Меню
Поиск



рефераты скачать Этика бизнеса и социальная ответственность

Очевидно, что подготовка нефинансовой отчетности интересна исключительно крупному и среднему бизнесу, ведь для мелких фирм она влечет за собой лишь дополнительные хлопоты и затраты. Такая отчетность может использоваться разными по обороту и сферам деятельности предприятиями. Однако наиболее актуально ее составление для крупных компаний, занимающих лидерские позиции в отрасли. Почти во всех странах первыми начали публиковать нефинансовые отчеты именно они. Если говорить об отраслевой структуре, то здесь наиболее активно в процесс подготовки отчетности включились предприятия нефтегазовой отрасли, металлургического комплекса, лесной промышленности и электроэнергетики. При этом уровень капитализации компании и доля рынка, которую она занимает, — не главные критерии для принятия решения о составлении такой отчетности. Каждая компания самостоятельно оценивает и взвешивает все преимущества и недостатки подобного проекта и делает свой выбор.

В следующем пункте своей работы я рассмотрю применение принципов Руководства на практике на примере отчета компании «ЛУКОЙЛ».

3.4           Анализ отчета ОАО «ЛУКОЙЛ»

Ведущая российская нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» активно вошла в указанную практику несколько лет назад, подготовив Отчёт в области устойчивого развития за 2003-2004 годы. Тем самым фактически впервые в стране были применены основные принципы и показатели международных стандартов АА1000 и «Руководство по отчётности в области устойчивого развития» Глобальной инициативы по отчётности (GRI). Это, по признанию широкой общественности, стало важной вехой на пути к новому качеству корпоративного управления, выражением и подтверждением ответственности компании в проведении экономической и социальной политики.

«ЛУКОЙЛ» занял первое место среди российских нефтяных компаний в «Рейтинге корпоративной ответственности», составленном Институтом социальной и этической отчётности (Account Ability, Великобритания).

Недавно ОАО «ЛУКОЙЛ» был подготовлен и опубликован уже второй «Отчёт о деятельности в области устойчивого развития на территории Российской Федерации» за 2005-2006 годы. Обращает на себя внимание тот факт, что в контексте рассмотрения корпоративных дел компания позиционирует себя неотъемлемой частью страны, а свои интересы и успехи считает неотделимыми от интересов и успехов России в целом. Огромную ответственность, которую Россия взяла на себя за стабильное обеспечение энергоносителями других государств мира, в том числе половины Европы, компания воспринимает и как свою ответственность.

 На настоящий момент ЛУКОЙЛ выпустил третий Отчет в области устойчивого развития.

При подготовке отчета используются международные документы – стандарт АА1000 (1999) и «Руководство по отчетности в области устойчивого развития» Глобальной инициативы по отчетности (Global Reporting Initiative (GRI), версия 3.0), Глобальный договор и Социальная хартия российского бизнеса. Отчет подтверждается независимым аудитором – ЗАО "Бюро Веритас Русь".

Отчет Компании помещен в базу данных GRI, а также включен в Национальный Регистр корпоративных нефинансовых отчетов, который администрирует РСПП, и отмечен в российских и международных обзорах и рейтингах. Кроме того, «ЛУКОЙЛ» входит в список 100 крупнейших компаний мира международного рейтинга корпоративной социальной ответственности Accountability Rating и занимает 3-е место в его российской версии.

ЛУКОЙЛ планирует выпускать такие отчеты раз в два года и постепенно внедрять принципы устойчивого развития в свою повседневную практику. 

Содержательная часть отчёта изложена в четырёх разделах: «Деятельность ОАО «ЛУКОЙЛ»; «Социально-экономическое партнерство и устойчивое развитие регионов России»; «Социальная политика»; «Ответственность за окружающую среду». Последовательность, полнота и достоверность изложения материала позволят не только мне, как узкому специалисту, так и любому заинтересованному читателю легко найти, оценить, проанализировать материалы, касающиеся масштабной практической деятельности в нефтегазовом бизнесе.

