Этика бизнеса и социальная ответственность
Санкт-Петербургский Государственный
Университет
Философский факультет
Кафедра этики
Этика бизнеса и социальная
ответственность
Дипломная работа студентки
Четвертого курса дневного отделения
Гавриловой Кристины Игоревны
Научный руководитель:
К.ф.н., доцент
Перов Вадим Юрьевич
Санкт-Петербург
2010
Введение
Мы живем в эру инноваций, роста
свободных рынков и мировой экономики. В свете новых технологий, изменения роли
государства и выхода новых игроков на мировую сцену появляются новые
возможности, требования и ограничения. Именно поэтому под влиянием рынка и
общества все сильнее возрастает роль и ответственность бизнеса. И хотя цель
получения прибыли в бизнесе понятна и ясна, люди больше не принимают ее как
оправдание для игнорирования норм, ценностей и стандартов поведения. От
современного бизнеса ожидают, что он станет ответственно использовать
общественные ресурсы, действуя не только во благо своих компаний, но и всего
общества. Ведя свои дела ответственно, фирмы создают необходимый социальный
капитал доверия и справедливости.
В течение последних десятилетий правительства,
международные институты, транснациональные организации, профсоюзы и гражданское
общество вели диалог об ответственности бизнеса. В мире формируются новые
стандарты и процедуры, появляются ожидания в отношении бизнеса. Компании и
рынки, которые не знакомы с ними или не могут строить свое будущее, опираясь на
них, не смогут участвовать на равных во всемирном диалоге и рискуют отстать по
мере развития мировой рыночной экономики. По всему миру предприятия создают и
внедряют программы деловой этики, чтобы решать юридические и этические проблемы,
проблемы защиты окружающей среды. Такие предприятия не только удовлетворяют
запросам своих работников, акционеров, сообществ, но и вносят вклад в
экономическое благосостояние своих стран.
В связи с этим за последние двадцать
лет проблемы этики бизнеса все больше привлекают внимание исследователей,
менеджеров и общественных деятелей. Обязательные курсы этики читаются во всех
ведущих школах бизнеса. Этическая оценка и репутация сегодня играют
немаловажную роль при заключении сделок, выборе партнеров по бизнесу,
применении санкций регулятивных органов и т.п. Относительно новым принципом
современной этики бизнеса является принцип социальной ответственности.
Социальная ответственность бизнеса начинает
активно и успешно реализоваться во всем мире. Компании не просто решают
проблемы общества, инвестируя средства в развитие образования, медицины, науки,
производства, поддерживая социально незащищенные слои и заботясь о
природоохранных мерах, — они получают определенные выгоды от этой деятельности.
В западных странах социальная ответственность бизнеса функционирует как
устойчивый социальный институт, она рациональна и эффективна. Несмотря на то,
что наблюдается устойчивый интерес к феномену социальной ответственности
бизнеса в отечественной науке, среди российских ученых пока не сложилось
единого мнения относительно основных характеристик корпоративной
ответственности, факторов и условий развития социальной ответственности
бизнеса, что и явилось одной из причин настоящего исследования.
На мой взгляд, взаимообусловленность
общества и бизнеса предполагает объективный выбор бизнеса в пользу социально
ориентированной и нравственной экономической стратегии. Кроме того, важно
отметить, что от поступков менеджеров, от того, какие решения они принимают,
часто зависят судьбы многих людей.
В свете изложенного выше выбранная тема
дипломной работы представляется мне весьма актуальной. Целью моего исследования
является раскрытие смысла понятия социальной ответственности в современном
бизнесе, рассмотрение основных спорных вопросов, касающихся социальной
ответственности, а также применения этого принципа на практике, на примере
этических кодексов и отчетов по корпоративной социальной ответственности.
Реализация указанной цели
предполагает решение следующих задач:
·
Проследить историю
развития понятия ответственности как моральной категории;
·
Вывести
определения понятий «бизнес-этика» и «социальная ответственность»;
·
Сопоставить эти
два понятия;
·
Разобрать два
подхода к изучению социальной ответственности бизнеса на примере мнений Милтона
Фридмена и Майкла Портера;
·
Рассмотреть аргументы
«за» и «против» социальной ответственности в бизнесе;
·
Привести примеры
корпораций, придерживавшихся различных точек зрения по этой проблеме;
·
Дать обзор
концепции устойчивого развития и сопоставить ее с принципом социальной
ответственности;
·
Рассмотреть этические кодексы компаний ТНК-ВР,
«ЛУКОЙЛ»;
·
Изложить основные
цели и значение социальной отчетности;
·
Рассмотреть
основные принципы составления отчета по корпоративной ответственности,
обозначенные в Руководстве по отчетности в области устойчивого развития GRI;
·
Обозначить
перспективы развития российского бизнеса в области социальной отчетности;
·
Проанализировать
воплощение принципа социальной ответственности на практике на примере отчета
компании «ЛУКОЙЛ»;
В главе «Развитие понятий «этика бизнеса» и
«социальная ответственность» я рассмотрела историю развития понятия
ответственности как моральной категории. Таким образом, первая часть главы,
является по своей сути обобщением теоретического материала в его исторической
последовательности. В этой главе использованы работы таких философов, как Аристотель, Кант, Бентам и Милль, Вебер, Ницше, Сартр, Йонас,
Парсонс, Ленк. Кроме того, в первой главе мною дан ряд
возможных определений понятия «этика бизнеса», сквозь призму которых будет рассматриваться
проблема, а также обозначены сферы ее возможного применения и проведен анализ того, насколько сопоставимы понятия
«этика бизнеса» и «социальная ответственность».
