состава Академии и организовали петербургскую "Артель художников". Это был
первая организация независимого нового искусства.
К 70-м годам новые эстетические идеи так завладели умами русских
художников, что появилась потребность в объединении художников - реалистов
всей России, чтобы целеустремлённо проводить в жизнь дорогие всем принципы.
Идея Товарищества передвижных выставок, предложенная Г. Г. Мясоедовым,
В. Г. Перовым, Н. Н. Ге и И. Н. Крамским, была горячо одобрена художниками
Москвы и Петербурга.
Передвижники - художники, входившие в российское демократическое
художественное объединение Toвapищecтвo пepeдвижныx xyдoжecтвeнныx
выcтaвoк. (ТПХВ), созданное в 1870 г. по инициативе В. Перова. Первая
выставка состоялась в 1871 г. Передвижники испытали воздействие
общественных и эстетических взглядов В. Белинского и Н. Чернышевского.
Большую роль в формировании их творческой программы сыграл критик
В. Стасов. П. Третьяков материально поддерживал передвижников, приобретая
их произведения для своей галереи. Передвижники были убежденными
реалистами, а выдвинутая ими программа народности искусства выражалась в
изображении типических сторон и многогранных характеров социальной жизни,
часто с критической тенденцией ("Земство обедает" Г. Мясоедова, 1872 г.,
"Встреча иконы" К. Савицкого, 1878 г.). Передвижники показывают не только
бедность, но и красоту народного быта ("Приход колдуна на крестьянскую
свадьбу" В. Максимова, 1875 г.), не только страдание, но и стойкость перед
лицом жизненных невзгод, мужество и силу характеров ("Бурлаки на Волге"
И. Репина, 1873 г.), богатство и величие родной природы (пейзажи
А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана), героические страницы национальной
истории (картины В. Сурикова) и освободительного народного движения ("Арест
пропагандиста", 1892 г.; "Отказ от исповеди", 1885 г.; "Не ждали", 1888 г.,
И. Репина). Большое значение в их творчестве приобретают социально бытовой
портрет ("Курсистка" Н. Ярошенко, 1883 г.), пейзаж, а позже - историческая
живопись, где главным действующим лицом выступает народ ("Утро стрелецкой
казни" В. Сурикова, 1881 г.). Образы русской народно-сказочной фантазии
оживают на полотнах В. Васнецова. Произведения В. Сурикова, И. Репина,
Н. Ге, В. Васнецова, И. Шишкина,, И. Левитана, представляющие собой вершины
передвижнического реализма, отличаются свободной, широкой манерой письма,
передачей световоздушной среды с помощью рефлексов, цветных теней, свободой
и разнообразием композиционных решений. Последняя 48 - я выставка ТПХВ
состоялась в 1923 г.
|[pic] |[pic] |[pic] |[pic] |
|Н.Н.Ге |И.Н. |И.И. |В.Г. Перов |
| |Крамской |Левитан | |
|[pic] |[pic] |[pic] |[pic] |
|А.И. |И.Е. Репин |В.А. Серов |В.М. |
|Куинджи | | |Васнецов |
|[pic] |[pic] |[pic] |[pic] |
|И.И. |В.И. |А.К. |В.Д. |
|Шишкин |Суриков |Саврасов |Поленов |
ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ПЕРОВ
Василий Григорьевич Перов родился в городе Тобольске в 1834 году. Его отцом
был губернский прокурор барон Г. К. фон Кридинер. Но, появившись на свет до
брака родителей, художник получил фамилию крёстного отца - Васильев.
Правда, она ему по каким-то причинам не нравилась, и впоследствии художник
утвердил за собой прозвище, данное ему в детстве за успехи в чистописании.
Первые уроки живописи Перов получил в арзамасской школе А. В. Ступина -
лучшей провинциальной художественной школе того времени. 18-летним он
переехал в Москву и поступил в московское Училище живописи, ваяния и
зодчества.
"Проповедь в селе" - одна из первых картин Перова, за которую он получил в
Училище большую золотую медаль и право на стипендию для поездки за границу.
В картине "Проповедь в селе", созданной в год отмены крепостного права,
когда не утихали споры о взаимоотношениях крестьян и помещиков, Перов
изобразил сцену в сельской церкви. Священник одной рукой указывает вверх, а
дугой - на задремавшего в кресле помещика, толстенького, неприятного;
сидящая рядом молодая барыня тоже не слушает проповедь, она увлечена тем,
что нашёптывает ей на ухо како-то холёныё господин. Левее стоят крестьяне в
рваных одеждах. Они, почёсывая затылки, огорченно и недоверчиво слушают
священника, видимо внушающего, что всякая власть от Бога." Я хотел
изобразить одну из проповедей Иоанна Златоуста, причём старался показать
степень её действия на разные характеры, на юность и старость, на бедность
и богатство",- так объяснял художник замысел полотна.
Одновременно с "Проповедью в селе" Перов пишет картину, принёсшую ему
первую известность, - "Сельский крёстный ход на пасхе". На фоне хмурого
деревенского пейзажа разворачивается нестройное пьяное шествие с образами и
хоругвями после праздничной пасхальной службы. С жестким реализмом Перов
передает не столько физическое, сколько духовное убожество этих людей.
