Приемы проводят военные
атташе, командиры кораблей, находящихся с визитом дружбы в иностранных базах, а
также представители местного военного командования и гражданских властей в
порядке оказания почестей прибывшим военным гостям.
Дипломатические приемы
проводятся также независимо от каких-либо событий, в порядке повседневной
дипломатической работы. В практике дипломатических представительств эти приемы
являются наиболее распространенными. Немногочисленные по количеству
приглашенных лиц такие приемы представляют собой удобную возможность для
завязывания контактов, укрепления и расширения связей, получения нужной
информации, оказания влияния на местные круги в нужном направлении, разъяснения
внешней политики своей страны.
Независимо от назначения,
объема и вида всякий дипломатический прием носит политический характер,
поскольку на нем происходит встреча представителей иностранных государств.
Находясь за границей,
надо уважать правила и обычаи, принятые в данной стране. Приглашая иностранца
на официальное мероприятие, следует позаботиться о том, чтобы не поставить его
в положение, унижающее или оскорбляющее его национальное достоинство, в
противном случае он может расценить это как неуважение к его государству и
нации.
Прежде всего необходимо
особенно строго и четко соблюдать дипломатический этикет. Дипломаты при
выполнении своих функций, организации официальных мероприятий, участии в
церемониях и процедурах действуют в соответствии с дипломатическим протоколом,
под которым понимают совокупность общепринятых правил, традиций, условностей,
соблюдаемых правительствами, государственными представительствами за рубежом
(посольствами, консульствами и др.) и их сотрудниками при общении друг с
другом. Не следует при этом забывать, что дипломатический протокол и
общегражданский этикет - разные вещи.[9]
Одежда на дипломатических
приемах. Внешнему виду придается большое значение. Для деловых переговоров
подходят однотонные костюмы серые, темно-серые, темно-синие, черные. Близкими
по тону должны быть и цвета галстуков, при этом на галстуке должен доминировать
цвет костюма и желателен рисунок. Такое сочетание цветов не будет отвлекать и
раздражать партнеров, а внешний вид подчеркнет Ваше уважение к ним.
В официальной обстановке
пиджак должен быть застегнут. Это касается как переговоров, так и совещаний: в
застегнутом пиджаке заходят в кабинет на заседание, сидят в президиуме,
выступают с докладом. В таком же виде входят в зрительный зал театра и
ресторан. При этом нижнюю пуговицу пиджака никогда не застегивают. Сидя в
кресле, а также за столом во время еды, пиджак можно расстегнуть.
Этикет деловых приемов
всех видов требует надевать белые рубашки. В остальных случаях цвет рубашки
должен гармонировать с цветом костюма. Оптимальная длина галстука - до пояса
брюк, он должен быть аккуратно завязан.
К костюмам строгих цветов
подходят полуботинки или ботинки черного либо темно-коричневого цветов. Черная
обувь подходит к костюмам любых цветов.
Днем и в летнее время
предпочтительнее светлые костюмы и платья, вечером и зимой - более темных
тонов. К светлому костюму следует надевать светлую обувь.
Обычно форма одежды
указывается в письменном приглашении на прием. Если в приглашении указана форма
одежды, то офицеры посещают прием в парадной форме, а гражданские лица в
вечернем костюме (фрак, смокинг), женщины в вечерних платьях.
Если же в приглашении
форма одежды не указывается, при посещении приемов рекомендуется соблюдать
следующие правила.
Для мужчин
Костюм. На завтрак,
коктейль, а также другие приемы, начинающиеся до 20.00 часов, можно одевать
костюм любого неяркого цвета, если только эти приемы не устраиваются по случаю
национального праздника, в честь или от имени главы государства или министра
иностранных дел.
На приемы, устраиваемые
по случаю национального праздника, в честь или от имени главы государства,
главы правительства или министра иностранных дел, находящихся с официальным
визитом в нашей стране, а также на приемы, начинающиеся в 20.00 часов и
позднее, рекомендуется надевать костюм темного цвета.
Костюм должен быть всегда
чистым и выглаженным.
