Меню
Поиск



рефераты скачать Этика и этикет государственного служащего: особенности и проблемы

Государственному служащему необходимо знать свои права и обязанности в том, что касается выявления фактических или предполагаемых правонарушений в государственной службе. Для этих ситуаций должны быть предусмотрены четкие правила и процедуры, которых должны придерживаться должностные лица, и официально утвержденная иерархия ответственности. Государственному служащему также необходимо знать, какая защита будет предоставлена в случае разоблачения ими правонарушений.

5)                Политическая приверженность этике должна укреплять этичность поведения государственного служащего.

Политические лидеры ответственны за поддержание высоких моральных норм при выполнении ими своих служебных обязанностей. Их приверженность этическим принципам демонстрируется на личном примере и путем принятия таких мер, которые возможны лишь на политическом уровне, к примеру, посредством введения в действие законодательных и институциональных мер, способствующих этичному поведению и устанавливающих санкции за правонарушения, а также путем предоставления достаточных поддержки и ресурсов для осуществления деятельности, связанной с обеспечением этики, на всех уровнях государственного управления и посредством неиспользование этических норм и законов в политических целях.

6)                Процесс принятия решений должен быть информационно прозрачным и открытым для тщательного его рассмотрения.

Общественность вправе знать, как государственные институты распоряжаются доверенными им полномочиями и ресурсами. Внимательному изучению принятых решений общественностью должны способствовать информационно прозрачные и демократичные процессы их принятия, надзор со стороны законодательной власти и доступ к государственной информации. Информационная прозрачность должна подкрепляться такими мерами, как внедрение систем раскрытия сведений и признание роли активных и независимых средств массовой информации.

7)                Должны действовать четкие директивы, регламентирующие взаимодействие между государственным и частным секторами.

Поведение государственного служащего при работе с частным сектором должно регламентироваться четкими и ясными правилами, устанавливающими этические нормы. Рост масштабов взаимодействия между государственными и частными секторами требует уделения большего внимания ценностям государственной службы, а также того, чтобы сторонние партнеры уважали эти же ценности.

8)                Руководители должны демонстрировать и поощрять этичное поведение.

Организационная среда, где соблюдение высоких норм поведения поощряется посредством соответствующих стимулов (таких, например, как создание адекватных условий работы и действенная оценка показателей работы), оказывает непосредственное воздействие на проявление уважения к ценностям государственной службы и соблюдение этических норм в повседневной практике. Важную роль в этом играют руководители, обеспечивая последовательное руководство и являя собой образец исполнения служебных обязанностей в том, что касается их этики и поведения в профессиональных взаимоотношениях с политическими лидерами, другими государственными служащими и гражданами.

9)                Политика, процедуры и практика управления должны поощрять этичное поведение.

Политика и практика в области управления должны демонстрировать приверженность организации соблюдению этических норм. Для государственных служб недостаточно располагать лишь структурами, основанными на правилах или контроле соблюдения правовых норм. Если будут действовать одни лишь системы контроля соблюдения правовых норм, это может привести к непреднамеренному поощрению того, чтобы некоторые государственные служащие действовали на грани неправомерного поведения, оправдывая это утверждениями о том, что если они не нарушают закон, это, якобы, означает, что они действуют этично. Политика должна не только очерчивать круг тех минимальных норм, при несоблюдении которых действия должностных лиц будут считаться недопустимыми, но и четко формулировать ту совокупность ценностей государственной службы, которым должны стремиться следовать государственные служащие.

10)           Условия государственной службы и работа с кадрами должны поощрять этичное поведение.

Условия найма на государственную службу (такие, как перспективы служебного роста, возможности повышения квалификации, адекватная оплата труда и политика в сфере работы с кадрами) должны формировать среду, благоприятствующую этичному поведению. Последовательное применение в практике приема на работу и продвижения по служебной лестнице таких основных принципов, как учет личных качеств и заслуг, способствует поддержанию честности в работе государственной службы.

