Дата
____________
|
Время
__________
|
Номер
телефона ________________
|
Организация
_________
|
Фамилия,
имя, отчество абонента ______________
|
|
Вопросы
записываются
|
Прогнозируемые
ответы
|
Ответы
записываются
|
Заранее
|
записываются
заранее
|
по ходу
беседы
|
1.
|
1.
|
1.
|
2.
|
2.
|
2.
|
3.
|
3.
|
3.
|
Выводы:
достигнутый результат, полученные сведения, дальнейшие действия и т.д.
|
________________________________________________________________
|
Исполнитель:
___________________________________________________
|
Рисунок
1 - Бланк для проведения деловых телефонных переговоров
Существуют
общепринятые правила ведения телефонного разговора:
-
Говорить
надо четко и внятно, нормальным и по возможности максимально доброжелательным
тоном.
-
Говорите
энергично. Держите под рукой зеркало: перед тем, как ответить на звонок,
улыбнитесь - тогда и в голосе будет звучать улыбка.
-
Если
разговор прервался, то перезвонить должен тот, по чьей инициативе состоялся
разговор;
-
Следует говорить
максимально кратко и по существу;
-
Нельзя говорить
слишком громко в трубку, избегая в тоже время и слишком тихой речи;
-
Если вы ошиблись
номером, нельзя спрашивать «какой это номер?», «куда я попал?» или «кто это
говорит?» - лучше переспросить «это номер такой-то?»;
-
Если вы звоните
кому-то и на ваш звонок не отвечают, не кладите трубку, пока не услышите 4-6 длинных
гудков – вашему собеседнику может потребоваться некоторое время для того, чтобы
подойти к телефону;
-
Как минимум
несколько раз подумайте перед тем, как звонить в неурочное время – слишком рано
или поздно вечером. Как правило, не следует звонить до 8 утра и после 11
вечера;
-
Нельзя звонить по
ставшему вам известному номеру домашнего телефона вашего партнера, если только
он сам не дал вам этот номер и не сказал, что ему можно позвонить домой.
Следует избегать деловых звонков по домашним номерам в выходные и праздничные
дни
-
Внимательно
слушайте собеседника.
-
Отвечайте
так быстро, как только возможно.
-
Если
набран неверный номер или вы услышали грубость, сдерживайтесь и будьте
корректны.
-
Не
обсуждайте проблему с эмоционально расстроенным человеком. Дайте ему
успокоиться.
-
Если
вы находитесь в кабинете коллеги и в это время ему звонят, покажите, что вы
идете, например, за кофе и негромко извинитесь. Если он предлагает вам
остаться, постарайтесь не обращать внимания на говорящего и разговор.
-
Никогда
не говорите по телефону с набитым ртом, не жуйте и не пейте.
-
Разговор
заканчивает позвонивший, - исключая случай, когда он забалтывается сверх всех
приличий.
-
Если
вам позвонили в тот момент, когда в вашем кабинете находятся коллеги, вы можете
в вежливой форме сказать им, что хотели бы поговорить конфиденциально,
предложив вернуться в свои кабинеты, выпить чашечку кофе или подождать за
дверью. По окончании разговора пригласите коллег обратно.
-
Но
можно на важный звонок ответить из соседней комнаты.
-
Если
звонят не через коммутатор и не через вашего секретаря, назовите свою фирму,
отдел и свое полное имя.
-
Если
кто-то из партнеров звонит вам домой, и трубку поднимает один из членов семьи,
можно попросить последнего, чтобы вам перезвонили в офис
-
Если
у вас посетители, лучше воздерживаться от ответа на звонки.
-
Для
того чтобы завязать разговор, можно использовать общую тему, но свести ее к
минимуму.
-
Добивайтесь
того, чтобы на вашу просьбу отвечали «да» или хотя бы «нет», - но не «возможно».
Если
ваш собеседник высказывает по телефону жалобу, не говорите ему: «Это не моя
ошибка», «Я этим не занимаюсь», и т. д. Если вы так скажете, это может
отрицательно сказаться на репутации вашей организации и не поможет клиенту в
решении его проблем. Поэтому дайте ему выговориться до конца; выразите ему
сочувствие, а если виноваты вы, извинитесь; запишите его имя и телефон, номер
заказа или другие данные. Если вы обещали ему перезвонить, сделайте это как
можно скорее, даже если вам не удалось решить проблему к назначенному сроку.
В
таблице 2 приводится краткий перечень того, что следует и что не следует
делать, когда в вашей фирме звонит телефон.
Не следует:
|
Следует:
|
1. Долго не поднимать трубку.
2. Говорить «Привет», «Да» и «Говорите», когда начинается разговор.
3. Спрашивать: «Могу ли я вам помочь?»
4. Вести две беседы сразу.
5. Оставлять телефон без присмотра хотя бы ненадолго.
6. Использовать для заметок клочки бумаги и листки календаря.
7. Передавать трубку помногу раз.
8. Говорить: «Все обедают», «Никого нет», «Пожалуйста, перезвоните».
|
1. Поднять трубку до четвертого звонка телефона.
2. Говорить: «Доброе утро (день)», представиться и назвать свой отдел.
3. Спрашивать: «Чем я могу вам помочь?»
4. Концентрировать внимание на одной беседе и внимательно слушать.
5. Предложить перезвонить, если это требуется для выяснения деталей.
6. Использовать бланки для записи телефонных разговоров.
7. Записать номер звонящего и перезвонить ему.
