определяющую роль на всех этапах развития передовой русской живописи 1860-
1870-х годов. Он по праву был идейным лидером, совестью и мозгом
передвижничества. Сила интеллекта, редкий организаторский талант и
темперамент прирожденного общественного деятеля, которым был наделен
Крамской, дали основание утверждать, что Крамской сделал более для
искусства, чем в искусстве, что он был художественным деятелем по
преимуществу. Крамской безбоязненно всматривался в человека, раскрывал
глубокие драмы человеческого сердца, что по убеждению художника, " и есть
действительное искусство в его настоящем значении и высший его род". Через
всю жизнь Крамского прошла работа над портретом. Своим стремительным
взлетом в 1870-е годы Крамской - портретист во многом обязан
П. М. Третьякову, с которым его связывала в ту пору духовная близость,
общность эстетических и жизненных взглядов. Свидетельством того остался
камерный, не предполагавшийся для публичного показа портрет основателя
Третьяковской галереи, в котором за внешней замкнутостью, строгостью облика
живет сердечное тепло и подлинная одухотворенность. Лучшие портреты
Крамского 1870-х годов созданы в осуществление давнего масштабного замысла
Третьякова, над которым в начале 1870-х годов работал В. Г. Перов, а в 1880-
е годы - И. Е. Репин: создание портретной галереи выдающихся деятелей
русской культуры, прежде всего писателей.
Центральным творением Крамского 1870-х годов явился портрет
Л. Н. Толстого(1873). С силой, почти равною толстовской, художник понял и
передал владевшее Толстым чувство единства с жизнью. М. Е. Салтыков -
Щедрин в портрете 1879 года предстает, напротив, в состоянии открытого и
вызывающего противостояния действительности. Очень интересен и портрет
А. С. Грибоедова (1873).
На 2-ой Передвижной выставке в 1873 году появилась картина Крамского
"Христос в пустыне", которая вызвала долго не утихавшую полемику. Крамского
неоднократно просили пояснить его произведение. В письме-ответе
В. М. Гаршину Крамской пишет о том, что хотел запечатлеть драматическую
ситуацию нравственного выбора, тот неизбежный момент в жизни каждого
человека, когда приходится решать - "пойти ли направо или налево, взять ли
за господа бога рубль или не уступать ни шагу злу". Эти слова невозможно
понимать прямолинейно. Для Христа, изображенного Крамским, колебаний и
выбора не существует. Для него нет альтернативы, нет возможности
отступления от своего трагического пути. Крамской пишет не столько момент
сомнений, сколько собирание внутренних сил. Эта картина о нравственной
предопределенности человеческого существования, о том, чего стоит человеку
жить по совести при абсолютной невозможности для него поступать иначе.
В трех главных картинах Крамского 1880-х годов - "Лунная ночь",
"Неизвестная" и "Неутешное горе" - выражение общечеловеческого оказывается
связано с воплощением женских образов.
Неясность сюжета "Неизвестной" (1883) повела к взаимоисключающим
толкованиям картины. Быть может, ни в одной его картине человек не
присутствует на холсте с такой дразнящей несомненностью и в то же время не
остается столь внутренне загадочен и закрыт для зрителя. "Неизвестная" как
бы воплощает реальность присутствия идеала в жизни и одновременно его
недостижимость.
"Неутешное горе"(1884) - последняя по времени создания большая картина
Крамского, навеянная тяжелыми личными переживаниями, смертью двух младших
сыновей. Крамской пишет "тишину высказывания" материнского горя. Картина
"Неутешное горе" - о том, как много сил требуется человеку, чтобы
продолжать жить.
Крамской неизменно видел задачу искусства в том, чтобы оно приходило на
помощь человеку в моменты душевных испытаний, даровало ему "успокоение и
крепость для продолжения того, что называется жизнью. Этим и определяется
сдержанное достоинство искусства Крамского.
ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИН
Репин Илья Ефимович [24.7(5.8).1844, Чугуев, ныне Харьковской области, -
29.9.1930, Куоккала, Финляндия, Репино Ленинградской области], русский
живописец. Родился в семье военного поселенца. Учился в Петербурге в
Рисовальной школе Общества поощрения художников (конец 1863) у
Р. К. Жуковского и И. Н. Крамского и в петербургской АХ [1864-71; в 1873-76
пенсионер (стипендиат) в Италии и Франции]. Член Товарищества передвижных
художественных выставок. Действительный член петербургской АХ (1893). В
годы учёбы Репин сблизился с оказавшими на него большое влияние
И. Н. Крамским и другими членами Артели художников, а также с
В. В. Стасовым, познакомившись с эстетикой революционных демократов, он
стал убеждённым её приверженцем. В 1860-е гг. Репин работает над учебными
академическими произведениями и одновременно, вне стен АХ, - над
портретами, жанровыми картинами и рисунками. В некоторых академических
произведениях на мифологические и религиозные сюжеты ему удалось добиться
жизненности образов, выразительной психологической характеристики
действующих лиц ("Воскрешение дочери Иаира", 1871, Русский музей, Санкт-
Петербург). Одарённость, наблюдательность и страстный темперамент
художника, умение использовать позу, жест модели для её образной
характеристики отчётливо проявились уже в его ранних портретах (портреты
В. Е. Репина, 1867, Третьяковская галерея.; Р. Д. Хлобощина, 1868, и
В. А. Шевцовой, 1869, - оба в Русском музее). В эти годы Репин создал
большой групповой портрет "Славянские композиторы" (1871-72, Московская
консерватория), в который, добиваясь, естественности группировки
действующих лиц, ввёл жанровые элементы.