Цель компании - динамичное, устойчивое развитие, которое превратит её в одного из лидеров мирового нефтегазового бизнеса. Немаловажно отметить, что к поставленной цели компания продвигается не любыми путями: налицо разборчивость в применяемых средствах и методах. Они априори укладываются в русло, определяемое принципами национальной ориентированности и социальной ответственности. Сказанное весьма доходчиво иллюстрируется неукоснительным выполнением компанией законов об уплате налогов в бюджеты разных уровней, причём налогов немалых.

Через отчёт последовательно проводится мысль, что вся корпоративная деятельность развёртывается в соответствии с убеждением, что основным конкурентным преимуществом в XXI веке стало обладание не дешевыми материальными ресурсами, а интеллектуальным и научным потенциалом. В компанию активно вовлекаются истинные профессионалы своего дела, система мотивации персонала нацелена на достижение личной заинтересованности сотрудников не только в повышении эффективности работы своего предприятия, но и в неуклонном расширении его возможностей, в постоянном развитии.

Непредвзятый взгляд непременно найдёт в отчёте немало подтверждений реальной ответственности компании перед обществом, ответственности за исправное содержание совместной с ним среды обитания. Здесь и особое внимание к вопросам охраны природы, повышению уровня утилизации попутного газа. Здесь и применение технологии «нулевого сброса» при работе на шельфе, снижение вредных выбросов в атмосферу при переработке нефти, переход на европейские стандарты качества топлива.

Выдержать необходимое качество при подготовке отчёта во многом помогла консультационная поддержка Агентства социальной информации. Чёткость прозрачной отчётности компании отмечена специалистами. Так, правдивость, достоверность приведённых в отчёте утверждений, аргументов, иллюстраций заверена экспертами независимой профессиональной компании. В своём заключении по итогам аудита она приводит подробные свидетельства, какие корпоративные документы были использованы, какие территории деятельности компании посещены, какие объекты проверены, с кем проведены целенаправленные диалоги. Характерно, что аудиторское заверение по определению ограничено временными рамками отчётности 2007-2008 годов. Вместе с тем обращает на себя внимание, с одной стороны, утверждение независимых экспертов о том, что нынешний отчёт представляет собой сбалансированное изложение экономических, экологических и социальных аспектов результативности деятельности компании. С другой стороны, нельзя не заметить, что эти аспекты, по их словам, определяют показатели устойчивого развития в контексте принятой Программы стратегического развития Группы «ЛУКОЙЛ» на 2008-2013 годы.

Не могу не согласиться, что подобная оценка, во-первых, органично выводит процесс за рамки ушедшего в прошлое отчётного периода. А во-вторых, она делает этот период своеобразной стартовой площадкой, нацеливая многотысячный коллектив компании и всех, кто заинтересован в её процветании, на будущие ответственные свершения.

В своей работе я поставила себе целью проанализировать нефинансовый отчет компании «ЛУКОЙЛ».

Результаты проведенного анализа отражают тенденции и специфику развития социальной отчетности, характеризуют представления делового сообщества о корпоративной ответственности и корпоративной практике, соответствующей принципам социально ответственного ведения бизнеса. Обзор является моей первой попыткой сквозного анализа нефинансовых отчетов и обобщения содержащейся в них информации.

Несомненным является тот факт, что одним важнейших из инструментов повышения качества корпоративного управления, включая планирование, мониторинг и оценку деятельности компании, является нефинансовый (социальный) отчет. Одновременно он может служить средством повышения прозрачности в деятельности компании, улучшения диалога с социальными партнерами.

Развитие нефинансовой отчетности напрямую связано с проблемой информационной открытости компаний. Анализируемая мной компания имеют собственный корпоративный сайт, на котором они четко проясняют свою позицию по проблеме социальной ответственности бизнеса, публикуют собственные этические и социальные кодексы, а также отчеты о корпоративной ответственности.