В целом, бизнес-этику я бы определила
как научную дисциплину, изучающую применение этических принципов к деловым
ситуациям. Наиболее актуальным вопросом в этике бизнеса является вопрос о
взаимоотношениях между корпоративной и универсальной этикой, социальной
ответственности бизнеса, приложении общих этических принципов к конкретным
ситуациям. Я также пришла к выводу о том, что понятия «этика бизнеса» и
«социальная ответственность» соотносятся как общие этические основания бизнеса
с частным принципом.
Вторая глава, озаглавленная
«Социальная ответственность бизнеса и спорные мотивы», посвящена двум основным
подходам к изучению социальной ответственности, а также аргументам «за» и
«против» социальной ответственности в бизнесе.
Анализ
литературы позволил мне выделить два основных подхода к изучению этой проблемы.
Так, согласно концепции М.Фридмана, социальная ответственность уводит в сторону от
фундаментальной экономической роли бизнеса.
Представителем второго подхода является М.Портер, который утверждает,
что имеется прочное экономическое обоснование социальной ответственности
бизнеса, и корпорации получают многочисленные преимущества оттого, что работают
на более широкую и продолжительную перспективу, чем собственная сиюминутная
краткосрочная прибыль. В
теоретико-методологическом плане автором диплома разделяются подходы к изучению
проблемы корпоративной социальной ответственности, заложенные в трудах
М.Портера.
В заключительной главе «Корпоративная
отчетность в области устойчивого развития» мною произведена попытка,
синтезировав выводы предыдущих глав, дать обзор концепции устойчивого развития
и сопоставить ее с принципом социальной ответственности, изложить основные цели
и значение социальной отчетности, рассмотреть этические кодексы компаний, а
также проанализировать отчет о корпоративной социальной ответственности компании
ОАО «ЛУКОЙЛ».
В процессе работы над этой главой я
пришла к выводу о том, что устойчивое развитие – это процесс изменений, в
котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация
научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения
согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для
удовлетворения человеческих потребностей и устремлений. Оно включает в себя
рассмотрение экономических, экологических и социальных факторов, а также их
взаимосвязь при принятии организацией управленческих решений и деятельности в
целом. Социальная ответственность тесно связана с устойчивым развитием, так как
общей целью социальной ответственной организации должен быть вклад в устойчивое
развитие.
Кроме того я пришла к заключению, что
корпоративный социальный
отчет является инструментом информирования акционеров, сотрудников, партнеров,
клиентов, общества о том, как и какими темпами компания реализует заложенные в
своих стратегических планах развития цели в отношении экономической устойчивости,
социального благополучия и экологической стабильности. Более того, такая
отчетность при прочих равных условиях расценивается как конкурентное
преимущество и имеет большое значение для деловой репутации компании. Более
подробно я рассмотрела «Руководство по отчетности в области устойчивого
развития GRI». Эта система на сегодняшний день является наиболее применяемой в
мире при подготовке нефинансовых отчетов.
В ходе своего анализа я также пришла
к выводу, что кодексы ТНК-ВР и «ЛУКОЙЛ», включающие конкретные обязательства
компании по отношению к своим сотрудникам, инвесторам, клиентам и добровольные
инициативы в области благотворительности, выглядят очень солидно, декларируют
вполне здравые и осуществимые на практике цели деятельности и соответствуют
уровню аналогичных кодексов крупных зарубежных нефтяных компаний.
Проанализировав отчет о корпоративной
ответственности ОАО «ЛУКОЙЛ», я также могу заключить, что это хороший
нефинансовый отчет, соответствующий уровню С+ классификации GRI. В нем содержится информация,
позволяющая оценить количество и качество нематериальных активов организации,
ее возможности, потенциал и особенности управления. Сведения о подходах в
области менеджмента описаны по трем составляющим: экономической, экологической
и социальной деятельности.
