Общение - это
коммуникация, т.е. обмен мнениями, переживаниями, настроениями, желаниями и
т.д. Содержание конкретной коммуникации может быть различным: обсуждение
новостей, сообщение о погоде или спор о политике, решение деловых вопросов с
партнерами и др. Коммуникация в общении всегда значима для ее участников, так
как обмен сообщениями происходит не без причины, а ради достижения каких-то
целей, удовлетворения каких-то потребностей и т.д.
Интерактивная сторона
делового общения заключается в организации взаимодействия между людьми, т.е. в
обмене не только знаниями и идеями, но и действиями.
Действие - главное
содержание общения. Описывая его, мы часто используем термины действий.
Например, «он нанес мне удар» или «он подстроился под меня». Также очень важно
уметь соотносить действия и ситуацию. Ведь одна и та же ситуация может быть
по-разному «прочтена» партнерами и соответственно их действия в одной и той же
ситуации могут быть различными.
Перцептивная сторона
делового общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и
установление на этой почве взаимопонимания. Общаясь с человеком, мы как бы
«читаем» его, и это «беглое чтение» позволяет нам понимать его поведение. Очень
часто важно не только само по себе понимание того или иного поведения, но и
основ, истоков, движущих сил и механизмов.
Практика деловых
отношений показывает, что в решении проблем, связанных с межличностным
контактом, многое зависит от того, как партнеры (собеседники) умеют налаживать
контакт друг с другом. При всем многообразии форм делового общения деловая
беседа является наиболее распространенной и чаще всего применяемой.
Под деловой беседой
понимают речевое общение между собеседниками, которые имеют необходимые
полномочия от своих организаций и фирм для установления деловых отношений,
разрешения деловых проблем или выработки конструктивного подхода к их решению.
Деловая беседа является
наиболее благоприятной, зачастую единственной возможностью убедить собеседника
в обоснованности вашей позиции с тем, чтобы он согласился и поддержал ее. Таким
образом, одна из главных задач деловой беседы – убедить партнера принять
конкретные предложения.
Деловая беседа выполняет
ряд важнейших функций:
-
взаимное общение работников из одной деловой сферы;
-
совместный поиск, выдвижение и оперативная разработка рабочих идей и
замыслов;
-
контроль и координирование уже начатых деловых мероприятий;
-
поддержание деловых контактов;
-
стимулирование деловой активности.
Основными этапами
деловой беседы являются:
-
начало беседы;
-
информирование партнеров;
-
аргументирование выдвигаемых положений;
-
принятие решений;
-
завершение беседы.
Эмоции - психическое отражение в форме непосредственного
переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их
объективных свойств к потребностям субъекта.
Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний,
отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного,
отношение человека к миру и людям, процессу и результатам его практической
деятельности. Само слово «эмоция» происходит от латинского «emovere», что означает возбуждать,
потрясать, волновать.
Эмоции можно различать:
1. по чувственному тону – положительного
порядка и отрицательного порядка;
2. в отношении мобилизации ресурсов
организма – стенические и астенические (греч. – «стенос» - сила). Стенические
эмоции повышают активность, вызывая прилив энергии и подъем, в то время как
астенические эмоции действуют противоположным образом;
3. по потребностям – различают низшие
эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей, так называемые
«общие ощущения» (голод, жажда и т.д.) и высшие эмоции (чувства), социально
обусловленные, связанные с общественными отношениями;
4. по силе и длительности (форме
протекания) выделяют несколько видов эмоций: аффекты, страсти, собственно
эмоции, настроения, чувства и стресс.
Эмоции тесно связаны с потребностями, поскольку, как правило,
при удовлетворении потребностей человек испытывает положительные эмоции и ,
наоборот, при невозможности получить желаемое – отрицательные.
Когда встает вопрос о значении эмоций в деловом поведении, то
самое распространенное мнение связано с их негативным влиянием на эффективность
поведения и деятельности, а, значит, с необходимостью их подавления. В
действительности такой подход свидетельствует о непонимании роль эмоций в жизни
и деятельности человека и требует, чтобы этому вопросу было уделено необходимое
внимание.
Долгие годы противопоставлялись эмоции и процессы, связанные
с познанием окружающего мира, считалось, что эмоции достались нам от наших
далеких предков. На сегодняшний день общепринято, что в структуру эмоций входит
не только субъективный компонент, т.е. отражение состояния человека, но и
познавательный компонент – отражение объектов и явлений, имеющих определенное
значение для потребностей, целей и мотивов человека, переживающего эмоции.
