Аргументы «против»:
1. Нарушение принципа максимизации
прибыли.
Суть этого аргумента состоит в том,
что направление части прибыли на социально значимые цели уменьшает ее объем,
что нарушает принцип максимизации прибыли, который является основополагающим в
бизнесе. Замечу, что в краткосрочном периоде вычеты из прибыли, связанные
реализацией принципа социальной ответственности в бизнесе, действительно
уменьшают прибыль предприятия.
2. Повышение издержек производства.
Процент социальной нагрузки в цене
товара или услуги достаточно мал, и повышение издержек за счет этого факта
сильно преувеличено.
3. Недостаточно эффективная система
социальной отчетности.
В самом деле, финансовая отчетность
компании является предметом пристального внутреннего и внешнего аудита.
Этический или социальный аудит стал развиваться не так давно, даже в западных
корпорациях опыта накоплено еще недостаточно, чтобы сформировать четкую
систему, учитывающую все расходы и доходы в этой сфере.
4. Трудность выбора приоритетов.
Если, например цены на продукцию
какой-либо компании будут снижены, этому очень обрадуются ее потребители, но
вряд ли обрадуются ее акционеры, если за этим не последует рост дивидендов.
Установка дополнительного природоохранного оборудования, безусловно,
благоприятно скажется на состоянии окружающей среды и здоровее населения
конкретных регионов, однако увеличит издержки производства и соответственно,
цены на товары и услуги и т.д.
5. Ответственность за принятие решений в
области социальной ответственности.
Обычно в крупных корпорациях эти
вопросы решают менеджеры среднего или высшего звена управления, в семейных
фирмах – их владельцы.
6. Сложность постоянного следования
стандартам «высокой» этики бизнеса.
Общественность в целом также
привыкает к определенной модели поведения какой-либо компании и болезнено
реагирует а снижение его этической планки.
7. Вовлечение в «этическую гонку».
Планка общественных ожиданий
поднимается все выше, и чтобы не отстать от конкурентов, надо применять те же,
или более эффективные, средства завоевать расположение своих стэйкхолдеров.
Несомненно, быть всегда и во всем
социально ответственной компанией – это непросто. Например, среди препятствий
социально ориентированных инвестиций на последнем Всемирном экономическом
форуме назывались, в частности, трудности с определением понятия корпоративной
ответственности; отсутствие эффективной бизнес-модели, связывающей инвестиции в
социальные проекты и отдачу от них; нехватка специалистов в области этики бизнеса
и социальной ответственности(!); отсутствие четкой долгосрочной стратегии у
компаний; расплата за социальную ответственность может принять форму снижения
заработной платы, снижения дивидендов, сокращения инвестиций в отделы НИОКР, в
обновление и совершенствование производственных мощностей, уменьшения кредиторской
задолженности и т.п. Кроме того, принятие социальной ответственности может
ввести в заблуждение членов организации относительно её главных целей и др. В то же время, преследуя только экономические цели и соблюдая
при этом законы и нормы государственного регулирования, организация: а)
удовлетворяет потребительский спрос в товарах и услугах; б) создает рабочие
места; в) платит налоги; г) обеспечивает определенный уровень возврата на
капитал (в виде дивидендов); д) создает новые общественные богатства и
ценности. Таким образом, организация уже вовлечена в теснейшее социальное
взаимодействие и вносит определенный вклад в вышеобозначенных сферах.
Тем не менее, надо понимать, что быть
социально ответственным в наше время – не только модно, но и необходимо для
построения эффективно действующей модели бизнеса не на час и не на год, а на
долгое время.
Чтобы показать различие между этичным
и неэтичным поведением на практике, приведу два примера из сферы отношений
компаний с покупателями.
Компания Johnson&Johnson (США).
30 сентября 1982 г. три человека в районе Чикаго умерли
от цианида, содержавшегося в использованных ими капсулах препарата Тайленол.
Связь между смертью этих людей и применением капсул была установлена очень
быстро, и власти уведомили об этом фирму Johnson&Johnson - производителя
Тайленола. Поскольку число смертей увеличивалось - в конце концов оно достигло
семи, — фирма столкнулась с кризисом и перспективой полного краха. Тайленол -
наиболее распространенное обезболивающее средство - являлся единственной
крупной новинкой корпорации Johnson&Johnson, обеспечивавшей 7,4% ее выручки
и от 17 до 18% ее дохода.
Несколько руководителей фирмы,
которым надлежало решать, как реагировать на этот случай, не знали, был ли
введен цианид во флаконы с Тайленолом во время производственного процесса или
позднее, явились ли ставшие известными смертные случаи единичными или лишь
звеньями в длинной цепи, ограничивались ли эти случаи лишь районом Чикаго или они
имели место и в других городах. Американское Управление по контролю за
качеством пищевых продуктов и медикаментов выступило с предостережением об
опасности применения Тайленола, но правительство не обязало компанию принять
какие-либо специальные меры. Быть может, смертные случаи носили лишь локальный
характер и их число не выйдет за пределы уже известных семи. Быть может, власти
не потребуют снятия препарата с продажи. Быть может, временной приостановки
продаж до выяснения подлинных причин смертей окажется достаточно для того,
чтобы предотвратить нанесение вреда людям.
