прочно вошло в творчество Шишкина.
В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. "Пейзажист -
истинный художник, он чувствует глубже, чище",- записал он несколько позже
в дневнике. "Природа всегда нова ... и всегда готова дарить неистощимым
запасом своих даров, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы
..."
Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Неотрывно
штудируя натуру, в которой все ему казалось интересным, будь то старый
пень, коряга, сухое дерево. Художник постоянно рисовал в подмосковном лесу
- в Сокольниках, изучая форму растений, проникая в анатомию природы и делая
это с огромным увлечением. Приблизиться к природе было его главной целью
уже в ту пору. Наряду с растительностью, он старательно изображал телеги,
сараи, лодки или, например, идущую крестьянку с котомкой за спиной. Рисунок
с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры.
Среди ранних графических работ Шишкина интересен лист, исполненный в 1853
году, с двадцатью девятью пейзажными набросками, большинство которых
очерчено. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Однако все его
наброски предельно просты - сосна у воды, куст на болотистой равнине, берег
реки. И в этом уже проявляется своеобразие художника. Его племянница А. Т.
Комарова рассказывала впоследствии: "Мало-помалу вся школа узнала, что
Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле,
лес, река, а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды".
Приобретенный Государственным Русским музеем еще весьма робкий по
исполнению, явно ученический этюд "Сосна на скале", датированный апрелем
1855 года,- единственная дошедшая до нас пейзажная натурная работа
масляными красками, относящаяся ко времени обучения Ивана Шишкина в
училище. По ней видно, что карандаш тогда подчинялся ему лучше, чем краски.
Ко времени окончания в самом начале 1856 года училища творческие интересы
Шишкина, выделявшегося среди своих товарищей выдающимся талантом, заметно
определились. Как пейзажист он уже приобрел некоторые профессиональные
навыки. Но художник стремился к дальнейшему совершенствованию и в январе
1856 года отправился в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств. С
этих пор творческая биография Шишкина тесно связана со столицей, где он
прожил до конца своих дней.
Благодаря любви и заботе своего руководителя - А. Н. Мокрицкого, связь
первой художественной школой продолжала еще долго сохраняться в мыслях и
душе начинающего художника. Принятый без особых хлопот в Академию художеств
в год окончания художественного училища, Шишкин в то же время обращается не
раз за советами к Мокрицкому и охотно вводит его в круг своих занятий,
успехов и трудностей.
В Академии художеств Шишкин быстро выделился среди учеников
подготовленностью и блестящими способностями. Шишкина влекла жажда
художественного исследования природы. Он сосредоточил внимание на
фрагментах природы, в связи с чем тщательно осматривал, прощупывал, изучал
каждый стебель, ствол дерева, трепещущую листву на ветках, воспрянувшие
травы и мягкие мхи Воодушевление естествоиспытателя руководило кистью
художника. Таким образом был открыт целый мир ранее неведомых предметов,
поэтических вдохновений и восторгов. Художник открывал обширный мир
непримечательных составляющих природы, ранее не внесенных в оборот
искусства. Уже спустя три с небольшим месяца после поступления он привлек
внимание профессоров своими натурными пейзажными рисунками. В 1857 году он
получил две малые серебряные медали - за картину "В окрестностях
Петербурга" (1856) и за рисунки, исполненные летом в Дубках.
О графическом мастерстве Шишкина можно судить по рисунку "Дубки под
Сестрорецком" (1857). Наряду с присущими этой большой "рисованной картине"
элементами внешней романтизации образа, в ней есть и ощущение натурности
изображения. В произведении видно стремление художника к пластической
трактовке природных форм, хорошая профессиональная выучка.
Обучение в Академии художеств у посредственного живописца Сократа Воробьева
почти ничего не прибавило к знаниям, полученным в Училище живописи, ваяния
и зодчества. Академизм с ходом времени превращающий некогда живое и
прогрессивное искусство в склеротический канон, присущ был и российской
академии, жизнь которой находилась под тяжким прессом чиновничьей
бюрократизации художественного обучения.