Сегодня лидеры нефинансовой отчетности – крупнейшие компании России, занимающие верхние строчки рейтингов и вносящие наибольший вклад в благосостояние страны, как своей прямой экономической деятельностью, так и реализацией подходов к корпоративной ответственности. В их числе одну из лидирующих позиций занимает компания «ЛУКОЙЛ», отчет о корпоративной ответственности которой я рассматривала в ходе своей работы.

Содержание нефинансового отчета компании отражает решение компании о том, каким вопросам следует уделить наибольшее внимание, исходя из целей и задач, которые ставит перед собой компания, приступая к подготовке отчета. Существенное влияние на решение о характере включаемой в отчет информации оказывают запросы и ожидания заинтересованных сторон, взаимодействие с которыми компания считает наиболее актуальным на данном этапе. Важно иметь в виду, что отчет ориентируется на читателя вообще. Как правило, он адресуется конкретным целевым аудиториям, каждая из которых должна найти в отчете отражение своих интересов. Правильный учет этих интересов, адекватный отбор и раскрытие информации – важный элемент в подготовке отчета «ЛУКОЙЛ».

Анализ отчета выявляет отчетливую специфику в раскрытии информации, которую российские компании считают значимой и существенной: большое внимание уделяется вопросам социальной политики в отношении работников, программам развития в территориях присутствия, а также благотворительности и спонсорству. На эти программы компании направляют значительные средства. Так, затраты трех ведущих российских нефтяных компаний на решение социально значимых проблем, составили в 2004 г. более 16,5 млрд. руб. что в сумме соответствует 0,1% ВВП.

Существенная часть отчета компании посвящена представлению результатов в области формирования эффективной кадровой политики и социальных программ для работников: повышение профессионального уровня и квалификации работников, образовательные программы, системы мотивации к результативному труду; охрана здоровья персонала и улучшение условий труда; программы добровольного медицинского страхования; корпоративные пенсионные фонды и системы.

Компании приходится решать большое количество проблем, связанных с экологическими последствиями деятельности. Инвестиционные программы технической модернизации, так же, как и экологические программы занимают важнейшее место в планах «ЛУКОЙЛ».

Отраслевая специфика отражается в отчете лишь в нескольких темах, среди которых наиболее распространенной является качество продукции и взаимоотношения с потребителями, а также природоохранная деятельность.

Хотелось бы особо отметить, что проведенное сравнение характера информации, отраженной в отчете, с принципами GRI показывает высокую степень соответствия, что свидетельствует о практическом внедрении этих принципов в деловую практику, даже, когда сама компания на это не указывает. Следование принципам социально-ответственного ведения бизнеса в интересах его собственной устойчивости – это долгосрочный процесс движения. На разных этапах развития компании степень продвижения в реализации этих принципов может быть разной. Важно, что они реально отражаются в корпоративных стратегиях и воплощаются в повседневной деятельности организации, о чем свидетельствуют результаты проведенного анализа.

Результаты анализа подтверждают, что Руководство по отчетности в области устойчивого развития (GRI) может служить российским компаниям в качестве универсальной платформы при составлении отчетов и применяться наряду с другими, признанными в мировой практике документами.

Информация, представленная в отчете «ЛУКОЙЛ», демонстрирует, что в компании выстроена разветвленная образовательная система, с помощью которой работник может получить и повысить профессиональную подготовку и сделать карьеру в силу своих амбиций и возможностей. Корпоративные затраты на обучение работников снимают финансовую нагрузку в миллионы рублей в год с граждан и государства, что является заметным вкладом корпоративного сектора в решение общенациональных задач развития трудового потенциала. Внутренние программы подкрепляются финансированием внешних программ по поддержке развития среднего и высшего образования, а также вузовской науки и научных разработок. На основе имеющейся информации можно говорить о комплексном вкладе компании «ЛУКОЙЛ» в развитие образования.