11)           В рамках государственной службы должны действовать адекватные механизмы подотчетности.

Государственные служащие должны быть подотчетны в своих действиях руководству и, в более широком смысле, обществу. Подотчетность должна касаться как соблюдения действующих правил и этических принципов, так и достижения необходимых результатов. Механизмы реализации подотчетности могут быть как внутренними по отношению к учреждению или ведомству, так и действующими в масштабах всего государственного аппарата, или могут быть предоставлены гражданским обществом. Механизмы обеспечения подотчетности могут быть разработаны таким образом, чтобы обеспечивать адекватный контроль при одновременном допущении надлежащей гибкости управления и руководства.

12)           Для борьбы с неправомерным поведением должны предусматриваться соответствующие процедуры и санкции.

Механизмы выявления и независимого расследования правонарушений (таких, как коррупция) являются необходимой частью инфраструктуры обеспечения этики. Необходимо предусмотреть надежные процедуры и ресурсы для отслеживания, доклада о и расследования случаев нарушения правил государственной службы, а также соразмерные административные или дисциплинарные санкции для того, чтобы отбить желание совершать неправомерные действия. Руководители должны проявлять надлежащую рассудительность при применении этих механизмов в тех случаях, когда необходимо принимать соответствующие меры.

 

3.3 Формирование профессионально-этического уровня государственных служащих

 

Формирование и рост профессионально-этического уровня государственного служащего зависит от совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, что в свою очередь играет немаловажную роль на эффективность государственных служб.

Пути повышения этики государственных служащих:

1)                создать эффективный механизм подбора кадров для государственной службы, обеспечения должностного (служебного) роста государственного служащего на основе их профессиональных заслуг и деловых качеств;

2)                повысить престиж государственной службы и авторитет государственного служащего;

3)                создать систему непрерывного профессионального образования государственных служащих, совершенствовать стандарты и программы подготовки и профессионального развития кадров государственной службы на основе открытого конкурсного отбора этих программ, а также образовательных учреждений;

4)                осуществить управление развитием профессиональных качеств государственных служащих;

5)                обеспечить обновление и плановую ротацию кадрового состава государственной службы;

6)                формировать на конкурсной основе кадровый резерв государственной службы и обеспечивать его эффективное использование;

7)                соблюдать объективность в оценке результатов деятельности государственного служащего при проведении аттестации или квалификационного экзамена.

Предлагаемый модельный этический кодекс государственного служащего (Приложение Г) позволит повысить этические нормы поведения государственных служащих. В Кодекс вошли положения:

-                     из Модельного кодекса поведения для государственных служащих, принятого Комитетом Министров Совета Европы 11 мая 2000 г. (№R (2000) 10),

-                     из Указа Президента РФ от 12 августа 2002 г. №885 «Общие принципы служебного поведения государственных служащих»,

-                     из Федерального закона Российской Федерации от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ О государственной службе в Российской Федерации

В первую статью Этического кодекса включены основные нравственные принципы административной морали

Во второй статье Этического кодекса изложены требования к соблюдению общих нравственных принципов.

Таким образом, реформы государственного сектора приводят к коренным переменам в государственном управлении, что вызывает возникновение новых этических проблем. Несмотря на то, что государственные службы работают в разной культурной, политической и административной среде, они, зачастую, сталкиваются с одними и теми же этическими проблемами, и их действия в области поддержания этики обладают рядом общих свойств. Государственные службы стоят перед необходимостью решения проблем, связанных с этическими нормами государственного служащего, для чего необходимо усилить деятельность управления по совершенствованию этики поведения.

