Сравнивая принципы устойчивого развития и социальной
ответственности, я могу сказать, что социальная ответственность ставит перед собой гораздо более
скромные цели, и направлена на конкретные организации, а не на весь земной шар.
Тем не менее, социальная ответственность тесно связана с устойчивым развитием,
т.к. общей целью социальной ответственной организации должен быть вклад в
устойчивое развитие. Ответственность организации за влияние, оказываемое
принимаемыми ею решениями и деятельностью на общество и окружающую среду,
проявляется посредством обеспечения прозрачности и этичного поведения, которые
в свою очередь:
·
способствуют
устойчивому развитию, здоровью и росту благосостояния общества;
·
учитывают ожидания
всех заинтересованных сторон;
·
соответствуют
требованиям законодательства и международным нормам поведения; и
·
интегрированы во
все сферы деятельности организации и используются в процессе взаимодействия с
внешним окружением .
Итак, можно кратко подытожить,
какие преимущества имеет социально ответственная компания, действующая согласно
принципу устойчивого развития перед остальными компаниями. Ответственность
организации позволяет ей:
·
продемонстрировать
всем заинтересованным сторонам приверженность менеджмента организации
требованиям к социальной ответственности;
·
обеспечить
выполнение законодательных требований в области социальной ответственности;
·
повысить и
защитить имидж компании;
·
повысить имидж
бренда;
·
интегрировать
управление социальной ответственностью с действующими системами менеджмента
·
управлять
рисками, возникающими в социальной сфере;
·
улучшить условия
труда, повысить заинтересованность работников, моральный климат в коллективе;
·
получать
значительные экономические выгоды от снижения расходов на оплату штрафов за
нарушения законодательства в области социальной ответственности;
·
привлечь новые
инвестиции в качестве социально–ориентированной компании;
·
получить
свободный доступ на дополнительные рынки, требованием для вступления в которые
является международно-признанная система социальной ответственности;
·
улучшить
взаимоотношения компании с государством, получить преимущество при участии в
государственных проектах;
Современные международные стандарты корпоративной социальной
ответственности и не финансовой отчетности в области устойчивого развития
предусматривают принципы и процессы эффективного и стабильного устойчивого
развития. Так, один из наиболее популярных в мире и в России стандарт АА1000S
таким образом представляет модель последовательного и системного взаимодействия
современной социально ответственной компании со своими стейкхолдерами.
Другой международный стандарт — Глобальная инициатива по
отчетности в области устойчивого развития, GRI — предусматривает систему показателей
по всем направлениям устойчивого развития в соответствии с концепцией
«триединого итога». Уже третье поколение этого стандарта отчетности G3 (введен
в действие в конце 2006 года) включает 121 элемент стандартной отчетности, в
том числе 9 экономических, 30 экологических и 40 социальных показателей,
позволяющих в первую очередь стейкхолдерам, а также широкой общественности
правильно оценивать уровень социальной ответственности той или иной компании.
Более подробно о стандарте устойчивого развития GRI пойдет речь в части моей работы,
посвященной социальной отчетности.
На середину 2007 года международной отчетностью в области корпоративной
социальной ответственности и устойчивого развития уже охвачено более 3900
ведущих компаний мира, среди которых есть и российские компании. Активную
поддержку этому процессу оказывает РСПП, разработавший Социальную хартию
российского бизнеса, а также создавший национальный регистр нефинансовых
отчетов российских компаний. Кроме этого, РСПП является основным «проводником» идей
Глобального договора ООН с его десятью принципами ответственного ведения
бизнеса, совпадающими с основополагающими элементами концепции корпоративной
социальной ответственности и принципами международных стандартов GRI и
АА1000S.
В России социальная ответственность рассматривается и
используется как важная область корпоративной деятельности многими компаниями.
Однако, как правило, корпоративная социальная ответственность трактуется узко и
несистемно: как благотворительность и спонсорство, как помощь социально
незащищенным группам населения в регионах присутствия, как разовые акции
поддержки в областях культуры, спорта и образования. Не случайно в большинстве
этих компаний КСО — это составная часть PR.