Этим предположениям противостояли
вполне определенные перспективы: снятие препарата с продажи будет означать для фирмы
потерю до 100 млн. долл.; страховые суммы не покроют эту потерю; известие о
снятии препарата с продажи нанесет такой ущерб его репутации, что у
руководителей компании уже не будет уверенности в том, что Тайленол когда-либо
снова сможет завоевать доверие потребителей и вернуть достигнутую им 37%-ную
долю рынка; известие о снятии препарата с продажи и потери компании неизбежно приведут
к резкому падению курса ее акций (фактически за первую неделю октября он уже
снизился на 15%); конкуренция на рынке анальгетиков очень сильна, и конкуренты Johnson&Johnson
постараются обратить снятие с продажи Тайленола в свою выгоду. Таковы были
перспективы, все остальное - лишь догадки и предположения.
Однако известно, что, когда фирма Johnson&Johnson
столкнулась с фактом семи случаев смерти и возможностью возникновения новых
случаев, она немедленно распорядилась снять с продажи весь Тайленол. На первое
место компания поставила безопасность потребителей, т.е. поступила так, как
предписывает провозглашенное ею Кредо. Неизбежный ущерб для компании, хотя и
весьма ощутимый и нежелательный, был поставлен на второе место.
Этот инцидент превратился в легенду,
а реакция на него компании
Johnson&Johnson стала хрестоматийным примером, демонстрирующим,
как надо реагировать на трагедию. Дело не только в том, что решение компании
было вполне правильным с моральной точки зрения, но и в том, что она мастерски
справилась с последствиями трагедии. Она предоставила широкой публике полную
информацию о происшедшем и в течение 18 месяцев вернула себе 96% прежней доли
рынка.
Джеймс Берк, председатель совета
директоров и главный директор-распорядитель корпорации Johnson&Johnson, которого
потом хвалили за принятое им решение, прокомментировал его следующим образом:
во-первых, оно фактически было единственно возможным с позиций Кредо компании,
а во-вторых, его удивляет, что люди могли ожидать со стороны компании иного
решения.
Однако он вполне сознавал, что не
всякая компания поступила бы так, как это сделала Johnson&Johnson, хотя ее
решение и было морально корректно.
Таким образом, в данном примере был
приложен максимум усилий не для того, чтобы скрыть недоброкачественность своего
товара, а для того, чтобы полностью и в кратчайшее сроки рассекретить
случившееся. Несмотря на понесенные убытки, компании удалось сохранить главное
– свою деловую репутацию и доверие покупателей, которые высоко оценили
социальную ответственность компании. Руководствуясь правилом «лучше потерять
немного, чем потерять все», компания не только сохранила старых клиентов, но и
привлекла новых. Кстати говоря, тщательной независимой медицинской экспертизой после
изъятия товара было установлено, что смерть потребителей наступила не по вине
компании.
Несмотря на поданный Johnson&Johnson
пример, несколько лет спустя, когда покупатель обнаружил в банке с детским
питанием фирмы Gerber осколок
керамической посуды, эта фирма категорически отрицала свою вину и отказалась
снять с продажи свою продукцию, точно так же поступили ряд автомобильных
компаний в ответ на жалобы относительно небезопасных машин.
Компания Firestone (США).
На автомобильные покрышки этой
компании поступало много жалоб от потребителей. Из-за дефектных покрышек
погибли 34 человека, получили увечья 50 человек. Представители компании
настаивали на том, что причины инцидентов – неосторожное поведение водителей, а
не качество покрышек. Но и после этого компания пыталась добиться судебного
запрета на обнародование доклада, подготовленного Национальным управлением. В
результате по требованию государственных органов компания была вынуждена
вернуть из торговой сети 13 млн. своих изделий, а ее действия получили
негативную общественную оценку.
Приведенные примеры живописно
проиллюстрировали два возможных подхода компаний к ведению своего бизнеса и
показали, что социально ответственный бизнес – это выгодный бизнес. В своей
заключительной главе я попытаюсь рассмотреть, как реализуется принцип
социальной ответственности на практике в условиях современной российской
действительности.
Глава 3. Корпоративная отчетность в
области устойчивого развития
социальный ответственность этика бизнес
3.1
Корпоративная
социальная ответственность и устойчивое развитие
На рубеже XX-XXI веков общепризнанной целью для всего
мирового сообщества, отдельных стран, регионов, городов, предприятий и
корпораций стало движение к «устойчивому развитию» (англ. sustainable development), под которым понимается
сохранение окружающей среды и экономия природных ресурсов в единстве с
социальным и экономическим благополучием в интересах настоящего и будущих
поколений. На уровне компаний понятие устойчивого развития фактически совпадает
с реализацией концепции корпоративной социальной ответственности.
