Для того чтобы эффективно выполнять свои функции, государственная служба
должна основываться на прочном духовно-нравственном фундаменте. Это обусловлено
самой ее природой: успешно осуществлять функцию воплощения в обществе
государственной воли возможно, только учитывая моральные основы этой воли,
общественные требования к исполнителям данной функции.
Цели государственной службы, ее ведущие принципы, нормы, требования к ее
кадрам – все содержит нравственный аспект, в решающей степени определяющий ее
направленность, ее основные доминанты /44/. Моральная атмосфера в органах
власти, нечистоплотность ответственного чиновника могут серьезно
дискредитировать любые благие намерения властей. В общественном мнении
авторитет государственного служащего справедливо связывают, прежде всего, с их
порядочностью, справедливостью /35/
Среди всех механизмов, способствующих формированию надлежащей
нравственности государственной службы, одним из наиболее действенных является,
специально разработанный нормативный Этический кодекс государственного
служащего (Кодекс административной этики) /45/.
Подобный кодекс принят в Великобритании, США, Франции, Испании и во
многих других странах. В России он не принят до сих пор. В то же самое время
еще в Ежегоднике РАГС за 1997 г. был опубликован проект Кодекса этики
государственного служащего РФ, разработанный группой специалистов из МГУ им. М. Ломоносова.
С тех пор он неоднократно переиздавался, широко использовался в учебном
процессе и, главное, послужил основой для работы над подобными кодексами в ряде
субъектов РФ и федеральных ведомств.
В 2001 г. группа депутатов (В.И. Южаков, В.А. Рыжков, Б.Е. Немцов
и др.) внесла в Госдуму законопроект Кодекса поведения муниципальных служащих
РФ. В нем был полностью проигнорирован проект Кодекса, разработанный в нашей
Академии, он содержал ряд принципиальных ошибочных положений и неточностей. Его
авторы исходили из того, что это, прежде всего нормативно-правовой и в чем-то
общетеоретический документ. Отсюда – императивность требований к государственному
служащему, соответствующий стиль, юридические и абстрактно-специфические
термины («ненадлежащая выгода», «коррупционно опасное поведение» и т.д.).
Кодекс же поведения, как подтверждает мировая практика и история нашей страны,
это, прежде всего совокупность конкретных социально-духовных, нравственных
принципов, образцов поведения людей, перечень и обоснование тех моральных норм,
которые необходимы им на практике для того, чтобы в полной мере соответствовать
своей профессии /51/.
На проведенном в 2002 г. ученом совете РАГС данный проект Кодекса в
присутствии его авторов был подвергнут серьезной критике. Его новый вариант во
втором чтении в 2003 г. был, справедливо отвергнут Государственной думой.
Таким образом, и сегодня у нас нет подобного этического кодекса, когда
проблема формирования должной морали государственных служащих стоит с особой
остротой. Необходимо четко разделять требования административных, уголовных
кодексов, законов, нормативных документов к должностным обязанностям, поведению
государственного служащего и общественные требования к ним. Этический кодекс не
является административно-правовым документом, невыполнение его норм не влечет
за собой какого-либо административного или тем более, уголовного наказания государственного
служащего.
Этический кодекс государственного служащего есть система моральных норм,
обязательств и требований добросовестного служебного поведения должностных лиц
государственных органов, основанная на нравственных общепризнанных принципах и
нормах российского общества и государства./51/
В силу того, что в кодексе собраны воедино и систематизированы
общественные требования к нравственности государственного служащего, кодекс:
1)
служит основой для формирования содержания должной морали в сфере
государственной службы;
2)
призван помочь государственному служащему правильно ориентироваться в
сложных нравственных коллизиях, ситуациях, обусловленных спецификой его работы;
3)
является важным критерием для определения профессиональной пригодности
человека к работе в сфере государственной службы;
4)
выступает как инструмент общественного контроля над нравственностью государственного
служащего.
Этический кодекс государственного служащего призван содействовать
укреплению авторитета государственной власти, доверия граждан к институтам
государства, обеспечить единую нравственно-правовую основу для согласованных и
эффективных действий всех государственных структур, противодействовать падению
нравственной культуры в обществе /51/.
Государственный служащий объективно выступает одновременно как
должностное лицо, занимающее определенное место в служебной иерархии, как
общественный деятель, оказывающий влияние на развитие социальных и
экономических процессов, как наемный работник, зачастую как руководитель
персонала и работодатель, а также как частное лицо /13/.
Эти роли могут вступать в противоречие друг с другом, следствием чего
являются нравственные дилеммы и конфликты, которые не всегда имеют однозначное
решение. Этический кодекс призван помочь государственному служащему правильно
разобраться в подобных ситуациях.