Но за последнее пятилетие появилась группа ведущих российских
компаний, внедряющих КСО в соответствии с международными стандартами, используя
ее как новейший инструмент управления капитализацией и своими нефинансовыми
рисками в системе корпоративного управления. В этой группе примерно семьдесят
нефтегазовых, энергетических, металлургических, химических, целлюлозно-бумажных
и пищевых компаний, среди которых, «ЛУКОЙЛ», ТНК-ВР и т.д.
Социальная ответственность российских компаний определяется в
соответствии с законодательно предусмотренными и добровольными действиями,
находящимися в постоянном процессе совершенствования. Здесь мне представляется
целесообразным предложить новое, более системное определение корпоративной
социальной ответственности, оттеняющее конкретный и прикладной характер этой
деятельности компаний. КСО — это система последовательных экономических,
экологических и социальных мероприятий компании, реализуемых на основе
постоянного взаимодействия с заинтересованными сторонами и направленных на
снижение нефинансовых рисков, долгосрочное улучшение имиджа и деловой репутации
компании, а также на рост капитализации и конкурентоспособности, обеспечивающих
прибыльность и устойчивое развитие предприятия.
Исходя из такого понимания корпоративной социальной
ответственности, корпоративное управление — это система и процесс
взаимоотношений, а также совокупность принципов, правил и процедур
взаимодействия между собственниками (акционерами) компании, ее советом
директоров, ее менеджментом и другими заинтересованными сторонами внутри и во
внешнем окружении предприятия. Иерархию инструментария корпоративной социальной
ответственности в корпоративном управлении тогда можно представить следующим
образом:
·
Миссия и
ценности, Кодекс корпоративной этики;
·
Стратегия
компании, в том числе цели устойчивого развития (экономические, экологические и
социальные);
·
Концепция
управления нефинансовыми рисками и взаимодействия со стейкхолдерами;
·
Мероприятия по
КСО и устойчивому развитию;
·
Социальная (по
устойчивому развитию) отчетность;
·
Коммуникации (PR, Интернет, межсекторное
партнерство).
Таким образом, в процессе работы над этой главой я пришла к
выводу о том, что устойчивое развитие – это развитие, которое удовлетворяет
потребностям настоящего времени, не ставя под сомнение возможности будущих
поколений удовлетворять свои потребности. Оно включает в себя рассмотрение
экономических, экологических и социальных факторов, а также их взаимосвязь при
принятии организацией управленческих решений и деятельности в целом. Социальная ответственность тесно связана с устойчивым
развитием, т.к. общей целью социальной ответственной организации должен быть
вклад в устойчивое развитие.
3.2 Кодексы корпоративной этики
Как уже было сказано в предыдущем параграфе, миссия и
ценности компании, изложенные в этических кодексах, играют важную роль в иерархии
инструментария корпоративной социальной ответственности. Их реализация также
требует немалых материальных вложений.
Примерная стоимость бюджета на
социальные программы для крупных транснациональных компаний составляет в
среднем около 100-150 млн. долл. в год. Например, компания IBM в последние годы
тратит ежегодно значительные средства на поддержку образования, в том числе
высшего, во всех регионах мира; на поставку новых технологий, компьютерного
оборудования и программного обеспечения; оказание технической экспертизы,
различного рода услуг. Кроме того, корпорация выделяет средства на программы
развития здравоохранения, культуры, охраны окружающей среды и т.п. В этическом
кодексе IBM можно прочитать, в частности, что «ни одна компания не может
преуспевать, если она является частью неблагополучного общества, и не может
быть процветающего общества, если в нем не хватает образованных людей»[11].
Этический
кодекс ТНК-ВР
Приведя в качестве примера этические
кодексы зарубежных компаний, я не могу не упомянуть российские кодексы.
Рассмотрим этический кодекс нефтяной
компании, которая образовалась благодаря слиянию российской Тюменской нефтяной
компании и части активов British Petroleum (BP). Кодекс ТНК-ВР был разработан
на основе методов ведения бизнеса трех компаний предшественниц – ТНК, Сиданко и
ВР.
