·
«Динамизация»
жизненных обстоятельств в индустриальном мире (современный человек не успевает
задуматься);
·
Угроза природе и
живому (включая самого человека) из-за побочных воздействий промышленных
процессов.
Именно поэтому, по мнению Йонаса,
необходимо пересмотреть понятие «ответственность». Он выдвигает идею расширения
из моральных соображений концепции ответственности путем перехода:
·
От концепции
ответственности виновного к ответственности «человека-опекуна» («этика заботы»);
·
От призыва к
ответственности ex post(«после того») к заботе об
ответственности и предупреждающей ответственности (precaution responsibility);
·
От
ориентированной на прошлое ответственности за результат действия к
ориентированной на будущее самоответственности, которая определяется
способностью контролировать и возможностью располагать властью.
Таким образом, основные идеи Г.Йонаса можно кратко
сформулировать в следующих пунктах:
·
«Ответственность
за будущее» (промышленные предприятия – главный источник загрязнения);
·
Ответственность
«за», а не «перед» (область ответственности);
·
Не просто
подотчетность (а ответственность перед всеми);
·
Самостоятельно
принимаемая ответственность в качестве универсального долга.
Особое звучание ответственность
приобретает в середине XX
века, когда результатом хозяйственной деятельности становятся не только
материальные блага, потребляемые индивидами, но и сущностные черты
социально-экономического устройства общества, «потребляемые» обществом в целом.
Для осознания приоритетности интересов общества как целого особое значение
имела проблема устойчивости социальных систем, их интегрированности и
стабильности, разработанная Т. Парсонсом.
К концу XX века категория ответственности стала замещаться такими понятиями,
как "локальная детерминация" (Ж.-Ф.Лиотар), "соблазн"
(Ж.Бодрийар), "забота о себе" (М.Фуко). Ф.Фукуяма выдвинул идею о
"конце истории" и "последнем человеке", для которого
ответственность исчезает вообще.
В XX в. осмысление ответственности как основополагающего принципа
действования человека приводит к пониманию того, что «быть ответственным» может
не только индивид, но социальная группа, общность, класс. Возникает новая
категория - «социальная ответственность», реализуемая как через формы
социального контроля, так и через понимание своей общественной роли субъектами
ответственности. Социальная ответственность приписывается не отдельно взятому
индивиду, а индивиду как представителю социальной общности.
Подход, в основе которого лежит
приоритет не частных интересов, но целого, нашел отражение в концепции
социальной ответственности бизнеса. Она основывается на том, что противоречие
между частным интересом бизнеса (выгода, прибыль) и интересами общества
(стабильность, успешное развитие для большинства) должно разрешаться бизнесом в
пользу общества как той системы, частью которой является сам бизнес. Основные
положения данной концепции сложились в 30-е годы XX века.
Уровни социальной ответственности бизнеса:
1.
Базовый уровень
(«легальность»): соблюдение законодательства и стандартов, своевременная оплата
налогов, выплата заработной платы, обеспечение безопасности труда, по
возможности – создание новых рабочих мест.
2.
Второй уровень –
обеспечение работников адекватными условиями не только работы, но и жизни:
повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение,
строительство жилья, развитие социальной сферы и т.д. (создание социального
капитала).
3.
Третий, высший
уровень социальной ответственности бизнеса, - благотворительная деятельность и
меценатство, социально-маркетинговые программы, спонсорство, филантропство и
т.д. плюс социально-значимые программы.
Именно об основных проблемах,
связанных с концепцией социальной ответственности бизнеса, пойдет речь во
второй главе моей работы.
1.2
Определения и сопоставление понятий «социальная ответственность» и «этика
бизнеса»
Пожалуй, сегодня трудно найти более
модное слово в среде отечественных предпринимателей, чем «этика бизнеса», а в
самое последнее время к нему прибавилось и слово «социальная ответственность».
В этом параграфе я попробую разобраться, что они обозначают и чем они
различаются.
Как известно, существует общечеловеческая
этика как система норм нравственного поведения людей, их отношения друг к другу
и к обществу в целом. Но наряду с этим в некоторых сферах профессиональной
деятельности выработалась своя специфическая этика.
Для начала определим само понятие
«деловая этика», или «этика бизнеса». Профессор П.В. Малиновский таким образом
трактует этот термин:
«Деловая этика в широком смысле - это
совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться
деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства.
Она охватывает явления различных порядков: этическую оценку как внутренней, так
и внешней политики организации в целом; моральные принципы членов организации,
т.е. профессиональную мораль; моральный климат в организации; образцы
морального поведения; нормы делового этикета - ритуализированные внешние нормы
поведения»[4].