Шишкин в период обучения в Академии художеств менее других проявлял
симптомы подражательности, но некоторые влияния коснулись и его. Это
относится прежде всего к творчеству чрезвычайно популярного в свое время
швейцарского пейзажиста А. Калама, художника неглубокого, но с любовью
изучавшего альпийскую природу, умевшего ее внешне опоэтизировать. Копии с
работ Калама были обязательны в учебной практике не только Академии, но и
московского училища. Оценивая влияние А. Калама на манеру письма молодого
художника А. Мокрицкий пишет к Шишкину в Петербург 26 марта 1860 года
пишет: "Я помню. Вы говорили мне, что в способе и манере рисования рисунки
Ваши напоминают Калама - я не вижу; в манере Вашей есть нечто свое... Это
показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого
мастера. Манер есть самая внешняя сторона произведения искусства и тесно
связан с личностью художника-автора и способом и степенью его понимания
предмета и обладания техникою искусства. В этом отношении важно только
одно, чтобы художник подсмотрел, так сказать, этот манер в самой натуре, а
не усвоил его себе несознательно".
Произведения молодого Шишкина, созданные в годы учения в Академии, отмечены
романтическими чертами, однако то было скорее данью господствующей
традиции. У него все явственнее проступало трезвое, спокойно-вдумчивое
отношение к природе. Он подходил к ней не только как художник, увлеченный
красотой, но и как исследователь, изучающий ее формы.
Подлинной школой для Шишкина стал Валаам, служивший местом летней работы на
натуре академическим ученикам-пейзажистам. Шишкин был увлечен дикой,
девственной природой живописного и сурового архипелага валаамских островов
с его гранитными скалами, вековыми соснами и елями. Уже первые проведенные
здесь месяцы явились для него серьезной практикой в натурной работе,
способствовавшей закреплению и совершенствованию профессиональных знаний,
большему постижению жизни природы в многообразии и взаимосвязи растительных
форм.
Этюд "Сосна на Валааме" - один из восьми удостоенных в 1858 году серебряной
медали - дает представление об увлеченности, с которой художник подходит к
изображению натуры, и о начавшем проявляться уже в то время характерном
свойстве дарования Шишкина - содержательном восприятии природы. Тщательно
выписывая высокую, стройную, красивую по своему контуру сосну, Шишкин в
ряде характерных деталей передает суровость окружающей местности. Одна из
этих деталей - прислонившийся к сосне старый покосившийся крест - создает
определенный элегический настрой.
В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее
в объективной значимости, и старается воспроизвести их на уровне картинной
завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той
же серии - "Вид на острове Валааме" (1858). Условность и некоторая
декоративность цветового решения соседствуют здесь с тщательной проработкой
деталей, с тем пристальным всматриванием в натуру, которое станет
отличительной чертой всего дальнейшего творчества мастера. Художник увлечен
не только красотой открывшегося перед ним вида, но и разнообразием
природных форм. Их он стремился передать как можно конкретнее. Этот
суховатый по живописи, но свидетельствующий о хорошем владении рисунком
этюд лег в основу конкурсной картины Шишкина "Вид на острове Валааме.
Местность Кукко", демонстрировавшейся на академической выставке 1860 года и
удостоенной Большой золотой медали. Она находилась ранее в США, а в 1986
году оказалась на аукционе в Лондоне. Судьба ее в настоящее время
неизвестна.
Окончив Академию с Большой золотой медалью в 1860 году, Шишкин получает
право на поездку за границу в качестве пенсионера.
Его путь к стилевой особенности своего творчества был далеко не простым,
поскольку в формировании его как пейзажиста еще сказывалась прочная связь с
Академией и ее эстетическими принципами. Внешне она продолжала сохраняться
и после возвращения Шишкина из-за границы, куда он уехал в 1862 году как
пенсионер Академии. Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях
на академической выставке 1865 года с картиной "Вид в окрестностях
Дюссельдорфа" (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той
же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на
академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического
начальства и даже награждается орденом Станислава III степени.
Но мастерство, накопленное в Академии и за границей, мало ориентировало
художника на выбор дальнейшего собственного пути, выбор тем более
ответственный для Шишкина и его самобытного таланта не только перед самим
собой, но и ближайшими товарищами, чувствовавшими в нем пейзажиста, идущего
по новой дороге. Сближение с членами Артели и особенно с И. Н. Крамским
также могло благотворно сказываться на назревших поисках творческой
перестройки.
Положение, в котором оказался Шишкин во второй половине шестидесятых годов
по возвращении из-за границы, можно было наблюдать и в творческой жизни
других пейзажистов. Сознание важности новых задач опережало возможности их
решения. Сама эпоха 60-х годов выдвигала перед искусством и художником
принципиально новые важные задачи, а жизнь на каждом шагу открывала перед
ним богатый, сложный мир явлений, которые требовали коренной ломки условных
и обедненных приемов академической системы живописи, лишенной живого
отношения к природе и чувства художественной правды.