Принцип устойчивого развития был впервые упомянут в 1987, в
отчете "Наше общее будущее" и был назван «глобальной программой
изменений». Целями этой программы являются искоренение бедности, здравоохранение
для всех, а также удовлетворение потребностей общества в условиях планетарного
экологического пространства.
Если давать общее определение концепции устойчивого развития,
то это процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов,
направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие
личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют
нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и
устремлений. Здесь во многом, речь идет об обеспечении качества жизни людей.
Концепция устойчивого развития появилась в результате
объединения трех основных точек зрения: экономической, социальной и
экологической.
1.
Экономическая составляющая.
Экономический
подход к концепции устойчивости развития подразумевает оптимальное
использование ограниченных ресурсов и использование экологичных природо-,
энерго-, и материалосберегающих технологий, включая добычу и переработку сырья,
создание экологически приемлемой продукции, минимизацию, переработку и уничтожение отходов. Однако при решении вопросов о
том, какой капитал должен сохраняться и в какой мере
различные виды капитала взаимозамещаемы, возникают проблемы правильной
интерпретации и счета. Появились два вида устойчивости — слабая, когда
речь идет о неуменьшаемом во времени природном и произведенном капитале, и
сильная — когда должен не уменьшаться природный капитал.
2.
Социальная составляющая.
Социальная
составляющая устойчивости развития ориентирована на человека и направлена на
сохранение стабильности социальных и культурных систем, в том числе на
сокращение числа разрушительных конфликтов между людьми. Важным аспектом этого
подхода является справедливое разделение благ. Желательно также сохранение
культурного капитала и многообразия в глобальных масштабах, а также более
полное использование практики устойчивого развития, имеющейся в не доминирующих
культурах. Для достижения устойчивости развития, современному обществу придется
создать более эффективную систему принятия решений, учитывающую исторический
опыт и поощряющую плюрализм. В
рамках концепции человеческого развития человек является не объектом, а
субъектом развития. Опираясь на расширение вариантов выбора человека как
главную ценность, концепция устойчивого развития подразумевает, что человек должен
участвовать в процессах, которые формируют сферу его жизнедеятельности,
содействовать принятию и реализации решений, контролировать их исполнение.
3.
Экологическая составляющая.
С
экологической точки зрения, устойчивое развитие должно обеспечивать целостность
биологических и физических природных систем. Особое значение имеет
жизнеспособность экосистем, от
которых зависит глобальная стабильность всей биосферы.
Более того, понятие «природных» систем и ареалов обитания можно понимать
широко, включая в них созданную человеком среду, такую как, например, города.
Основное внимание уделяется сохранению способностей к самовосстановлению и
динамической адаптации таких систем к изменениям, а не сохранение их в некотором
«идеальном» статическом состоянии. Деградация природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и утрата
биологического разнообразия сокращают способность экологических систем к самовосстановлению.
На мой
взгляд, согласование этих различных точек зрения и их перевод на язык
конкретных мероприятий, являющихся средствами достижения устойчивого
развития — задача огромной сложности, поскольку все три элемента
устойчивого развития должны рассматриваться сбалансировано. Важны также и
механизмы взаимодействия этих трех концепций.
Перед современным бизнесом стоят задачи обеспечения прочных
позиций во внутренней и внешней экономике, что создает основу устойчивого
развития. В условиях глобализации и открытости рынков такие возможности в
значительной мере зависят от уровня конкурентоспособности компаний. Конкурентоспособность
сегодня определяется эффективностью использования не только производственных
активов и денежных ресурсов, но и нематериальных активов компаний, качеством
управления нефинансовыми рисками.
Как уже было сказано, деятельность, которую отражают
нефинансовые показатели, отражает широкий круг вопросов, среди них:
•
качество
менеджмента;
•
этика делового
поведения;
•
структура и
результативность социальных инвестиций, связанных с развитием персонала,
поддержанием здоровья на рабочем месте, созданием благоприятной среды в
территориях присутствия.
Эти факторы определяют общественное лицо компании, и все в
большей степени влияют на формирование ее деловой репутации, что имеет вполне
определенные экономические последствия.
Первыми с этой проблемой сталкиваются и осознают ее крупные
компании, но в современных условиях развития бизнеса она становится актуальной
для многих его представителей, стремящихся упрочить свои позиции на рынке и
иметь реальные перспективы на будущее. Тем самым создаются благоприятные
условия для реализации долгосрочных стратегий развития бизнеса на основе
соблюдения баланса интересов всех заинтересованных сторон.
Не могу не отметить, что устойчивое развитие является
понятием, в корне отличным от понятия устойчивости или жизнестойкости отдельной
организации. Устойчивое развитие относится к методам удовлетворения
потребностей общества. Жизнестойкость отдельной организации может
согласовываться, а может и не согласовываться с устойчивым развитием, в
зависимости от того, как организация управляется и осуществляет свою
деятельность.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|