Картина произвела на современников убийственное впечатление контрастом
между смыслом обряда и тем почти животным состоянием, до которого может
опуститься человек. " Сельский крестный ход на пасхе" вызвал протест
официальной критики и церкви, была снята с выставки Общества поощрения
художеств, запрещена к показу и воспроизведению. Купившему её Павлу
Михайловичу Третьякову художник В.Г. Худяков писал: "…слухи носятся, что
будто бы Вам от св. Синода скоро сделают запрос, на каком основании Вы
покупаете такие безнравственные картины и выставляете публике?"
1862-1864 годы художник проводит за границей. Осмотрев музеи Германии,
Перов обосновывается в Париже. Там его живописный язык и колористическая
гамма меняются, отступают на задний план назидательность и рассудочность
раннего творчества. В Париже раскрылся Перов-лирик и Перов-психолог, о чем
свидетельствуют такие работы, как "Савояр", "Слепой музыкант", "Парижские
тряпичники". Париж Перова- это народные гулянья, балаганы на Монмартре,
бродячие музыканты, нищие и бездомные. Но дальше этюдов работа не
двигается. Большие картины остаются незаконченными.
"Написать картину совершенно невозможно…не зная ни народа, ни его образа
жизни, ни характера, не зная типов народных, что составляет основу жанра",
- пишет Перов. И не отбыв за границей положенных ему как пенсионеру Училища
пяти лет, он просит разрешения вернуться на Родину.
Вернувшись, Перов увидел Россию другими глазами. Едкий обличитель нравов
превращается в "поэта скорби". Во второй половине 1860-х годов он создает
свои лучшие произведения: " Проводы покойника", "Тройка", "Утопленница",
"Приезд гувернантки в купеческий дом", " Последний кабак у заставы", "
Спящие дети", " Странник". Каждая из них - законченная новелла о
человеческом горе.
Согбенная фигура вдовы крестьянина, главной героини " Проводов
покойника"(1865 г.), показывает, что её горе безутешно, а безрадостный
пейзаж усугубляет ощущение тоски, затерянности несчастных героев в
пустынном холодном мире.
Персонажи картины " Тройка"(1866 г.), изображающей детей, впряженных в сани
с огромной обледенелой бочкой, вызывают еще большее сострадание у зрителя.
Столь же печален сюжет, мрачен пейзаж и в других произведениях этого
периода, таких как " Утопленница"(1867 г.) и " Последний кабак у
заставы"(1868 г.).
Следующее десятилетие, сменившее проникнутые пафосом отрицания
шестидесятые, ознаменовалось поисками положительного идеала. Такие идеалы
были найдены в среде русской интеллигенции. В это время П. М. Третьяков
начинает заказывать портреты лидеров русской культуры. Многие из портретов
- Достоевского, Погодина, Майкова, Даля, Тургенева - были написаны Перовым.
Признанный публикой и критикой мэтром жанровой живописи, он неожиданно
становится портретистом. Хотя даже в портрете Перов сохраняет мышление
жанриста: по немногим деталям, позе, жесту, костюму мы всегда можем
представить, как изображённый им человек разговаривает, ходит, какие у него
привычки, кто его окружает.
Большинство его моделей- писатели. Литература занимала центральное место в
культуре того времени. Писатель воспринимался как живое воплощение
общественной совести, он был "властителем дум", к нему обращались за
разрешением самых жгучих нравственных, социальных вопросов. Именно таким
предстает у Перова Федор Достоевский. Из мрака фона выступает бледное,
нервное, "мятое" лицо, лежащие на коленях руки сцеплены замком.
Не менее замечателен и портрет Владимира Ивановича Даля - писателя,
этнографа, автора знаменитого "Толкового словаря живого великорусского
языка", созданного им в последний год жизни. Сидящий в кресле сухой старик,
покойно сложив руки, будто созерцает в глубину прожитых лет. В облике Даля
просвечивают образы святых старцев Древней Руси: искусство второй половины
ХIХ века искало носителей идеалов духовности и мудрости не столько среди
служителей церкви, сколько среди интеллигенции.
В иконостас "лучших людей русских" включаются и портреты крестьян.
Искусство творило мечту об идеальном общественном устройстве, где не будет
ни бедных, ни богатых, а люди-братья будут работать на благо всех. Лучший
из крестьянских портретов-типов Перова - "Странник". В его облике ощущается
чувство собственного достоинства, своеобразный аристократизм, умудренная
старость. Наряду с портретами в 70-е годы Перов пишет такие картины, как
"Охотники на привале", "Птицелов", "Рыболов", "Голубятник". Их герои -
чудаки, идеалисты, романтики на свой лад, находящие отраду в общении с
природой.
Вторая половина десятилетия окрасилась для Перова одиночеством, болезнью и
лихорадочным творчеством. В 1875 году живописец последний раз участвует в
экспозиции передвижников, а в 1877-м он, в течение многих лет казначей
Товарищества передвижных художественных выставок, отчитавшись до копейки,
выйдет из его состава.