Принимая во внимание все вышесказанное даны рекомендации для обеспечения надлежащего функционирования институтов и систем, предназначенных для развития и совершенствования этики поведения на государственной службе:

1)                разработка и регулярного анализа политики, процедур, практики и институтов, оказывающих влияние на этичность поведения на государственной службе;

2)                поощрения предпринимаемых действий по поддержанию жестких норм поведения и борьбе с коррупцией в государственном секторе;

3)                включение этического аспекта в механизмы управления для обеспечения того, чтобы практика управления находилась в соответствии с ценностями и принципами государственной службы;

4)                продуманное сочетание тех аспектов систем поддержания этики, которые базируются на идеалах, с теми аспектами, которые основываются на соблюдении этических принципах;

5)                оценка влияния реформы государственного управления на этичность поведения на государственной службе;

6)                использование Принципов поддержания этики на государственной службе, приведенных в качестве эталона, призванного обеспечить действие жестких норм этики поведения.

Государственный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, также призван:

1)                принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

2)                не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.

Таким образом, пути совершенствования повышения этического уровня государственного служащего лежат через профессиональную подготовку и внедрения изучения этического кодекса в программы подготовки государственных служащих и соблюдения Принципов поддержания этики.



Заключение


Теоретическое осмысление темы исследования позволило сделать ряд выводов:

1)                Этика берет свои начала со времен Аристотеля. основой этики являются моральные нормы. Эти нормы основываются на языке, культуре и традиции страны и народа. Этика имеет также социальную основу, т.е. она является сводом лучше воспринимаемых этических норм и понятий. Понятие ценностей подразумевает те из них, которым общество или каждый индивид оказывает свое предпочтение. В полном смысле слова, этика является сводом правил которые основываются на общепринятых ценностях. Общественные ценности включают в себя такие качества, как совесть, правильность, уважение, справедливость и др.

2)                Уровень морального развития как отдельно взятой личности, так и службы в целом определяется ориентацией на гуманистические универсальные принципы справедливости: равенство человеческих прав и уважение человеческого достоинства.

3)                Основные принципы и правила поведения формируются сегодня в этических кодексах. Профессиональный этический кодекс государственного служащего есть система моральных норм, обязательств и требований добросовестного служебного поведения должностных лиц государственных органов, основанная на нравственных общепризнанных принципах и нормах российского общества и государства.

4)                Развитие социальной и профессиональной компетентности государственных служащих и их влияние на повышение профессионализма, рассматривается как один из главных факторов, обусловливающих формирование этики государственной службы.

5)                Проведенные серьезные реформы в сфере управления, изменили стиль и методы работы государственного сектора. Однако, важно обеспечить, чтобы выигрыш в действенности и эффективности работы не достигался в ущерб этике поведения. Новые методы работы государственной службы приводят к возникновению таких ситуаций, при которых необходимо самым серьезным образом учитывать возникающие этические проблемы при том, что, возможно, существует слишком мало директив и руководящих указаний по поводу того, как следует вести себя в таких ситуациях.

Путем социологического исследования государственных служащих на базе ГУ МЧС по Амурской области была дана оценка состоянию этического уровня государственных служащих, на основании чего и определилось состояние проблемы профессионально-этического уровня государственного служащего, выделена основная проблема формирования этики – это подготовка и переподготовка кадрового потенциала.

В ходе исследования было дано обоснование необходимости решения исследуемой проблемы, где главными условиями повышения этического уровня государственных служащих выступили:

1)                повышение уровня профессионально-этической компетентности руководителей государственных органов, путем подготовки и переподготовки кадров;

2)                усовершенствование системы подготовки и профессионального развития государственных служащих с использованием современных методов обучения;

Для решения этих вопросов были определены принципы поддержания этики на государственной службе. В условиях рыночных отношений принципы профессиональной этики становятся определяющими.

