Требование все делать
вовремя касается и всей иной профессиональной и служебной деятельности. Все
дела должны делаться в срок. Поэтому важным является умение рассчитать
необходимое для выполнения время, учитывая те возможные проблемы, которые
трудно прогнозировать.
2. Не говорить лишнего.
Суть этого принципа в том, что человек обязан хранить секреты своей
организации. Причем речь идет о всех делах фирмы или учреждении, где он
работает, - от технологических до кадровых. То же можно сказать и о тех
подробностях своей личной жизни, о которых могут поведать друг другу
сослуживцы.
3. Думать не только о
себе, но и о других. Без этого не может быть и речи о каких-либо успехах. Не
учитывать мнение и интересы покупателя, клиента или партнера - все равно, что
пытаться лететь в вакууме, махая крыльями. Один из бизнесменов сказал по этому
поводу: `Все неприятности происходят из-за эгоизма или зацикленности на своих
интересах. Например, иногда стараются навредить коллегам, чтобы заработать
преимущество в конкуренции с сослуживцами или выдвинуться в рамках собственного
заведения.
Всегда надо иметь в виду,
что у всех есть свои интересы и во всякой точке зрения содержится частица
истины, даже если вам кажется, что ваш оппонент или собеседник абсолютно не
прав. Поэтому непреложным требованием делового этикета является необходимость
уважать чужое мнение и стремление понять его.
4. Одеваться как
положено. В этом принципе самое главное - необходимость вписаться в окружение
на службе, а внутри этого окружения - в контингент работников вашего уровня.
Помимо того, что вам надо `вписаться`, ваша одежда должна быть выбрана со
вкусом - соответствовать моде по фасону и цветовой гамме. То же касается обуви
и прочих аксессуаров.
Если сразу после работы
вам предстоит деловой ужин, то не одевайтесь в вечерний туалет, иначе люди
подумают, что у вас к ним личный, а не профессиональный интерес (тем более,
если вы встречаетесь с лицом противоположного пола).
5. Говорить и писать
хорошим языком. Этот принцип означает, что все произносимое и написанное вами -
записки, письма и т.д. - должны не только нести ясную и целенаправленную мысль,
но и быть изложены хорошим языком, причем все имена собственные должны
произноситься и писаться без ошибок. В случае трудностей с грамматикой и правописанием
пользуйтесь словарями, учебниками и услугами более грамотных сотрудников.
Необходимо запретить
самому себе использовать бранные и нецензурные выражения - даже чужие, которые
вы пересказываете. Существует множество «словозаменителей», которые способны
передать ваше негативное отношение к чему-либо. К тому же не исключен вариант,
что слишком принципиальный начальник (особенно начальница) может вас уволить за
ненормативную лексику.
Высокая культура
общения предполагает развитое умение говорить и слушать, вести беседу. Вряд ли
есть лучшее средство для развития ума и культуры общения, чем беседа. Это целое
искусство, с помощью которого люди познают друг друга, находят взаимопонимание,
убеждаются в правильности или неправильности своих представлений по самым
разным вопросам.
В аспекте человеческого
общения большая часть информации передается посредством жестов, позы,
расположения и соблюдения дистанции между партнерами. Представление о том, как
происходит коммуникация между людьми, управление этими явлениями помогут больше
узнать о поступках своих партнеров, тем самым получая возможность улучшить
взаимоотношения с другими людьми.
К.С.Станиславский утверждал: « Люди общаются с помощью
органов своих пяти чувств, с помощью видимых и невидимых путей общения: глазами,
мимикой, голосом, движениями рук, пальцев, а также через восприятие ».[3]
Порой происходит казус: мы говорим правильные слова, но нам не доверяют. Это
происходит тогда, когда наша мимика, пластика, поза, которую мы принимаем в
момент общения не соответствует тому, о чём мы говорим.
В деловой сфере
социальное поведение людей регулируется с помощью многочисленных формальных и
неформальных социальных норм – правовых, экономических, административных,
технико-технологических, социальных норм. А также установлений, касающихся как
качественных и количественных параметров выпускаемой продукции или оказываемой
услуги, так и характера совместной деятельности его сотрудников и
подразделений, и их взаимодействия с внешней по отношению к предприятию средой
- поставщиками, потребителями, государственными структурами и обществом в
целом.
Поведение каждого
работника, отдельных подразделений, их руководителей и предприятия в целом
регулируют и контролируют формальные и неформальные социальные нормы. К первым
относятся нормы, документально закрепленные и подкрепленные санкциями.