С начала 70-х гг. Репин выступает как художник-демократ; он отстаивает
принципы народности художественного творчества, борется против далёкого от
жизни академического искусства. После поездок на Волгу, где Репин наблюдал
жизнь бурлаков, и длительной работы над этюдами Репин пришёл к её глубокому
и яркому истолкованию в картине "Бурлаки на Волге" (1870-73, Русский
музей). Картина обличает эксплуатацию народа и вместе с тем утверждает
скрытую в нём силу и зреющий протест. Репин передал индивидуальные
неповторимые черты измученных тяжёлой работой героев картины, наделённых
большой духовной красотой. Эта работа Репин стала новым явлением в русской
живописи: жанровое произведение приобрело монументальный характер, став
обобщающим изображением современной жизни, не только раскрывающим
противоречия действительности, но и утверждающим положительную силу
общества - народ; пластическая мощь и широта живописи картины были в то
время новаторством. В годы пребывания в Италии и Франции Репин ознакомился
с искусством Западной Европы. Наиболее значительная жанровая картина этих
лет "Парижское кафе" (1874-75, собрание Монсона, Стокгольм) свидетельствует
о наблюдательности художника, передаёт отдельные характерные черты
парижской жизни. Во Франции Репин написал картину "Садко в подводном
царстве" (1876, Русский музей), воплотив в ней свои думы о родине. Более
удачны пейзажи этого периода, явившиеся важным шагом в овладении Репин
пленэрной живописью ("Лошадь для сбора камней в Вёле", 1874, Саратовский
художественный музей им. А. Н. Радищева; "Дорога на Монмартр в Париже",
1876, Третьяковская галерея). Вернувшись из-за границы, Репин едет в
Чугуев, желая в общении с народом найти темы и образы для новых
произведений. Здесь им написаны портреты крестьян, отличающиеся
поразительной силой типизации ("Мужик с дурным глазом", Третьяковская
галерея, "Мужичок из робких", Горьковский художественный музей, - оба
1877); в портрете протодьякона (1877, Третьяковская галерея) Репин
изобразил властного, исполненного грубой силы человека. В конце 1870 -
начале 1880-х гг. Репин, сначала в Чугуеве, а затем в Москве, увлеченно
работал над крестьянской темой ("Проводы новобранца", 1879, Русский музей;
"Вечорницi", 1881, Третьяковская галерея), в некоторых эскизах и картинах
раскрывая социальные противоречия пореформенной деревни ("В волостном
правлении", 1877, Русский музей). Эти произведения подготовили Репин к
созданию такого полотна, в котором должна была раскрыться жизнь современной
России и народная тема получила бы широкое обобщённое решение.
Пореформенную Россию, сложность существовавших в ней социальных отношений,
многообразие её жизни Репину удалось показать в картине "Крестный ход в
Курской губернии" (1880-83, Третьяковская галерея). Изобразив многолюдное
шествие, в котором участвуют помещица, отставной военный, откупщик,
священники, нищие, странники и огромная толпа народа, рождающая впечатление
безбрежной стихийной силы, Репин дал в картине яркие характеристики
действующих лиц. Это произведение Репина стало целой поэмой о бедности и
забитости народа, о его жажде лучшей доли, о чванливых барах и других
"хозяевах" деревни. Она была бичующим обличением мерзостей существовавшего
строя и прославлением народа, угнетённого и обманутого, но великого и
могучего. В строго продуманной композиции картины, в её живописи проявилось
высокое мастерство Репина, передавшего световоздушную среду, яркое
солнечное освещение, добившегося необычайной жизненности сцены.
С 1882 Репин жил в Петербурге. Конец 1870-х - 1880-е гг. наиболее
плодотворный период в творчестве художника. Появление на выставках его
лучших картин, проникнутых идеями освобождения народа, борьбы с
самодержавным строем, было событием в художественной и общественной жизни
России. В 1880-х гг. Репин много работал над темой революционного движения.