В целях улучшения здоровья работников и членов их семей компания использует комплекс программ – от добровольного медицинского и пенсионного страхования и мероприятий по профилактике заболеваний до развития корпоративного спорта и организации летнего отдыха детей сотрудников. В отчете убедительно представлен размах этой деятельности в рамках отдельно взятой отчитывающейся организации.

В заключение хотелось бы сделать вывод о том, что отчет о корпоративной ответственности ОАО «ЛУКОЙЛ» - это хороший нефинансовый отчет, который содержит информацию, позволяющую оценить количество и качество нематериальных активов организации, ее возможности и потенциал, особенности управления и качество менеджмента. Инвесторы, партнеры, клиенты и собственный персонал могут получить из отчета сведения, которые, наряду с информацией о финансовых результатах, помогают им принять необходимые решения в отношении компании «ЛУКОЙЛ». Можно предположить, что в ответ на вызовы времени и общественные ожидания такой подход в принятии деловых решений будет становиться распространенным явлением. Тем более ценным представляется опыт «ЛУКОЙЛ», которые первыми в России приступили к подготовке и публикации своих нефинансовых отчетов. Этот опыт прокладывает дорогу остальным и способствует формированию в российском бизнес сообществе современных представлений о корпоративной практике и деловой этике.

Опыт применения компанией нефинансовой отчетности показал, что ее следует рассматривать не просто как описание благотворительной и экологической деятельности, а как часть более широкого определения организационной стратегии. Она предполагает непрерывный процесс, который не начинается с опубликования отчета и уж точно не заканчивается им. Данный процесс может стимулировать компанию к совершенствованию корпоративного управления, повышению эффективности менеджмента. Он подводит определенные итоги на пути к устойчивому развитию и ставит новые цели для совершенствования полученных результатов. 


Заключение


В ходе своей работы я подробно рассмотрела поставленные передо мною задачи.

В первой главе своей работы я проследила историю развития понятия ответственности как моральной категории, обратив особое внимание на концепцию Г. Йонаса.

Кроме того, я привела определения понятий «бизнес этика» и «социальная ответственность». Затем я сопоставила эти понятия и пришла к выводу, что они соотносятся, как общие этические основания бизнеса с частным принципом. В качестве примеров корпораций, которые одними из первых стали применять принцип социальной ответственности в своем бизнесе, я привела такие, как Sears, Unilever.

Вторую главу своей работы я посвятила рассмотрению проблем и спорных мотивов, связанных с понятием корпоративной ответственности. Во-первых, я разобрала два подхода к изучению социальной ответственности бизнеса на примере мнений Милтона Фридмена и Майкла Портера. Во-вторых, я рассмотрела аргументы «за» и «против» социальной ответственности в бизнесе. После этого я привела примеры корпораций, придерживавшихся различных точек зрения по этой проблеме: Johnson&Johnson и Firestone.

В процессе работы над заключительной главой я пришла к выводу о том, что устойчивое развитие – это процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений. Оно включает в себя рассмотрение экономических, экологических и социальных факторов. Социальная ответственность тесно связана с устойчивым развитием, так как общей целью социальной ответственной организации должен быть вклад в устойчивое развитие.

Кроме того я пришла к заключению, что корпоративный социальный отчет является инструментом информирования акционеров, сотрудников, партнеров, клиентов, общества о том, как и какими темпами компания реализует заложенные в своих стратегических планах развития цели в отношении экономической устойчивости, социального благополучия и экологической стабильности. Более подробно я рассмотрела «Руководство по отчетности в области устойчивого развития GRI». Эта система на сегодняшний день является наиболее применяемой в мире при подготовке нефинансовых отчетов.

В заключительной третьей главе я также рассмотрела этические кодексы зарубежных и российских компаний, таких как IBM, ТНК-ВР и ЛУКОЙЛ, сопоставила их с принципом социальной ответственности и пришла к выводу о том, что все принципы, провозглашенные в преамбулах, реально выполняются.