В Этическом кодексе нельзя предусмотреть всех коллизий, возникающих в
практической деятельности государственного служащего. Правила Кодекса не
заменяют личного нравственного выбора, позиции и убеждений государственного
служащего, его совести и ответственности.
Государственная служба не является привилегией. Гражданин, поступая на государственную
службу, добровольно ограничивает некоторые свои права, в частности, право на
критику, предпринимательскую деятельность, избирательные права и др. Это
обусловлено тем, что этические нормы государственного служащего являются более
строгими, чем нравственные нормы граждан, не занятых в сфере государственной
службы. Высшие должностные лица, госслужащие любого уровня объективно наделены большей
властью и полномочиями.
Этические требования становятся более строгими, и ответственность тем
больше, чем выше статус государственного служащего./51/
Возможны разные формы функционирования Этического кодекса: в виде
присяги, принимаемой человеком при приеме на государственную службу, в виде
особого документа, с которым он обязан ознакомиться и который хранится в его
личном деле, и т.д.
Действия ряда норм и требований Кодекса распространяются на определенное
количество лет (по усмотрению принимающего его субъекта) после оставления
человеком государственной службы (переход на работу в коммерческую организацию,
ранее связанную с ним служебными отношениями; получение от подобных организаций
каких-либо подарков, льгот, услуг; использование в личных интересах
конфиденциальной или служебной информации и т.д.).
Общественный контроль над соблюдением государственными служащими должной
морали осуществляется посредством обращения граждан в соответствующие,
предусмотренные законом, государственные органы, через специально созданные для
этого объединения граждан, через политические и другие общественные
организации, средства массовой информации. Нравственным долгом и
профессиональной обязанностью государственного служащего является стремление к
постоянному совершенствованию, к росту своих профессиональных навыков, своей
квалификации, к получению новых знаний/37/.
Таким образом, профессиональный этический кодекс государственного
служащего есть система моральных норм, обязательств и требований
добросовестного служебного поведения должностных лиц государственных органов,
основанная на нравственных общепризнанных принципах и нормах российского
общества и государства.
2. Этика государственного служащего
2.1 Государственные служащие как
социально – профессиональная группа
В России «государственные служащие» традиционно рассматривается, прежде всего,
как чиновничество – группа должностных лиц, обладающих особым
социально-правовым статусом и местом (рангом) в иерархии государственных
организаций. В советский период функционировала в органах власти и в обществе
группа государственной бюрократии. Группы государственных служащих не
существовало. Поэтому сегодня она как особая социально-профессиональная
общность в нашей стране находится еще в стадии формирования /34/.
Государственные служащие предстают в виде разновидности бюрократической
общности чиновников, члены которой осуществляют на профессиональной основе
публичную, имеющую опосредованно или непосредственно властную, управленческую
природу, социально-обслуживающую деятельность. Эта деятельность может быть
представлена как совокупность конкретных видов профессиональных услуг,
осуществляемых государственными служащими по отношению к населению в
соответствии с полномочиями /34/.
Особенность социально-профессиональной группы государственных служащих
состоит в том, что она имеет единую ментальную основу (бюрократическое
сознание) и разные праксеологические характеристики. Ведь среди служащих
находятся инженеры, менеджеры, экономисты, юристы, т.е. представители различных
профессий.
Большинство современных государственных служащих не имеет образования по специальности,
поэтому можно говорить не только о профессиональной адаптации на новом месте
работы, но и о вторичной профессиональной социализации, которая обычно
происходит в процессе профессионального обучения. Для служащих органов власти,
впервые поступивших на службу, эти процессы совпадают по времени: отсюда
вытекает необходимость профессионального переобучения этой категории служащих
для ускорения процессов профессиональной социализации и адаптации. Исследование
становления группы государственных служащих направлено, прежде всего, на
повышение эффективности и оптимизацию первичного структурного звена всей
управленческой системы российского социума – системы государственной службы /34/.
Профессии дифференцируются в зависимости от степени сложности и ответственности
выполняемой работы и отражающимся в общественном сознании в виде престижа
профессии: на простые и сложные, низшие и высшие, или на занятия, с одной
стороны, и собственно профессии, с другой стороны. Подобное разделение имеет
глубокие основания в самой структуре, генезисе, а стало быть, и в
функционировании профессии. Оно помогает, исходя из задач нашего исследования,
обосновать правомочность конструирования профессии (группы профессий),
связанной с государственной службой. Профессия (профессии) государственных
служащих носит синтетический, комплексный характер. Она (они) включает такие
институционально оформленные виды жизнедеятельности людей, как
информационно-аналитическая, консультативная, прогностическая, проективная,
административно-распорядительная, организационно-регулятивная, коммуникативная
деятельность и др. /37/.