Сочувствуя революционерам, видя в них героев борьбы за народное счастье,
Репин создал целую галерею положительных образов, ярко и правдиво отразив и
силу, и слабость разночинского революционно-демократического движения
("Отказ от исповеди", 1879-85, "Арест пропагандиста", 1880-92, "Не ждали",
1884-88, - все в Третьяковской галерее). В центральном произведении цикла -
"Не ждали" - изображена сцена возвращения ссыльного домой. В образе
революционера звучит трагическая тема трудной судьбы героя. Репин показал
зрителю сложную гамму переживаний членов семьи, встречающих отца, сына,
мужа. Композиционное построение картины с его чёткостью, необходимой для
монументального полотна, обусловлено психологическими взаимоотношениями
героев; картина напоена воздухом и светом, для передачи которых Репин
пользуется чистыми и светлыми цветами, составляющими единую цветовую гамму.
Изображая героическое и возвышенное в жизни рядовых людей, Репин придавал
бытовому жанру то высокое значение, которое раньше имела лишь историческая
живопись. В 1870-80-е гг. Репин создаёт и лучшие портреты. В них проявились
его демократизм, его любовь к человеку, глубокий психологизм. В грандиозной
портретной галерее, созданной Репиным, как и в жанровых картинах,
раскрылись существенные черты русской жизни - столь ярки в социальном плане
и столь много говорят о своей эпохе эти портреты [В. В. Стасова (1873),
А. Ф. Писемского (1880), М. П. Мусоргского (1881), Н. И. Пирогова (1881),
П. А. Стрепетовой (1882), А. И. Дельвига (1882), Л. Н. Толстого (1887) -
все в Третьяковской галерее; В. В. Стасова (1883), Русский музей]. Высокого
мастерства достигает Репин в 80-е гг. и в графике, в частности в портретном
рисунке; графическая манера Репина к этому времени становится свободной,
способной передавать натуру во всём многообразии и красоте (рисунок
"Девочка Ада", 1882, Третьяковская галерея, и "Невский проспект", 1887,
Русский музей, - оба карандаш). В 1880-1900-е гг. Репин много работает над
иллюстрациями.
Репин был также выдающимся художником в области исторической живописи. Его
интерес к прошлому определялся вопросами, поднимавшимися современностью.
Репина привлекали сильные натуры, судьбы которых связаны со значительными
историческими сдвигами, привлекали психологические и драматические задачи
("Царевна Софья", 1879, Третьяковская галерея). Картина "Иван Грозный и сын
его Иван" (1885, Третьяковская галерея), поражающая силой переданных в ней
страстей и экспрессией их выражения, прозвучала как обличение деспотизма.
Последним значительным историческим произведением Репина была картина
"Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (1878-91, Русский музей),
главным героем которой стал свободолюбивый народ, мужественно отстаивающий
свои интересы. В 1890-е гг. Репин, переживая известный творческий кризис,
временно порвал с передвижниками. В его статьях и письмах проскальзывают
мысли, позволявшие современникам считать Репина отступником от идей
демократической эстетики, но к концу 90-х гг. Репин вернулся на прежние
позиции. В поздний период при отдельных удачах, Репин уже не создал картин
равных произведениям 1870-80-х гг. Лучшие произведения 1890-1900-х гг. -
это графические портреты, обычно изображения людей с ярко выраженным
творческим, артистическим началом (портрет Э. Дузе, уголь, 1891,
Третьяковская галерея), а также впечатляющие остротой социальных
характеристик и живописным лаконизмом портреты-этюды к монументальному
групповому портрету "Торжественное заседание Государственного Совета"
(выполнен совместно с художником Б. М. Кустодиевым и И. С. Куликовым, 1901-
03, Русский музей). Глубоко народное, тесно связанное с передовыми идеями
своей эпохи, творчество Репина - одна из вершин русского демократического
искусства. В 1894-1907 Репин преподавал в АХ (в 1898-99 - ректор), став
учителем И. И. Бродского, И. Э. Грабаря, Д. Н. Кардовского,
Б. М. Кустодиева и многих др. После 1917 Репин, живший в усадьбе "Пенаты" в
Куоккале (с 1899), оказался за рубежом. (Куоккала до 1940 принадлежала
Финляндии.) Живя в Финляндии, Репин не порывал связей с Родиной, мечтал
вернуться в СССР. В "Пенатах", где он умер и похоронен, в 1940 был открыт
мемориальный музей. Мемориальный музей Репина есть также в Чугуеве. В 1958
в Москве открыт памятник Репину (бронза, гранит, скульптор М. Г. Манизер,
архитектор И. Е. Рожин).
ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ СУРИКОВ
Василий Иванович Суриков родился в сибирском городке Красноярске 12 января
1848 года в казачьей семье. С Ермаком пришли с Дона его предки по отцовской
линии, от которых он унаследовал гордый, вольнолюбивый характер. Мать также
была из старинной казачьей семьи Торгошиных. Петр и Илья Суриковы, как и
Василий Торгошин, упоминаются среди участников Красноярского бунта
1695—1698 годов. Суриков гордился своим происхождением и писал об этом: "Со
всех сторон я природный казак... Мое казачество более, чем 200-летнее". Не
осталась для него бесследной и художественная одаренность родителей. Отец
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|