Перов много работает в мастерской никому не показывая свои новые картины,
не понятый товарищами, списанный с "корабля современности" Крамским и
другими критиками. В эти годы рождается Перов - исторический живописец. Он
обращается к евангельским сюжетам, к фольклору. Перов задумывает триптих о
Емельяне Пугачеве: "Восстание", "Помещики и крестьяне", "Суд Пугачева" -
замысел беспримерный для русского искусства ХIХ века, из которого удалось
осуществить только последнюю часть. Пишет многофигурную монументальную
картину на сюжет из истории раскольничьего мятежа 1682 года - "Никита
Пустосвят. Спор о вере"(1880-1881 гг.). Перова привлекают переломные
моменты русской истории, выявляющие суть национального характера. Глубоко
личное переживание Евангелия находит выражение в двух пронзительно
эмоциональных работах: "Христос в Гефсиманском саду" и "Снятие с креста".
"Плач Ярославны", "Тающая снегурочка", "Иван-царевич на сером волке" -
примеры обращения Перова к народному эпосу, не всегда убедительные по
форме, но чрезвычайно интересные как первооткрытие этой темы в русском
искусстве.
Существенные изменения претерпевает и живописный язык художника. Если
раньше Перов долго и тщательно работал над своими произведениями, то теперь
он словно торопится высказаться, мазок становится нервным и подвижным.
Перов мечется от сюжета к сюжету, многие работы начинает, но не
заканчивает. Воображение художника рождает все новые грандиозные замыслы,
но нет уже сил для их воплощения, и сам он понимает это. В 1882 году он
умирает от чахотки.
Путь Перова в искусстве - это путь постоянного поиска, он не боялся
меняться, без сожаления оставлял области, где удалось снискать славу. Во
время преподавания в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у
Перова было много учеников, которые впоследствии стали известными русскими
художниками: М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, А. С. Архипов.
С любовью и уважением вспоминали Перова его ученики. Заканчивая
воспоминания о своем учителе, художник М. В. Нестеров писал: "Перова больше
нет среди нас. Осталось его искусство, а в нем его большое сердце".
НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ГЕ
Ге, Николай Николаевич - знаменитый русский живописец. Родился 15 февраля
1831 г. в Воронеже. Семья Ге (Gay) родом из Франции; прадед Ге эмигрировал
в Россию в конце XVIII в. и поселился в Москве. Отец Ге был помещиком;
детство свое Ге провел в деревне, 10 лет от роду был привезен в Киев и
помещен в 1 киевскую гимназию, по окончании которой поступил на физико-
математический факультет сначала Киевского, потом Петербургского
университета. В 1850 г. Ге бросил университет и поступил в Академию
Художеств, где занимался под руководством П. Басина .
В академии Ге пробыл семь лет и получил за программу "Ахиллес оплакивает
Патрокла" в 1855 г. малую, а за программу "Саул у Аэндорской волшебницы" в
1857 г. большую золотую медаль и командировку за границу. В Париже на него
сильное впечатление произвели Салон 1857 г. и посмертная выставка
произведений Поля Делароша. В Риме он познакомился с А. Ивановым и имел
случай увидеть его картину "Явление Христа народу", которая не произвела на
него особенно сильного впечатления. Всего более он увлекался произведениями
Микеланджело. Писал портреты, как и в бытность свою в академии, и эскизы:
"Смерть Виргинии" (1857), "Любовь Весталки" (1858) и "Разрушение
Иерусалимского храма" (1858). Этими последними работами Ге остался
недоволен.
На некоторое время Ге бросает работы на исторические темы и пишет с натуры,
совершает поездку в Неаполь, где пишет массу этюдов с поразившей его своею
красотою природы. В 1860 г. он покидает Рим и переселяется во Флоренцию,
где пытается писать эскиз "Смерть Ламбертации" (1860), но вскоре бросает
эту работу, совершенно ею неудовлетворенный. Разочарование Ге в своих силах
дошло до того, что он решил бросить искусство. "Я кончил тем, - пишет он в
своих записках, - что решил лучше ничего не сказать, чем сказать ничего -
слова К.П. Брюллова. Нужно оставить искусство, и вот я оставил все"... С
детства религиозный, Ге в столь тяжелый для него момент обратился к
религии; он стал усердно читать Евангелие и в нем нашел силу, пробудившую
вновь жажду творчества.
В 1861 г. Ге начал писать "Тайную вечерю", а в 1863 г. привез ее в
Петербург и выставил на осенней выставке в Академии Художеств. "Впечатление
от "Тайной вечери" в Петербурге было, можно сказать, громовое" (В. Стасов
). За "Тайную вечерю" Ге был возведен в звание профессора, минуя звание
академика. Радостный и удовлетворенный, Ге в начале 1864 г. возвращается во
Флоренцию, пишет много эскизов на евангельские сюжеты ("Христос и Мария,
сестра Лазаря", "Братья Спасителя" и другие) и начинает новую большую
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|