В тех случаях, когда
следует надевать смокинг, специально указывается в приглашении (cravate noir,
black tie).
В тех случаях, когда на
приеме следует быть во фраке, это также специально оговаривается в приглашении
(cravate sagc, white tie).
Рубашка и галстук. На все
виды приемов рекомендуется надевать белую рубашку с крахмальным или мягким
воротником и с галстуком любого, но не яркого цвета. Не следует надевать
цветных рубашек, в особенности трикотажных нейлоновых, а также черных
галстуков. Черный галстук надевается только в знак траура.
Носки. Они должны быть не
очень яркими и броскими. Чаще всего носят серые или черные.
Обувь. Рекомендуется
надевать полуботинки черного цвета. В летнее время к нетемному костюму можно
надевать цветную обувь. На приемы нельзя надевать сандалии. Лакированные туфли
надеваются только к смокингу. Обувь должна быть начищенной.
Головной убор по цвету и
фасону должен соответствовать остальной одежде. Фетровую шляпу надевают с
хорошим пальто. В зависимости от времени года рекомендуется носить шляпу весной
и летом светлого, а осенью и зимой темного цвета (необязательно черного). В
вечернее время надевается шляпа темного цвета. Не рекомендуется носить
велюровые шляпы, а также шляпы черного цвета с пальто или костюмом не черного
цвета. Кожаная или матерчатая шляпа, а также головной убор с небольшими полями
сочетаются с плащом и курткой спортивного типа. Кепка не подходит к костюмам.
Перчатки, шарф и платок
по цвету и рисунку должны гармонировать с остальными частями туалета. В верхние
наружные карманы пиджаков и жакетов нельзя класть ручку, карандаш, расческу и
прочие предметы так, чтобы они торчали наружу.
Для женщин
Такой же принцип в одежде
справедлив и для женщин: цветовая гамма платья и прочих деталей должны
дополнять друг друга, фасон одежды - соответствовать специфике фигуры, хотя,
несомненно, женская мода более подвержена изменениям, чем мужская.
Костюм деловой женщины,
ведущей переговоры с представителями других фирм, должен быть функционален,
т.е. соответствовать целям такого мероприятия, чтобы способствовать успеху.
Нежелательны платья с глубокими вырезами и очень короткие юбки - одежда не
должна отвлекать партнера от серьезного разговора. В ней не должно быть ярких
цветов, множества сверкающих нитей. Основу деловой одежды женщины составляет
костюм или платье-костюм. Брючные костюмы и вязаные вещи подходят далеко не
всегда. Важный элемент - украшения. Во-первых, их не должно быть много, а
во-вторых, они должны быть высокого качества, от престижных фирм
На приемы рекомендуется
надевать одежду строгих, скромных линий и умеренных тонов.
На завтрак, чай, коктейль
рекомендуется надевать обычной длины платье, платье-костюм или костюм,
небольшую шляпу из фетра, шелка или другого вида материи, причем шляпа во время
приема не снимается. Хозяйка не надевает шляпы.
На приемы, начинающиеся в
20.00 часов и позднее, рекомендуется надевать вечерние платья (более нарядные и
открытые). Вечерние платья могут быть обычной длины или длинные. В последнее
время снова возрождается тенденция надевать на вечерние приемы длинные вечерние
платья. Шляпу с вечерним платьем не надевают. Обувь. На приемы надеваются туфли
из кожи, замши на любом удобном каблуке.
На приемы нельзя надевать
спортивную обувь или обувь на каучуковой или резиновой подошве.
Перчатки и сумочка. На
приемы, начинающиеся до 20.00 часов, можно надевать шелковые, матерчатые,
лайковые перчатки. Сумочка может быть замшевая, кожаная.
К вечернему платью можно
надевать шелковые, кружевные и др. перчатки, причем, чем короче рукав платья,
тем длиннее перчатки и наоборот. Сумочка небольшого размера из шелка, парчи,
бисера.
Материал для дамской
одежды. Цвет, плотность материала должна соответствовать времени года и
климатическим условиям: летом обычно используются более легкие материалы
светлых тонов, осенью и зимой более плотные материалы темных тонов.