На основании результатов исследования даны рекомендации для обеспечения надлежащего функционирования институтов и систем, предназначенных для развития и совершенствования этики поведения на государственной службе, которые включают следующее:

1)                разработка и регулярного анализа политики, процедур, практики и институтов, оказывающих влияние на этичность поведения на государственной службе;

2)                поощрения предпринимаемых действий по поддержанию жестких норм поведения и борьбе с коррупцией в государственном секторе;

3)                включение этического аспекта в механизмы управления для обеспечения того, чтобы практика управления находилась в соответствии с ценностями и принципами государственной службы;

4)                продуманное сочетание тех аспектов систем поддержания этики, которые базируются на идеалах, с теми аспектами, которые основываются на соблюдении этических принципах;

5)                оценка влияния реформы государственного управления на этичность поведения на государственной службе;

6)                использование Принципов поддержания этики на государственной службе, приведенных в качестве эталона, призванного обеспечить действие жестких норм этики поведения.

В результате исследовательской работы предложены пути повышения профессионально-этического уровня, для чего необходимо:

1)                создать эффективный механизм подбора кадров для государственной службы, обеспечения должностного (служебного) роста государственного служащего на основе их профессиональных заслуг и деловых качеств;

2)                повысить престиж государственной службы и авторитет государственного служащего;

3)                создать систему непрерывного профессионального образования государственных служащих, совершенствовать стандарты и программы подготовки и профессионального развития кадров государственной службы на основе открытого конкурсного отбора этих программ, а также образовательных учреждений;

4)                осуществлять управление развитием профессиональных качеств государственных служащих;

5)                обеспечить обновление и плановую ротацию кадрового состава государственной службы;

6)                формировать на конкурсной основе кадровый резерв государственной службы и обеспечивать его эффективное использование;

7)                соблюдать объективность в оценке результатов деятельности государственного служащего при проведении аттестации или квалификационного экзамена.

Таким образом, решение проблемы повышения этического уровня государственных служащих, как одного из факторов повышения эффективности государственных служб заключается в следующем:

1)                Государственному служащему необходим комплекс специальных знаний и практических навыков, приобретенных в результате общей и специальной подготовки, а также опыта работы. Особенность профессиональной этики государственного служащего заключается в том, что он должны обладать знаниями особенностей соответствующей управляемой сферы.

2)                В свою очередь, повышение этики напрямую зависит от профессиональной деятеятельности государственного служащего, а от профессиональной деятельности зависит эффективное развитие государственного управления.

Таким образом, основная проблема формирования этики – это подготовка и переподготовка кадрового потенциала. Необходимость введения жестких норм, регламентирующих поведение на государственной службе, стала одной из наиболее значимых проблем. Повышение уровня этики государственных служащих, путем повышения профессиональной деятельности, формирование этических норм, путем внедрения в программы переподготовки кадрового потенциала этического кодекса, является важным условием эффективного функционирования государственной службы на благо общества

Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и рекомендации могут быть применены в практической деятельности, при разработке методов и алгоритмов формирования программ повышения этики государственных служащих.

Перспектива дальнейших аналитических исследований предполагает более глубокую проработку проблемы развития этики государственных служащих, влияющих на эффективность осуществления ими профессиональной деятельности. Предметом исследования может стать влияние этики на эффективность профессиональной деятельности государственного служащего.



Список литературы


1       Амурская область в цифрах: Статистический сборник, часть 1 /. – Б., 2007 – 142c.

2       Аверин, А.Н. Социальная политика и подготовка управленческих кадров: учеб. пособие / А.Н. Аверин. – М.: Данисов и К, 2005. – 280 с.

3       Анимица Е.Г. Трудная дорога к государственной службе // Региональное управление и кадровая политика: проблемы совершенствования государственной и муниципальной службы. Тезисы докладов межрегиональной научно-практической конференции. Екатеринбург, 1999. С. 194–197.

4       Борисов, Е.И. Прежде чем учить руководителей /Е.И. Борисов // Служба кадров. – 2007. – №1 – С. 51 – 54.

5       Букина, Н. Неформальный подход к обучению / Н. Букина // Служба кадров. – 2007. – №3 – С. 58–62.

6       Бердюгин, С. Новый обучающий проект / С. Бердюгин., Э. Макаров // Служба кадров. – 2006. – №3 С. 63 – 65.