Отсюда следует двойная обусловленность эмоций: с одной стороны, потребностями
человека, которые определяют его отношение к объекту эмоций, а с другой – его
способностью отразить и понять определенные свойства этого объекта.
Каждая эмоция своеобразна по своим источникам, по
переживаниям, внешним проявлениям и способам регуляции. Репертуар человеческих
эмоций очень богат, он включает в себя целую палитру различных эмоциональных явлений.
Существует множество классификаций эмоций
Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция, полностью
захватывающая психику человека. Она возникает в экстремальных условиях, когда человек
не справляется с ситуацией. Отличительными чертами аффекта являются
ситуативность, обобщенность, малая продолжительность и большая интенсивность.
Происходит мобилизация всего организма, движения носят импульсивный характер.
Аффект практически неуправляем и не подчиняется волевому контролю.
Страсть – это сильное, стойкое, длительное чувство, которое
захватывает человека и владеет им. По силе приближается к аффекту, а по
длительности – к чувствам.
Эмоции в узком смысле носят ситуативный характер, выражают
оценочное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, могут слабо проявляться
во внешнем поведении, особенно у человека, который умело их скрывает.
Чувства – наиболее устойчивые эмоциональные состояния. Носят
предметный характер: это всегда чувство к чему-то, к кому-то.
Настроение – это состояние, которое окрашивает наши чувства,
длительное эмоциональное состояние сравнительно слабой выраженности. В отличие
от эмоций и чувств, настроение не предметно, а личностно, не ситуативно, а
растянуто во времени.
Тема человеческих эмоций остается одной из самых загадочных
областей психологии. Среди ученых нет даже единого мнения о их роли в
осуществлении процессов жизнедеятельности. Еще во времена античности
высказывались мнения как о их дезорганизующем влиянии на поведение, так и о
том, что они представляют важнейшее мобилизующее и стимулирующее действие.
На сегодняшний день принято различать несколько основных
функций эмоций:
1. Коммуникативная функция считается
важнейшей, так как без эмоциональных проявлений трудно представить себе общение
между людьми. Выражая свое отношение, человек проявляет свое отношение к
действительности и прежде всего к другим людям, причем большую часть информации
в процессе общения человек получает с помощью средств невербальной коммуникации
2. Регулятивная
3. Защитная
4. Сигнальная – эмоции выступают как
внутренний язык, как система сигналов, посредством которых человек узнает о
значимости происходящего
5. Оценочная
6. Мотивационная
7. Мобилизующая – в ходе деятельности
человека эмоции выполняют функцию оценки ее хода и результатов, организуют
деятельность человека, мотивируя, стимулируя и направляя ее.
Применительно к деловому поведению каждая из перечисленных
функций имеет большое значение. Умение эффективно использовать эмоции в своей
профессиональной деятельности совершенно необходимо для ее успешности. Одной из
самых актуальных задач является преодоление стрессов и саморегуляция. Деятельность
делового человека по сути своей связана со стрессами, так как протекает в
условиях дефицита времени, при высокой степени неопределенности, требует
принятия ответственности за выработку решений на основании недостаточной
информации. Для того, чтобы научиться наилучшим образом использовать свои
эмоции в работе, регулировать свое состояние и справляться со стрессами,
необходимо более подробно рассмотреть природу эмоций и их связь с другими
составляющими личностной структуры.
Является величайшим
заблуждением думать, что мы можем по своей воле создавать или упразднять свои
эмоции. Эмоции являются неотъемлемой частью жизни личности в ее взаимодействии
с внешней средой. Эмоции – психическое отражение в форме непосредственного
переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их
объективных свойств к потребностям субъекта. То есть эмоции служат показателем
того, на сколько те или иные внешние события, ситуации или предметы
удовлетворяют (или не удовлетворяют) наши потребности.
1.3 Основные принципы делового этикета
Вся система правил
делового этикета построена на основе ниже приведенных принципов:
1.
Принцип уважения
2.
Принцип
приоритета старшего
3.
Принцип
приоритета женщины
4.
Принцип эстетики
5.
Принцип гигиены
Уважение включает в себя вежливость, соблюдение статусных различий, сочетание
равенства (паритета) и преимущества (приоритета). Степень жесткости нормативных
требований зависит от ситуации и может сильно меняться в зависимости от
культурно-исторического контекста. Требования этикета могут выступать только
как добровольно принимаемые каждым человеком обязанности по отношению к другим
людям.