Также я проанализировала воплощение принципа социальной ответственности на практике на примере отчета компании «ЛУКОЙЛ» и проследила, насколько в нем выполняется принципы, изложенные в руководстве по составлению социальной отчетности. Я пришла к выводу, что отчет о социальной ответственности этой организации соответствует уровню С+ по международной классификации GRI и может занять заслуженное место среди отчетов международных нефтяных компаний.

«ЛУКОЙЛ» первым в России приступил к подготовке и публикации своих нефинансовых отчетов. Тем более ценным представляется его опыт, который прокладывает дорогу остальным и способствует формированию в российском бизнес сообществе современных представлений о корпоративной практике и деловой этике.

Также мне бы хотелось высказать свое мнение при ответе на вопрос: является ли бизнес вообще ответственным, или его единственная цель – прибыль. Скорее всего, я являюсь сторонником утвердительного подхода. По моему мнению, менеджеры и сотрудники организации отвечают за сбалансирование следование компании общим интересам: экономическим интересам организации, интересам стейкхолдеров и глобальным общественным интересам. На мой взгляд, организации должны нести добровольные обязательства перед обществом и направлять часть своих средств на его совершенствование.

В заключение хочется отметить, что глубокое понимание и принятие деловой этики как внутренней нормы сегодня является обязательным для менеджера любого уровня и в особенности - для предпринимателя. Управление, будучи весьма специфической деятельностью, обязывает руководителей заботиться о пределах и последствиях своих действий. В последнее время для многих представителей бизнеса становится очевидным понимание того, что устойчивое развитие компаний, сочетающее экономические, социальные и экологические факторы, ведет к снижению предпринимательских рисков, укрепляет конкурентоспособность, повышает эффективность персонала и лояльность потребителей, улучшает репутацию компаний, создает позитивный вклад предпринимательского сообщества в экономическое и социальное развитие территорий своего присутствия. Тем самым создаются благоприятные условия для реализации долгосрочных стратегий развития бизнеса на основе соблюдения баланса интересов заинтересованных сторон. В этом суть социально - ответственного ведения бизнеса как основы устойчивого развития компаний.

Мне бы хотелось внести свой небольшой вклад в разработку проблемы социальной ответственности бизнеса посредством моей работы.

Список используемой литературы


1.     Алексина Т. А. Этика бизнеса. #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Йонас, X. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации / X. Йонас. - М.: Айрис-пресс, 2004. с. 196

[2] Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / М.Вебер, 2002. с. 246

[3] Сартр, Ж. П. Экзистенциализм - это гуманизм. / Ж. П. Сартр // Сумерки богов. - М.:, 1989. с. 13

[4] Этика бизнеса. А.Н.Дятлов, М.В.Плотников: федеральный образовательный  портал. URL: #"#_ftnref5" name="_ftn5" title="">[5] Макеева В.Г. Культура предпринимательства: Учеб. пособие для вузов по эконом. спец. — М.: ИНФРА-М, 2002.с.154.

[6] Хоманн К., Бломе-Дрез Ф. Экономическая и предпринимательская этика // Политическая и экономическая этика М., 2001.с.89.

[7] Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. М., 2002. С. 21

[8] Кибанов, Захаров, Коновалов. Этика деловых отношений, М.,2003, с.8.

[9] Friedman, M The social responsibility of business is to increase its profits / M. Friedman // The New York Times magazine, 1970. цит. по: Лучко М.Л. Этика бизнеса - фактор успеха. М., 2006. с.340

[10] Ibid. с. 348.

[11] цит. по: Лучко М.Л. Этика бизнеса - фактор успеха. М., 2006., с. 299

[12] Социальный кодекс ОАО "ЛУКОЙЛ". URL: #"#_ftnref13" name="_ftn13" title="">[13]  Руководство по отчетности в области устойчивого развития. URL:http://www.globalreporting.org/NR/rdonlyres/A38EDB2C-270F-424D-B9CB-6A1AF2F4F3C3/0/2002_Guidelines_RUS.pdf (дата обращения: 28.04.10)


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.