Формальные нормы внутри предприятия представлены набором регламентов
управления, охватывающих все системы и уровни управления, роль внешних по
отношению к предприятию формальных норм исполняют правовые, административные и
технические нормы федерального, регионального и ведомственного характера.
Вторые - неформальные нормы - это складывающиеся в процессе взаимодействия
людей и отраженные в сознании общества (или группы, если речь идет о групповых
нормах) эталоны, правила и требования поведения. Они играют важную роль в
регулировании всех этих взаимодействий наряду с формальными нормами.
1.4 Особенности и
значение делового этикета
Различают несколько видов
этикета, основным из которых являются:
-
придворный этикет
- строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах
монархов;
-
дипломатический
этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах
друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;
-
воинский этикет -
свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех
сферах их деятельности;
-
общегражданский
этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами
при общении друг с другом.
Большинство правил
дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере
совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета
дипломатами придается большее значение, поскольку отступление от них или
нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным
представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.
Вместе с тем требования
этикета не являются абсолютными, их соблюдение зависит от места, времени и
обстоятельств. Нормы этикета, в отличие от норм морали, являются условными, они
носят характер как бы неписанного соглашения о том, что в поведении людей
считать общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать
и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных
правил взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека,
его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в
обществе имеет очень большое значение, оно облегчает установление контактов,
способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые
взаимоотношения.
Современный этикет
регламентирует поведение людей в быту и на службе, в общественных местах и на
улице, в гостях и на различного рода официального мероприятия: приемах,
церемониях, переговорах.
Деловой этикет
представляет собой свод писаных и неписаных правил поведения, нарушение которых
мешает нормальному ведению дел.
Деловой этикет занимает
особое место в искусстве поведения. Если, нарушая те или иные нормы поведения,
в быту и в обществе вы рискуете главным образом своей репутацией воспитанного
человека, то в бизнесе такие ошибки могут стоить больших денег и карьеры.
Великий мастер и учитель в сфере деловых отношений Дейл Карнеги утверждал, что
успех человека в финансовых делах на пятнадцать процентов зависит от его
профессиональных знаний и на восемьдесят пять - от его умения общаться с
людьми. В самом деле, любой бизнес - это скоординированные действия множества
людей, и эффективность этих действий прямо зависит от их способности налаживать
отношения друг с другом.
Служебный этикет - это
установленный порядок поведения в офисе и в сфере делового взаимодействия.
Известно, что любой сотрудник фирмы - лицо компании, и важно, чтобы это лицо
было одновременно симпатичным и профессиональным, доброжелательным и
непреклонным, услужливым и самостоятельным.
Современный служебный
этикет - это глубокое знание приличий, умение держать себя в коллективе так,
чтобы заслужить всеобщее уважение и не оскорбить при этом своим поведением
другого.
Деловая этика является
одним из главных «орудий» формирования имиджа компании. В современном бизнесе
лицу фирмы отводится немалая роль. Те организации, в которых не соблюдается
служебный этикет, теряют очень многое. Там же, где деловой этикет стал нормой
жизни, выше производительность труда, лучше результаты.
Предприниматели всего
мира знают главнейший постулат бизнеса: хорошие манеры прибыльны. Гораздо
приятнее работать с той фирмой, где соблюдается деловой этикет. Сложившиеся
нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса
становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны
политические, экономические, культурные отношения, так как нельзя существовать,
не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.
Этикет - слово
французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся
правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.
Современный этикет
наследует обычаи практически всех народов с древности до наших дней. В основе
своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются
представителями не только какого-то данного общества, но и представителями
самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире.
Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные
общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными
традициями и обычаями.
Умение вести себя должным
образом, т.е. соблюдение этикета, стало ныне одним из важнейших условий и
способов вырваться вперед и сохранить лидерство в бизнесе. Иными словами,
соблюдение делового этикета - один из элементов профессиональной стратегии.
Мало просто быть вежливым
и воспитанным человеком. Нужны конкретные знания тонкостей этой области
человеческих взаимоотношений. А их великое множество: как и когда сказать
нужное слово или промолчать, сделать соответствующий событию подарок, как
составить полезный для дела круг общения, умение организовать деловую трапезу и
вести себя на ней и т.д., и т.п. - и все с тем прицелом, чтобы эти контакты и
поступки благоприятно отражались на делах фирмы и ваших собственных.