Таким образом, этика бизнеса является
одним из видов профессиональной этики – это этика людей, работающих в сфере
предпринимательства. Когда же говорят об этике бизнеса каких-либо компаний, то
имеют в виду этические основы бизнеса, реализуемые посредством менеджеров. Под
деловой культурой компании понимаются внутрифирменные традиции и ритуалы; общие
ценности, разделяемые ее работниками; систему коммуникаций, включая
неформальные отношения; устоявшиеся методы деловой практики и организации
работы. Деловая культура компании тесно связана с этическими принципами
бизнеса, которые являются ее неотъемлемыми элементами.
Таким образом, можно придти к выводу
о том, что деловая этика - это система общих принципов и правил поведения
субъектов предпринимательской деятельности, их общения и стиля работы,
проявляющихся на микро - и макроуровнях рыночных отношений. В основе деловой
этики лежит учение о роли морали и нравственности в деловых отношениях, которые
отражают материальные условия жизни общества.
Деловая этика – это также система
знаний о трудовой и профессиональной морали, ее истории и практике. Это система
знаний о том, как люди привыкли относиться к своей работе, какой смысл они ей
придают, какое место в их жизни она занимает, как складываются отношения между людьми
в процессе работы, как склонности и идеалы людей обеспечивают эффективный труд,
а какие – мешают ему.
Деловая этика регулирует, вдохновляет
и одновременно ограничивает действия субъектов предпринимательской
деятельности, минимизируя внутригрупповые противоречия, подчиняя индивидуальные
интересы групповым.[5]
Существует несколько родственных ей
понятий. Например, экономическая этика (или предпринимательская этика)
занимается вопросом о том, какие моральные нормы или идеалы могут иметь
значение для предпринимателей в условиях современной рыночной экономики[6].
Предпринимательская этика
тиматизирует отношения морали и прибыли в управлении предпринимателями и
занимается вопросом, как моральные нормы и идеалы могут быть реализованы
предпринимателями в условиях современной экономики.
Цель предпринимательской деятельности
– максимизация прибыли.
Принципы этики деловых отношений –
обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании
общества, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений.[7]
В целом, бизнес-этику можно
определить как научную дисциплину, изучающую применение этических принципов к
деловым ситуациям. Наиболее актуальным вопросом в этике бизнеса является вопрос
о взаимоотношениях между корпоративной и универсальной этикой, социальной
ответственности бизнеса, приложении общих этических принципов к конкретным
ситуациям.
Этику бизнеса, в той ее части,
которая рассматривает вопрос о соответствии деятельности предпринимателя
рамочному порядку или проблеме совершенства самого рамочного порядка, степень
ответственности предпринимателя перед обществом и т.д., можно рассматривать как
часть социальной этики.
Этика бизнеса, в той ее части, где
обсуждаются практические вопросы поведения руководителей и менеджеров,
отношения между сотрудниками фирмы, права потребителя, моральные стандарты и
ценностные конфликты, является одним из видов профессиональной этики.
На макроуровне этика бизнеса
относится к этике социального порядка.
На микроуровне – это учение о целях,
ценностях и правилах предпринимательской деятельности.
Итак, современная деловая этика
основывается на взаимном согласовании трех важнейших положений:
1.
Создание
материальных ценностей во всем многообразии форм рассматривается как изначально
важный процесс.
Ради этого существует любое
предприятие.
2.
Прибыль и другие
доходы рассматриваются как результат достижений различных общественно значимых
целей.
3.
Приоритет при
разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам
межличностных отношений, а не производству продукции.[8]
В свою очередь Де Джордж выделяет
следующие уровни анализа этики бизнеса:
1.
Если рассматривать
этику бизнеса в американском контексте, она на макроуровне концентрирует свое
внимание главным образом на нравственной оценке экономической системы
американского свободного предпринимательства и возможных ее альтернатив и
модификаций.
2.
Второй уровень
анализа этики – а сегодня он привлекает к себе самое пристальное внимание – это
изучение бизнеса внутри американской системы свободного предпринимательства.
3.
Нравственная
оценка индивидуумов и их действий в экономических и коммерческих сделках в
рамках организованной корпоративной деятельности образует третий уровень
исследований этики бизнеса.
4.
Наконец,
поскольку бизнес становится все более интернациональным и всемирным, четвертый
уровень анализа его этики носит интернациональный характер и рассматривает
деятельность американских и иных транснациональных корпораций.
Таким образом, я пришла к
окончательному выводу о том, что этика бизнеса охватывает пять видов
деятельности:
Первый представляет собой применение
принципов общей этики к конкретным ситуациям или методам хозяйствования в
бизнесе.
Вторым видом ее занятий является
метаэтика, которая занимается непротиворечивостью этических понятий.