В содержании профессии государственных служащих в первую очередь находит
отражение совокупность квалификаций ряда специальностей как интегральных
характеристик родовых видов трудовой деятельности. Они соответствуют тем формам
вопросов, которые приходится решать государственным служащим. К ведению органов
государственной власти субъекта РФ относятся вопросы социальной поддержки и
социального обслуживания социально уязвимых категорий населения, пожилых людей,
инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации /25/.
В процессе профессиональной социализации личность осваивает
профессиональные связи и отношения, определяемые нормами и стереотипами
профессиональной культуры, символическими профессиональными образами,
социальной ролью, социально-психологическим климатом профессионального
пространства. Профессиональная социализация (включающая целый ряд
взаимосвязанных этапов и состояний индивида) выступает в качестве важнейшего
фактора формирования личности работника, его социально-профессиональной
мобильности. Профессиональная социализация выступает процессом ориентации,
выбора, освоения и реализации индивидом своих сущностных сил в рамках
конкретного профессионального занятия. В результате профессионализации и
включения людей в профессиональные группы социализационный процесс приобретает
в основном коррекционный характер. Это в полной мере относится к
профессиональной социализации лиц, осваивающих профессию (профессии) государственных
служащих /25/.
В процессе профессионализации, включения в профессию (профессии)
государственных служащих в жизнедеятельности личности формируется устойчивая
профессиональная ориентация, выбор профессии. В ходе получения
профессионального образования закладываются основы профессиональной
квалификации, а следовательно, и профессиональной компетентности. Интеграция в
профессиональное сообщество при поступлении на работу и осуществлении
профессиональной карьеры сопровождается профессиональной адаптацией работника
на каждом из ее этапов. Социальная компетентность помогает чиновнику
осуществлять свою профессиональную деятельность в рамках институциональных
отношений, взаимосвязанных с административными требованиями, должностными
обязанностями, вытекающими из специфики муниципального органа, учреждения,
статусной иерархии. В то же время социальная компетентность государственного
чиновника испытывает обратное влияние институциональных особенностей его
профессиональной деятельности /25/.
Развитие социальной компетентности государственных служащих и его влияние
на повышение их профессионализма рассматривается нами как один из главных
факторов, обусловливающих эффективность государственной службы. В то же время,
очевидно, что без экономической составляющей эффективность этой службы будет
неполной, поскольку в основе функционирования системы положен хозяйственный
механизм /2/.
Специфика влияния социальной компетентности государственных служащих на
их профессионализм связана с реализацией групповых интересов граждан путем
организации работы субъектов хозяйственной деятельности в рамках социальной и
экономической инфраструктуры территории. Профессионализм чиновника основывается
на полном и глубоком знании законодательства, регулирующего хозяйственную
деятельность собственника, а также на его менеджерском,
организационно-регулятивном опыте. Без социальной компетентности чиновников
сложно говорить о создании надежной системы государственной службы, решения
важнейших вопросов стратегического развития социально-политических институтов,
формирования пирамиды общественной власти и многогранной структуры общественных
отношений /2/.
Социальная компетентность государственных служащих также является
важнейшим детерминантом становления и развития их сознания и поведения.
Складывается нормативно-правовая база работы государственных служб.
Определились в основном главные элементы системы этих служб.
Таким образом, развитие социальной и профессиональной компетентности
государственных служащих и их влияние на повышение профессионализма,
рассматривается как один из главных факторов, обусловливающих формирование
этики государственной службы.
2.2 Особенности этики государственного
служащего
Актуальным сегодня становится переход от различных форм профессиональной
подготовки к совершенствованию ее содержания, в том числе и этики. В
современном обществе постоянно возрастает внимание к вопросам этики государственных
служащих. Это обусловлено все более выраженной зависимостью перспективы
развития человеческой цивилизации от тех моральных принципов и норм, которыми
служащие руководствуются в своей деятельности /54/.
Проблемы этической регламентации деятельности государственных служащих
сегодня являются предметом рассмотрения особой науки – биоэтики, в рамках
которой разрабатываются основы моральной регламентации взаимоотношений государственной
службы и общества.
Этика государственного служащего находится под влиянием нравственных
регуляторов. Вместе с тем, этическая модель действия государственного служащего
не может быть простым следствием влияния общих регуляторов. Государственная
служба как один из центральных элементов социального управления оказывает
существенное влияние на форматирование элементов общественной системы /54/.
Другими словами, государственный служащий в силу своего положения задает
нравственную модель поведения. Таким образом, этические регуляторы действия государственного
служащего, с одной стороны, объективно отражают сложившуюся общественную
нравственную систему, а, с другой стороны, влияют на нее «только усвоенные и
творчески переработанные муниципальными служащими совокупные нравственные и
эстетические ценности, значительно превышающие установленные в каждом обществе
жизненные стандарты, позволяют ему занимать подобающий его личности статус».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|