в Третьяковской галерее). В центральном произведении цикла -

"Не ждали" - изображена сцена возвращения ссыльного домой. В образе

революционера звучит трагическая тема трудной судьбы героя. Репин показал

зрителю сложную гамму переживаний членов семьи, встречающих отца, сына,

мужа. Композиционное построение картины с его чёткостью, необходимой для

монументального полотна, обусловлено психологическими взаимоотношениями

героев; картина напоена воздухом и светом, для передачи которых Репин

пользуется чистыми и светлыми цветами, составляющими единую цветовую гамму.

Изображая героическое и возвышенное в жизни рядовых людей, Репин придавал

бытовому жанру то высокое значение, которое раньше имела лишь историческая

живопись. В 1870-80-е гг. Репин создаёт и лучшие портреты. В них проявились

его демократизм, его любовь к человеку, глубокий психологизм. В грандиозной

портретной галерее, созданной Репиным, как и в жанровых картинах,

раскрылись существенные черты русской жизни - столь ярки в социальном плане

и столь много говорят о своей эпохе эти портреты [В. В. Стасова (1873),

А. Ф. Писемского (1880), М. П. Мусоргского (1881), Н. И. Пирогова (1881),

П. А. Стрепетовой (1882), А. И. Дельвига (1882), Л. Н. Толстого (1887) -

все в Третьяковской галерее; В. В. Стасова (1883), Русский музей]. Высокого

мастерства достигает Репин в 80-е гг. и в графике, в частности в портретном

рисунке; графическая манера Репина к этому времени становится свободной,

способной передавать натуру во всём многообразии и красоте (рисунок

"Девочка Ада", 1882, Третьяковская галерея, и "Невский проспект", 1887,

Русский музей, - оба карандаш). В 1880-1900-е гг. Репин много работает над

иллюстрациями.

Репин был также выдающимся художником в области исторической живописи. Его

интерес к прошлому определялся вопросами, поднимавшимися современностью.

Репина привлекали сильные натуры, судьбы которых связаны со значительными

историческими сдвигами, привлекали психологические и драматические задачи

("Царевна Софья", 1879, Третьяковская галерея). Картина "Иван Грозный и сын

его Иван" (1885, Третьяковская галерея), поражающая силой переданных в ней

страстей и экспрессией их выражения, прозвучала как обличение деспотизма.

Последним значительным историческим произведением Репина была картина

"Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (1878-91, Русский музей),

главным героем которой стал свободолюбивый народ, мужественно отстаивающий

свои интересы. В 1890-е гг. Репин, переживая известный творческий кризис,

временно порвал с передвижниками. В его статьях и письмах проскальзывают

мысли, позволявшие современникам считать Репина отступником от идей

демократической эстетики, но к концу 90-х гг. Репин вернулся на прежние

позиции. В поздний период при отдельных удачах, Репин уже не создал картин

равных произведениям 1870-80-х гг. Лучшие произведения 1890-1900-х гг. -

это графические портреты, обычно изображения людей с ярко выраженным

творческим, артистическим началом (портрет Э. Дузе, уголь, 1891,

Третьяковская галерея), а также впечатляющие остротой социальных

характеристик и живописным лаконизмом портреты-этюды к монументальному

групповому портрету "Торжественное заседание Государственного Совета"

(выполнен совместно с художником Б. М. Кустодиевым и И. С. Куликовым, 1901-

03, Русский музей). Глубоко народное, тесно связанное с передовыми идеями

своей эпохи, творчество Репина - одна из вершин русского демократического

искусства. В 1894-1907 Репин преподавал в АХ (в 1898-99 - ректор), став

учителем И. И. Бродского, И. Э. Грабаря, Д. Н. Кардовского,

Б. М. Кустодиева и многих др. После 1917 Репин, живший в усадьбе "Пенаты" в

Куоккале (с 1899), оказался за рубежом. (Куоккала до 1940 принадлежала

Финляндии.) Живя в Финляндии, Репин не порывал связей с Родиной, мечтал

вернуться в СССР. В "Пенатах", где он умер и похоронен, в 1940 был открыт

мемориальный музей. Мемориальный музей Репина есть также в Чугуеве. В 1958

в Москве открыт памятник Репину (бронза, гранит, скульптор М. Г. Манизер,

архитектор И. Е. Рожин).

ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ СУРИКОВ

Василий Иванович Суриков родился в сибирском городке Красноярске 12 января

1848 года в казачьей семье. С Ермаком пришли с Дона его предки по отцовской

линии, от которых он унаследовал гордый, вольнолюбивый характер. Мать также

была из старинной казачьей семьи Торгошиных. Петр и Илья Суриковы, как и

Василий Торгошин, упоминаются среди участников Красноярского бунта

1695—1698 годов. Суриков гордился своим происхождением и писал об этом: "Со

всех сторон я природный казак... Мое казачество более, чем 200-летнее". Не

осталась для него бесследной и художественная одаренность родителей. Отец

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.