Третью сферу исследований этики
бизнеса образует анализ его исходных посылок – как собственно нравственных, так
и посылок, базирующихся на моральных позициях.
В-четвертых, вклинивающиеся внешние
проблемы иногда заставляют исследователей этики бизнеса выйти за пределы этики
и обратиться к другим разделам философии и к другим отраслям науки, например, к
экономике или теории организации.
Пятый заключается в характеристике
морально похвальных и образцовых действий, как отдельных деловых людей, так и
конкретных фирм.
В заключение хотелось бы обозначить
значение этики бизнеса в современном мире. Итак, деловая этика способна помочь
людям:
·
рассматривать
нравственные проблемы в бизнесе системно и более надежными методами, чем они
могли бы это делать, не пользуясь нашей наукой;
·
она может помочь
им разглядеть такие проблемы, которые они в своей повседневной практике и не
заметили бы;
·
она может также
побудить их ввести изменения, которые они без нее и не подумали бы вводить.
На мой взгляд, очень важным является
тот факт, что понятие «этика бизнеса» применимо как к отдельному менеджеру или
предпринимателю, так и к компании в целом. И если для бизнесмена она означает
его профессиональную этику, то для фирмы это некий кодекс чести, лежащий в
основе ее деятельности. К основным принципам этики бизнеса относятся, прежде
всего, такие традиционные ценности, выработанные за долгую историю мирового
предпринимательства, как уважение к закону, честность, верность слову и
заключенному договору, надежность и взаимное доверие. Относительно новым
принципом современной этики бизнеса является принцип социальной
ответственности, о котором всерьез стали задумываться на Западе всего пару
десятилетий назад, а в России – так и вовсе не так давно. Все эти принципы
должны лежать в основе всех видов деловых отношений.
Для того чтобы поведение компании
было признано социально ответственным, т.е. этичным в современном понимании,
недостаточно только выполнять законы либо быть честным с потребителями или с
деловыми партнерами. Если юридическая ответственность – это нормы и правила
поведения, определенные в законодательном порядке, то социальная ответственность
(также называемая корпоративная социальная ответственность, ответственный
бизнес и корпоративные социальные возможности) означает следование духу, а не
букве закона, либо выполнение таких норм, которые пока не вошли в
законодательство либо превышают требования законодательства.
Общепринятого определения социальной
ответственности бизнеса в международной практике не существует, что дает повод
понимать термин «социальная ответственность бизнеса» каждому по-своему.
Под социальной ответственностью бизнеса
понимается и благотворительность, и меценатство, и корпоративная социальная
ответственность, и социально-маркетинговые программы, и спонсорство, и
филантропия и т.д.
Обобщая можно сказать, что социальная
ответственность бизнеса — это влияние бизнеса на общество, ответственность тех,
кто принимает бизнес-решения, перед теми, на кого прямо или косвенно эти
решения влияют.
Данное определение социальной
ответственности бизнеса скорее идеальное, и не может быть полностью претворено
в действительность хотя бы потому, что просчитать все последствия одного
решения просто невозможно. Но, на мой взгляд, социальная ответственность
бизнеса — это не правило, а этический принцип, который должен быть задействован
в процессе принятия решения.
Таким образом, можно заключить, что
понятия «этика бизнеса» и «социальная ответственность» соотносятся как общие
этические основания бизнеса с частным принципом.
В начале ХХ в. первыми попытками
проявить социальную ответственность в бизнесе можно назвать благотворительную
деятельность. Например, Джон Д. Рокфеллер пожертвовал 550 млн долл. на
различные благотворительные цели и основал фонд Рокфеллера. Глава американской
корпорации Sears Роберт Э. Вуд в 1936г. говорил о социальных обязательствах,
которые невозможно выразить математически, но можно считать, тем не менее,
имеющими первостепенное значение. Он имел в виду влияние, которое оказывает
общество на организацию, функционирующую в рыночной экономике. Одним из первых
западных предпринимателей Sears признал «многослойность широкой публики»,
которую обслуживает компания, выделив не только такую группу, как акционеры,
отношения с которыми были традиционно важны для любой фирмы, но также и
потребителей, самих работников и местные общины. Он также был сторонником
решения социальных проблем со стороны не только государства, но и менеджмента
корпораций. Вместе с тем Sears признавал, что количественно измерить затраты и
выгоды социальной ответственности бизнеса для общества довольно трудно. Его
взгляды не получили широкой поддержки, в частности, потому, что в 30-е гг. ХХ
в. – годы Великой депрессии – перед всеми слоями общества стоял насущный вопрос
выживания, и от бизнеса ожидали прежде всего прибыли.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|