Первые приметы внутреннего недовольства своим положением, а возможно, и
сложившимся живописным методом проявились у Шишкина весьма наглядно уже в
следующем году по возвращении из-за границы. Лето 1866 года он проводит в
Москве и работает в Братцеве вместе с Л. Л. Каменевым, его товарищем по
Московскому Училищу живописи и ваяния. Совместная работа с пейзажистом
московской школы, искренне увлеченным мотивами равнинного русского
ландшафта, не проходит бесследно. Кроме дошедших до нас светлых шишкинских
рисунков с подписью "Братцево", свободных от скованности его академической
манеры, главным, конечно, были исполнявшиеся им живописные этюды, в одном
из которых и был запечатлен мотив зреющего ржаного поля и дороги,
послуживший впоследствии, в 1869 году основой для картины "Полдень. В
окрестностях Москвы" (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми
полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой, идущей
из глубины, и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми
облаками. Наличие картины ни в коей мере не умаляет самостоятельной
художественной ценности исполненного на натуре этюда с особенно удавшейся
живописью неба с серебристыми по краям облаками, освещенными из глубины
солнцем.
Представляя типичный среднерусский равнинный пейзаж, картина вместе с тем
являет своим содержанием и образно выраженную через пейзаж тему народной
жизни. Завершая собой шестидесятые годы и путь перестройки, она
одновременно становится и заявкой на будущее творчество художника, правда,
в большей части посвященное мотивам лесного пейзажа, но в существе своей
образности близкого все той же здоровой народной основе.
В 1867 году художник снова отправился на легендарный Валаам. На Валаам
Шишкин поехал совместно с семнадцатилетним Федором Васильевым, которого
опекал и обучал живописи.
Эпопея русского леса, неизбежной и существенной принадлежности русской
природы, началась в творчестве Шишкина, по существу, с картины "Рубка леса"
(1867).
Для определения "лица" пейзажа Шишкин предпочел хвойный лес, наиболее
характерный для северных областей России. Шишкин стремился к изображению
леса "ученым образом", чтобы угадывалась порода деревьев. Но в этой,
казалось бы, протокольной фиксации содержалась своя поэзия бесконечного
своеобразия жизни дерева. В "Рубке леса" это видно по упругой округлости
спиленной ели, которая кажется стройной античной колонной, сокрушенной
варварами. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом
угасающего дня. Излюбленный художником предметный план с папоротниками,
сочной травой, сырой землей, разорванной корневищами, зверьком на переднем
плане и мухомором, контрастирующий с торжественным и гулким лесом,- все это
внушает чувство упоения красотой материальной жизни природы, энергией
произрастания леса. Композиционное построение картины лишено статичности -
вертикали леса пересекаются, разрезаются по диагонали ручьем, поваленными
елями и растущими "враздрай" наклоненными осинами и березами.
Летом 1868 года Шишкин уехал на родину, в Елабугу, чтобы получить
благословение отца на венчание с Евгенией Александровной Васильевой,
сестрой художника.
В сентябре того же года Шишкин представил в Академию художеств два пейзажа,
надеясь получить звание профессора. Вместо этого художник был представлен к
ордену, чем, видно, был раздосадован.
Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца
жизни художника. Летом 1869 года Шишкин работал над несколькими картинами,
готовясь к академической выставке. Картина "Полдень. В окрестностях Москвы"
выбивалась из общего строя. В сентябре-октябре 1869 года она
экспонировалась на академической выставке и, видимо, не была приобретена.
Поэтому Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за
ним. Шишкин с благодарностью согласился отдать ее в коллекцию за 300 рублей
- сумму, предложенную Третьяковым.
В картине "Полдень. В окрестностях Москвы" прозвучала тема, охватившая не
только творчество Шишкина, но и значительную часть русской пейзажной
живописи. Тема благодарения, восприятия жизни как блага, имеющая неявный
христианский источник. Идея блага стала одной из центральных проблем
философии и искусства второй половины XIX века. О нем говорили и Михаил
Бакунин ("...нет зла, все -благо. Для религиозного человека ...все благо и
прекрасно..."
Начиная с 1-й Передвижной выставки, в течение всех двадцати пяти лет Шишкин
участвовал на выставках своими картинами, дающими возможность сегодня
судить об эволюции мастерства пейзажиста.
Произведения Шишкина показывают, как расширялись его творческие задачи и
как этот подлинный художник-демократ хотел выразить в образах русской
природы лучшие народные идеалы и чаяния, за осуществление которых боролись
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|