порой и обращением к символике, предвосхищает позже получивший
распространение в России стиль "модерн". Васнецов исполнил также ряд
портретов (А. М. Васнецова, 1878; Ивана Петрова, 1883; оба - в
Третьяковской галерее), иллюстрации к "Песни о вещем Олеге" А. С. Пушкина
(акварель, 1899, Литературный музей, Москва). По его рисункам сооружены
церковь и сказочная "Избушка на курьих ножках" в Абрамцеве (под Москвой;
1883), выстроен фасад Третьяковской галереи (1902). В советское время
Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами ("Бой Добрыни
Никитича с семиглавым Змеем Горынычем", 1918; "Кащей Бессмертный", 1917-26;
обе картины - в Доме-музее В. М. Васнецова в Москве).
[pic]
Алёнушка
1881
Холст, масло
173*121
Государственная Третьяковская галерея
[pic]
Иван Царевич на сером волке
1889
Холст, масло
249*187
Государственная Третьяковская галерея
[pic]
Три богатыря
1879
Холст, масло
245*187,4
Государственнная Третьяковская галерея
[pic]
Царь Иван Васильевич Грозный
1896
Холст, масло
148*241,5
Государственнная Третьяковская галерея
ВАЛЕНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ СЕРОВ
Серов Валентин Александрович (1865, Петербург - 1911, Москва) - художник.
Родился в семье композитора и музыкального критика А.Н. Серова. Рано
проявив художественные способности, с 1871 Серов брал уроки живописи в
Мюнхене у К. Кеппинга, затем у И.Е. Репина в Париже и в Москве. Репин ввел
Серова в Абрамцевский кружок в имении С. И. Мамонтова, во многом повлиявший
на молодого художника. Занятия в различных гимназиях дополнялись серьезной
подготовкой к поступлению в Академию художеств, студентом к-рой Серов стал
в 1882. Учился главным образом у П.П. Чистякова, но курса не окончил,
покинув Академию художеств в 1885, завершив художественное образование в
музеях Голландии и Италии, оказавших на него огромное влияние. Начав свой
творческий путь как передвижник, Серов шел от натурализма к условности
художественного языка, отдав дань импрессионизму, "Миру искусства", стилю
"Модерн", и во многом определил художественный облик своего времени. Серов
стал широко известен как живописец, рисовальщик, иллюстратор, театральный
художник. От ранних работ - "Девочка с персиками" (1887), "Девушка,
освещенная.солнцем" (1888), будто бы сотканных из солнца и воздуха, - Серов
перешел к психологичным, выразительным портретам "К.А. Коровина" (1894),
"Николая II" (1900), "К.П.Победоносцева" (1902), "С.Ю. Витте" (1904), "Ф.И.
Шаляпина" (1905) и др., историческим композициям "Выезд Петра II и
цесаревны Елизаветы Петровны на охоту" (1900), "Петр 1" (1907) и др.,
иллюстрациям к басням И.А. Крылова и др. В 1895 - 1897 преподавала Моск. уч-
ще живописи, ваяния и зодчества. В 1903 был избран действительным членом
Академии художеств, к-рую покинул в 1905 в знак протеста против расстрела
людей 9 янв. 1905. Принимал участие в организации сатирического журн.
"Жупел", в к-ром рисовал полит, карикатуры. В последние месяцы жизни Серов
стремился реализовать свои искания в области монументально-декоративной
живописи. В 1914 была организована посмертная выставка его произведений,
оказавшая огромное влияние на современников.
В. А. Серов родился в Петербурге 7 января 1865 года в семье известного
композитора А. Н. Серова. С детских лет будущего художника окружала
атмосфера искусства. Кроме музыкантов, в их доме бывали М. М. Антокольский,
И. Е. Репин. К тому же сам отец будущего художника был страстным любителем
рисования. Редкая наблюдательность и способности к рисованию пробудились у
мальчика рано, а условия, в которых он рос, благоприятствовали развитию
дарования. Сначала он учился у немецкого художника-офортиста А. Кемпинга,
затем его учителем стал И. Е. Репин, которому, по совету М. М.
Антокольского, В. С. Серова показывала рисунки сына.
И. Е. Репин начинает заниматься с юным Серовым сначала в Париже, а затем в
Москве и в Абрамцеве. После поездки со своим талантливым учеником в
Запорожье Репин в 1880 году направляет его в Академию художеств к
прославленному П. П. Чистякову.
Здесь молодой художник завоевывает уважение, его талант вызывает
восхищение. П. П. Чистяков говорил о Серове, что он еще не встречал в
другом человеке такой меры всестороннего художественного постижения в
искусстве, какая отпущена была природой его ученику. "И рисунок, и колорит,
и светотень, и характерность, и чувство цельности своей задачи, и
композиция - все было у Серова, и было в превосходной степени".
Друзья художника, его современники отмечали драгоценные человеческие
качества его натуры, редкую прямоту и честность.