7       Бабинцев, В.П. Региональная система развития кадров государственной и муниципальной службы/ В.П. Бабинцев // Образовательная политика. – 2006. – №4 С. 13 – 15.

8       Ботавина, Р.Н. Этика деловых отношений./Р.Н. Ботавина – М., 2001 г. – 185 с.

9       Бакштановский В.И. Профессиональная этика // Ведомости. Вып. 14: Этос среднего класса / В.И. Бакштановский, Н.Н. Карнаухов. Тюмень: НИИПЭ, 2001 – С. 154.

10  Богомолов А.С. Античная философия / А.С. Богомолов – М.: 2001

11  Губин, В.Д., Основы этики: Учебник./В.Д. Губин, Е.Н. Некрасовка – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 224 с.

12  Глазунова, Н.И. Система государственного управления: учебник для вузов / Н.И. Глазунова. – М.: Юнити – Дана, 2002. – 551 с.

13  Гренчикова, А. Подготовка молодых специалистов / А. Гренчикова, Д. Петрушова // Управление персоналом. – 2004. – №12 (98) – С. 63 – 65.

14  Гришковец, А.А. Правовое регулирование государственной службы в Российской Федерации: учебный курс/А.А. Гришковец. – М.: Дело и Сервис, 2003. – 464 с.

15  Демина, А.А. Государственная служба в странах основных правовых систем мира: Нормативные акты / А.А. Демина. – М.: Книгодел, 2004. – 560 с.

16  Дубинина, М.В. Этика в России и за рубежом // 2002 №4

17  Джордж Р.Т. Деловая этика. // Р.Т. Джордж Т. 1. С-Пб – М.: Институт «Экономическая школа», издательская группа «Прогресс», 2001. – С. 65–66.

18  Егоршин, А.П. Управление персоналом: учебное пособие для вузов. /А.П. Егоршин. – 3-е изд. – Нижний Новгород: Нимб, 2003. – 303 с.

19  Жариков, Е.С. Психология управления. Книга для руководителя и менеджера по персоналу./ Е.С. Жариков. – М., 2002. – С. 150.

20  Зубец, О.П. Профессия в контексте истории ценностей // Этическая мысль. Вып. 4 / Отв. ред. А.А. Гусейнов – М.: ИФРАН, 2003. С. 103–120

21  Игнатов, В.Г. Государственная кадровая политика и технологии ее реализации: учебное пособие к спецкурсу / В.Г. Игнатов, А.В. Слепцов. – Ростов-на-Дону.: Скагс. 2001. – 328 с.

22  Иванов, В.В. Государственное управление: Справочное пособие / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. – 2-е изд., доп. – М.: Инфра – М, 2006. – 718 с.

23  Иванов, В.П. Реформирование государственной службы: вопросы и перспективы // Журнал российского права. 2003. №5.

24  Иванов, В.Г. История этики средних веков/В.Г Иванов – М.: 2000 – 279 с

25  Игнатов, В.Г. Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность. Основы теории и организации: учебное пособие/ В.Г. Иванов. – М.: «Март»; Ростов – на – Дону: Март. 2005. – 448 с.

26  Конституция Российской Федерации. – М.: Приор, 2004. – 32 с.

27  Канке В.А. Современная этика. Учебник для вузов/ В.А. Канке – М.: 2007 – 156 с

28  Курбатова, М.Б. Подготовка резерва на руководящие должности // М.Б. Курбатова. Управление персоналом. – 2004. – №12 (98) – С. 63 – 65.

29  Капустин Б.Г. Моральный выбор в политике. / Б.Г. Капустин – М.: КДУ, 2004 – 110 с.

30  Литов С.С. Ценностные установки современных кадров государственной службы // Социальная политика и социология. – №4. – М.: 2006. – 26 с

31  Литов С.С. Государственная служба как социальный феномен // Модернизация России: социально-правовые аспекты. – М.: Курск, ООО «Учитель», 2005. – 56 с.

