Этика и этикет государственного служащего: особенности и проблемы
ДИПЛОМНАЯ
РАБОТА
на
тему:
«Этика
и этикет государственного служащего: особенности и проблемы»
Введение
Обращение к основным этапам развития этики обусловлено
как важностью нравственной проблематики в истории человеческой культуры,
уважением к прошлому, так и стремлением разобраться в существе
морально-этической проблематики на уровне современных знаний. История этических
идей демонстрирует, как складывается круг этических вопросов, как изменяются
способы их постановки и подходы к их решению, как углубляется понимание природы
морали, ее назначение, функции в жизни и закономерность развития.
В современных условиях наблюдается особый интерес к этике – этой
старейшей и вместе с тем неповторимо молодой отрасли философского знания. И это
не случайно. Развитие России по направлению к демократическому правовому
государству, регулирование всех ее социальных структур, невозможно без
утверждения этики.
Это открывает возможности для выработки научных подходов к анализу
состояния кадров государственных служб: критериев, методов процедур оценки
качеств работников, требований, предъявляемых государственному служащему.
Однако в государственных органах власти и управления до сих пор отсутствуют
технологии оценки кадров, на основе которых можно было бы определить этический
уровень руководителя и специалиста.
Этика как разновидность духовно-теоретической деятельности отделяется от
стихийно формирующегося нравственного сознания масс и становиться способом
теоретического рассмотрения практических нравственных проблем, встающих перед
человеком в обыденной жизни: что есть добро и зло? как следует жить? К чему
следует стремиться и чего избегать? в чем состоит назначение человека и имеет
ли жизнь смысл? Практические жизненные вопросы осмысляются этикой как учением о
природе добра и зла, идеала и долга, принципов и норм поведения человека,
назначения и смысла его жизни.
Но для того, чтобы убедительно обосновать ответы на эти важнейшие смысло-жизненные
и нормативные вопросы, этика стремилась постичь природу морали и человека,
источник и содержание нравственного долженствования, сущность моральных
ценностей.
Таким образом, в развитом виде этика состоит из:
1)
теоретической части – учение о морали, ее происхождении, сущности и
функциях
2)
практической части – нормативной этики, формулирующей цели и принципы
человеческой жизни.
Важная роль в становлении нового типа российской государственной службы,
принадлежит так называемому мотивационному ресурсу государственного служащего –
нравственных убеждений и принципов поведения, которые будут способствовать
воспитанию и формированию этических ценностных ориентаций и высокой
нравственности.
Вопросы этики государственного служащего постоянно продолжают возникать.
Это означает, что территория еще не исследована, что существуют различные,
частично конфликтующие точки зрения о её задачах, что терминология не ясна и
лишена единства, и что – это еще важнее – не ясны также измерения оценки
научного качества приведения доказательств.
Актуальность темы исследования определяется
потребностью в изучении этики и этикета государственного служащего как одного
из важнейших факторов, влияющих на эффективность работы государственной службы
Объектом исследования являются государственные служащие ГУ МЧС по
Амурской области
Предметом исследования выступают этика и этикет государственного
служащего (на примере ГУ МЧС по Амурской области)
Цель исследования заключается в определении особенностей и проблем этики,
определении путей совершенствования формирования этических норм
государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной
службы.
Цель исследования реализуется на основе решения следующих задач:
1)
Проанализировать историко-философскую и современную научную литературу с
целью:
-
изучить исторический аспект этики
-
дать определение понятию «этика»
-
выделить ее структурные элементы
2)
Охарактеризовать современное состояние этики государственного служащего
3)
Проанализировать принципы профессиональной и социальной компетентности государственного
служащего.
4)
Проанализировать особенности и проблемы формирования этики государственного
служащего
5)
Определить пути совершенствования формирования этических норм
государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной
службы.
Методологической основой исследования послужили научные труды
специалистов в области изучения этики и особенностей ценностей этической
культуры. Исторический контекст становления этики, в работах В.П. Безобразова,
Л.А. Велихова, А.Д. Градовского, Б.Н. Чичерина и др.
Базой исследования послужили: материалы официальных и специальных
статистических источников, в том числе материалы социальной статистики,
официальные материалы государственных органов и ведомственных изданий
Российской Федерации; информация, опубликованная в разовых и периодических
изданиях, в том числе научных.