Большое значение в формировании художественных взглядов имела жизнь Серова
в Абрамцеве и Домотканове. Среднерусская природа с рощами, полянами,
оврагами, перелесками, с околицами русских деревень полюбилась художнику с
детских лет, а дом Мамонтова, где над эскизами декораций трудились Коровин
и Врубель, где была мастерская майолики, где с успехом шла частная опера,
вдохновил художника на счастливые творческие успехи. В возрасте двадцати
двух-двадцати трех лет Серов создает произведения, которые стали
классическими в русском искусстве.
В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой
"Девочка с персиками" (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет,
хотелось сохранить "свежесть живописи при полной законченности, как у
старых мастеров". В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры
"Девушка, освещенная солнцем" (1888, ГТГ). Вспоминая это время, Мария
Яковлевна Симанович писала: "Мы работаем запоем, оба одинаково увлеклись:
он удачным писанием, а я важностью своего назначения. Он искал нового
способа передачи на полотно бесконечно разнообразной игры света и тени при
свежести красок. Да, я просидела три месяца и почти без перерыва, если не
считать те некоторые сеансы, которые приходилось откладывать из-за плохой
погоды. В эти несчастные пропуски он писал пруд" ("Заросший пруд.
Домотканово", 1888, ГТГ). Оба портрета наполнены не только увлеченностью
новой техникой живописи, но и особой одухотворенностью, поэтичностью, что
сразу выделило молодого художника и сделало его известным. За картину
"Девочка с персиками" Серов получил премию Московского общества любителей
художеств, а второй портрет тотчас купил П. М. Третьяков.
В любимом Домотканове были созданы такие произведения, как "Октябрь" (1895,
ГТГ), "Стригуны" (1898, ГТГ), "Баба с лошадью (1898, ГТГ) и многие рисунки
к басням Крылова.
В 1887 году Серов женился на Ольге Федоровне Трубниковой. Семья была
большой и дружной. Детей В. А. Серов любил нежно и с удовольствием писал
их. Портрет-картина "Дети" (1899, ГРМ), где изображены сыновья художника
Юра и Саша, рисунок "Сестры Боткины" (1900, ГТГ), портрет Мики Морозова
(1901, ГТГ) привлекают лиричностью и тонким постижением детского характера.
Своему другу А. С. Мамонтову Серов сообщает в 1890 году: "Написал я в
Костроме два портрета. Совсем портретчиком становлюсь". Тонкий психологизм,
умение увидеть и показать, "коего духа человек перед ним", делают Серова
ведущим портретистом России. В портретах Серова - его современники, разные
по характеру, внутреннему миру: темпераментный певец Ф. Таманьо (1891,
ГТГ), обладающий, по образному выражению художника, "золотой глоткой",
жизнерадостный друг художника пейзажист К. А. Коровин (1891, ГТГ),
одухотворенный И. И. Левитан (1893, ГТГ), подчеркнуто-нервный Н. G. Лесков
(1894, ГТГ).
Старшая дочь Серова в воспоминаниях об отце писала, с каким творческим
горением работал художник над портретами.
"А вот глаза - глаза взглядывали быстро, с таким напряжением, с таким
желанием увидеть и охватить все нужное ему, что взгляд казался частицей
молнии, как молния, он мгновенно как бы освещал все до малейших
подробностей".
В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики. После
написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери
архимиллионеров Морозовых, и картины-портрета С. М. Боткиной (1899, ГРМ),
показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в
творчестве художника. Современники говорили, что Серова нередко боялись,
боялись его прозорливости, неподкупных оценок, даже упрекали в том, что он
шаржирует модель. "Никогда не шаржировал, - отвечал он, - что делать, если
шарж сидит в самой модели, чем я виноват? Я только высмотрел, подметил".
В портретах Серова - не разбор отрицательных или положительных свойств
человека, а едкая ирония или остроумие, выраженное в блистательной
эстетической форме. Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-
1903, ГРМ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году, а затем
в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента
Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902, ГТГ). Особенно
известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911, ГТГ), который, по
свидетельству дочери Серова, "все умолял убрать руку, которой он как бы
доставал золотые из кармана".
Серов не имел намерения обличать, он лишь заострял те черты, которые были
порой глубоко спрятаны в натуре и не каждому видны. Когда же человек был
ему приятен, хотя это был и официальный заказ, то под кистью мастера
возникал привлекательный образ: например, 3. В. Юсупова (1902, ГРМ)
обаятельна женственностью и мягкостью, Г. Л. Гиршман (1907, ГТГ) отличается
аристократической тонкостью.
Живописное мастерство, совершенство рисунка Серова необыкновенно высоки.
Полнота эмоционального воздействия произведений художника объясняется
умением найти точные изобразительные средства и в совершенной форме
воплотить многогранную картину жизни. Портрет работы В. А. Серова- "Портрет
Портретыч", как шутя называл этот жанр художник, - не просто талантливое
воссоздание черт индивидуального лица, но -и мир, в котором живет
изображаемый человек.
Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни
художника. Именно в эти годы сформировался облик Серова-гражданина, остро
осознающего социальную несправедливость. В Петербурге Серов стал очевидцем
расстрела рабочих на 5-й линии Васильевского острова и это потрясло его...
"Он слышал выстрелы, видел убитых. С тех пор его характер резко изменился -
он стал угрюм, резок, вспыльчив и нетерпим: особенно удивляли всех его
крайние политические убеждения", - писал о Серове Репин. В знак протеста он
вышел из состава действительных членов Академии художеств. В день
освобождения политических заключенных Серов находился у Таганской тюрьмы,
был в Университете, где строились баррикады, и на похоронах Баумана. В
альбоме художника появились рисунки: атаки казаков на безоружный народ, а
затеми картина, исполненная темперой, "Солдатушки, бравы ребятушки, где же
ваша слава?" (1905, ГРМ), "Баррикады, похороны Н. Э. Баумана" (1905, Гос.
музей Революции СССР), острые политические карикатуры, которые разоблачали
Николая II как палача революции: "1905 год: После усмирения", "1905 год.
Виды на урожай 1906 года" (1905, ГТГ).
В эти годы еще больше оттачивается мастерство Серова-рисовальщика. Портреты-
рисунки Ф. И. Шаляпина, К. С. Станиславского, И. М. Москвина, В. И.
Качалова, Н. А. Римского-Корсакова, М. А. Врубеля, Л. Н. Андреева
составляют гордость русского искусства.
На рубеже 1890-1900 годов художник обращается к прошлому русской истории.
Появляется цикл карандашных рисунков, гуашей, акварелей, картин темперой,
маслом. Небольшие композиции кажутся необычайно жизненными, будто написаны
с натуры ("Выезд на охоту Петра II и Елизаветы Петровны", 1900, ГРМ).
Героическая эпоха Петра 1, суровая и небывалая, завладевает воображением
художника. Одна из лучших композиций - темпера "Петр 1" (1907, ГТГ). Петр
на "журавлиных" ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному
ветру. Его нелепая карнавальная свита (столь необычные формы принимают их
развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за ним. В
стремительном шаге Петра навстречу новой стройке, в бурлящей воде, в
тоненьких мачтах кораблей, в несущихся облаках - во всем ощущение динамики
преобразований, которые стали возможными благодаря напору воли, энергии,
вихревому натиску мужественных людей.
В мае 1907 года Серов едет в Грецию, которая произвела на него огромное
впечатление. В античной классике художник восхищен декоративностью
памятников, их соразмерностью. Он стремится воплотить увиденное и передать
существо легендарной истории, красоту мифологии Эллады. Художник создает
поэтическое сказание "Похищение Европы" (1910, ГТГ) и различные варианты
"Одиссея и Навзикаи" (1910, ГТГ, ГРМ).
Не менее интересна работа В. А. Серова в театре. Его занавес к балету
"Шехерезада" имел большой успех и в Париже и в Лондоне.
Интересом к монументально-декоративному искусству было вызвано и особое
решение портрета танцовщицы Иды Рубинштейн (1910, ГРМ). Серов находил в
облике актрисы черты подлинного Востока и сравнивал ее с фигурами античных
барельефов.
В портретах последних лет - О. К. Орловой (1911, ГРМ), В. О. Гиршмана
(1911, ГТГ) - художник стремится к обостренной выразительности формы. Это
особенно заметно в портрете Г. Л. Гиршман (1911, ГТГ) и в неоконченном
портрете П. И. Щербатовой.
Рано утром 22 ноября 1911 года В. А. Серов спешил на портретный сеанс к
Щербатовым... упал и умер от приступа стенокардии... Умер в самом расцвете
творчества, в возрасте сорока шести лет...
Смерть художника потрясла его современников. Преклонявшийся перед талантом
мастера поэт В. Брюсов писал: "Серов был реалистом в лучшем значении этого
слова. Он видел безошибочно тайную правду жизни, и то, что он писал,
выявляло самую сущность явлений, которую другие глаза увидеть не умеют".
[pic]
Портрет Г. Л. Гиршман
1907
Масло, холст
140*140
Государственная Третьяковская галерея
[pic]
Портрет балерины А.П.Павловой
1909
бумага голубая, уголь, мел
194*170
Государственный Русский Музей
[pic]
Девочка с персиками
1887
Холст, масло
91*85
Государственная Третьяковская галерея
[pic]
Волы
1885
Холст, масло
47,5*59,5
Государственная Третьяковская галерея
ИВАН НИКОЛАЕВИЧ КРАМСКОЙ
Русский художник жанровой, исторической и портретной живописи. Вдохновитель
организатор "передвижников".
С 1856 г. Учился в Петербургской Академии художеств. Увлекался революционно-
демократическими идеями Н. Чернышевского, Д. Писарева и Н. Добролюбова.
Без Ивана Николаевича Крамского невозможно представить демократическую
художественную культуру второй половины Х1Х века. Крамской играл
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|