32  Магура, М.И. Обучение руководителей / М.М. Магура // Управление персоналом. – 2004. – №12 (98) – С. 53 – 62.

33  Немчиков, А.А. Государственная служба: справочное пособие / А.А. Немчиков, А.М. Володин. – М.: Дело и Сервис, 2002. – 384 с.

34  Оболонский, А.В. Государственная служба: учебное пособие / А.В. Оболонский, А.Г. Барабошев. – 2-е изд. – М.: дело, 2000. – 440 с.

35  Овсянко, Д.М. Государственная служба Российской Федерации: учебное пособие для студентов / Д.М. Овсянко. – М.: Юрист, 1996. – 208 с.

36  Огнев, А. Как организовать обучение руководителей?/ А. Огнев // Управление персоналом. – 2004. – №6 (94) – С. 26 – 27.

37  Попов, В.Г., Китаев В.В., Хохряков Б.С., Чевтаева Н.Г. / В.Г. Попов, В.В. Китаев – М.: Профессиональная культура 2001. – С. 154.

38  Попов, В.Г., Профессиональная культура современного российского государственного чиновника./В.Г. Попов, В.В. Китаев, Б.С. Хохряков, Н.Г. Чевтаева – М.: Екатеринбург: УрАГС, 2003. С. 58.

39  Пронкин, С.В. Государственное управление зарубежных стран: учебное пособие / С.В. Пронкин, О.Е. Петрунина. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 416 с.

40  Пищулин, Н.П. Социальное управление. Теория и практика: учебное пособие / Н.П. Пищулин. – М.: Академкнига, 2003. – Т. 1.–540 с.

41  Петров, О.А. Чему и где учиться повышать квалификацию / О.А. Петров, Л.В. Калашников // Служба кадров. – 2001. – №8 – С. 87 – 93.

42  Плечева, Н. Идем на «Кадровый прорыв»/ Н. Плечева // Служба кадров. – 2006. – №8 – С. 69–74.

43  Радченко, А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход /А.И. Радченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2001. – 720 с.

44  Сумароков, В.З. Государственное управление в современной системе организации власти: монография / В.З. Сумароков. – Краснодар: Фрегат, 2003. – 52 с.

45  Тищенко П.Д. Этические комитеты (комиссии) // Этика: энциклопедический словарь. С. 598–600.

46  Трудовой кодекс Российской Федерации. – 4 – е изд. – М.: Ось – 89, 2006. – 224 с.

47  Указ Президента Российской Федерации «О государственном заказе на переподготовку и повышении квалификации государственных и муниципальных служащих» (от 7 февраля 1995 г. №103). – М.: 2000. – 128 с.

48  Федеральный закон «Об Образовании» принят Госдумой 16.11.1997 – М.: Приор, 2003. – 45 с.

49  Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 №58-ФЗ

50  Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

51  Чистякова, Н.И. Государственная служба – проблемы формирования профессионального корпуса государственных служащих // Региональное управление и кадровая политика: проблемы совершенствования государственной и муниципальной службы. Тезисы докладов межрегиональной научно-практической конференции. Екатеринбург, 1999. С. 234.

52  Шкатулла, В.И. Настольная книга менеджера по кадрам: учебное пособие /В.И. Шкатулла. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Норма – Инфра, 2000. – 560 с.

53  Шубенкова Е.С. Внутрифирменное обучение персонала /Е.С. Шубенкова // Управление персоналом. 2004 – №20 (106) – С. 44 – 46.

54  Ярецкий В.Ю. Идейно-концептуальная основа и социально-личностные предпосылки формирования профессиональной компетентности специалиста / В.Ю. Ярецкий // Российское государство и общество в XXI в.: Контуры социального развития: Матер. студ. науч. практ. конф. 27 апр. 2006 – Воронеж: НОУ «НПИОЦ», 2006. – С. 156 – 158


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.