В исследовании принимали участие государственные служащие ГУ МЧС ПО
Амурской области количестве 60 человек. Исследование проводилось анонимно, с
полного согласия респондентов
Для решения поставленных задач был использован метод анализа научной,
исторической и современной литературы по данной проблеме. Анкетирование
респондентов и опрос респондентов.
1. Этика как явление: теоретические аспекты
1.1 Исторический аспект этики
Этика относится к древнейшим наукам, и возникла на рубеже 5–4 вв. до н.э.
Официально её родоначальником считается Аристотель. Он образовал понятие
«Этический» (добродетельный), отсюда произошло название науки – этика. Слово
этика происходит от древнегреческого слова этос – дом, очаг, (во времена
Гомера, 7 в. до н.э.), а позднее: нрав, обычай, характер /10/.
Нравственная деятельность направлена на самого человека, на развитие
заложенных в нем способностей, особенно его духовно-нравственных сил, на
совершенствование его жизни, на реализацию смысла своей жизни и назначения. В
сфере деятельности, связанной со свободой воли, человек выбирает личности,
сообразующей свое поведение и образ жизни с нравственным идеалом, с
представлениями и понятиями о добре и зле, должном и сущем. Этим Аристотель
определил предмет науки, названной им этикой /10/.
Развитие этической мысли проходило в три этапа./20/
Первый этап в развитии этической мысли связан с распадом родоплеменного
строя и осмыслением человеком себя как личности, как «Я», выделенного из общего
целого. /20/
Второй этап – классический этап в развитии античной этики начался с деятельности
Демокрита (5 – 4 вв. до н.э.), который первым начал выражать философские и
этические идеи в системе специальных понятий. Главной его заслугой является
попытка сформулировать критерий, по которому можно разделить добро и зло. В
качестве такого критерия он выделил удовольствие – не в обиходном смысле слова,
– а удовольствие как философский термин. /20/
Следующей фигурой в классическом периоде развития этики является Аристотель.
В отличие от Демокрита, Аристотель большее внимание уделял проблемам
самовоспитания (а не воспитания). Он отмечал, что в процессе самовоспитания
человек практически абсолютно свободен, ибо выбор поступка – это результат его
индивидуальных размышлений.
Школа «Софистов» (софия – мудрость). После Демокрита они продолжили
разработку проблем воспитания и оставили нам в наследство 2 главных положения:
1)
Идея о трехступенчатой системе воспитания (семья, школа, воспитание через
право).
2)
Единство нравственного и художественного воспитания. Идея, о сращивании нравственного
и художественного воспитания, использовалась, прежде всего, в разработке духовных
ценностей государства, в символике, в представлении образцов требуемого поведения
и т.д.
Поздний этап – период значительного ослабления античных государств. В
этот период этика из единого древа распадается на ряд течений: гедонизм,
скептицизм, стоицизм и др./20/
Эпикур (древнегреческий философ) – певец удовольствия, создатель концепции
гедонизма. Эпикур впервые сформулировал положение о разумности, рациональности
человеческих потребностей (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Рациональность человеческих потребностей
В процессе воспитания каждый человек должен пройти через систему
ограничения потребностей, тогда он будет знать, что для полноценного,
достойного существования нужно очень немного, и оно вполне достижимо
собственным трудом. Тогда, если человек лишится возможности удовлетворять две последние
группы потребностей – это не будет для него трагедией. Это положение Эпикура
взято на вооружение всеми элитными школами (Смольный институт и др.) – холодные
обливания, простая одежда и т.д./20/
Под этикой понимается совокупность норм, принципов, идеалов, а также форм
практического поведения и механизмов, способствующих их передаче (ритуалы,
обычаи, обряды, традиции и т.п.). Термин «этика» здесь употребляется в смысле «мораль»,
скорее всего, такое словоупотребление связано со спецификой формирования профессиональной
морали и тем, что с ранних этапов её становления многие нормы фиксировались в
письменной форме, вводились в право, поддерживались благодаря различным
профессиональным предписаниям./24/
Становление норм этики относится к периоду раннего рабовладельческого
общества, когда стали оформляться первые относительно массовые профессии. Однако
прошло длительное время, пока в рабовладельческом обществе Древней Греции начали
складываться первые прообразы будущих профессиональных моральных кодексов. Едва
ли не первая клятва на верность профессии появилась в среде людей, призванных
служить человеку. /24/
Мораль первоначально складывается в среде профессий, представители которых
непосредственно при выполнении своего профессионального долга контактировали с людьми:
врачи, учителя, воспитатели, политики, писцы, жрецы, служители при храмах и
т.п. В этих контактах они могли оказывать воздействие на физическое и моральное
состояние людей, причинить им вред, дестабилизировать общественную обстановку. Количество
норм в первых этических кодексах было невелико. Они затрагивали наиболее общие аспекты
профессиональной деятельности, многие из них носили описательный характер и не достигали
степени всеобщей абстракции, как это имело место в более поздние периоды
оформления моральных норм.