Работа состоит из 3 глав, 8
параграфов, Введения, Заключения и Списка литературы из 50 наименований.
Общефилософской базой для изучения
феномена ответственности послужили труды Аристотеля, И.Канта, И.Бентама , Дж.Милля,
М.Вебера, Ф.Ницше, Х.Йонаса и др. Для выполнения задач и приведения примеров я
использовала уже имеющиеся работы по проблеме социальной ответственности
бизнеса, такие каких авторов как К.Хоманн, Ф.Бломе-Дрез, Т.А.Алексина, Д.Дж.Фритцше,
Р. Де Джордж, М.Л.Лучко, В.Г.Макеева, В.Н.Назаров и др., а также интернет
ресурсы.
Глава 1. Развитие
понятий этики бизнеса и социальной ответственности
1.1 История развития понятия ответственности
как моральной категории
Хотелось бы начать с того, что значение
ответственности как социально-философской категории определилось сравнительно
поздно. X. Йонас объясняет это тем, что мера
ответственности соотносится с мерой власти и знания, а они в доиндустриальную
эпоху были ограничены.[1] В результате вопрос о последствиях
поступков разрешался «естественным» путем - по мере наступления этих
последствий. С позиций классической философии ответственность исследовалась в
основном опосредованно - через такие этические категории, как мораль
(нравственность), долг, добро и зло, свобода и необходимость.
Аристотель - автор аретологической
концепции ответственности, согласно которой должное воздается и
доброжелательному, и недоброжелательному. Аристотель не использует специальное понятие
«ответственность», но, описывая отдельные аспекты произвольности и виновности,
он достаточно полно раскрывает феноменологию ответственности. Человек властен
совершать как прекрасные, так и постыдные поступки, от него зависит, поступки
какого характера он совершает, по своей воле человек правосуден или
неправосуден, и соответствии с совершенными поступками ему оказывают почести
или его наказывают по суду. Ответственность, таким образом, предполагает
информированность человека об условиях действий и требований, которые к нему
предъявляются.
Иммануил Кант - один из первых
мыслителей, использовавший уже в XIIIV
веке категории «ответственный» и «ответственность», значение которых он
определял как следование категорическому императиву и абсолютному нравственному
закону.
Наиболее яркие представители
утилитаризма И. Бентам и Дж. С. Милль полагали, что критерием рациональности
служит «польза» для объекта ответственности.
В XIX - XX вв.
ответственность рассматривается непосредственно - как проблема вменения. Здесь
можно обратиться к концептуализациям ответственности М.Вебера и Ф.Ницше -
именно эти мыслители сформулировали важнейшие идеи относительно происхождения
ответственности и принципа ответственности. Их подходы к пониманию
ответственности различаются по степени субъектности. В отличие от Ницше,
М.Вебер не считал ответственность субъективным конструктом. Он подчеркивал
историческую трансформацию ответственности человека перед Богом в светскую
форму ответственности человека за свои собственные решения, оправданные лишь
индивидуальной совестью[2].
Ж.-П.Сартр утверждал, что «наша
ответственность гораздо больше, чем мы могли бы предполагать, так как распространяется
на все человечество...»[3]. Поступая
определенным образом, человек тем самым как бы выбирает в себе человека,
стремящегося до конца исполнить свой долг, или проявить себя в качестве
совершенно свободного человека. Более того, чувство полной и глубокой
ответственности, по Ж.П.Сартру, является результатом осознания человеком того,
что, осуществляя выбор, он вместе с собой выбирает и все человечество.
В 60-70гг XXв. этика ответственности выдвигается как самостоятельная
часть этики благодаря работам Ханса Ленка. Он определяет ответственность как понятие,
которое выражается в реляционном вменении нормы посредством оценивания контролируемых
ожидаемых поступков. Анализ
проблем, связанных с атрибуцией (приписыванием) и мерой ответственности
содержится в работе «Размышления о современной технике».
Ганс Йонас изложил свои взгляды по
этой проблеме в своей знаменитой работе «Принцип ответственности. Опыт этики
для технологической ситуации».
По мнению Йонаса, в связи с
возможностью грядущих техногенных катастроф традиционная этика исчерпала себя и
необходима новая этика, в основании которой будет принцип ответственности. На смену всем этическим концепциям
должна прийти этика ответственности. Ответственность – центральное понятие
современной этики.
Йонас выделяет два вида
ответсвенности:
·
естественная
(призвание), представляющая собой неотъемлемый предписанный статус;
·
контрактурная
(обязанность), т.е. достигаемый социальный статус личности
Причины появления «этики ответственности»:
·
Неизмеримо
возросшая технологическая мощь человека (экология, зависимость от техники);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|