В преамбуле кодекса сказано, что
ТНК-ВР надеется, что все сотрудники компании, независимо от должности и места
работы, будут хорошо знать и соблюдать положения настоящего кодекса. Сам кодекс
был согласован и скорректирован руководителями высшего звена компании и состоит
из трех уровней. На первом уровне представлены пять Программных обязательств, в
общих чертах излагающих стратегическую концепцию деятельности компании.
Деловая практика компании включает в
себя пять областей:
·
Этика ведения
бизнеса.
·
Сотрудники.
·
Отношения со
сторонними организациями.
·
Охрана труда,
безопасность и защита окружающей среды.
·
Контроль и
финансы.
Настоящие программные обязательства
являются основой, на которой ТНК-ВР будет строить и вести свою деятельность.
В рамках второго уровня разработаны
Политики компании, в которых более подробно описываются пути реализации
программных обязательств. Они устанавливают рамки приемлемой практики для всех
сфер деятельности ТНК-ВР, а также поясняют, что можно ожидать от сотрудничества
с ТНК-ВР; на третьем уровне представлены протоколы, производственные процедуры
и инструкции, в которых, в частности, подробно описывается выполнение Политик
компании.
Приведу выдержки из программных
обязательств, сформулированных в кодексе ТНК-ВР, относящихся к этике бизнеса,
сотрудникам, охране труда, безопасности и защите окружающей среды.
Этика ведения бизнеса.
ТНК-ВР осуществляет свою деятельность
на основе безупречной репутации, уважения к другим культурам, достоинству и
правам человека во всех регионах деятельности компании. В своей деятельности
ТНК-ВР будет:
1.
неукоснительно
соблюдать законодательство РФ;
2.
обещать только
то, что она способна сделать, брать на себя только те обязательства, которые
она непременно выполнит;
3.
никого не вводить
в заблуждение преднамеренно;
4.
не
попустительствовать коррупции;
5.
не участвовать в
каких-либо неприемлемых видах деятельности;
6.
не допускать
насилия и никогда не наносить преднамеренного вреда кому бы то ни было.
Компания будет требовать, чтобы
сторонние организации, действующие от имени ТНК-ВР, выполняли аналогичные
обязательства.
Сотрудники.
Все сотрудники и руководители обязаны
использовать активы компании только для укрепления и развития бизнеса компании,
не стремясь к личной выгоде путем злоупотребления своим должностным положением.
ТНК-ВР уважает права и достоинство всех сотрудников. ТНК-ВР признает и высоко
оценивает вклад всех сотрудников в дело создания сильной и успешной компании.
Объединение профессиональных навыков, умений и творческого потенциала
сотрудников позволит компании:
1.
стимулировать
появление новых возможностей для развития бизнеса;
2.
сформировать
вдохновляющую рабочую атмосферу, в которой каждый сотрудник будет чувствовать
ответственность за результаты деятельности и репутацию компании;
3.
построить новую
корпоративную культуру, основанную на прочном фундаменте структур, на базе
которых была создана ТНК-ВР;
4.
создать рабочую
среду, где будут царить взаимное доверие и уважение.
Сотрудники имеют право:
1.
знать свои
должностные обязанности;
2.
вести открытое и
конструктивное обсуждение качества и эффективности своей работы;
3.
получать
содействие во всестороннем развитии своих способностей и профессиональном росте
внутри компании;
4.
получать
признание и высокую оценку своих заслуг перед компанией;
5.
вносить
предложения, направленные на повышение эффективности работы коллектива;
6.
рассчитывать на
внимание компании к своим личным обстоятельствам при выполнении служебных
обязанностей.
Безопасность, охрана здоровья и
окружающей среды.
Все сотрудники ТНК-ВР несут
ответственность за выполнение требований, связанных с безопасностью, охраной
здоровья и окружающей среды во всех регионах деятельности компании. Четкое
соблюдение требований, безопасности, охраны труда и условий труда всех
сотрудников компании играет ключевую роль в успехе ее деятельности. Цели ТНК-ВР
в области безопасности, охраны здоровья и окружающей среды предельно ясны –
это, прежде всего:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|