Второй этап в развитии профессиональной морали наступает в эпоху позднего
средневековья, к этому послужило несколько причин./24/ Прежде всего, укрепление
государственности и складывание норм абсолютистской власти, что предопределило
становление и укрепление таких социальных институтов как армия, церковь,
государственная служба. Во-вторых, бурный рост городов в средневековой Европе, который
породил к жизни обособление профессий, обслуживающих население и поставил людей
в зависимость от труда друг друга. Новый этап в развитии профессиональной морали
ознаменовался формированием нескольких тенденций:
1)
значительно расширился круг профессий, в отношении которых формировались
нравственные требования, в основном за счёт профессий, которые контактировали с
населением не напрямую, а через результат своего труда.
Яркими свидетельствами данного процесса являются кодексы ремесленных
цехов (уставы), которые включали в себя требования к выполнению определённых
нравственных обязательств.
2)
Нормы внутри профессиональных нравственных кодексов стали делиться на
две ярко выраженные группы: нормы и принципы, определяющие общение и отношения внутри
профессии и нормы, определяющие отношения представителей профессии с остальным населением.
Данное деление было вызвано тем, что к этому моменту люди оценили то, насколько
оценка и признание их труда зависит от особенностей труда, поведения и отношения
к профессии их коллег по ремеслу. Это связано с тем, что в Западной Европе в
это время бурно развивались города, торговля, поэтому люди, покупая товар,
меньше всего думали о личности изготовившего этот товар. Прежде всего, новые
моральные нормы были обращены на обеспечение должного качества труда и
производимых изделий всеми членами профессионального братства, затем ряд норм
определял специфику общения между людьми одной профессии, для создания
благоприятной обстановки в труде и в реализации результатов своего труда всеми
членами профессионального сообщества. Ремесленники одной профессии жили на
одних улицах (например, улица гончаров, сапожников, и т.д.), и им было строго
запрещено завлекать разными способами того клиента, с которым уже
договаривается их коллега /24/. Также на витрине можно было выставлять только
свою продукцию, без приукрашивания её различными способами и без других,
отвлекающих внимание вещей. Впоследствии эти моральные требования, складывающиеся
внутри профессий, составят с одной стороны основы служебной этики, а с другой
лягут в основание формировавшейся корпоративной этики со всеми её
положительными и негативными чертами /24/.
3)
Стали складываться моральные нормы, а впоследствии и кодексы таких
социальных институтов, как армия, церковь, медицина и др.
Эти нормы объединяли едиными нравственными требованиями людей, чья деятельность
уже не могла определяться только как профессия. Например, в армии есть
пехотинцы, артиллеристы, кавалеристы и другие воинские профессии; в медицине –
врачи, сиделки, медсёстры и пр. По мере укрепления государств значимость
социальных институтов в жизни общества возрастала, усиливалось их влияние на
общественные отношения, причём зачастую господствующая в этих социальных
системах мораль воздействовала не только на отношения внутри государств, но и
на международные отношения, представляя и характеризуя свои страны в глазах
других народов. Примером могут служить нравственные основы деятельности армии
или государственного аппарата.
Третий период в развитии этики наступает в XX веке, вернее в его второй
половине. Он отражает реалии современной цивилизации – высочайший уровень развития
науки, формирование единой мировой системы хозяйства и мировых систем
коммуникаций, высочайший уровень кооперации в процессе производства, всё возрастающий
уровень техногенной опасности существованию каждого отдельного человека и Земли
в целом./24/
Вторым важным фактором, влияющим на дальнейшую дифференциацию норм
профессиональной морали, являются происходящее углубление специализации не
просто в рамках профессии, а в её отдельных направлениях.
Таким образом, этика берет свои начала со времен Аристотеля. В русле философских
течений высказывание этических идей выражалось в чувственно – образной форме,
большое внимание уделяется описанию и осмыслению сложившегося практического
поведения. Во второй половине ХХ века происходящая непрерывно дифференциация норм
профессиональной морали привела к тому, что практически не осталось профессий,
которые не имели бы в рамках своей деятельности специальных нравственных требований.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|