На дипломатические приемы
не рекомендуется надевать большого количества ювелирных украшений.
Женщина пользуется
значительно большей свободой в выборе фасона одежды, материала и цвета ткани,
нежели мужчина, одежда которого в большинстве случаев бывает однообразного
покроя. Это предоставляет женщине более широкие возможности подобрать такие
фасоны одежды, которые наиболее соответствуют ее индивидуальным вкусам и
подходят к особенностям ее фигуры. При этом нужно помнить, что хороший фасон
одежды должен подчеркивать соответствующую красоту форм и исправлять имеющиеся
недостатки фигуры.
В дипломатическом
обществе сохранились некоторые консервативные традиции относительно одежды на
дипломатических приемах, которые должны соблюдаться.
Основное правило при
выборе одежды - это соответствие времени и обстановке. Поэтому не принято
принимать гостей или ходить в гости в каком-либо роскошном, нарядном платье в
дневное время. Для этого вполне достаточно иметь простое элегантное
платье-костюм.
Обычное дневное платье
для приема. Это короткое платье строгого фасона, закрытое или с небольшим
вырезом и рукавами 3/4 или длинными. Материал может быть любой расцветки,
гладкий или с выделкой. В летнее время предпочтительны светлые тона материалов,
осенью и зимой более темные. Для стран с теплым климатом платья могут быть с
короткими рукавами и с большим вырезом.
Дневное платье из
материала хорошего качества (шелка, шерсти и т.д.) пригодно для приемов «а ля
фуршет» от 17.00 до 20.00 часов.
Вечернее платье
Обычно вечерние платья
делаются более открытыми, нежели платья для дневных приемов. Оно может быть
обычной длины, а также длинное. Последнее время снова возрождается тенденция
надевать на вечерние приемы (после 20.00 часов) длинные платья.
Основное требование
довольно простое: чем более торжественный и официальный характер имеет прием и
чем в более позднее время он проводится, тем наряднее полагается быть одетой.
При этом не следует злоупотреблять духами и дезодорантами.
Вечерние туфли могут быть
из цветной кожи, плотных шелков, парчи, других материалов на любом удобном
каблуке. Сумочка должна быть маленькой, иногда она изготавливается из кожи того
же цвета, что и туфли, иногда из бисера, шелка и т.д.
Таковы основные
правила этикета, соблюдаемые на официальных приемах.
2.7 Международный этикет
Основные черты этикета
отличаются универсальностью, то есть являются правилами вежливости не только в
международном общении, но и у себя дома. Но порой бывает, что и хорошо
воспитанный человек попадает в затруднительное положение. Чаще всего это
происходит, когда необходимо знание правил международного этикета. Общение
представителей разных стран, разных политических взглядов, религиозных
воззрений и обрядов, национальных традиций и психологии, укладов жизни и
культуры требует не только знания иностранных языков, но и умения вести себя
естественно, тактично и достойно, что крайне необходимо и важно на встречах с
людьми из других стран. Такое умение не приходит само собой. Этому следует
учиться всю жизнь.
Правила
вежливости каждого народа - это очень сложное сочетание национальных традиций,
обычаев и международного этикета. И где бы вы ни были, в какой-бы стране не
находились, хозяева вправе ожидать от гостя внимания, интереса к своей стране,
уважения к своим обычаям.
Трудности
на переговорах часто обуславливаются различиями национальных культур. Довольно
распространенным является мнение, что легче веси переговоры представителям
одной расы и тем более одной национальности. Между тем это не всегда так.
Ученые пришли к выводу, что чем ближе народы друг к другу этнически, тем более
существенными представляются им различия во взглядах на ту или иную проблему.
Зато чем больше разнятся народы в этническом плане, тем более значимыми для их
представителей будут совпадать во мнениях.
Надо
учитывать, где участник родился, получил образование, живет и работает в
настоящее время. Так, японец, проживающий в США и ведущий переговоры от имени
американской компании, в определенной мере может сохранить черты, присущие
японскому национальному характеру, и это будет влиять на его поведение на
переговорах. Однако в целом его стиль ведения переговоров будет скорее
американским, поскольку на формирование его личности большое влияние оказала та
среда, в которой он был воспитан.[10]
Американцы
при решении проблемы стремятся обсудить не только общие подходы, но и детали,
связанные с реализацией договоренностей. Они ценят в людях открытость и
честность, быстро переходят к сути дела, не тратя времени на формальности.