Правила этикета могут
разниться в отдельных фирмах и отраслях производства. И необходимо знать эти
особенности в каждом конкретном случае. Кроме того, глобальность экономических
связей обязывает людей знать правила хорошего тона других стран. Нарушение этих
правил приводит к разрыву деловых связей и оборачивается потерей рынков сбыта
Разговаривая с человеком
во время деловой встречи, помните, что слушать не менее важно, чем говорить.
Дайте ему возможность высказать все, что он считает нужным, и пусть он видит
вашу заинтересованность. Смотрите на собеседника, не отводите взгляд в сторону.
Отвечать надо, предварительно взвесив свои слова, и искренне. Сдерживайте
недовольство и раздражение, если его позиция противоречит вашей точке зрения;
не высказывайте негативных замечаний во время его речи. С другой стороны, не
проявляйте излишних эмоций, когда собеседник говорит нечто схожее с вашей
точкой зрения, особенно если принимать решение будете не вы, а ваше начальство.
Не давайте таких обещаний, возможность выполнения которых не гарантирована.
На качество беседы очень
сильно влияют частые телефонные звонки, прерывающие разговор. Постарайтесь,
чтобы их в это время было поменьше.
Бывает, что собеседнику
приходится отказывать в его просьбе. Как это сделать с минимальными для него
«ощущениями»? Если вы кажете прямо: «К сожалению, сделать этого я не могу», то
вряд ли это будет лучшим вариантом. Лучше объяснить при этом причину отказа:
«Это нанесет ущерб нашей компании», или «Такое решение противоречит политике
нашей фирмы», или что-то правдоподобное и убедительное, насколько возможно.
Иногда вы хотите обойти
тему, которой лучше не касаться. В такой ситуации уместно будет сослаться на
личные обстоятельства или сообщить, что решение вашей организации по данному
вопросу пока не принято или не подлежит разглашению: `К сожалению, я не хочу
(или не имею права) сейчас обсуждать данный вопрос. Надеюсь, вы меня правильно
понимаете`.
А если вам задан вопрос,
ответ на который вы не знаете? Можно прямо сказать об этом; однако правила
этикета требуют, чтобы вы этим не ограничивались, а продолжили фразой вроде:
«Но, мне кажется, что господин такой-то мог бы ответить на ваш вопрос». Если с
упомянутым человеком можно связаться сразу же, то лучше вашего собеседника
тотчас соединить с ним, позвонив по телефону. Если нет, то скажите, что вы
свяжетесь со своим собеседником позже и ответите на интересующий его вопрос.
Несколько дополнительных
советов, которые помогут правильно построить диалог с деловым партнером.
-
В разговоре не
забывайте произносить имя своего собеседника.
-
Не спрашивайте
людей об их возрасте, весе, одежде, расовой принадлежности, вероисповедании,
болезнях, собственности и т.д.
-
Не рассказывайте
двусмысленные и непристойные анекдоты.
-
В рабочее время
сокращайте разговоры до минимума.
-
Для начала
разговора найдите повод или тему, представляющие общий интерес.
-
Если вы желаете
продолжения разговора, задавайте такие вопросы, которые позволяют собеседнику
изложить свои взгляды подробнее.
Чтобы закончить разговор, задавайте конкретные вопросы,
предполагающие ответ типа «да» или «нет», либо спрашивайте о фактах.
1.5 Культура делового общения
Во время беседы основным
правилом является безусловное уважение к собеседнику. В большинстве случаев
правила хорошего тона не позволяют обсуждать денежные дела, физические изъяны,
болезнь собеседника или окружающих. Как правило, разговор не должен касаться
окружающих, следует избегать тем, которые могут дать повод к обвинению вас в
злословии. Недопустимо делать личные выпады, неприязненные замечания в адрес
собеседника.
Следует избегать
разговора повышенным голосом, тактично уходить от тем и вопросов, при
обсуждении которых вы или ваш собеседник можете «вспылить». В разговоре
старайтесь избегать назидательности, проявления невнимания к сказанному
собеседником, стремления поспешно выставить «оценки» сказанному им. В то же
время плохое впечатление оставляют и те, кто всегда готов немедленно
согласиться с любым высказыванием.
Умелый собеседник всегда
найдет возможность дать высказаться говорящему, короткими репликами направляя
суть разговора. Умение слушать, выдержать паузу высоко ценится в обществе.
Искусный собеседник не станет пререкаться, разговаривать приказным или
угрожающим тоном, постарается не давать навязчивых советов.
Старайтесь максимально
концентрировать свое внимание на собеседнике, реагировать на сказанное им
жестом, взглядом, междометием или ремаркой. Невнимательность может
расцениваться как высокомерие и бестактность.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|