Поведение участников
делового взаимодействия в значительной степени определяется соотношением их
статусов. При этом более высокий статус имеет начальник по отношению к
подчиненному, старший по отношению к младшему, женщина по отношению к мужчине,
более опытный по отношению к новичку, группа по отношению к одному человеку.
Тот, кто имеет более высокий статус, обладает приоритетом, преимуществом.
Иногда статусные отношения являются противоречивыми. На практике часто
приоритет старшего и приоритет женщины оказываются в конкурирующих отношениях.
Это противоречие разрешается в зависимости от ситуации, разницы в статусе,
установившихся отношений и личной воли старшего по должности. В более официальной
обстановке и при значительной разнице в должностном положении статус начальника-мужчины
безусловно выше статуса женщины-подчиненной. В менее официальной обстановке
начальник может в виде любезности отдать преимущество женщине, например, пропустив
ее в дверь. Таким образом, он проявит свою воспитанность и доброжелательность.
Женщина не должна сама принимать решение о свое статусном преимуществе, однако
не должна и отказываться от привилегий, предоставляемых ей начальником.
Выполнение норм делового
этикета требует определенных усилий, самоконтроля и самоограничения, и при этом
обеспечивает сочетание вне-личностных требований, условий и задач общества с
поведением и проявлениями личности. Таким образом, деловой этикет является
важной составляющей делового общения, обеспечивая на поведенческом уровне
согласование интересов все его участников.
В основе правил делового
этикета лежат общие предпосылки и основные принципы. Первые представляют собой
следующие постулаты:
-
к любому
человеку, с которым имеешь дело в бизнесе, следует относиться с одинаковой
учтивостью и уважением;
-
правила
этикетного поведения одинаковы для мужчин и для женщин.
При этом сохраняются,
естественно, и правила общепринятого этикета, хотя некоторые из них сейчас
утратили свою обязательность, например, элементы «рыцарского» поведения.
Например, оплата счетов в ресторане, распахивание дверей перед женщиной,
вскакивание со стула, если входящая женщина опоздала к назначенному времени,
пропускание дамы вперед при выходе из лифта - такие традиции уже отходят в
прошлое.
Современный деловой
этикет рекомендует выходить первым тому, кто находится ближе к двери. Мужчина и
женщина надевают каждый свое пальто сам, хотя если у кого-либо при этом
случаются затруднения, другой обязан помочь ему. Необходимо всегда принимать
знаки внимания со стороны другого человека. Женщины должны не только открывать
двери сами, но и пропускать других в случае необходимости, причем вне
зависимости - мужчина это или женщина. Обходительность, такт, отдача и
получение, оказание взаимной помощи в случае необходимости, причем равно для
лиц обоего пола - таковы основные черты делового этикета.
Золотое правило: относитесь к другим, ко всем без исключения,
так, как вы бы хотели, чтобы относились к вам. Вежливый человек – тот, кто научился
смотреть на себя как бы со стороны, глазами других людей. Об этом сказал в
своей статье « О хороших манерах » народный артист Н.П.Акимов: « Если бы
удалось приучить людей почаще оценивать собственное поведение со стороны,
видеть себя как бы сторонним взглядом – свою позу, свои движения, слышать свои
слова и свои интонации - это было бы огромным достижением в нашей жизни. Потому
что человек, совершающий неэтичный поступок, делается при этом некрасивым, а
этого никому не хочется. Невоспитанный молодой человек, грубо отталкивающий
пожилого при посадке в трамвай, не думает о том, какой у него в это время неприглядный
вид. Но если он знает, что на остановке осталась провожавшая его девушка, в
глазах которой он хочет быть красивым, он непременно будет вести себя изящно и
даже уступит дорогу женщине».[2]
Но просто быть вежливым,
доброжелательным и т.д. недостаточно. В деловом этикете общие принципы
правильного поведения выражаются в следующих его основных понятиях:
-
Делать все
вовремя.
-
Не говорить
лишнего.
-
Думать не только
о себе, но и о других.
-
Одеваться как
положено.
-
Говорить и писать
хорошим языком.
1. Первое из таких
обязательств – делать все вовремя означает необходимость прийти вовремя на
работу, причем так надо делать каждый день. Если обстоятельства не позволяют в
какой-либо день являться на работу вовремя, следует позвонить в офис и
предупредить своего начальника - только так в этой ситуации вы сможете
сохранить свою репутацию надежного человека. Мало того, что опоздания мешают
работе, они есть признак того, что на человека нельзя положиться и он скверный
исполнитель. Вполне очевидно, что наличие такого отрицательного качества, как
несвоевременность выполнения обязательств, влияет на служебное продвижение.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|