Нередко проявляют эгоцентризм, полагая, что партнер по переговорам должен
руководствоваться теми же правилами, что и они сами. Не любят перерывов в
беседе, ценят в людях пунктуальность, всегда вовремя приходят на назначенную
встречу и считают, что опоздания недопустимы и не могут быть ничем оправданы.
Обычная для них продолжительность переговоров – от получаса до часа и
предпочтительно один на один.
Американцы
умеют и любят торговаться, уделяя немалое внимание разнообразным вопросам – так
сказать «пакетным» решениям. Часто сами предлагают «пакеты» к рассмотрению на
деловых переговорах. Их не пугает риск, их пугает некомпетентность партнера.
Англичане
не уделяют особого внимания тщательной подготовке переговорного процесса.
Подходят к любой проблеме с изрядной долей прагматизма, полагая, что в зависимости
от позиций партнера непосредственно в ходе переговоров можно будет найти
оптимальное решение. При этом они достаточно благосклонно встречают инициативу
другой стороны. Абсолютно непоколебимы во всем, что касается соблюдения
принятых правил, а тем более законов. У них высоко развито чувство
справедливости, поэтому при ведении дел они используют веру в честную игру.
По
традиции, англичанин сдержан в суждениях, избегает категорических утверждений,
старательно обходит в разговоре любые личностные моменты, то есть все то, что
может быть расценено как вторжение в чужую частную жизнь.
Присущее
британцам умение терпеливо выслушать партнера, не возражая ему, далеко не
всегда означает согласие. Просто они считают самообладание главнейшим
достоинством человеческого характера. В ходе переговоров неизбежно возникают
паузы, которые американцы, например, не любят и стремятся их заполнить любыми
разговорами, хотя бы о погоде. Но с английскими партнерами никогда не нужно
бояться молчать. Скорее наоборот, многословием, лишними разговорами можно
только навредить делу. Пунктуальность в Великобритании – жесткое правило. Обмен
рукопожатиями принят только на первой встрече.
Арабы
стараются установить на переговорах атмосферу взаимного доверия. При первом
знакомстве обязательно выкажут партнеру радушие и любезность. Это не
притворство, а даже традиции. Последующая беседа может проходить гораздо менее
гладко. В их характере – избегать определенности, однозначных «да» и «нет».
Вместо этого говорят: «Иншалла» или «Машалла» («Дай Бог» или «Не дай Бог»). В
их традициях время от времени справляться о Вашем здоровье, здоровье Ваших
близких, о Ваших делах. Но это не означает, что Вы должны подробно отвечать на
эти вопросы.
Арабы
предпочитают «торг» за столом переговоров всем иным формам взаимодействия с
деловым партнером. Всегда стараются оставить за собой возможность продолжить
контакты, если становится очевидным, что на этот раз соглашения достигнуть не
удастся. При этом отказ от сделки сопровождается расточением похвал в адрес
партнера и отвергнутого соглашения.
Во
время переговоров хозяева угощают гостей кофе, но если перед кофе предлагают
прохладительные напитки, это означает, что время, отведенное для встречи,
подходит к концу.
На
Ближнем и Дальнем Востоке никогда не передавайте документы, визитные карточки,
сувениры левой рукой – в исламских странах она считается «нечистой» и
пользуется дурной славой.
Ирландцы
считаются самыми трудными переговорщиками во всей Западной Европе. В силу
определенных исторических причин у них выработалась особая модель поведения по
отношению к иностранцам – делать так, чтобы во второй раз не обращались.
Скрытность,
необязательность, недоверие, стремление утаить любую информацию, неприязнь к
«чужакам» делают деловое общение поначалу просто невозможным. Кстати, они
прекрасно знают свои недостатки, говорят о них с улыбкой и даже немного
гордятся ими.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|