8. Записать информацию и пообещать клиенту перезвонить ему.
|
Таблица
2 – Рекомендации проведения телефонных переговоров
Этот
список можно продолжать бесконечно. Например, нельзя превращать разговор в
допрос, задавать вопросы типа: «С кем я разговариваю?» или «Что вам нужно?»
Надо следить за своей дикцией (не чмокать и т. п.). Если вы говорите с
акцентом, постарайтесь говорить отчетливо. Избегайте привычки зажимать микрофон
рукой, чтобы что-то сказать коллегам - собеседник может услышать.
Существуют
выражения, которых следует избегать при телефонных разговорах, чтобы о вашей
фирме не сложилось превратного представления. К ним, в частности, относятся:
1. «Я
не знаю». Никакой другой ответ не может подорвать доверие к вашей организации
столь быстро и основательно. Прежде всего, ваша работа заключается в том, чтобы
знать — именно поэтому вы занимаете свое место. Если же вы не в состоянии дать
ответ вашему собеседнику, лучше сказать: «Хороший вопрос... Разрешите, я уточню
это для вас».
2.
«Мы не сможем этого сделать». Вместо отказа «с порога» предложите, например,
подождать, прежде чем вы поймете, чем можете оказаться полезными, и попытайтесь
найти альтернативное решение. Рекомендуется всегда в первую очередь
сосредоточиваться на том, что вы можете сделать, а не на обратном.
3.
«Вы должны...». Серьезная ошибка. Ваш клиент вам ничего не должен. Формулировка
должна быть гораздо мягче: «Для вас имеет смысл...» или «Лучше всего было
бы...».
4.
«Подождите секунду, я скоро вернусь». Задумайтесь, вы хоть раз в жизни успевали
управиться со своими делами за «секунду»? Вряд ли. Скажите вашему собеседнику
что-то более похожее на правду: «Для того чтобы найти нужную информацию, может
потребоваться две-три минуты. Можете подождать?»
5.
«Нет», произнесенное в начале предложения, невольно приводит к тому, что путь к
позитивному решению проблемы усложняется. Универсальных рецептов, чтобы
избавиться от «отрицательного уклонения», нет. Каждую фразу, содержащую
несогласие с собеседником, следует тщательно обдумывать.
Следующие советы
касаются ситуаций, когда вы звоните.
-
Если
там, куда вы звоните, вас не знают, секретарь должен попросить вас
представиться и поинтересоваться, по какому поводу вы звоните. Назовите себя и
кратко изложите причину звонка.
-
Грубым
нарушением этикета и наглостью считается выдавать себя за друга того человека,
которому вы позвонили, с тем, чтобы вас быстрее с ним соединили.
-
Если
нужный вам человек отсутствует, не спрашивайте, где он находится.
-
Не
звоните без надобности по личным делам, а уж если очень надо - говорите очень
коротко.
-
Не
звоните еще раз в тот же день, если вы оставили свои координаты. Так можно
поступить только в случае крайней необходимости.
-
Если
вы оставляете свое сообщение на автоответчике, назовите дату, время звонка,
свое имя, название фирмы и краткое сообщение.
-
Очень
грубое нарушение делового этикета - не перезвонить, когда вашего звонка ждут.
Перезвонить необходимо при первой возможности и не позднее, чем в течение
суток.
-
Звоня
по личному вопросу своему деловому партнеру, учитывайте время дня. Разговор
должен быть предельно коротким.
-
Деловым
партнерам домой звоните только в случае крайней необходимости.
-
Если
вы не застали нужного человека, поинтересуйтесь, когда будет удобнее
перезвонить.
-
Если
вас попросили подождать и не отвечают в течение двух минут, повесьте трубку и
перезвоните. Не теряйте при этом самообладания.
-
Если
вам кажется, что разговор может затянуться, начните с вопроса: «Есть ли у вас
сейчас время для разговора?».
-
При
общении с очень занятыми людьми договоритесь, в какой день вы можете позвонить
и строго следуйте ему.
Часто
случается ситуация, когда необходимо сказать, что разговор должен быть
закончен. Труднее всего это сделать с теми абонентами, кто не в меру болтлив
или без конца отвлекается на детали, не имеющие прямого отношения к делу.
Конечно, невежливо говорить собеседнику, что он слишком много говорит или что
он по-прежнему не перешел к сути дела. Здесь нужна деликатность. Вы должны
говорить тоном, выражающим искренний интерес к теме беседы, и при этом можете
сказать что-то вроде: `Я бы очень хотел побеседовать с вами подольше, но, к
сожалению, у меня сейчас срочное дело`.
Разумеется,
существует масса причин, воспользовавшись которыми можно прервать разговор, но
будет лучше, если они действительные, а не мнимые, иначе вам придется
обманывать человека. Вот примерные варианты способов окончания беседы:
-
«Я сейчас занят,
могу ли я вам перезвонить?».
-
«Не хочу
прерывать вас, но мне пора уходить, иначе я опоздаю на совещание».
-
«Очень рад был
вас слышать, но мне сейчас надо уйти».
-
«Простите,
подошло время очередной встречи, мне пора идти».
-
«Очень приятно с
вами беседовать, но мне надо позвонить еще в одно место. Разрешите, я перезвоню
вам попозже?».
-
«Я прервал
переговоры, когда вы позвонили. Простите, мне надо их продолжить».
Телефон
дает возможность практически немедленной связи с собеседником. В большинстве
случаев это дает дополнительные ценные возможности. Но, если вы рассержены и
существует риск `сорваться`, сказать грубость, то следует воздержаться от
звонка, не выяснять отношения по телефону, отложив до личной беседы с глазу на
глаз.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|